Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2015 в 07:09, контрольная работа
Понятие личности юриста, ее структура, содержание и другие, связанные с личностью проблемы, широко обсуждаются в философской, правовой, социологической и психологической литературе. Личность юриста – это субъект, который осуществляет профессиональную юридическую деятельность, затрачивая на нее физические и психические усилия, собственное время, переживая успехи и неудачи, преследуя те или иные, благородные или не всегда благородные цели.
Введение …………………………………………………………………….....… 3
Психолого-педагогические особенности деятельности юриста ……........ 4
Отличие юридической деятельности от других профессий ………...……. 9
Заключение …………………………………………………………………...… 11
Список использованной литературы ………………………………..……...… 12
Оглавление
Введение ……………………………………………………………………....
Заключение …………………………………………………………………...… 11
Список использованной литературы ………………………………..……...… 12
Введение
Понятие «юрист» сформулировано профессором С.С. Алексеевым: «юрист – это специалист, сведущее лицо в юриспруденции, обладающее профессиональными (фундаментальными и специализированными) правовыми знаниями и умеющее применять их в практической деятельности».
Понятие личности юриста, ее структура, содержание и другие, связанные с личностью проблемы, широко обсуждаются в философской, правовой, социологической и психологической литературе. Личность юриста – это субъект, который осуществляет профессиональную юридическую деятельность, затрачивая на нее физические и психические усилия, собственное время, переживая успехи и неудачи, преследуя те или иные, благородные или не всегда благородные цели.
Личность юриста понимается и как личность человека, обладающего определенными качествами или свойствами, которые так или иначе отражаются на его деятельности в качестве профессионала, на его профессиональном труде, служебном и внеслужебном профессиональном поведении.
Лишь постоянное обсуждение проблематики личности юриста позволит обществу совершенствовать его профессиональную деятельность, удовлетворяя свои разумные интересы. [5, с. 53 – 54]
Психолого-педагогические особенности деятельности юриста
Психологии принадлежит значительное место в организации всех видов человеческой деятельности. Закономерности психики индивида во многом определяют не только его способность участвовать в общественном труде, выполняя при этом самые различные функции в зависимости от должностных или личных устремлений, но и возможности осуществлять свою работу в соответствии с избранной профессией. Исследуя закономерности психической деятельности человека в связи с его профессиональной принадлежностью (в силу необходимости или по призванию), мы выясняем ее особенности, которые способствуют, с одной стороны, познанию организационных основ выполняемых индивидом профессиональных функций, а с другой – совершенствованию организации этой деятельности.
Деятельность юриста связана с поведением людей в сфере общественных отношений. В связи с этим в его деятельности многое зависит от личностных качеств юриста, от педагогических способностей, от умения устанавливать и поддерживать контакты с людьми, от знания основ психологии, в частности, юридической психологии. Юридическую деятельность нельзя вести без знания психологии преступного поведения и личности преступника, судебной психологии и педагогики, психологии лиц, отбывающих наказание в местах лишения свободы, то есть без профессиональной психологической подготовки. Кроме того, от юриста требуются знания управленческой психологии и педагогики.
Исследование психологической деятельности позволяет выделить профессионально необходимые психические свойства лиц, участвующих в юридической работе. Среди них можно назвать: творческое мышление, коммуникабельность, волевые качества, организаторские способности, способность противостоять отрицательным эмоциям.
Творческое мышление характеризуется поиском нестандартных путей установления истины и отдельных обстоятельств в условиях, когда информация о каком-либо событии отсутствует или ограничена. Творческое мышление связано с обнаружением доказательств, выявлением их причинного отношения к преступлению, выдвижением версий – моделей происшедшего события. Оно характерно для ситуаций, вытекающих из гражданско-правовых споров, где установление отдельных фактов не укладывается в рамки стандартно-логических решений. Творческое мышление приобретается в процессе осуществления всех видов правоохранительной деятельности, где разнообразие ситуаций, их конфликтный характер, отсутствие достаточной информации стимулируют развитие воображения, обеспечивая тем самым необходимую активность следователя, судьи и других юристов на всех этапах установления истины по делу.
Разумеется, творческий подход к разрешению жизненных ситуаций должен осуществляться в рамках права.
Творческий характер профессии юриста неразрывно связан с самостоятельностью и независимостью в принятии решений. В какой бы должности не работал юрист, он, прежде всего, является правоведом и должен руководствоваться нормами права, разрешать дела и вопросы самостоятельно, руководствуясь своей совестью и правосознанием. На защите независимости юриста стоит закон. Так, следователь обладает процессуальной независимостью, судьи независимы и подчиняются только закону.
Разумеется, мера самостоятельности зависит от вида работы и занимаемой юристом должности. Самостоятельность выражается, прежде всего, в оценке ситуации и в применении права, подчинении юриста закону. Эта черта профессии нередко требует от юриста мужества и стойкости, чтобы не поддаться давлению со стороны. Юрист не может даже при нахождении в служебном подчинении действовать вопреки закону. Самостоятельность как черта профессии юриста органически связана с его ответственностью. Юрист всецело несет ответственность перед законом за свои действия и принимаемые им решения.
Коммуникабельность – это способность человека устанавливать психологический контакт при обращении с различными возрастными и социальными группами лиц. Установление психологического контакта, иначе именуемого эмоциональным контактом, - важное условие любого общения и тем более такого, целью которого является получение информации, необходимой для принятия решений в конкретных ситуациях. Коммуникабельность того или иного лица может быть природной, обусловленной свойствами характера и темперамента, однако чаще всего ее нужно воспитывать и развивать. Юридическая деятельность во всех своих проявлениях связана с общением с людьми. Причем нередко в экстремальных условиях. И функция общения выступает на первый план, преследуя разнообразные цели. Поэтому юристу необходимо знать способы установления психологического контакта и использовать их в своих целях для получения оптимальных результатов. Именно выбор инструментов межличностных коммуникаций, овладение их примерами в значительной степени определяют успех межличностного взаимодействия юриста.
Творческий характер профессии юриста неразрывно связан с такими волевыми качествами, как самостоятельность, независимость в принятии решений. В какой бы должности юрист не работал, он, прежде всего, является правоведом и должен руководствоваться нормами права, разрешать дела и вопросы самостоятельно, руководствуясь своим правосознанием. Самостоятельность выражается в независимости юриста в оценке ситуации и в применении права, подчинении юриста закону. Самостоятельность как черта профессии юриста органически связана с его ответственностью. Он всецело несет ответственность перед законом за свои действия и принимаемые решения.
Организаторские способности. Юрист по роду своей деятельности выступает в той или иной степени в качестве организатора, руководителя по реализации правовых норм, лица, воздействующего на поведение людей с целью соблюдения и исполнения ими законов.
Юридическая работа – это работа, связанная с людьми. Она требует установления контактов и взаимосвязей между разными органами, учреждениями, объединениями граждан. Кроме того, многие юридические должности в силу своего правового статуса относятся к числу руководящих, например, прокурор района, председатель районного суда, заведующий юридическим отделом предприятия, другие юристы-руководители, возглавляющие коллективы.
К юристу-руководителю в полной мере относится требования, предъявляемые к руководителю – умение разбираться в людях, организаторское чутье, практический опыт, распорядительность, общительность, способность привлекать к себе людей, сильная воля, профессиональный и моральный авторитет, умелый подход к подчиненным, знания основ науки управления и научной организации управленческого труда.
Юрист-сотрудник органов внутренних дел также должен обладать организаторскими навыками, постоянно стремиться к новому, обладать умением оказывать положительное воздействие на людей, высокой работоспособностью, уметь действовать четко и решительно в нетипичных экстремальных ситуациях, обладать способностью переключаться с одного вида работы на другой, уметь сосредоточить свои усилия на главном, твердо и неуклонно доводить дело до конца.
Способность противостоять отрицательным эмоциям. На практике негативное воздействие юрист испытывает нередко, когда:
а) от него требуют принятия незаконных решений либо внушают мысль об их выгодности;
б) пропагандируется возможность и неизбежность некачественного труда, пренебрежение интересами граждан, страх перед преступниками, обосновываемый тезисом о всесилии «мафии», невозможности борьбы с ней;
в) работа юриста блокируется грубостью, пустыми придирками вышестоящих лиц и т.д.
В этих случаях к общим инструментам межличностных отношений юрист должен добавить специальные приемы разрешения (снятия) конфликтов. Это – умение прояснить противоречия позиции источника негативного воздействия праву; укрепить собственную позицию правовыми аргументами; интеллектуально нейтрализовать неверные аргументы путем выявления их смысла. Теория не обеспечивает возможности избавления от негативного воздействия, но понимание механизма и целей позволяет сохранить собственную индивидуальность и противостоять отрицательным эмоциям. [5, с. 59 – 61]
Отличие юридической деятельности от других профессий
Правовое регулирование всей профессиональной деятельности отличает юридический труд от других профессий и постепенно накладывает свой отпечаток на личность каждого юриста. Вся деятельность следователя, прокурора, судьи, адвоката, нотариуса и т.д. при всей ее сложности и разнообразии всегда протекает в рамках правового регулирования. Уже при планировании своей деятельности каждый юрист мысленно производит сопоставление своих будущих действий с нормами действующего законодательства, регламентирующими эти действия.
Для большинства юридических профессий характерна высокая эмоциональность труда. При этом в ряде случаев деятельность сопровождается отрицательными эмоциями, необходимостью их подавлять, а эмоциональная разрядка бывает отсрочена на сравнительно большой период времени.
Юридическая деятельность – это деятельность, связанная с нормами права, и отдельные ее виды в самом названии содержат это основное понятие: правоприменительная деятельность, правоохранительная деятельность, правозащитная деятельность и т.д. Юридическая деятельность представляет собой требующий большого напряжения, терпения, знаний и высокой ответственности труд, основанный на строжайшем соблюдении закона.
Для большинства юридических профессий характерной чертой является организационная сторона деятельности, имеющая два основных аспекта:
В уголовном судопроизводстве поиск истины – процесс творческий, поэтому следователю прокурору, судье, адвокату необходимы чуткость, внимание, человечность, умение проникнуть во внутренний мир человека и т.д.
Психологический анализ профессиональной юридической деятельности позволяет выделить ряд этапов, через которые происходило движение к конечной цели – установлению истины. В этой деятельности отмечаются следующие стороны: познавательная, коммуникативная, конструктивная, организационная, удостоверительная, воспитательная.
Коммуникативная деятельность заключается в получении необходимой информации в процессе общения. Особенно большой удельный вес эта деятельность имеет при допросах, а также в деятельности адвокатов, оперативных работников.
Организационная деятельность заключается в волевых действиях по реализации и проверке рабочих версий и планов. Она подразделяется на два аспекта: самоорганизованность и организация людей в коллективном решении профессиональной задачи.
Удостоверительная деятельность – приведение всей полученной информации по делу в специальную, законом предусмотренную форму (постановление, протокол, приговор и т.д.) [7, с. 129 - 132]
Заключение
Вся профессиональная деятельность, которую осуществляет юрист, во многом носит психолого-педагогическую направленность. Ведь юридическая профессия носит глубоко социальный характер. И это характеризуется тем, что юрист, по долгу своей профессиональной деятельности, связан с множественностью социальных связей и непосредственным повседневным разрешением тех жизненных ситуаций, которые возникают во всех сферах жизнедеятельности людей. Юрист непосредственно связан с поведением людей в сфере отношений, которые регулируются правом. И очень часто юрист становится своеобразным педагогом-воспитателем или же арбитром во взаимоотношениях людей. В своей работе юристу приходится вникать в весьма интимные взаимоотношения людей, пытаться разобраться в их сложных душевных состояниях, иметь дело с человеческими страстями, разрешать различного рода конфликтные ситуации, прибегая к знаниям психологии. Следует отметить, что в рамках правовой работы очень многое зависит от тех личностных качеств, которыми обладает юрист, от его педагогических способностей, от его знаний в области психологии, а также от того, насколько хорошо юрист умеет устанавливать и поддерживать контакты с людьми.
Информация о работе Психолого-педагогическая направленность деятельности юриста