Пути повышения правовой культуры и правомерного поведения личности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2013 в 22:54, реферат

Описание работы

Предпосылки создания правового государства начались еще в перестроечные времена. Последующие годы существования нового российского государства ознаменовались, с одной стороны, дальнейшим продолжением демократических реформ, а с другой стороны- появлением социальных тенденций, свидетельствующих о нестабильности развития общества, таких как:
•снижение уровня правосознания и правовой культуры в целом у населения;
•снижение уровня гарантированности прав и свобод;
•нарушение баланса власти, при которой президент обладает большими полномочиями, чем может гарантировать закон

Содержание работы

1.ОСОБЕННОСТИ СОВРЕМЕННОЙ РОССИЙСКОЙ ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ И ПРАВОВОГО ПОВЕДЕНИЯ ЛИЧНОСТИ.
2. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ИНСТИТУТОВ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА.
3. ПРАВОВАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ
4. КОНСТРУИРОВАНИЕ ПРАВОВОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ЛИЧНОСТИ.

Файлы: 1 файл

генезис.doc

— 56.50 Кб (Скачать файл)

 

ТЕМА: ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ УРОВНЯ ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ И ПРАВОМЕРНОГО ПОВЕДЕНИЯ ЛИЧНОСТИ.

 

 СОДЕРЖАНИЕ

 

1.ОСОБЕННОСТИ СОВРЕМЕННОЙ РОССИЙСКОЙ ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ И ПРАВОВОГО ПОВЕДЕНИЯ ЛИЧНОСТИ.

2. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ  ИНСТИТУТОВ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА.

3. ПРАВОВАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ.

4. КОНСТРУИРОВАНИЕ ПРАВОВОЙ  БЕЗОПАСНОСТИ ЛИЧНОСТИ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.ОСОБЕННОСТИ  СОВРЕМЕННОЙ РОССИЙСКОЙ ПРАВОВОЙ  КУЛЬТУРЫ И ПРАВОВОГО ПОВЕДЕНИЯ  ЛИЧНОСТИ.

 

Предпосылки создания правового  государства начались еще в перестроечные  времена. Последующие годы существования нового российского государства ознаменовались, с одной стороны, дальнейшим продолжением демократических реформ, а с другой стороны- появлением социальных тенденций, свидетельствующих о нестабильности развития общества, таких как:

  • снижение уровня правосознания и правовой культуры в целом у населения;
  • снижение уровня гарантированности прав и свобод;
  • нарушение баланса власти, при которой президент обладает большими полномочиями, чем может гарантировать закон

Консерватизм, недостаточная эффективность, высокий уровень коррумпированности административных и правовых институтов повсеместно выступают как препятствие на пути к применению и реализации норм и правил, предусмотренных современным российским законодательством.

Неполная реализация гражданами российской Федерации своих конституционных прав и свобод по-прежнему обусловлена объективной ограниченностью возможностей государства.

Высокая криминализация общества, коррупция не только влекут массовые нарушения прав и свобод, но и негативно сказываются на восприятии народом демократии как системы управления обществом.

Негативный отпечаток  на положение дел в области  соблюдения прав и свобод человека накладывают неразвитость гражданского общества, низкий уровень правовой культуры преобладающей части населения.

Существующие ныне противоречия в правовой системе, возникающая  время от времени борьба федеральных  законов и законодательных актов, отдаляют страну от культуры правового  государства.

Данные социологического опроса показали, что правовая культура и правовое поведение личности в российском обществе характеризуются сложностью и неоднозначностью, что подчеркивается стремлением к законопослушному поведению и в то же время готовносьтью нарушить закон ради выгоды. Среди российского общества растет недовольство существующим в области правопорядком и неверие в торжество закона. У всех групп респондентов наблюдается определенный скептицизм в оценке работы правоохранительных органов, неверие в защиту государством прав граждан.

В целях искоренения правового нигилизма следует обратить внимание на уровень и качество самих юридических законов, что является причиной подрыва доверия.

Специфическая характеристика правовой культуры россиянина была выявлена и в психологических исследованиях, связывающих функцию закона с обеспечением справедливости, т.е. защитой позитивных ценность, в отечественное правосознание укореняется представление о негативной, карающей функции права.

В настоящее время  в России наблюдается тенденция к разгосударствлеванию, характеризующемуся существенным противоречием. С одной стороны признаются права личности не только как гражданина, но и как человека. С другой стороны- в последние годы произошло ослабление российской государственности.

Суть этого противоречия в том, что, предоставляя личности большую свободу, общество одновременно не в силах взять на себя обязательства по защите прав, связанных с этой свободой, оно не имеет развитых правовых механизмов защиты свобод.

Специфической чертой современной  российской правовой культуры и правового поведения личности является этикоцентризм, под которым мы понимаем идеологическое подчинение права более высоким, нравственным и религиозным ценностям.

Вычленяя особенности  и характерные черты современной российской правовой культуры и правового поведения личности, мы характеризуем их как противоречивые, специфические и в определенной степени деформированные, поскольку разложение правовых и нравственных идеалов происходит оттого, что значительная часть нашего общества утеряла связь со своими национально-духовными корнями.

Сегодня как никогда российскому  обществу необходимо нравственное и  патриотическое самоочищение. Огромную роль в этом процессе может и должно сыграть прежде всего государство, т.к. обеспечение правомерного поведения  и достаточного уровня правовой культуры граждан является первостепенной задачей любого государства мира.

Важно выделить самостоятельную правовоспитательную  функцию государства. Общие условия  ее обеспечения зависят от социально-экономического и политического развития общества.

Формирование правовой культуры и  правомерного поведения личности граждан  современного российского общества требует прежде всего переосмысления сложившейся современной системы  ценностей и нравственно-правовых идеалов. В современных условиях назрела необходимость развития прежде всего гуманитарных наук на основе богатого духовного опыта российского народа, сконцентрированного в его нравственных и правовых ориентирах, составляющих национальные особенности российского правосознания и правового поведения.

Только в этом случае современная  российская правовая культура сможет обрести твердую почву для  решения задач своего развития и  дальнейшего прогресса и обеспечить правомерное законопослушное поведение  своих граждан, возможное лишь на основе высокого уровня правосознания и правовой культуры самих индивидов.

 

2. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ  ИНСТИТУТОВ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА.

 

В настоящее время одним из основных современных и эффективных способов повышения уровня правовой культуры и правового поведения личности является формирование и дальнейшее развитие гражданского общества и его институтов.

Для уяснения сущности влияния гражданского общества и его институтов на правовой культуры и правового поведения личности следует прежде всего проанализировать аналитические источники и основные этапы формирования концепции гражданского общества и показать его значение в деле повышения уровня правовой культуры и правового поведения личности.

Одним из первых, поставивших проблему гражданского общества во взаимосвязи  с государством, был Т. Гоббс. Философ считал, что правитель обязан предоставить поданным некоторые свободы.

Особая заслуга в разработке глобальной концепции гражданского обществ и ее сущности принадлежит прежде всего философу идеалисту Г.Гегелю. Гражданское общество, с его точки зрения, есть сфера реализации особенных, частных целей интересов отдельной личности: здесь каждый для себя цель, все другие значимы лишь как средства для ее достижения. Ученый отмечает три основных компонента гражданского общества: систему потребностей, отправления правосудия и корпорации.

В настоящее время формирование гражданского общества в России рассматривается как официальная цель проводимых в нашей стране реформ.

Оживленная законодательная  деятельность последних лет разбивается о тот факт, что до сих пор не разработан должный, налаженный механизм реализации законов. Сегодня незрела необходимость реформирования российской государственной системы и в целом системы социальных институтов. Современная структура гражданского общества может быть представлена следующим образом:

  • основная единица общества- личность, политически эмансипированная, юридически право- и дееспособная;
  • общественные организации и движения, формирующиеся на основе необходимости выражения и реализации разнообразных интересов;
  • ассоциации избирателей, политические клубы и кружки;
  • муниципальные организации и органы местного самоуправления;
  • государственная и негосударственная сфера образования и воспитания;
  • государственные и негосударственные средства массовой информации;
  • политические партии, лоббистические организации при законодательных и исполнительных органах государственной власти;
  • союзы предпринимателей, профсоюзы, ассоциации потребителей, научные и культурные организации, спортивные общества и т.д.

Сегодня в России существует вполне достаточное количество институтов гражданского общества (политические партии, профсоюзы, общественные движения, СМИ и т.д.). Между тем государство является инициатором появления новых для России институтов гражданского общества ( например, Общественная палата), что свидетельствует о растущем стремлении власти построить гражданское общество в соответствии представлениями и под собственным контролем.

Механизм социального  контроля гражданского общества над  деятельностью гражданских институтов имеет правовой характер и является методом осуществления народовластия, средством защиты и обеспечения прав и свобод личности.

Через взаимодействие с политическими  институтами гражданское общество способно влиять на общественно-политические и правовые процессы. Создание гражданского общества и его институтов представляет собой составную часть социального, правового и исторического процесса, показатель и фактор прогресса общества.

Институты гражданского общества, такие как, семья, школа, церковь, добровольные организации, союзы и т.п., призваны осуществлять социокультурное, экономическое, правовое и духовное воспроизводство общественной жизни, обеспечить социализацию, воспитание и обучение подрастающего поколения.

В случае удачного формирования институтов гражданского общества в современном российском государстве правовая культура индивида и, соответственно, его правомерное поведение должны служить условием обеспечения свободы и безопасности личности, гарантом его правовой защищенности, высокой гражданской и правовой активности, патриотизма и в целом законопослушного поведения в социуме.

 

3. ПРАВОВАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ

 

Основанием тех или  иных свойств  личности является принадлежность индивида к определенной социальной системе, в которой и происходит его социализация. Для общества успех социализации является гарантией того, +сумеет ли молодое поколение воспроизвести опыт старшего поколения в системе социальных взаимодействий, так же смогут ли люди среднего и старшего возраста социально адаптироваться к постоянно изменяющимся общественным условиям. Неполадки в системе социализации ведут к дезорганизации общества, утрате прежде всего его культурных ценностей и достоинств, в том числе и в правовой среде.

В процессе правовой социализации осуществляется потребность самореализации индивида в правовом поле, в ходе которой личность усваивает правовые знания, навыки и ценности.

Основополагающим этапом правовой социализации молодежи в целом и  формировании его правовой культуры в частности является исключительно  юношеский период, т.к. в данном возрасте прежде всего формируется самосознание и ценностно-правовые установки, которые будут определять траекторию личностного развития на протяжении всей последующей жизни. Молодая личность в процессе правовой социализации не только усваивает характер существующих в данном обществе правовых отношений, накопленный правовой опыт и правовые ценности, но и преобразовывает их в свои собственные правовые ориентации и установки, в результате чего формируется его социально-правовая зрелость и правовая активность.

Правовую социализацию следует  трактовать как процесс приобщения индивида к социально-правовой среде. Следует выделить две формы правовой социализации личности: специальную, которая  представляет собой целенаправленную разработанную систему правовых средств воздействия на индивида и  стихийную, заключающуюся в формировании определенных социально-правовых навыков связи с непосредственным социальным окружением.

Особенно важна в механизме  формирования правовой социализации предупредительная роль права. Там, где религиозные и моральные нормы оказываются бессильны, заявляет о себе правовое предупреждение о неизбежности юридических санкций. Немаловажной ценностью права является инструментальная ценность. Оно предает действиям людей организованность и устойчивость.

Важным элементом механизма  структуры правовой социализации является формирование правовой личной под воздействием внешних и внутренних факторов. Не менее важным элементом является правовая активность. На степень правовой активности и, следовательно, на процесс формирования правовой социализации личности влияют следующие факторы: психологические, юридические, экономические, социальные и духовные.

 

4. КОНСТРУИРОВАНИЕ ПРАВОВОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ЛИЧНОСТИ

 

Одним из ключевых направлений повышения уровня правовой культуры и правомерного поведения личности в современном российском обществе следует считать создание конструкции правовой безопасности личности.

Под понятием «безопасность» следует  понимать стабильное состояние защищенности объекта от разного рода угроз и опасностей. Объектов правовой безопасности личности выступает сама личность, предметом – жизненно важные для нее интересы в сфере правовых отношений.

Одной из главных форм проявления правовой безопасности личности является гражданская защита. Для самозащиты характерно, что субъект защищает себя собственными действиями.

К факторам, снижающим эффективность  функционирования законодательства и  создают угрозы правовой безопасности личности, следует отнести: необоснованную декларативанность законодательства, несоответствие законов объективным потребностям общественного развития, нарушение единого правового пространства и т.д.

Основным критерием эффективности  законодательной деятельности должно стать обеспечение соответствия законодательного регулирования общественным интересам и потребностям.

Правовая безопасность личности как  специфический правовой институт представляет собой сложное системное образование: с одной стороны – это один из видов безопасности личности в целом, с другой – правовая безопасность включает в себя правовое обеспечение различных видов безопасности человека.

Информация о работе Пути повышения правовой культуры и правомерного поведения личности