Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2013 в 15:40, контрольная работа
1. Разгосударствление. Цели и направления разгосударствления.
2. Приватизация. Принципы, формы и методы приватизации.
3. Особенности реформирования собственности в Республике Беларусь
Разгосударствление и
1. Разгосударствление. Цели и направления разгосударствления.
2. Приватизация. Принципы, формы и методы приватизации.
3. Особенности реформирования собственности в Республике Беларусь
1 Разгосударствление. Цели
и направления
Ключевой момент переходного периода -- реформирование отношений собственности. Как известно, собственность выступает основой не только экономических, но и всех общественных отношений. Поэтому от темпов и масштабов этих реформ зависит успех всей рыночной трансформации народного хозяйства.
Необходимость
реформирования отношений собственности
обусловлена разным статусом собственников
и коренными различиями в отношениях
собственности в рыночной и командной
экономике. Рыночная экономика предполагает
множество субъектов и форм собственности.
в командной экономике
Кроме того, рыночная и огосударствленная экономика базируются на разных стимулах и мотивах деятельности, генерируемых отношениями собственности. В рыночной экономике движущим мотивом являются экономические интересы субъектов хозяйствования, реализующиеся через механизмы конкуренции и ценообразования. В огосударствленной экономике собственность функционирует через административное внеэкономическое принуждение.
Отсюда следует, что переход от сложившейся в социалистических странах КАС к рыночной экономике может быть осуществлен только на базе перестройки отношений собственности, путем децентрализации как экономических отношений, так и прав собственности. Реорганизация отношений собственности необходима не только для реализации принципа социальной справедливости (возвращения народу собственности, созданной его трудом), но и для повышения эффективности народного хозяйства, создания условий для экономической мотивации широких слоев населения. Для этого проводят разгосударствление экономики и приватизацию государственных предприятий. Таким образом, с государства снимаются функции прямого управления народным хозяйством. Государственный сектор экономики переходит в негосударственные формы собственности прежнего. Необходимость подобных мер состоит и в том, что бюджетное финансирование огромного количества предприятий в итоге ложится на плечи всего населения.
Под разгосударствлением в большинстве стран понимается передача от государства физическим и юридическим лицам частично или полностью функций прямого хозяйственного управления собственностью. При этом происходит замена вертикальных связей между органами государственного управления и предприятиями на горизонтальные, т.е. связи между самими предприятиями. Разгосударствление предполагает изменение роли и функций государства в экономике, в частности переход от административных к преимущественно экономическим методам регулирования. Целями разгосударствления являются:
* преодоление
монополии государства,
* устранение
существующего в условиях КАС
отчуждения работника от
* преобразование
трудовых отношений путем
* демонтаж административного
управления и замена его
Разгосударствление включает следующие основные направления:
1) сокращение
доли государственного сектора
в экономике на основе
2) уменьшение доли национального продукта, перераспределяемого через государственный бюджет;
3) коммерциализацию
государственных предприятий
4) ликвидацию государственной монополии на внешнюю торговлю;
5) переход от
централизованного
2 Приватизация. Принципы, формы и методы приватизации.
Приватизация означает смену собственника путем продажи или безвозмездной передачи объектов государственной собственности другим экономическим субъектам: частным или юридическим лицам, трудовым коллективам. На базе бывших государственных предприятий возникают частные фирмы, акционерные общества, общества с ограниченной ответственностью, другие виды коллективных и смешанных предприятий. В результате приватизации государство полностью или частично утрачивает права владения, распоряжения и пользования государственной собственностью. В широком смысле приватизацию понимают как передачу государственных активов частному сектору, сопровождающуюся коренным перераспределением имеющихся производственных ресурсов, перестройкой существующей институциональной структуры производства, введением новых методов корпоративного управления.
Приватизация -- не самоцель, а способ формирования крупного негосударственного сектора, получения средств для реконструкции народного хозяйства, становления слоя частных собственников, так называемого среднего класса. В западной экономической теории приватизация рассматривается как переход к частнокапиталистическому хозяйствованию. Необходимо учитывать, что главное содержание приватизации заключается в том, что преобразование централизованно регулируемых государственных предприятий в независимых рыночных субъектов коренным образом изменяет отношения собственности как внутри предприятия, так и во веем обществе. В результате возникает новая система экономических интересов, требующая новых механизмов их согласования, т.е. другой системы управления. Появляются новые социальные слои и группы -- управляющие (менеджеры), собственники (акционеры), крупные и мелкие предприниматели. Таким образом, приватизация, трансформируя отношения собственности, создает предпосылки для коренных изменений в социальной структуре общества.
Субъектами приватизации могут быть граждане данной страны, юридические лица, деятельность которых связана с негосударственной собственностью, трудовые коллективы государственных предприятий, иностранные инвесторы. Объектами приватизации являются находящиеся в государственной собственности предприятия, здания, сооружения, оборудование, лицензии, патенты и другие виды государственного имущества. В то же время в каждой стране существует перечень объектов, не подлежащих приватизации. Как правило, это предприятия оборонного комплекса, объекты, деятельность которых угрожает жизни и здоровью людей; так называемые естественные монополии: железные дороги, системы связи, электростанции и др.
Процесс, противоположный
приватизации, называется национализацией. Он
Некоторые страны добиваются успеха в рыночных преобразованиях, не прибегая к массовой смене форм собственности. Для других государств, избравших неолиберальную модель рыночной трансформации, единственно приемлемым вариантом является скорейшая массовая приватизация. Однако необходимо учитывать, что непродуманная быстрая массовая приватизация может привести к негативным экономическим результатам и иметь долговременные отрицательные социально-экономические последствия. Обычно наиболее успешно протекает приватизация мелких объектов в сфере торговли и услуг. Крупные предприятия приватизировать труднее из-за множества экономических и социальных проблем.
Несовершенство законодательной базы и недостаточный контроль со стороны правительства могут привести к такому нежелательному явлению, как стихийная приватизация. В этом случае руководители предприятий за бесценок скупают или просто присваивают государственное имущество. Иногда крупные предприятия дробятся на несколько более мелких, возглавляемых близкими к руководству людьми. Такие случаи вызывают естественное широкое возмущение населения, порождают недоверие к проводимым реформам.
Процесс приватизации в Республике Беларусь регламентирует Декрет Президента Республики Беларусь от 20.03.1998 №3 (ред. от 26.06.2009) "О разгосударствлении и приватизации государственной собственности в Республике Беларусь" и базируется на следующих принципах.
В большинстве стран СНГ приватизация осуществляется на основе следующих принципов:
1) сочетание
платного и бесплатного
2) право каждого
гражданина на часть
3) дифференциация
методов, форм и процедур
4) предоставление
социальных гарантий членам
5) обеспечение
гласности процесса
6) контроль за ходом приватизации со стороны государства. Означает, что вся работа по приватизации осуществляется под контролем со стороны государства. Уполномоченные государством органы устанавливают предприятия, подлежащие приватизации; проводят оценку стоимости приватизируемых объектов, определяют способы приватизации и т. д. Контроль за осуществлением приватизации позволяет предотвратить нарушение законодательных актов и защитить интересы трудящихся.
7) Соблюдение законности в правовом государстве является обязательным при решении любых задач. Особое значение оно приобретает в процессе приватизации, которая затрагивает имущественные интересы всех граждан и государства в целом.
8) Постепенность и поэтапность означает, что реформирование государственной собственности осуществляется не разово, а в течение определенного периода времени. Необходимость соблюдения этого принципа обусловлена сложностью процесса приватизации, охватом большого количества предприятий и их многообразием, экономической ситуацией в стране.
Формы и методы. Проведение приватизации -- сложная социально-экономическая проблема. Перед началом приватизации в обществе обычно возникают острые дискуссионные вопросы, от решения которых зависит не только судьба самой приватизации, но и ход экономических реформ. Например, кто может претендовать на имущество приватизируемых государственных предприятий -- все население или только члены трудовых коллективов этих предприятий? Каким способом лучше проводить приватизацию -- продавать имущество или бесплатно его раздавать? Можно ли и в каких масштабах допускать к процессу приватизации иностранный капитал?
Практика показывает,
что успех приватизации в значительной
степени зависит от ее подготовленности,
в том числе от создания соответствующей
правовой базы. В начале переходного
периода при отсутствии более
или менее совершенной
В настоящее время в большинстве стран с переходной экономикой существуют два основных подхода к проведению приватизации. Первый заключается в бесплатной передаче государственного имущества трудовым коллективам и населению, второй -- в его продаже. У каждого подхода есть свои достоинства и недостатки. Создание приватизируемого государственного имущества всем народом, низкий жизненный уровень населения стран СНГ, незначительные денежные сбережения, обесцененные инфляцией, создают предпосылки для использования первого варианта. К его недостаткам можно отнести неравномерное распределение производственных фондов по отраслям и природных ресурсов -- по регионам, что создает различные стартовые условия для будущих собственников -- трудовых коллективов. Кроме того, бесплатная раздача имущества еще не означает превращения работника в хозяина.
Информация о работе Разгосударствление и приватизация в Республике Беларусь