Разгосударствление и приватизация в Республике Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2013 в 15:40, контрольная работа

Описание работы

1. Разгосударствление. Цели и направления разгосударствления.
2. Приватизация. Принципы, формы и методы приватизации.
3. Особенности реформирования собственности в Республике Беларусь

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word (4).docx

— 35.06 Кб (Скачать файл)

Разгосударствление и приватизация в Республике Беларусь

1. Разгосударствление. Цели и направления разгосударствления.

2. Приватизация. Принципы, формы и методы приватизации.

3. Особенности реформирования  собственности в Республике Беларусь

 

1 Разгосударствление. Цели  и направления разгосударствления.

 

Ключевой момент переходного периода -- реформирование отношений собственности. Как известно, собственность выступает основой не только экономических, но и всех общественных отношений. Поэтому от темпов и масштабов этих реформ зависит успех всей рыночной трансформации народного хозяйства.

Необходимость реформирования отношений собственности  обусловлена разным статусом собственников  и коренными различиями в отношениях собственности в рыночной и командной  экономике. Рыночная экономика предполагает множество субъектов и форм собственности. в командной экономике господствует только один субъект собственности -- государство и только одна форма собственности -- государственная. Отношения, возникающие между многими независимыми собственниками в рыночной экономике, требуют четких имущественных прав. В централизованно управляемой огосударствленной экономике такой четкости нет. Здесь ни один производитель не может полновластно распоряжаться средствами производства и готовым продуктом. Рыночная экономика требует, чтобы предприятия, как самостоятельные субъекты хозяйствования, несли полную ответственность за конечные результаты своей деятельности. В огосударствленной же экономике фиктивному праву владения имуществом соответствует фиктивная ответственность. Поэтому результаты убыточной работы перекладываются на все общество.

Кроме того, рыночная и огосударствленная экономика базируются на разных стимулах и мотивах деятельности, генерируемых отношениями собственности. В рыночной экономике движущим мотивом являются экономические интересы субъектов хозяйствования, реализующиеся через механизмы конкуренции и ценообразования. В огосударствленной экономике собственность функционирует через административное внеэкономическое принуждение.

Отсюда следует, что переход от сложившейся в  социалистических странах КАС к  рыночной экономике может быть осуществлен  только на базе перестройки отношений  собственности, путем децентрализации как экономических отношений, так и прав собственности. Реорганизация отношений собственности необходима не только для реализации принципа социальной справедливости (возвращения народу собственности, созданной его трудом), но и для повышения эффективности народного хозяйства, создания условий для экономической мотивации широких слоев населения. Для этого проводят разгосударствление экономики и приватизацию государственных предприятий. Таким образом, с государства снимаются функции прямого управления народным хозяйством. Государственный сектор экономики переходит в негосударственные формы собственности прежнего. Необходимость подобных мер состоит и в том, что бюджетное финансирование огромного количества предприятий в итоге ложится на плечи всего населения.

Под разгосударствлением в большинстве стран понимается передача от государства физическим и юридическим лицам частично или полностью функций прямого хозяйственного управления собственностью. При этом происходит замена вертикальных связей между органами государственного управления и предприятиями на горизонтальные, т.е. связи между самими предприятиями. Разгосударствление предполагает изменение роли и функций государства в экономике, в частности переход от административных к преимущественно экономическим методам регулирования. Целями разгосударствления являются:

* преодоление  монополии государства, создание  и развитие конкурентных рыночных  отношений, формирование многоукладной  экономики;

* устранение  существующего в условиях КАС  отчуждения работника от средств  и результатов производства и  превращение человека в реального  собственника;

* преобразование  трудовых отношений путем введения  разных форм собственности и  предоставления возможности выбора сферы применения своего труда вместо безальтернативного государственного найма на работу;

* демонтаж административного  управления и замена его экономическим  регулированием.

Разгосударствление  включает следующие основные направления:

1) сокращение  доли государственного сектора  в экономике на основе приватизации  государственных и муниципальных  предприятий;

2) уменьшение  доли национального продукта, перераспределяемого  через государственный бюджет;

3) коммерциализацию  государственных предприятий путем  передачи им полной хозяйственной  самостоятельности и преобразования  их в акционерные общества, все  акции которых принадлежат государству;

4) ликвидацию  государственной монополии на  внешнюю торговлю;

5) переход от  централизованного распределения  материальных, финансовых и трудовых  ресурсов к формированию соответствующих  рынков.

 

 

2 Приватизация. Принципы, формы и методы приватизации.

 

Приватизация означает смену собственника путем продажи или безвозмездной передачи объектов государственной собственности другим экономическим субъектам: частным или юридическим лицам, трудовым коллективам. На базе бывших государственных предприятий возникают частные фирмы, акционерные общества, общества с ограниченной ответственностью, другие виды коллективных и смешанных предприятий. В результате приватизации государство полностью или частично утрачивает права владения, распоряжения и пользования государственной собственностью. В широком смысле приватизацию понимают как передачу государственных активов частному сектору, сопровождающуюся коренным перераспределением имеющихся производственных ресурсов, перестройкой существующей институциональной структуры производства, введением новых методов корпоративного управления.

Приватизация -- не самоцель, а способ формирования крупного негосударственного сектора, получения средств для реконструкции народного хозяйства, становления слоя частных собственников, так называемого среднего класса. В западной экономической теории приватизация рассматривается как переход к частнокапиталистическому хозяйствованию. Необходимо учитывать, что главное содержание приватизации заключается в том, что преобразование централизованно регулируемых государственных предприятий в независимых рыночных субъектов коренным образом изменяет отношения собственности как внутри предприятия, так и во веем обществе. В результате возникает новая система экономических интересов, требующая новых механизмов их согласования, т.е. другой системы управления. Появляются новые социальные слои и группы -- управляющие (менеджеры), собственники (акционеры), крупные и мелкие предприниматели. Таким образом, приватизация, трансформируя отношения собственности, создает предпосылки для коренных изменений в социальной структуре общества.

Субъектами приватизации могут быть граждане данной страны, юридические лица, деятельность которых связана с негосударственной собственностью, трудовые коллективы государственных предприятий, иностранные инвесторы. Объектами приватизации являются находящиеся в государственной собственности предприятия, здания, сооружения, оборудование, лицензии, патенты и другие виды государственного имущества. В то же время в каждой стране существует перечень объектов, не подлежащих приватизации. Как правило, это предприятия оборонного комплекса, объекты, деятельность которых угрожает жизни и здоровью людей; так называемые естественные монополии: железные дороги, системы связи, электростанции и др.

Процесс, противоположный  приватизации, называется национализацией. Она представляет собой передачу частной собственности в распоряжение государства. В XX в. наиболее масштабная национализация была проведена в СССР. Государство получило подавляющую часть средств производства и национального богатства. Национализация и приватизация проводятся в разных странах и в настоящее время. Кроме того, в отдельных странах осуществляется реприватизация -- возврат национализированной собственности прежним владельцам.

Некоторые страны добиваются успеха в рыночных преобразованиях, не прибегая к массовой смене форм собственности. Для других государств, избравших неолиберальную модель рыночной трансформации, единственно приемлемым вариантом является скорейшая массовая приватизация. Однако необходимо учитывать, что непродуманная быстрая массовая приватизация может привести к негативным экономическим результатам и иметь долговременные отрицательные социально-экономические последствия. Обычно наиболее успешно протекает приватизация мелких объектов в сфере торговли и услуг. Крупные предприятия приватизировать труднее из-за множества экономических и социальных проблем.

Несовершенство  законодательной базы и недостаточный  контроль со стороны правительства  могут привести к такому нежелательному явлению, как стихийная приватизация. В этом случае руководители предприятий  за бесценок скупают или просто присваивают  государственное имущество. Иногда крупные предприятия дробятся на несколько более мелких, возглавляемых  близкими к руководству людьми. Такие  случаи вызывают естественное широкое  возмущение населения, порождают недоверие  к проводимым реформам.

Процесс приватизации в Республике Беларусь регламентирует Декрет Президента Республики Беларусь от 20.03.1998 №3 (ред. от 26.06.2009) "О разгосударствлении и приватизации государственной  собственности в Республике Беларусь" и базируется на следующих принципах.

В большинстве  стран СНГ приватизация осуществляется на основе следующих принципов:

1) сочетание  платного и бесплатного способов  приватизации. Это означает, что  часть государственного имущества,  подлежащего приватизации, бесплатно  передается в собственность граждан  страны, а остальная часть продается;

2) право каждого  гражданина на часть безвозмездно  передаваемой государственной собственности.  На практике это право реализуется  путем выдачи именных приватизационных  чеков, ваучеров;

3) дифференциация  методов, форм и процедур приватизации. Поскольку приватизируемые объекты  отличаются размерами, стоимостью, техническим уровнем и другими  признаками, то для них не может  быть использован лишь один  способ приватизации. Небольшие  предприятия, например, могут быть  проданы на аукционе, крупные -- преобразованы в акционерные общества;

4) предоставление  социальных гарантий членам трудовых  коллективов приватизируемых предприятий.  Трудовой коллектив может выступать  инициатором приватизации своего предприятия. Он имеет первоочередное право выкупа арендуемого им государственного имущества или приобретения акций приватизируемого предприятия;

5) обеспечение  гласности процесса приватизации. Это предполагает широкое освещение условий и хода приватизации в средствах массовой информации; регулярное ознакомление граждан с перечнем приватизируемых объектов; участие представителей администрации, трудовых коллективов, местных советов народных депутатов в работе комиссий по приватизации; возможность обращения граждан, трудовых коллективов и юридических лиц в государственный арбитраж, суд или другие органы в случаях ущемления их интересов при приватизации;

6) контроль за  ходом приватизации со стороны  государства. Означает, что вся работа по приватизации осуществляется под контролем со стороны государства. Уполномоченные государством органы устанавливают предприятия, подлежащие приватизации; проводят оценку стоимости приватизируемых объектов, определяют способы приватизации и т. д. Контроль за осуществлением приватизации позволяет предотвратить нарушение законодательных актов и защитить интересы трудящихся.

7) Соблюдение законности в правовом государстве является обязательным при решении любых задач. Особое значение оно приобретает в процессе приватизации, которая затрагивает имущественные интересы всех граждан и государства в целом.

8)  Постепенность и поэтапность означает, что реформирование государственной собственности осуществляется не разово, а в течение определенного периода времени. Необходимость соблюдения этого принципа обусловлена сложностью процесса приватизации, охватом большого количества предприятий и их многообразием, экономической ситуацией в стране.

Формы и методы. Проведение приватизации -- сложная социально-экономическая проблема. Перед началом приватизации в обществе обычно возникают острые дискуссионные вопросы, от решения которых зависит не только судьба самой приватизации, но и ход экономических реформ. Например, кто может претендовать на имущество приватизируемых государственных предприятий -- все население или только члены трудовых коллективов этих предприятий? Каким способом лучше проводить приватизацию -- продавать имущество или бесплатно его раздавать? Можно ли и в каких масштабах допускать к процессу приватизации иностранный капитал?

Практика показывает, что успех приватизации в значительной степени зависит от ее подготовленности, в том числе от создания соответствующей  правовой базы. В начале переходного  периода при отсутствии более  или менее совершенной законодательной  базы приватизация зачастую принимает  стихийный» а иногда и криминальный характер, В этом случае приватизация может использоваться для «отмывания»  преступного капитала и более  быстрой передачи дешевого государственного имущества в частные руки. Только со временем, по мере усовершенствования законов, процесс приватизации приобретает  упорядоченный управляемый характер.

В настоящее  время в большинстве стран  с переходной экономикой существуют два основных подхода к проведению приватизации. Первый заключается в  бесплатной передаче государственного имущества трудовым коллективам  и населению, второй -- в его продаже. У каждого подхода есть свои достоинства и недостатки. Создание приватизируемого государственного имущества всем народом, низкий жизненный уровень населения стран СНГ, незначительные денежные сбережения, обесцененные инфляцией, создают предпосылки для использования первого варианта. К его недостаткам можно отнести неравномерное распределение производственных фондов по отраслям и природных ресурсов -- по регионам, что создает различные стартовые условия для будущих собственников -- трудовых коллективов. Кроме того, бесплатная раздача имущества еще не означает превращения работника в хозяина.

Информация о работе Разгосударствление и приватизация в Республике Беларусь