Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2014 в 18:39, курсовая работа
Объектом исследования данной курсовой работы является реализация права и ее формы.
Реализация права – общецивилизованная основа и суть правопорядка. Право выступает в качестве высшей социальной ценностей, но лишь тогда, когда его принципы и нормы воплощаются в жизнь, реализуются в действиях социального общения.
ВВЕДЕНИЕ
1 ПОНЯТИЕ РЕАЛИЗАЦИИ ПРАВА
1.1 Общая понятие реализации права
1.2 Формы реализации права
1.3 Классификация форм реализации норм права
2 ОСНОВНЫЕ СТАДИИ ПРОЦЕСА ПРИМЕНЕНИЕ ПРАВА
2.1 Установление оснований - фактов для применения норм права
2.2 Выбор нормы права
3 Толкование правовых нормативных актов
3.1 Понятие, сущность, задачи толкование норм права
3.2 Виды толкование норм права
3.3 Виды толкование права норм по субъекту
3.4 Виды толкование права норм по объему
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Правоохранительная деятельность – это деятельность компетентных органов по охране норм права от каких бы то ни было нарушений. Цель правоохраны – контроль за соответствием деятельности субъектов права юридическим предписаниям , за ее правомерностью, а в случае обнаружения правонарушения – принятия соответствующих мер для восстановления нарушенного правопорядка, применение государственного принуждения к правонарушителям , создание условий, предупреждающих правонарушения. Такая деятельность характерна в первую очередь для так называемых юрисдикционных органов , для органов контроля и арбитража. В то же время и органы управления, руководители предприятий и учреждений, ряд общественных организаций также занимаются этой деятельностью.
Правоприменительная деятельность в правоохранительной форме касается таких отношений, в которых осуществляющие ее компетентные органы сами не участвуют и к которым не имеют собственного интереса.
В правоохранительной деятельности особенно важен процессуальный порядок рассмотрения дел, гарантирующий полное и всестороннее изучение обстоятельств правонарушения, охрану прав граждан, привлекаемых к правовой ответственности, устраняющий возможность ошибок и неправильных решений. Право применение носит подзаконный характер, поскольку осуществляются на основе норм и в пределах установленных законом или подзаконным актом полномочий компетентного органа.
Применение права как особая форма реализации отличается от соблюдения, исполнение и использования рядом характерных черт.
Во- первых, по своей сущности применение права выступает как организующая властная деятельность государства, посредством которой упорядочивается общественная жизнь путем установления четких границ начал взаимоотношений между различными субъектами общественных отношений , сосредоточения решения определенных вопросов в руках компетентных органов.
Это деятельность связана с особыми приемами разрешения жизненных ситуации, требует профессиональных знаний и навыков. Учитывая это, государство определяет специальных субъектов, наделяя их властными полномочиями для осуществления подобной деятельности. К ним относятся: государственные органы (суд, прокуратура, милиция и.т.д.); должностные лица (Президент РК, глава администрации, прокурор, следователь и.т.д); некоторые общественные организации (товарищеские суды, профсоюзы ), которые с целью активизации участие масс в управлении общественными делами в юридической сфере передаются некоторые государственно- властные функции по применению права. В данном случае государство регулирует часть своих полномочий по решению вопросов индивидуального значения определенным общественным организациям, причем эти полномочия , видоизменяясь в определенной степени не теряют своих властных авторитарных качеств.
Граждане не являются субъектами правоприменения , поскольку государство не уполномочило их на эту деятельность. Однако это не означает , что граждане не участвуют в правоприменительной деятельностью. По их инициативе осуществляется применение права(например, заявление гражданина о приеме на работу или назначение пенсии и.т.д.)
Следовательно, применить норму права – это не просто осуществить, реализовать ее. Это властная деятельность компетентного органа, которому государство предоставило полномочия на самостоятельную, творческую реализацию права.
Цель применение права – удовлетворение не личных потребностей правоприменителей, а потребностей и интересов всего общества. Поэтому правоприменительная деятельность обладает повышенной социальной значимостью по сравнению с другими формами реализации права.
Во- вторых, применение права осуществляется всегда в рамках конкретных правовых отношений, получивших в специальной литературе название правоприменительных отношений. Правовое положение участников в подобных правоотношениях различно. Активная и определяющая роль принадлежит субъекту, обладающему в данном конкретном отношении властными полномочиями. Субъект правоприменения – это наделенный государством соответствующем компетенцией активный участник правоприменительных отношений, которому принадлежит ведущая роль в развитии и движении этих отношений в направлении разрешения конкретной жизненной ситуации при помощи акта применения права.
В- третьих, в форме применения права реализуются не все виды правовых норм. Определенное исключение составляют нормы – принципы, нормы – дефиниции, и ряд других норм, определяющих общие и социально – политические предпосылки, цели и основы правового регулирования. Так называемые запретительные нормы реализуются путем воздержания от запрещенных поступков.
В- четвертых, правоприменительная деятельность осуществляется в особых, установленных процессуальным законом формах. Это способствует укреплению законности и правопорядка в обществе, обеспечению защиты интересов личности.
Существует определенная процедура правоприменительной деятельности судебных, административных, следственных и иных государственных органов и должностных лиц. Степень детализации порядка правоприменительной деятельности различных органов и должностных лиц не всегда одинаково.
У судебных органов, рассматривающих гражданские или уголовное дела, или у прокурорских органов, занимающихся следственной деятельностью, она всегда весьма высокая. Порядок деятельности этих органов регламентируются нормами соответствующих гражданской- процессуальном и уголовно-процессуальной отраслей права.
Степень регламентации правоприменительной деятельности других государственных органов, например, административных органов, и должностных лиц, всегда намного меньше, чем у судебных и следственных органов. Это может наблюдать в повседневной деятельности многочисленных исполнительных органов и государственной власти, администрации предприятий и учреждений в Казахстане, занимающихся вопросами приема и увольнения, оформления отпусков, пенсий, пособий по безработице и другими вопросам правоприменительной деятельности.
2 ОСНОВНЫЕ СТАДИИ ПРОЦЕССА ПРИМЕНЕНИЕ ПРАВА
2.1 Установление оснований фактов для применения норм права
Применение права –это разрешение конкретного юридического дела компетентными государственными органами путем принятия соответствующего индивидуального акта.
В отличие от других норм реализации применение права имеет свои отличительные особенности.
-Осуществляется только
компетентными
-носит властный характер
-имеет ряд стадий
-реализуются по специальной процессуальной форме.
- завершается вынесением
индивидуального юридического
В юридической науке высказываются различные подходы к определению стадий применение правовых норм, А.Ф.Вишневский, Н.А.Горбаток, В.А. Кучинский выделяют шесть стадий:
Установление и анализ фактических обстоятельств дела.
Выбор правовой нормы, подлежащей применению к данным фактическим обстоятельствам.
Проверка подлинности текста правовой нормы.
Толкование правовой нормы, разрешение возможных коллизий между нормами.
Принятия решения права по делу и издание акта применения правовой нормы, доведение его содержания до сведения исполнительной.
Реализация принятие акта.
Установление и анализ фактических обстоятельств дела.
На этой стадии производится установление и анализ фактических обстоятельств дела. Поскольку, они как правило, относятся к прошлому, то должны быть подтверждены различного рода доказательствами, составляющими основное содержание юридического дела. К доказательствам, с помощью которых устанавливается фактические обстоятельства по делу, предъявляются процессуальное требования относимости (принятие анализ только тех доказательств, которые имеют значение ), допустимости (использование определенных процессуальном законом средств доказывания)и полноты (установление всех обстоятельств, имеющих значение для дела).
Выбор правовой нормы, подлежащей применению к данным фактическим обстоятельствам.
На этой стадии производится юридическая квалификация фактических обстоятельств. Правоприменитель выбирает правовую норму, подлежащую применению к данному случаю, на основе оценке фактических обстоятельств дела и их сопоставления с содержанием определенной юридической нормы.
Установление фактических обстоятельств дела – это жизненные факты, явление действительности, образующие фактическую основу применения права. Среди фактических обстоятельств должны быть выделены факты самого случая, события, к которому применяется юридические нормы. В юридическом науке и практике они нередко называются Главным фактом. Это например факт убийства, совершенное гражданином. Главный факт относится , как правило к юридическим фактом притом к фактам правообразующим или правопрекращающим , т.е влекущим возникновение или прекращение юридических последствий.
Применение закона должно основываться на полной достоверной, надлежащим образом юридически закрепленной и оцененной информаций, раскрывающей обстоятельства дела и реконструирующей событие, к которому применяется закон . Установление фактических обстоятельств дела осуществляется с помощью доказательств. Доказательства – данные а фактических обстоятельств. Доказательствами являются именно сведения о фактах, информация о них. Причем понятия доказательства охватывает и сами факты т.е доказательственные факты, и источники сведений о доказательственных фактах- документы, акты, свидетельские показания.
Источники сведений о фактах требует известных процессуальных форм закрепления, удостоверения. Например, протокол о предметах, обнаруженных при обыске, должен быть подписан понятыми. Законом определена также как сведения, полученные в результате незаконного прослушивания телефонного разговора. Из документов правоприменительных органов и образует юридические дело как совокупность документов, собранных вместе и определенным образом оформленных.
2.2 Выбор нормы права.
Деятельность правоприменительных органов по установлению юридической основы дела предполагает:
-выбор нормы, подлежащей применению;
-проверку правильности (подчиненности) текста того акта, в котором содержится выбранная норма;
-проверка подлинности самой нормы и ее действия во времени пространстве и круге лиц;
осуществляется после того как установлен юридический характер, рассматриваемых обстоятельств.
Прежде всего определяется отрасль права, регулирующая подобные отношения, а затем выбирается конкретная норма, предусматривающая данный жизненный случай. Происходит правовая квалификация, суть которой состоит в том, что решается вопрос, распространяется ли применяемая норма права ни данной случай, подпадает ли этой случай под ее действие. Нельзя применять норму права, которой хотя и действует в данный момент, но которой не было, когда возникли рассматриваемые отношения или прекратились, поскольку «закон обратной силы не имеет». По той же причине нельзя применять принятую норму, не вступившую законную силу.
Выбрав правовую норму необходимо удостоверится в подлинности текста правового акта, содержащего норму. Делается это на основе текста официального издания нормативного акта. Здесь же выясняется не внесены ли изменения в нормативный акт, саму норму, нет ли акта толкования относящегося к применительно норме. При этом необходимо учитывать правило действия нормативных актов во времени, пространстве и по кругу лиц. Выбор и анализ юридических норм образуют правовую основу дела. Соответствующие действия касается здесь прежде всего текста закона, значит, всесторонне с разумной придирчивостью проверить возможность применения юридических норм к данному случаю. Такая «критика» подразделяется на «высшую» и «низшую».
«Высшая» критика относится к самому закону, иному акту правомерен ли сам закон, не приостановлено ли его действие, распространяется ли его действие на данных лиц. Например, распространяется ли Закон «О залоге» на граждан по их частным делам, на коммерческие банки. Сюда же включается «высшая» критика подзаконного акта с точки зрения его соответствия закону. Этот акт нельзя применить, если несоответствие обнаружено. «Низшая критика» касается только законодательного текста, словесно- документального изложения юридических норм, когда должны быть устранены погрешности , допущенные при напечатании текста, т.е. погрешности полиграфического или машинописного характера.
Выбор юридических норм на основании доставленного и точного законодательного текста осуществляется главным образом путем правовой квалификации фактических обстоятельств юридического дела. Правовая квалификация – имеет при применении юридических норм «сквозное»значение: она завершает и сводит воедино две стадии во многом предварительно характера – установление фактических обстоятельств, а так же охватывает решение юридического дела. Это юридическая оценка всей совокупности фактических обстоятельств дела путем отнесения данного случая(главного факта)к определенным юридическим нормам.
3 ТОЛКОВАНИЕ ПРАВОВЫХ НОРМАТИЫВНЫХ АКТОВ
3.1 Понятие, сущность и задачи толкование норм права
Толкование норм права – это деятельность компетентных органов государства, общественных организаций отдельных граждан по осознанию ими действительного содержания норм.
В процессе толкования устанавливается условия действие нормы, юридические права и обязанности участников правоотношений, а также меры юридической ответственности за нарушение предписаний нормы права. Толкование призвано обеспечить полную и всестороннюю реализацию норм права в деятельности исполнительных органов , органов суда и прокуратуры при осуществлении гражданами и организациями своих юридических прав и обязанностей. Тем самым толкование содействует единообразному пониманию и применению правовых норм на всей территории их действия, обеспечивает законность и стабильный правопорядок в различных сферах общественной жизни.