Реорганизация юридических лиц

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2013 в 19:54, контрольная работа

Описание работы

В научной и учебной литературе проблемы реорганизации затрагиваются лишь косвенно, их освещение преимущественно носит лишь описательный характер. Большинство ученых не признает за реорганизацией самостоятельного значения и склонно рассматривать данный институт лишь как один из способов прекращения юридических лиц. Следствием подобного подхода является отсутствие углубленных теоретических исследований понятия, природы и признаков реорганизации как правового явления.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………3
1. Реорганизация юридического лица: понятие, признаки…………………4-5
2. Виды реорганизации………………………………………………………6-14
3. Процедура реорганизации………………………………………………15-20
Заключение…………………………………………………………………..21-22
Библиографический список………………………………………………..23-28

Файлы: 1 файл

Гражд.право сдел.docx

— 41.54 Кб (Скачать файл)

- передаточного  акта или разделительного баланса.

- документа,  подтверждающего факт внесения  соответствующей записи в Единый  государственный реестр юридических  лиц.

 

В своем  решении учредители могут указать, что разделительный баланс и передаточный акт включают следующие приложения:

- бухгалтерскую  отчетность, в соответствии с  которой определяются состав  имущества и обязательств, их  оценка на последнюю отчетную  дату перед датой оформления  передачи;

- акты (описи)  инвентаризации имущества и обязательств  реорганизуемой организации, проведенной  перед составлением передаточного  акта или разделительного баланса  и подтверждающих их достоверность  (наличие, состояние и оценку  имущества и обязательств);

- первичные  учетные документы по материальным  ценностям (акты (накладные) приемки-передачи  основных средств, материально-производственных  запасов и др.), иному имуществу,  подлежащему приемке-передаче;

- расшифровки  (описи) кредиторской и дебиторской  задолженности с информацией  о письменном уведомлении в  установленные сроки кредиторов  и дебиторов о переходе имущества и обязательств к правопреемнику, расчетов с соответствующими бюджетами, государственными внебюджетными фондами и др.

Согласно  ст. 54 НК РФ[16] налогоплательщик исчисляет налоговую базу на основе данных регистров бухгалтерского учета и (или) на основе иных документально подтвержденных данных об объектах, подлежащих налогообложению либо связанных с налогообложением. Поэтому можно говорить о том, что указанные документы необходимы организации и для ведения налогового учета.

Компания, принявшая решение о реорганизации, обязана письменно в срок не позднее  трех дней со дня принятия такого решения  сообщить об этом решении в налоговый  орган по месту учета (п. 2 ст. 23 НК РФ).

За нарушение  данного срока штраф налагается как на юридическое лицо - нарушителя, так и на его руководителя:

 

- 1000 руб. - для  организации (ст. 129.1 НК РФ)

- 3 - 5 МРОТ (300 - 500 руб.) - для руководителя (ст. 15.6 КоАП РФ[17]).

На основании  ст.14 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц"[18] (далее - Закон о государственной регистрации) при государственной регистрации юридического лица, создаваемого путем реорганизации, в регистрирующий орган представляются:

а) заявление  о государственной регистрации  каждого вновь возникающего юридического лица.

В заявлении  подтверждается, что:

- учредительные  документы созданных путем реорганизации  юридических лиц соответствуют  установленным законодательством  РФ требованиям к учредительным  документам юридического лица  данной организационно-правовой  формы;

- сведения, содержащиеся в этих учредительных  документах и заявлении о государственной  регистрации, достоверны;

- передаточный  акт или разделительный баланс  содержит положения о правопреемстве  по всем обязательствам вновь  возникшего юридического лица  в отношении всех его кредиторов;

- все кредиторы  реорганизуемого лица уведомлены  в письменной форме о реорганизации  и в установленных законом  случаях вопросы реорганизации  юридического лица согласованы  с соответствующими государственными  органами и (или) органами местного  самоуправления.

На каждое вновь возникающее в результате реорганизации юридическое лицо заполняется отдельное заявление;

б) учредительные  документы каждого юридического лица, создаваемого путем реорганизации (подлинники или нотариально удостоверенные копии);

в) решение  о реорганизации юридического лица;

г) договор  о слиянии или присоединении  в случаях, предусмотренных федеральными законами. Так, общее собрание участников каждого общества, участвующего в  реорганизации в форме слияния, принимает решение в том числе  и об утверждении договора о слиянии (ст. 52 Закона об ООО[19]);

д) передаточный акт или разделительный баланс;

е) документ об уплате государственной пошлины.

Место нахождения юридических лиц, создаваемых путем  реорганизации, может отличаться от места нахождения реорганизуемого  лица. Дальнейшая государственная регистрация  вновь возникшего в результате реорганизации  юридического лица в соответствии со ст.8 Закона о государственной регистрации  осуществляется по месту его нахождения.

Государственную регистрацию создаваемых путем  реорганизации юридических лиц  осуществляет регистрирующий орган  по месту нахождения реорганизуемых юридических лиц. На это им отводится  не более пяти рабочих дней со дня представления документов в регистрирующий орган (п.4 ст.15 Закона о государственной регистрации).

Юридическое лицо считается реорганизованным с  момента государственной регистрации  вновь возникших юридических  лиц. Исключение - реорганизация в  форме присоединения. В этом случае юридическое лицо реорганизовано с  момента внесения в ЕГРЮЛ записи о прекращении деятельности последнего из присоединенных юридических лиц (ст.57 ГК РФ, ст. 16 Закона N 129-ФЗ).

Обратите  внимание: юридические лица, созданные  в процессе преобразования, слияния, выделения, разделения, после регистрации  должны встать на налоговый учет, изготовить печать, получить коды ОКВЭД и встать на учет в государственных внебюджетных фондах. А так как при слиянии  и присоединении прекращается деятельность юридических лиц - предшественников, ликвидация этих юридических лиц  будет завершена только после  внесения соответствующей записи в  ЕГРЮЛ. Для этого необходимо снять  организацию с налогового учета, аннулировать идентификационные коды ОКВЭД, закрыть расчетный счет в  банке и уничтожить печать.

Заключение

Гражданским кодексом РФ определены лишь общие  моменты, относящиеся к реорганизации  любых юридических лиц независимо от их организационно-правовой формы. Так, Кодекс устанавливает формы  реорганизации и круг лиц, имеющих  право принимать решение о  ее проведении, определяет момент завершения реорганизации, а также порядок  оформления правопреемства и гарантии прав кредиторов юридического лица при  его реорганизации.

При этом согласно п. 4 ст. 57 ГК РФ четыре из пяти форм реорганизации (слияние, присоединение, разделение и преобразование) предполагают прекращение реорганизуемого акционерного общества. Таким образом, три формы реорганизации (слияние, разделение и преобразование) предусматривают прекращение действующего юридического лица и создание нового - его правопреемника, в то время как присоединение влечет только прекращение присоединяемого субъекта, а выделение - только создание нового юридического лица.[20]

Следовательно, невозможно говорить о создании и  прекращении юридических лиц  как об определяющих признаках реорганизации, поскольку они свойственны не всем ее формам, хотя в юридической  литературе до сих пор встречается  определение реорганизации как  способа прекращения юридического лица.

Вследствие  сказанного выше единственным общим  критерием всех форм реорганизации, по мнению большинства исследователей, является правопреемство, то есть переход  прав и обязанностей реорганизуемого  юридического лица к его правопреемникам. Правопреемство при реорганизации  юридического лица, как и правопреемство при наследовании, именуется универсальным, поскольку в обоих случаях  права и обязанности переходят  от одного лица к другому (другим) в  неизменном виде как единое целое в один и тот же момент.[21].

Вместе  с тем правопреемство имеет свои особенности применительно к  отдельным формам реорганизации. Так, при проведении выделения реорганизуемое юридическое лицо не прекращает свое существование и, следовательно, сохраняет  часть своих прав и обязанностей. Поэтому к правопреемникам юридического лица, реорганизованного в форме  выделения, его права и обязанности  не переходят как единое целое. В  результате при проведении реорганизации  в форме выделения возможны два  варианта: во-первых, реорганизуемое юридическое  лицо может передать правопреемникам  определенный объем своих прав и  обязанностей, сохранив за собой лишь их незначительную часть; во-вторых, ситуация может быть прямо противоположной, если к выделившимся правопреемникам  переходят отдельные права и обязанности, а реорганизуемый субъект сохраняет основную их массу.

Поэтому в целом вывод об однозначно универсальном  характере правопреемства реорганизации  юридического лица представляется весьма спорным, и, по-видимому, в данном случае более уместно говорить о правопреемстве как таковом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Библиографический список

Нормативные акты

1. Гражданский  Кодекс Российской Федерации  (часть вторая) от 26.01.1996 № 14-ФЗ (ред.  от 02.02.2006) // СЗ РФ от 29.01.1996, № 5, ст. 410, СЗ РФ от 06.02.2006, № 6, ст. 636.

2. Гражданский  Кодекс Российской Федерации  (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред.  от 27.07.2006) // СЗ РФ от 05.12.1994, № 32, ст. 3301, СЗ РФ от 31.07.2006, № 31 (1 ч.), ст. 3437.

3. Кодекс  Российской Федерации об административных  правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 27.07.2006) // СЗ РФ от 07.01.2002, № 1 (ч. 1), ст. 1, СЗ РФ от 31.07.2006, №  31 (1 ч.), ст. 3452.

4. Налоговый  Кодекс Российской Федерации  (часть первая) от 31.07.1998 № 146-ФЗ (ред.  от 27.07.2006) // СЗ РФ от 03.08.1998, № 31, ст. 3824, СЗ РФ от 31.07.2006, № 31 (1 ч.), ст. 3436.

5. Федеральный закон «Об обществах с ограниченной ответственностью» от 08.02.1998 № 14-ФЗ (ред. от 27.07.2006) // СЗ РФ от 16.02.1998, № 7, ст. 785, СЗ РФ от 31.07.2006, № 31 (1 ч.), ст. 3437.

6. Федеральный закон «О бухгалтерском учете» от 21.11.1996 № 129-ФЗ (ред. от 30.06.2003) // СЗ РФ от 25.11.1996, № 48, ст. 5369, СЗ РФ от 07.07.2003, № 27 (ч. I), ст. 2700.

7. Федеральный закон «О естественных монополиях» от 17.08.1995 № 147-ФЗ (ред. от 04.05.2006) // СЗ РФ от 21.08.1995, № 34, ст. 3426, СЗ РФ от 08.05.2006, № 19, ст. 2063.

8. Закон РСФСР «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» от 22.03.1991 № 948-1 (ред. от 26.07.2006) // ВСНД и ВС РСФСР от 18.04.1991, № 16, ст. 499, СЗ РФ от 31.07.2006, № 31 (1 ч.), ст. 3434.

9. Приказ Минфина РФ «Об утверждении Методических указаний по формированию бухгалтерской отчетности при осуществлении реорганизации организаций» от 20.05.2003 № 44н // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти от 06.10.2003, № 40.

 

Специальная литература

10. Гражданское право: Учебник. Ч. 1 / Под ред. А.П. Сергеева, Ю.К. Толстого. – М.: Проспект, 2004.

11. Жданов Д.В. Реорганизация акционерных обществ в Российской Федерации. Изд. 2-е, перераб. и доп. – М.: Лекс-Книга, 2002. – С. 30 – 33.

12. Мартышкин С.В. Понятие и признаки реорганизации юридического лица: Автореферат кандидатской диссертации. 2000.

13. Мозолин В.П., Юденков А.П. Комментарий к Федеральному закону «Об акционерных обществах». – М.: Издательская группа НОРМА-ИНФРА-М, 2002.

14. Степанов В.Г. Унитарное предприятие – пережиток прошлого или жертва несовершенной законодательной базы? // Юрист. – 2003. – № 5.

15. Телюкина М.В. Прекращение деятельности юридических лиц // Субъекты гражданского права. – М., 2000.

16. Черепахин Б.Б. Правопреемство по советскому гражданскому праву // Труды по гражданскому праву. – М., 2001.

17. Шапкина Г.С. Новое в Российском акционерном законодательстве: Изменение и дополнение Федерального закона «Об акционерных обществах» / Центр деловой информации еженедельника «Экономика и жизнь». – М., 2002. – С. 105.

18. Шершеневич Г.Ф. Курс торгового права. Т. 1: Введение. Торговые деятели. – М.: Статут, 2003.

 

 

 

 

 

Судебная  практика

19. Постановление ФАС Московского округа от 23 декабря 2003 г. по делу № КГ-А40/10154-03 // СПС Гарант.

20. Постановление ФАС Уральского округа от 22 октября 2003 г. по делу № Ф09-3022/03-ГК // СПС Гарант.

21. Постановление ФАС Северо-Западного округа от 18 декабря 2002 г. № А56-22333/02 // СПС Гарант.

 

[1] См.: Шершеневич Г.Ф. Курс торгового права. Т. 1: Введение. Торговые деятели. – М.: Статут, 2003. – С. 437 – 444; Братусь С.Н. Субъекты гражданского права. – М.: Государственное издательство юридической литературы, 1950. – С. 221 – 229; Грибанов В.П. Юридические лица. – М.: МГУ, 1961. – С. 31; Гражданское право России: Курс лекций. Часть первая / Под ред. О.Н. Садикова. – М.: Юридич. лит., 1996. – С. 63 – 64; Гражданское право: В 2 т. Том 1: Учебник / Отв. ред. проф. Е.А. Суханов. 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство БЕК, 1998. – С. 199 – 202.

 

[2] См.: Юридический словарь. – Том 2. – М.: Государственное издательство юридической литературы, 1956. – С. 331; Юридический энциклопедический словарь. 2-е издание, дополненное. – М.: Советская энциклопедия, 1987. – С. 205.

 

[3] См.: Додонов В.Н., Каминская Е.В., Румянцев О.Г. Словарь гражданского права / Под общей редакцией д.ю.н. В.В. Залесского. – М.: ИНФРА-М, 1998. – С. 222.

 

[4] Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации, части первой (постатейный) / Руководитель авторского коллектива и ответственный редактор д.ю.н., профессор О.Н. Садиков. – М.: Юридическая фирма Контакт; ИНФРА-М, 1998. – С. 137.

 

[5] Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации, части первой / Отв. ред. О.Н. Садиков. – М.: ЮРИНФОРМЦЕНТР, 1995. – С. 93.

 

[6] Трофимов К.Т. предлагает понимать под реорганизацией прекращение коммерческой организации, связанное с изменением ее имущественного комплекса или организационно-правовой формы, направленное на достижение цели, для которой организация создавалась. Реорганизация влечет за собой изменение субъектного состава и правопреемство. См.: Трофимов К.Г. Реорганизация и ликвидация коммерческих организаций: Автореферат кандидатской диссертации. 1995. – С. 15.

Информация о работе Реорганизация юридических лиц