Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2013 в 17:36, курсовая работа
В научной и учебной литературе проблемы реорганизации затрагиваются лишь косвенно, их освещение преимущественно носит лишь описательный характер. Большинство ученых не признает за реорганизацией самостоятельного значения и склонно рассматривать данный институт лишь как один из способов прекращения юридических лиц. Следствием подобного подхода является отсутствие углубленных теоретических исследований понятия, природы и признаков реорганизации как правового явления.
Введение 3
1. Реорганизация юридического лица: понятие, признаки 4
2. Виды реорганизации 7
3. Процедура реорганизации 16
4. Особенности реорганизации юридических лиц 23
Заключение 31
Задания 33
Список используемой литературы 38
- решения учредителей
или соответствующих органов,
определенных
- договоров о слиянии
или присоединении в случаях,
установленных
- передаточного акта или разделительного баланса.
- документа, подтверждающего
факт внесения соответствующей
записи в Единый
В своем решении учредители могут указать, что разделительный баланс и передаточный акт включают следующие приложения:
- бухгалтерскую отчетность,
в соответствии с которой
- акты (описи) инвентаризации
имущества и обязательств
- первичные учетные документы
по материальным ценностям (
- расшифровки (описи)
кредиторской и дебиторской
Согласно ст. 54 НК РФ18 налогоплательщик исчисляет налоговую базу на основе данных регистров бухгалтерского учета и (или) на основе иных документально подтвержденных данных об объектах, подлежащих налогообложению либо связанных с налогообложением. Поэтому можно говорить о том, что указанные документы необходимы организации и для ведения налогового учета.
Компания, принявшая решение о реорганизации, обязана письменно в срок не позднее трех дней со дня принятия такого решения сообщить об этом решении в налоговый орган по месту учета (п. 2 ст. 23 НК РФ).
За нарушение данного срока штраф налагается как на юридическое лицо - нарушителя, так и на его руководителя:
- 1000 руб. - для организации (ст. 129.1 НК РФ)
- 3 - 5 МРОТ (300 - 500 руб.) - для руководителя (ст. 15.6 КоАП РФ19).
На основании ст.14 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц"20 (далее - Закон о государственной регистрации) при государственной регистрации юридического лица, создаваемого путем реорганизации, в регистрирующий орган представляются:
а) заявление о государственной
регистрации каждого вновь
В заявлении подтверждается, что:
- учредительные документы созданных путем реорганизации юридических лиц соответствуют установленным законодательством РФ требованиям к учредительным документам юридического лица данной организационно-правовой формы;
- сведения, содержащиеся
в этих учредительных
- передаточный акт или
разделительный баланс
- все кредиторы реорганизуемого лица уведомлены в письменной форме о реорганизации и в установленных законом случаях вопросы реорганизации юридического лица согласованы с соответствующими государственными органами и (или) органами местного самоуправления.
На каждое вновь возникающее в результате реорганизации юридическое лицо заполняется отдельное заявление;
б) учредительные документы каждого юридического лица, создаваемого путем реорганизации (подлинники или нотариально удостоверенные копии);
в) решение о реорганизации юридического лица;
г) договор о слиянии или присоединении в случаях, предусмотренных федеральными законами. Так, общее собрание участников каждого общества, участвующего в реорганизации в форме слияния, принимает решение в том числе и об утверждении договора о слиянии (ст. 52 Закона об ООО21);
д) передаточный акт или разделительный баланс;
е) документ об уплате государственной пошлины.
Место нахождения юридических
лиц, создаваемых путем
Государственную регистрацию
создаваемых путем
Юридическое лицо считается реорганизованным с момента государственной регистрации вновь возникших юридических лиц. Исключение - реорганизация в форме присоединения. В этом случае юридическое лицо реорганизовано с момента внесения в ЕГРЮЛ записи о прекращении деятельности последнего из присоединенных юридических лиц (ст.57 ГК РФ, ст. 16 Закона N 129-ФЗ).
Обратите внимание: юридические лица, созданные в процессе преобразования, слияния, выделения, разделения, после регистрации должны встать на налоговый учет, изготовить печать, получить коды ОКВЭД и встать на учет в государственных внебюджетных фондах. А так как при слиянии и присоединении прекращается деятельность юридических лиц - предшественников, ликвидация этих юридических лиц будет завершена только после внесения соответствующей записи в ЕГРЮЛ. Для этого необходимо снять организацию с налогового учета, аннулировать идентификационные коды ОКВЭД, закрыть расчетный счет в банке и уничтожить печать.
Реорганизация государственных унитарных предприятий может осуществляться только по решению собственника (Федеральный закон от 14 ноября 2002 г. N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях"22) в отличие от других видов коммерческих организаций, реорганизация которых может быть осуществлена также и по решению органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами.
Различные формы реорганизации
унитарных предприятий
Следует заметить, что основные проблемы в деятельности унитарных предприятий вызывает институт реорганизации в форме преобразования.
В соответствии со ст. 34 Федерального
закона "О государственных и
муниципальных унитарных
Одной из проблем, существующих в судебно-арбитражной практике по вопросам реорганизации в форме преобразования, является несоответствие нормы указанной статьи о возможности преобразования в государственное или муниципальное учреждение и нормы ч. 1 ст. 13, гласящей, что "некоммерческая организация может быть создана в результате ее учреждения, а также в результате реорганизации существующей некоммерческой организации".24
Учитывая, что унитарное предприятие не может считаться некоммерческой организацией, следует признать необходимым для устранения указанной коллизии изменить диспозицию нормы ч. 1 ст. 13 Федерального закона "О некоммерческих организациях",25 убрав указание на некоммерческий характер преобразуемой организации.
Еще одна проблема возникает в связи с установлением в п. 4 ст. 29 Федерального закона "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" нормы о том, что преобразование унитарного предприятия одного вида в другой (например, унитарного предприятия, действующего на праве хозяйственного ведения, в казенное предприятие) не считается реорганизацией и, соответственно, в данном случае не применяются правила п. 7 ст. 29 рассматриваемого Федерального закона об обязательном извещении кредиторов унитарного предприятия. Также не является реорганизацией и изменение правового положения унитарного предприятия вследствие перехода права собственности на его имущество к другому собственнику государственного или муниципального имущества (Российской Федерации, субъекту Российской Федерации или муниципальному образованию).
В данной связи следует заметить, что, прямо указывая на возможность и порядок преобразования унитарного предприятия, действующего на праве хозяйственного ведения, в казенное предприятие, Федеральный закон ничего не говорит о возможности обратного преобразования.
В.Г. Степанов считает норму
Федерального закона "О государственных
и муниципальных унитарных
Во-первых, указанная норма противоречит п. 1 ст. 57 Гражданского кодекса Российской Федерации, в соответствии с которой преобразование в любом случае является формой реорганизации.
Во-вторых, установление подобной нормы нарушает законные интересы кредиторов, поскольку изменение вида унитарного предприятия влечет изменения в его правоспособности, что может повлиять на исполнение уже заключенных с третьими лицами договоров.
Действительно, при изменении
вида унитарного предприятия меняются
и его отношения с
По мнению автора, учитывая принципиальную разницу в правовом режиме имущества различных видов унитарных предприятий, следовало бы законодательно признать изменение вида унитарного предприятия реорганизацией.
В отношении остальных
форм реорганизации унитарных
Так, одним из общих вопросов при реорганизации на практике является вопрос, связанный с требованиями кредиторов о досрочном исполнении обязательств или определении правопреемника по обязательствам, и в этих случаях суд вынужден растолковывать действующие нормы права и указывать на их верную взаимосвязь.
Так, например, по одному из имевших место дел арбитражный суд указал, что возможность реализации кредитором права требовать досрочного исполнения обязательств реорганизованным предприятием не зависит от того, наступил ли срок для осуществления соответствующего права, а также от способности надлежащего исполнения должником своих обязательств в будущем.27
Реорганизация акционерного общества может быть проведена добровольно, по инициативе самого общества.
Такая инициатива может быть вызвана различными факторами: это и желание расширить, укрупнить бизнес (при слиянии и присоединении), и избавление от несвойственной обществу деятельности (выделение), и раздор между акционерами, и желание "разойтись по-хорошему" (выделение и разделение).
Предложение о проведении реорганизации общества в той или иной форме выносит на рассмотрение общего собрания акционеров совет директоров (наблюдательный совет) общества.
В соответствии с п. 3 ст. 49 Закона об акционерных обществах28 решение по вопросу реорганизации принимается общим собранием акционеров только по предложению совета директоров (наблюдательного совета) общества, если иное не установлено уставом общества. Вместе с тем п. 2 ст. 16, п. 2 ст. 17, п. 2 ст. 18, п. 2 ст. 19 и п. 2 ст. 20 Закона об акционерных обществах не содержат возможности акционерным обществам в своих уставах по-иному, кроме как по предложению Совета директоров (наблюдательного совета), решать вопрос о включении в повестку дня общего собрания акционеров вопрос о реорганизации общества.