Решение споров о компетенции конституционным судом между органами власти

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2012 в 20:38, статья

Описание работы

Важнейшим принципом конституционного государства является приоритет норм Основного Закона по отношению к любым другим национальным источникам права, т.е. любая нормоустанавливающая деятельность в государстве должна осуществляться в соответствии с Конституцией. Этот теоретический постулат получил название концепции конституционной законности. Данная концепция сводится к следующим ключевым положениям:
1) Любая правовая норма, изданная субъектом правотворчества, признается юридически легальной лишь в том случае, если содержащееся в ней правило поведения не противоречит действующей Конституции;
2) В противном случае такая правовая норма должна быть признана в надлежащем порядке не имеющей юридической силы, т.е. ничтожной;
3) Эта задача возлагается на институт конституционного контроля (надзора), который по правилам специальной процедуры осуществляет проверку всех нормативных актов в государстве с точки зрения их соответствия Конституции.

Файлы: 1 файл

Статья Голосуй АП.docx

— 19.89 Кб (Скачать файл)

Разрешение  споров о компетенции Конституционным  Судом между органами власти

 

Важнейшим принципом конституционного государства является приоритет  норм Основного Закона по отношению  к любым другим национальным источникам права, т.е. любая нормоустанавливающая деятельность в государстве должна осуществляться в соответствии с  Конституцией. Этот теоретический постулат получил название концепции конституционной  законности. Данная концепция сводится к следующим ключевым положениям:

1) Любая правовая норма,  изданная субъектом правотворчества,  признается юридически легальной  лишь в том случае, если содержащееся  в ней правило поведения не  противоречит действующей Конституции;

2) В противном случае  такая правовая норма должна  быть признана в надлежащем  порядке не имеющей юридической  силы, т.е. ничтожной;

3) Эта задача возлагается  на институт конституционного  контроля (надзора), который по правилам  специальной процедуры осуществляет  проверку всех нормативных актов  в государстве с точки зрения  их соответствия Конституции.

Таким образом, функция конституционного контроля (надзора) состоит в поддержании  и обеспечении конституционной  законности, а судебный конституционный  контроль осуществим, как полагает большинство ученых, лишь в странах  с писаной конституцией, к числу  которых относится и Республика Беларусь. И данную функцию в нашем государстве выполняет Конституционный Суд.

За всю историю своего развития Конституционный Суд прошел множество этапов на пути своего становления. Его полномочия всячески изменялись и корректировались. Изначально в  Конституции 1994 г. был введен принцип разделения властей, это позволяло говорить о Конституционном Суде как о самостоятельном элементе государственной власти, осуществляющем конституционный контроль в судебной форме. Конституционный Суд вправе был по своей инициативе рассматривать вопросы о соответствии нормативных актов любого государственного органа, общественного объединения Конституции и законам, международно-правовым актам, ратифицированным Республикой Беларусь.

В результате конституционной  реформы 1996 г. собственная инициатива Конституционного Суда была отменена, он был лишен права инициировать судопроизводство самостоятельно. В литературе можно встретить различные взгляды на эту проблему. Одни авторы считают, что данное полномочие может привести к ослаблению беспристрастности суда при вынесении им решений, и что оценка конституционности нормы права и ее отмена по инициативе суда не в полной мере соответствуют природе судебного конституционного контроля. Однако в отсутствии данной прерогативы можно усмотреть и недостатки. Как показала практика, другие уполномоченные субъекты (Президент, палата Представителей, Совет Республики, Верховный суд, Высший Хозяйственный суд), получившие право обращения в Конституционный Суд, практически его не использовали. Вследствие этого Конституционный Суд не осуществлял свою основную функцию.

Наряду с данной функцией, Конституционный Суд Республики Беларусь не осуществляет и ряд других, не менее важных полномочий для данного  органа власти. Не взирая даже на усовершенствование и наделение новыми полномочиями в связи с изданием Президентом Декрета №14. Конституционный Суд не стал обладать полномочиями, которыми пользуются конституционные суды других государств. И одно из таких, не воплощенных в жизнь полномочий,   на котором в особенности, хотелось бы сконцентрировать свое внимание – это решения споров о компетенции. Если руководствоваться зарубежной практикой, то свое применение данный институт приобрел в ряде зарубежных государств (Германии, Австрии, России и др.) Где очень охотно используется.

Как указывает Л.А. Панферова, это одна из важных функций конституционных  судов зарубежных государств – разрешение споров между органами власти различных уровней. В частности, это споры между:

- высшими органами центральной  власти (Болгария, Германия, Испания,  Италия, Польша);

- центральными и местными органами  власти (Австрия, Бразилия, Венгрия,  Германия, Испания, Италия, Чехия);

- местными органами власти (Австрия,  Германия, Мексика, Россия, Швейцария).

В некоторых странах (Австрии, Греции, Сербии, Черногории) органы конституционного контроля разрешают споры между  судами и иными органами власти. Логически данная норма могла бы найти свое применение и в белорусской практике, так как в нашем государстве Президент наряду с Парламентом обладает правом принимать законодательные акты. В соответствии со ст.101 Конституции Президент по своей инициативе может издавать временные декреты, имеющие силу закона. Эти декреты сохраняют силу, если они не отменены большинством не менее двух третей голосов от полного состава каждой из палат. Также в статье оговорено, что палаты могут регулировать законом отношения, возникшие на основе декретов, которые отменены. Отсюда следует, если декрет не отменен, Парламент занимает вторую позицию. Но, как известно, издание законов – это прерогатива Парламента. В таком случае, при наделении Конституционного Суда правом разрешать споры о компетенции, Парламент мог бы обратиться в Конституционный Суд с целью разрешения спора о компетенции между двумя данными субъектами власти (Президентом и Парламентом). Ведь нельзя исключать возможность возникновения такой ситуации, вследствие которой возникнет вопрос. Так чем же руководствоваться: законом или декретом? Следуя Конституции, основного закона государства, декрет не является законом, но далее руководствуясь той же Конституцией, а в частности ст.101, если декрет не отменен более чем две третьей голосов парламента, то нужна руководствоваться декретом. И законодательный акт парламента невольно переходит на вторую позицию. Не имея шансов на существование, по отношению к декрету Президента.

  Для решения данной проблемы  и для предотвращения казусных  ситуаций, считаю правильным было  бы наделить Конституционный  суд правом разрешения споров о компетенции между органами власти различных уровней. Данное полномочие  решило бы многие проблемы,  в частности проблему, касающеюся прерогативы издания законодательных актов между Президентом и Парламентом.


Информация о работе Решение споров о компетенции конституционным судом между органами власти