Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2013 в 17:10, реферат
В римском праве классического периода сервитуты и узуфрукт были независимыми и самостоятельными вещными правами. Привычное в отечественной литературе по римскому праву деление сервитутов на «личные» и «вещные» с обязательным включением узуфрукта в категорию так называемых личных сервитутов не соответствует реалиям римского классического права.
В римском классическом праве узуфрукт вообще не входил в категорию сервитутов. Не знало оно и деления сервитутов на личные и вещные. В этом нетрудно убедиться, посмотрев систему Дигест Юстиниана:
Введение 3
1. Римские сервитуты 5
2. Институт узуфрукта 7
Заключение 10
Список литературы 11
Содержание
Введение 3
1. Римские сервитуты 5
2. Институт узуфрукта 7
Заключение 10
Список литературы 11
Введение
В римском праве классического периода сервитуты и узуфрукт были независимыми и самостоятельными вещными правами. Привычное в отечественной литературе по римскому праву деление сервитутов на «личные» и «вещные» с обязательным включением узуфрукта в категорию так называемых личных сервитутов не соответствует реалиям римского классического права.
В римском классическом праве узуфрукт вообще не входил в категорию сервитутов. Не знало оно и деления сервитутов на личные и вещные. В этом нетрудно убедиться, посмотрев систему Дигест Юстиниана:
отдельная седьмая книга Дигест посвящена исключительно институту узуфрукта; о сервитутах говорится в восьмой книге Дигест. Полезно напомнить и известный текст Институций Гая, в котором характеризуются res incorporales (вещи бестелесные): «Incorporales —это те вещи, которые не могут быть осязаемы, к каковым принадлежат те, которые заключаются в праве (ius), например наследство, узуфрукт, обязательство, каким бы то ни было образом заключенные... само право наследования (ius successionis) и право узуфрукта (iusutendifruendi) и право обязательства (ius obligationis) считаются res incorporalis. В том числе находятся и права городских, и сельских земель, называемые также сервитутами» (Институции Гая, II, 14). Этот чрезвычайно важный фрагмент суждений римского классического юриста середины II в. н. э. помимо прочего четко разделяет институты узуфрукта и «права городских и сельских имений, называемые также сервитутами» (et iura praediorum urbanorum et rusticorum quae etiam servitutes vocantur).
Попытка создания классификации сервитутов с делением на вещные и личные относится только ко времени составления Институций и Дигест, подготовленных по велению ранневизантийского императора Юстиниана I (первая треть VI в. н. э.). Иными словами, эту классификацию попытались ввести византийские юристы VI в. н. э.
Современные романисты подчеркивают, что «эта классификация была ошибочной, а такое объединение — отнюдь не необходимым»1. Еще более резкую характеристику дает итальянский романист: «В системе юстинианова права сервитуты оказываются под названием сервитуты вещные, противопоставленными сервитутам личным, которые охватывали узуфрукт, пользование, проживание и др. Распространение на эти права общего понятия сервитута представляет собой плод заблуждения, вызванный к жизни строем византийского мышления, имевшего едва ли не патологическое желание усматривать повсюду симметричные построения. Что такое уподобление ошибочно, следует из неприложности к этим правам некоторых принципов, характерных для сервитутов...Понятие «личный сервитут», которое было введено юстиниановскими юристами посредством внесения изменений в классические тексты, чуждо римскому классическому праву, кроме того, оно отвергнуто современными законодательствами».2
Наконец, стоит привести мнение и одного из романистов середины ХХ в.: «Классическая терминология широко адаптировалась компиляторами. Классические (юристы) обозначали в качестве сервитутов только «real» или «praedial» сервитуты; термин «личные сервитуты» не существовал».
Не ограничиваясь приведенными мнениями авторитетных европейских романистов, попытаемся последовательно рассмотреть не только характерные юридические черты важных вещных институтов римского классического права — сервитутов и узуфрукта, но и их существенные юридические отличия, подчеркивающие их самостоятельный характер.
Древнее римское (цивильное) право знало только четыре сельских сервитута: via, iter, actus, aquae ductus. Эти древнейшие сервитуты были отнесены к категории вещей манципируемых; они являлись объектами римской цивильной собственности.
Рост и величие города Рима периода поздней Республики, ставшие следствием успешной завоевательной политики, привели к появлению и развитию городских земельных сервитутов. Возникла объективная потребность в сервитутах стока воды на участок другого собственника; интенсивное строительство домов привело к появлению таких сервитутов, как право вставлять балку в чужое строение, право опоры на стену соседского дома и т. п. Потребовалось регламентировать доступ света (lumen) и вида (prospectum) между соседскими домами, что привело к появлению сервитутов, воспрещающих соседним строениям заслонять свет и вид строения господствующего участка. Эти новые городские сервитуты не могли быть включены в старую цивильную схему сельских сервитутов как объекты собственности (dominium).
Римская классическая юриспруденция создала единую систему земельных сервитутов (iura praediorum), которые были разделены на сельские и городские. Произошло это, очевидно, в период конца Римской республики —начала Римской империи (I в. до н. э. — I в. н. э.). Список сервитутов еще в начале Империи, как уверяют романисты, сохранял определенную гибкость и лишь позднее был окончательно закреплен. Они стали пониматься в отличие от древних сервитутов не как вещи манципированные, а как отдельные вещные права собственника господствующего участка на участок служащий. Сервитуты устанавливались в целях обременения служащего участка определенными ограниченными функциями (правомочиями) в пользу участка господствующего. Причем для многочисленных городских сервитутов основным правомочием обладателя господствующего участка не являлось ограниченное право пользования, характерное для сельских сервитутов.
Именно городские сервитуты, существовавшие в римском классическом праве, представляют особый интерес, как своим многообразием, так и множеством функций. Здесь уместно привести один из фрагментов Дигест Юстиниана: «Права на городские участки суть следующие: строить выше определенной высоты и заслонять свет соседу или не строить выше определенной высоты, а также отводить воду на крышу или на двор соседа или не отводить, а также опирать балку на стену соседа и, наконец, выдвигать балкон или крышу на участок соседа и прочие подобные им» (Диг. 8.2.2. Гай).
Именно благодаря категории городских сервитутов в римской юриспруденции выработалось понимание того, что содержанием права сервитутов может являться не только правомочие ограниченного пользования служащей вещью (положительное право), но и какое-либо право воспрещения отдельных действий, производимых на служащем участке:«...когда же устанавливается сервитут, содержащий воспрещение заслонять свет, то это преимущественно рассматривается в том смысле, что у соседа нет права без нашей воли строить слишком высокие здания и таким образом уменьшать освещение наших зданий» (Диг. 8.2.4. Павел).
Следует считать большим достижением римской юриспруденции выявление и разработку таких сервитутов, которые заключаются в неисполнении (non facere) или не совершении каких-либо действий в отношении собственника господствующего участка. Процитируем юриста Ульпиана: «При сервитутах о незаслонении окон и о ненанесении ущерба виду (prospectum) соблюдаются различные правила. Что касается вида (prospectum), то в этом(сервитуте) заключено бoльшее (ограничение) —чтобы его чем-либо не заслоняли для сохранения более приятного и свободного вида. А что касается окон (lumena), то не следует заслонять их так, чтобы чьи-то окна стали темнее. Итак, чтобы сосед не делал создающего препятствия свету, этому можно помешать, если должен соблюдать сервитут и потребовать от него прекращения новых работ» (Диг. 8.2.15).
Римское сервитутное право отличалось не только казуистическим многообразием, но и углубленной разработкой принципов и правил, его регламентирующих. Римские юристы применяли в своих решениях некие общие юридические положения, сформулированные для предиальных сервитутов.
Как подчеркивалось, узуфрукт в праве классического периода сервитутом не являлся. В классической юриспруденции узуфрукт нередко воспринимался юристами как часть собственности (pars dominii) или часть вещи (pars rei). «Узуфрукт во многих случаях является pars dominii, и бывает, что он дается либо немедленно, либо с определенного дня» (Диг. 7.1.4. Павел). Не менее интересен второй фрагмент из источника: «Тот, кто стипулирует узуфрукт с поместья, а затем само поместье, подобен тому, кто стипулировал сначала часть участка (partem findi), а затем весь участок, так как считается, что поместье отдано (целиком), если из него вычтен узуфрукт. И наоборот, тот, кто стипулировал поместье, а затем узуфрукт с поместья, подобен тому, кто стипулировал целое, а затем часть целого» (Диг. 45.1.58. Юлиан).
Для понимания сути узуфрукта ограничимся формулой юриста начала II в. н. э. Цельса: «Usufructus — это право на телесную вещь (ius in corpore), с исчезновением которой он по необходимости уничтожается» (Диг. 7.1.2.).
Следует подчеркнуть, что право узуфрукта в отличие от права сервитутов имело строго личный характер и было ограничено жизнью узуфруктуария. Узуфрукт по наследству не передавался.
Современные европейские романисты единодушно отмечают, что «вопрос о происхождении узуфрукта, который вошел в обращение в последнее столетие Римской республики, не вполне ясен. Как бы то ни было, с самого его появления у него были ярко выраженные алиментные функции и самой первой его формой был узуфрукт, оставленный по легату отцом фамилии своей вдове, чтобы обеспечить ей доходы от наследственного имущества, которое после ее смерти вернется в «полную собственность» детей»3. Позицию итальянского романиста разделяет и испанский романист: «Первоначально узуфрукт устанавливался с целью сохранения за вдовой пользования тем имуществом, которым она пользовалась при жизни мужа, не ущемляя прав детей на наследование отцовского имущества».4
Иными словами, уже изначально цели и функции узуфрукта и сервитутов разнились. Цель узуфрукта в позднем классическом праве отчетливо выразил Ульпиан: «...узуфрукт заключается в извлечении плодов, т. е. в некотором действии того, кто извлекает плоды и пользуется (вещью)» (Диг. 7.3.1.). Яркой иллюстрацией этого положения является текст Павла, ранее использованный для характеристики сервитутов: «...но если гончарные мастерские работали для того, чтобы делать сосуды (на продажу), то это будет узуфрукт» (Диг. 8.3.6.).
В праве классического периода узуфрукт являлся широко используемым юридическим институтом, который применялся для самых разнообразных целей. Об этом косвенно можно судить по многообразию субъектов и объектов узуфрукта. Если субъектом сервитута мог быть только собственник (dominus) господствующего земельного участка (имения), причем лишь только один (ввиду нераздельности сервитута), то для субъектов узуфрукта римская юриспруденция каких-либо количественных ограничений не устанавливала. Это следует из отдельных текстов Дигест, например: «Всякий раз, если узуфрукт предоставляется в силу легата двоим, так, чтобы они осуществляли его через год...» (Диг. 7.1.3.4. Юлиан); «Если в силу легата тебе предоставили собственность (proprietas) на участок земли, а мне, Мевию и тебе — узуфрукт на тот же участок...» (Диг. 7.2.4.Юлиан).
В отличие от сервитутов узуфрукт мог быть установлен на любые вещи — как недвижимые, так и движимые. В частности, рабы и рабочий скот упоминаются в римских источниках в качестве постоянных объектов узуфрукта. «Узуфрукт распространяется не только на землю и здания, но и на рабов и рабочий скот и иные вещи» (Диг. 7.1.3.1. Гай). «В силу легата может быть предоставлен узуфрукт на недвижимое имущество или на движимую вещь» (Диг. 7.1.7. Ульпиан).
Заключение
В завершение рассмотрения институтов сервитута и узуфрукта необходимо еще раз подчеркнуть их самостоятельность в римском классическом праве и недопустимость сведения узуфрукта к категории сервитутов. Они служили различным целям, им были свойственны различные черты, принципы и правомочия.
Оба института широко представлены в римских юридических источниках и весьма подробно разработаны казуистикой классической юриспруденции. Не будет преувеличением утверждать, что сервитуты и узуфрукт в римском классическом праве представляли собой широко распространенные и эффективные юридические инструменты вещного права, обслуживавшие многообразные хозяйственные и личные интересы субъектов римского права.
Список литературы
2.Бартошек М. Римское право. Понятия, термины, определения. М., 1989.
1 Гарридо М. Х. Г. Римское частное право. М., 2005. С. 376.
2 Санфилиппо Ч. Курс римского частного права. М., 2000. С. 194.
3 Франчози Дж. Институционный курс римского права. М., 2004. С. 333
4 Гарридо М. Х. Г. Указ. соч. С. 400