Римские сервитуты

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2013 в 17:10, реферат

Описание работы

В римском праве классического периода сервитуты и узуфрукт были независимыми и самостоятельными вещными правами. Привычное в отечественной литературе по римскому праву деление сервитутов на «личные» и «вещные» с обязательным включением узуфрукта в категорию так называемых личных сервитутов не соответствует реалиям римского классического права.
В римском классическом праве узуфрукт вообще не входил в категорию сервитутов. Не знало оно и деления сервитутов на личные и вещные. В этом нетрудно убедиться, посмотрев систему Дигест Юстиниана:

Содержание работы

Введение 3
1. Римские сервитуты 5
2. Институт узуфрукта 7
Заключение 10
Список литературы 11

Файлы: 1 файл

Права на чужие вещи в Римском праве.docx

— 38.35 Кб (Скачать файл)

Содержание

Введение 3

1. Римские сервитуты 5

2. Институт узуфрукта 7

Заключение 10

Список литературы 11

 

Введение

В римском праве классического периода сервитуты и узуфрукт были независимыми и самостоятельными вещными правами. Привычное в отечественной литературе по римскому праву деление сервитутов на «личные» и «вещные» с обязательным включением узуфрукта в категорию так называемых личных сервитутов не соответствует реалиям римского классического права.

В римском классическом праве узуфрукт вообще не входил в категорию сервитутов. Не знало оно и деления сервитутов на личные и вещные. В этом нетрудно убедиться, посмотрев систему Дигест Юстиниана:

отдельная седьмая книга Дигест посвящена исключительно институту узуфрукта; о сервитутах говорится в восьмой книге Дигест. Полезно напомнить и известный текст Институций Гая, в котором характеризуются res incorporales (вещи бестелесные): «Incorporales —это те вещи, которые не могут быть осязаемы, к каковым принадлежат те, которые заключаются в праве (ius), например наследство, узуфрукт, обязательство, каким бы то ни было образом заключенные... само право наследования (ius successionis) и право узуфрукта (iusutendifruendi) и право обязательства (ius obligationis) считаются res incorporalis. В том числе находятся и права городских, и сельских земель, называемые также сервитутами» (Институции Гая, II, 14). Этот чрезвычайно важный фрагмент суждений римского классического юриста середины II в. н. э. помимо прочего четко разделяет институты узуфрукта и «права городских и сельских имений, называемые также сервитутами» (et iura praediorum urbanorum et rusticorum quae etiam servitutes vocantur).

Попытка создания классификации сервитутов с делением на вещные и личные относится только ко времени составления Институций и Дигест, подготовленных по велению ранневизантийского императора Юстиниана I (первая треть VI в. н. э.). Иными словами, эту классификацию попытались ввести византийские юристы VI в. н. э.

Современные романисты подчеркивают, что «эта классификация была ошибочной, а такое объединение — отнюдь не необходимым»1. Еще более резкую характеристику дает итальянский романист: «В системе юстинианова права сервитуты оказываются под названием сервитуты вещные, противопоставленными сервитутам личным, которые охватывали узуфрукт, пользование, проживание и др. Распространение на эти права общего понятия сервитута представляет собой плод заблуждения, вызванный к жизни строем византийского мышления, имевшего едва ли не патологическое желание усматривать повсюду симметричные построения. Что такое уподобление ошибочно, следует из неприложности к этим правам некоторых принципов, характерных для сервитутов...Понятие «личный сервитут», которое было введено юстиниановскими юристами посредством внесения изменений в классические тексты, чуждо римскому классическому праву, кроме того, оно отвергнуто современными законодательствами».2

Наконец, стоит привести мнение и одного из романистов середины ХХ в.: «Классическая терминология широко адаптировалась компиляторами. Классические (юристы) обозначали в качестве сервитутов только «real» или «praedial» сервитуты; термин «личные сервитуты» не существовал».

Не ограничиваясь приведенными мнениями авторитетных европейских романистов, попытаемся последовательно рассмотреть не только характерные юридические черты важных вещных институтов римского классического права — сервитутов и узуфрукта, но и их существенные юридические отличия, подчеркивающие их самостоятельный характер.

 

    1. Римские сервитуты

Древнее римское (цивильное) право знало только четыре сельских сервитута: via, iter, actus, aquae ductus. Эти древнейшие сервитуты были отнесены к категории вещей манципируемых; они являлись объектами римской цивильной собственности.

Рост и величие города Рима периода поздней Республики, ставшие следствием успешной завоевательной политики, привели к появлению и развитию городских земельных сервитутов. Возникла объективная потребность в сервитутах стока воды на участок другого собственника; интенсивное строительство домов привело к появлению таких сервитутов, как право вставлять балку в чужое строение, право опоры на стену соседского дома и т. п. Потребовалось регламентировать доступ света (lumen) и вида (prospectum) между соседскими домами, что привело к появлению сервитутов, воспрещающих соседним строениям заслонять свет и вид строения господствующего участка. Эти новые городские сервитуты не могли быть включены в старую цивильную схему сельских сервитутов как объекты собственности (dominium).

Римская классическая юриспруденция создала единую систему земельных сервитутов (iura praediorum), которые были разделены на сельские и городские. Произошло это, очевидно, в период конца Римской республики —начала Римской империи (I в. до н. э. — I в. н. э.). Список сервитутов еще в начале Империи, как уверяют романисты, сохранял определенную гибкость и лишь позднее был окончательно закреплен. Они стали пониматься в отличие от древних сервитутов не как вещи манципированные, а как отдельные вещные права собственника господствующего участка на участок служащий. Сервитуты устанавливались в целях обременения служащего участка определенными ограниченными функциями (правомочиями) в пользу участка господствующего. Причем для многочисленных городских сервитутов основным правомочием обладателя господствующего участка не являлось ограниченное право пользования, характерное для сельских сервитутов.

Именно городские сервитуты, существовавшие в римском классическом праве, представляют особый интерес, как своим многообразием, так и множеством функций. Здесь уместно привести один из фрагментов Дигест Юстиниана: «Права на городские участки суть следующие: строить выше определенной высоты и заслонять свет соседу или не строить выше определенной высоты, а также отводить воду на крышу или на двор соседа или не отводить, а также опирать балку на стену соседа и, наконец, выдвигать балкон или крышу на участок соседа и прочие подобные им» (Диг. 8.2.2. Гай).

Именно благодаря категории городских сервитутов в римской юриспруденции выработалось понимание того, что содержанием права сервитутов может являться не только правомочие ограниченного пользования служащей вещью (положительное право), но и какое-либо право воспрещения отдельных действий, производимых на служащем участке:«...когда же устанавливается сервитут, содержащий воспрещение заслонять свет, то это преимущественно рассматривается в том смысле, что у соседа нет права без нашей воли строить слишком высокие здания и таким образом уменьшать освещение наших зданий» (Диг. 8.2.4. Павел).

Следует считать большим  достижением римской юриспруденции выявление и разработку таких сервитутов, которые заключаются в неисполнении (non facere) или не совершении каких-либо действий в отношении собственника господствующего участка. Процитируем юриста Ульпиана: «При сервитутах о незаслонении окон и о ненанесении ущерба виду (prospectum) соблюдаются различные правила. Что касается вида (prospectum), то в этом(сервитуте) заключено бoльшее (ограничение) —чтобы его чем-либо не заслоняли для сохранения более приятного и свободного вида. А что касается окон (lumena), то не следует заслонять их так, чтобы чьи-то окна стали темнее. Итак, чтобы сосед не делал создающего препятствия свету, этому можно помешать, если должен соблюдать сервитут и потребовать от него прекращения новых работ» (Диг. 8.2.15).

Римское сервитутное право отличалось не только казуистическим многообразием, но и углубленной разработкой принципов и правил, его регламентирующих. Римские юристы применяли в своих решениях некие общие юридические положения, сформулированные для предиальных сервитутов.

    1. Институт узуфрукта

Как подчеркивалось, узуфрукт в праве классического периода сервитутом не являлся. В классической юриспруденции узуфрукт нередко воспринимался юристами как часть собственности (pars dominii) или часть вещи (pars rei). «Узуфрукт во многих случаях является pars dominii, и бывает, что он дается либо немедленно, либо с определенного дня» (Диг. 7.1.4. Павел). Не менее интересен второй фрагмент из источника: «Тот, кто стипулирует узуфрукт с поместья, а затем само поместье, подобен тому, кто стипулировал сначала часть участка (partem findi), а затем весь участок, так как считается, что поместье отдано (целиком), если из него вычтен узуфрукт. И наоборот, тот, кто стипулировал поместье, а затем узуфрукт с поместья, подобен тому, кто стипулировал целое, а затем часть целого» (Диг. 45.1.58. Юлиан).

Для понимания сути узуфрукта  ограничимся формулой юриста начала II в. н. э. Цельса: «Usufructus — это право на телесную вещь (ius in corpore), с исчезновением которой он по необходимости уничтожается» (Диг. 7.1.2.).

Следует подчеркнуть, что  право узуфрукта в отличие от права сервитутов имело строго личный характер и было ограничено жизнью узуфруктуария. Узуфрукт по наследству не передавался.

Современные европейские  романисты единодушно отмечают, что  «вопрос о происхождении узуфрукта, который вошел в обращение в последнее столетие Римской республики, не вполне ясен. Как бы то ни было, с самого его появления у него были ярко выраженные алиментные функции и самой первой его формой был узуфрукт, оставленный по легату отцом фамилии своей вдове, чтобы обеспечить ей доходы от наследственного имущества, которое после ее смерти вернется в «полную собственность» детей»3. Позицию итальянского романиста разделяет и испанский романист: «Первоначально узуфрукт устанавливался с целью сохранения за вдовой пользования тем имуществом, которым она пользовалась при жизни мужа, не ущемляя прав детей на наследование отцовского имущества».4

Иными словами, уже изначально цели и функции узуфрукта и сервитутов разнились. Цель узуфрукта в позднем классическом праве отчетливо выразил Ульпиан: «...узуфрукт заключается в извлечении плодов, т. е. в некотором действии того, кто извлекает плоды и пользуется (вещью)» (Диг. 7.3.1.). Яркой иллюстрацией этого положения является текст Павла, ранее использованный для характеристики сервитутов: «...но если гончарные мастерские работали для того, чтобы делать сосуды (на продажу), то это будет узуфрукт» (Диг. 8.3.6.).

В праве классического  периода узуфрукт являлся широко используемым юридическим институтом, который применялся для самых разнообразных целей. Об этом косвенно можно судить по многообразию субъектов и объектов узуфрукта. Если субъектом сервитута мог быть только собственник (dominus) господствующего земельного участка (имения), причем лишь только один (ввиду нераздельности сервитута), то для субъектов узуфрукта римская юриспруденция каких-либо количественных ограничений не устанавливала. Это следует из отдельных текстов Дигест, например: «Всякий раз, если узуфрукт предоставляется в силу легата двоим, так, чтобы они осуществляли его через год...» (Диг. 7.1.3.4. Юлиан); «Если в силу легата тебе предоставили собственность (proprietas) на участок земли, а мне, Мевию и тебе — узуфрукт на тот же участок...» (Диг. 7.2.4.Юлиан).

В отличие от сервитутов узуфрукт мог быть установлен на любые вещи — как недвижимые, так и движимые. В частности, рабы и рабочий  скот упоминаются в римских источниках в качестве постоянных объектов узуфрукта. «Узуфрукт распространяется не только на землю и здания, но и на рабов и рабочий скот и иные вещи» (Диг. 7.1.3.1. Гай). «В силу легата может быть предоставлен узуфрукт на недвижимое имущество или на движимую вещь» (Диг. 7.1.7. Ульпиан).

 

Заключение

В завершение рассмотрения институтов сервитута и узуфрукта необходимо еще раз подчеркнуть их самостоятельность в римском классическом праве и недопустимость сведения узуфрукта к категории сервитутов. Они служили различным целям, им были свойственны различные черты, принципы и правомочия.

Оба института широко представлены в римских юридических источниках и весьма подробно разработаны казуистикой классической юриспруденции. Не будет преувеличением утверждать, что сервитуты и узуфрукт в римском классическом праве представляли собой широко распространенные и эффективные юридические инструменты вещного права, обслуживавшие многообразные хозяйственные и личные интересы субъектов римского права.

 

Список  литературы

    1. Гарридо М. Х. Г. Римское частное право. М., 2005.

2.Бартошек М. Римское право. Понятия, термины, определения. М., 1989.

    1. Санфилиппо Ч. Курс римского частного права. М., 2000.
    2. Франчози Дж. Институционный курс римского права. М., 2004.

1 Гарридо М. Х. Г. Римское частное право. М., 2005. С. 376.

2 Санфилиппо Ч. Курс римского частного права. М., 2000. С. 194.

3 Франчози Дж. Институционный курс римского права. М., 2004. С. 333

4 Гарридо М. Х. Г. Указ. соч. С. 400

 


Информация о работе Римские сервитуты