Роль президента РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2014 в 03:00, реферат

Описание работы

За прошедшие годы, после принятия Конституции Российской Федерации 1993 года, Конституция обрела определенную устойчивость и дала новый толчок для становления российской государственности. Несомненно влияние Конституции на развитие всей правовой системы, всего российского законодательства. В развитие статей Конституции приняты новые федеральные законы. Критически оценивая качество многих федеральных законов, принятых в эти годы, нельзя упустить из виду главное – без них невозможно движение России вперед. Достаточно проанализировать содержание законов о гарантиях избирательных прав граждан, о выборах депутатов Государственной Думы, о выборах Президента Российской Федерации, о референдуме, об основах местного самоуправления, об общих принципах организации законодательных и представительных органов власти субъектов Российской Федерации, других законодательных актов, закрепляющих отдельные институты и формы народовластия, чтобы объективно оценить их решающую роль в демократизации общественной жизни.

Содержание работы

1. ВВЕДЕНИЕ - стр. 2
2. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ПРЕЗИДЕНТА РФ ПО КОНСТИТУЦИИ 1993 ГОДА - стр. 3
3. АКТЫ ПРЕЗИДЕНТА РФ - стр. 9
4. ПРЕКРАЩЕНИЕ ПОЛНОМОЧИЙ ПРЕЗИДЕНТА РФ- стр. 12
5. ДОЛГИЙ И ТРУДНЫЙ ПУТЬ ПРЕЗИДЕНТА - стр. 16
6. ЗАКЛЮЧЕНИЕ стр. 19

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word.doc

— 127.50 Кб (Скачать файл)

Гарантия неприкосновенности действует только в период нахождения в должности.

Неприкосновенность никоим образом не связывается с безответственностью и вседозволенностью. Конституция возлагает на Президента Российской Федерации обязанности, предполагающие высокую ответственность за свои действия.. Это обстоятельство подчеркивается в Конституции тем, что она предусматривает возможность отрешения Президента от должности на основании сложной процедуры, следующей за обвинением его в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления.

Положение российской Конституции о неприкосновенности главы государства соответствует мировой практике конституционализма. В той или иной форме практически все конституции иностранных государств предусматривают неприкосновенность главы государства.

Как и любой человек, Президент может оказаться в таком положении, когда исполнение им своих обязанностей невозможно.

Во времена нахождения у власти Первого Президента России привлекалось пристальное внимание к теоретическим и практическим вопросам, связанным с досрочным прекращением полномочий Президента РФ. В ч. 2 ст. 92 Конституции, посвященной этим вопросам, говорится: « Президент Российской Федерации прекращает исполнение полномочий досрочно в случае его отставки, стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия или отстранения от должности. При этом выборы Президента Российской Федерации должны состояться не позднее трех месяцев с момента досрочного прекращения исполнения полномочий ». Крайне важное значение имеет и следующая, третья часть ст. 92: « Во всех случаях, когда Президент не в состоянии выполнять свои обязанности, их временно исполняет Председатель Правительства Российской Федерации. Исполняющий обязанности Президента не имеет права распускать Государственную Думу, назначать референдум, а также вносить предложения о поправках и пересмотре положений Конституции Российской Федерации ».

Как видно, в ст. 92 указаны три способа досрочного прекращения исполнения полномочий Президента: отставка, стойкая неспособность по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия, отрешение от должности. Рассмотрим каждый из них.

Отставка. Это добровольный уход с поста подписанием письменного заявления, извещающего об оставлении должности. Подача в отставку и принятие Председателем Правительства на себя выполнение обязанностей Президента, если в акте об оставлении должности не указано иное лицо, имеют уже бесповоротный для Президента характер. Президент не может потом объявить, что он « передумал » и отзывает свое заявление об отставке. В декабре 2000 года Первый Президент подписал Указ, которым отстранил себя от должности Президента и назначил исполняющим обязанности Президента Путина Владимира Владимировича, объявив об этом в средствах массовой информации 30 декабря – в день свершения этого события.

C объявленного момента ( дня  и часа ) Владимир Путин считается  автоматически приступившим к  исполнению обязанностей Президента. В свою очередь и Путин незамедлительно  сделал заявление о том, что вступил в исполнение обязанностей. Такое его заявление необходимо для общественного спокойствия и обеспечения нормального продолжения общего хода государственных дел.

Состояние здоровья. При решении вопроса о судьбе полномочий Президента в связи с состоянием здоровья возможны две ситуации.

Первая ситуация. Президент чувствует себя больным, но он в ясном уме и поэтому сам объявляет, что не может продолжать исполнение полномочий Президента в силу физической немощи. Для этой ситуации как раз и подходит начальная формула ч. 2 ст. 92: Президент « прекращает исполнение полномочий досрочно» в силу стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия.

Вторая ситуация. Состояние здоровья Президента таково, что требуется специальное авторитетное медицинское заключение; что касается собственного мнения Президента, то либо его невозможно спросить, например, при стойкой потере сознания, либо это мнение при состоянии Президента не может иметь решающего значения, к примеру, при наступивших стойких недугах. Речь идет, следовательно, о случаях, когда, в отличие от отставки, личная воля Президента объективно не может быть решающим фактором, и Председатель Правительства объявляет о принятии на себя исполнения обязанностей Президента на основании медицинских документов. Правда, и здесь не все просто.

Первый Президент 19 сентября 1996 г. принял Указ « О временном исполнении обязанностей Президента Российской Федерации», в котором определил общие условия временного исполнения обязанностей. В Указе говорилось: в целях обеспечения условий непрерывного осуществления государственной власти и на основании ч. 3 ст. 92 Конституции РФ установить, что « временное исполнение обязанностей Президента Российской Федерации в период, определенный в соответствии с отдельными указами Президента Российской Федерации в связи с проведением хирургической операции Президенту Российской Федерации, осуществляется Председателем Правительства Российской Федерации Черномырдиным В. С. в полном объеме, включая полномочия по контролю за стратегическими ядерными силами и тактическим ядерным оружием, для чего ему будут переданы соответствующие технические средства ( «ядерная кнопка» ) ». Далее предусматривалось, что Председатель Правительства приступает к временному исполнению обязанностей Президента РФ «с момента, определяемого в соответствии с Указом Президента Российской Федерации о возложении на Председателя Правительства Российской Федерации временного исполнения обязанностей Президента Российской Федерации », обеспечение деятельности временного исполняющего обязанности Президента РФ осуществляется в установленном порядке Администрацией Президента РФ. Наконец, было обозначено, что данный Указ вступает в силу со дня его опубликования и действует до « момента подписания Президентом Российской Федерации указа о прекращении временного исполнения Председателем Правительства Российской Федерации обязанностей Президента Российской Федерации ».

Как можно видеть по содержанию Указа от 19 сентября 1996 г., Президент исходил из того, что он сам принимает решение о наступлении момента временного исполнения обязанностей по ч. 3 ст. 92. Ведь Председатель осуществляет временное исполнение обязанностей « в период, определяемый в соответствии с отдельными указами Президента », а заканчивается исполнение обязанностей с момента подписания Президентом « указа о прекращении временного исполнения обязанностей ».

Практика это подтвердила. Согласно Указу от 5 ноября 1996 г. « О возложении на Председателя Правительства Российской Федерации Черномырдина В. С. временного исполнения обязанностей Президента Российской Федерации » в соответствии с Указом от 9 сентября 1996 г. Премьер-министр приступил к временному исполнению обязанностей Президента с 7 часов 00 минут 5 ноября 1996 г. Придя в себя после операции, т. е. будучи в сознании, но оставаясь физически весьма ослабленным человеком, Президент тем не менее тут же принял на себя президентские функции. 6 ноября 1996 г. был издан Указ « О прекращении временного исполнения Председателем Правительства Российской Федерации обязанностей Президента Российской Федерации », которым постановлялось, что исполнение прекращается с 6 часов 00 минут 6 ноября 1996 г.

Причем характерно то, что последним Указом были признаны утратившими силу Указы и от 5 ноября, и от 19 сентября 1996 г. Тем самым подчеркивалось, что речь идет о разовых документах, никакой общей нормативной базы для решения данного вопроса не создается, а если в будущем что-то подобное повторится, то потребуются новые указы Президента.

Итак, логика актов и действий Президента в период проведения ему операции на сердце в ноябре 1996 г. подтверждает, что, по его мнению, лишь ему принадлежит право определять, в состоянии ли он вновь заниматься государственными делами.

Отрешение от должности. Президент РФ, согласно ст. 93 Конституции, может быть отрешен от должности Советом Федерации (СФ) только на основании выдвинутого Государственной Думой (ГД) обвинения в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления.

Такие нормы навеяны опытом конституционного регулирования некоторых зарубежных стран Однако, трудно себе вообразить, чтобы Президентом России был избран человек, способный совершить столь тяжкие деяния.

5. ДОЛГИЙ И ТРУДНЫЙ ПУТЬ ПРЕЗИДЕНТА

Владимиру Путину, Второму Президенту России, “досталось тяжелое наследство”.

В течение 10 лет отношения России с развитыми западными странами представляли собо коктейль из неразделенной любви, недоразумений, несбывшихся надежд, обид и приступов раздражения, и этот коктейль никому не был по вкусу

За годы президенства Путина произошли серьезные подвижки во взаимоотношениях со многими странами. Запад больше не пытается мерить Россию своим “аршином”. Прошли те дни, когда политики в Вашингтоне использовали Международный валютный фонд в качестве фонда поддержки определенной политики и определенных политиков в России. Сегодня Россия, в той или иной степени поступает так, как она хочет. В результате мы имеем полуавторитарную страну, по-прежнему коррумптированную (хотя и меньше, чем несколько лет назад), но более стабильную в политическом отношении.

Экономика страны растет медленно, но ее развитие внушает оптимизм: 2001 год стал третьим годом подряд, когда в России был отмечен реальный рост.

России необходимы хорошие отношения с внешним миром, для того, чтобы иметь возможность получать инвестиции и ноу-хау и не отставать от других стран.

Большое достижение Путина – отказ от некоторых подходов в политике, которое в прошлом оказалось неэффективным. Россия перестала негодовать по поводу расширения НАТО и включения в его состав бывших союзников СССР в Восточной Европе и создает новый формат отношений с альянсом. Россия больше не рассматривает Центральную Азию в качестве своих “задворок” и согласна с присутствием там крупных военных контингентов западных стран, которые, возможно, будут способствовать стабилизации обстановки в этом регионе. Россия идет на сделку с Америкой по сокращению ядерных боеголовок, и это разумно, учитывая, что она вряд ли может себе позволить содержать такие силы.. Президент решил не создавать шума по поводу намерения Америки создать систему ПРО.

Отказ от вредных привычек – лишь одна сторона дела. Труднее завести новые, хорошие привычки. Наибольший положительный сдвиг наблюдается в области обмена разведывательной информацией, особенно при проведении контртеррористических операций.

Экономическая интеграция – наиболее важная цель новой политики нашего Президента. Доля России в мировой торговле вызывает сожалений, учитывая историю страны и уровень образования. Структура российского экспорта не ушла очень далеко от традиционного набора: водка и оружие. Не считая таких отраслей российской промышленности, как нефтяная, газовая и металлургическая, экспорт продукции за рубеж (например стали и химикатов) основан на искусственно заниженных ценах на энергоносители.

По прежнему тяжело долговое бремя России – около $143 млрд. Путин хотел бы, чтобы американцы и европейцы в очередной раз списали часть этих долгов, но они не спешат это делать. Как никак в стране наблюдается экономический рост, который, правда, вызван в основном высокими ценами на нефть и последствиями 75%-ной девальвации рубля после финансового кризиса 1998 года, а не укреплением конкурентноспособного, хорошо организованного предпринимательства.

Для того, чтобы изменить это положение, потребуется продолжительная, напряженная работа. Уже есть признаки, внушающие оптимизм. Доморощенный частный бизнес глубоко укоренился за последние 10 лет. Все больше иностранных компаний организуют в России производство промышленных или основных потребительских товаров, таких как продукты питания.

Иностранцы инвестируют в отрасли, имеющие лучшие перспективы в долгосрочном плане. По мнению представителей шведской компании Sandvik, ее фабрика в Москве производит более качественные изделия, чем фабрика в Великобритании. Несколько лет тому назад в России практически не было иностранных компаний, производящих продукцию для поставки на мировой рынок. Теперь таких несколько…

Наибольшую угрозу всем видам бизнеса, иностранного или местного, представляет коррумпированная, неэффективно функционирующая бюрократическая машина. Необходимость дачи взяток и большой объем бумажной работы повышают затраты на организацию бизнеса. Если вы ошибаетесь в выборе «крыши», ваша фабрика может подвергнуться «штурму» судебных приставов, вооруженных судебным приказом, в котором говорится, что эта  фабрика вам больше не принадлежит. Теперь это происходит реже, чем раньше, но все-таки слишком часто, чтобы можно было чувствовать себя в полной безопасности. Россия добилась прогресса в создании правовой системы, введя институт судов присяжных и увеличив зарплату судьям. Но как признается сам Путин, впереди еще долгий путь.

Большим шагом для России будет вступление во Всемирную торговую организацию (ВТО). Благодаря этому Россия станет более предсказуемой для предпринимателей, желающих с нею иметь дело.

Членство в ВТО России вроде бы обеспечено – во всяком случае, Китаю это в конце концов удалось. Но это событие вряд ли произойдет раньше середины нынешнего десятилетия.

Россия за последние годы пересмотрела свое место в международной политической системе. Учитывая изоляционизм советской эпохи, интеграция России в международные организации прошла удивительно успешно. Россия - признанный член таких «говорилен», как Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе и Совет Европы, своего рода «фойе» Европейского союза. Россия участвует в миротворческих операциях в Боснии, а также в процессе урегулирования конфликта на Ближнем Востоке.

Требуются еще более глубокие перемены и во взаимоотношениях с бывшими союзными республиками (Белоруссия, Молдова, Эстонией, Латвия, Литва и других) и внутри страны (Чечня).

В том, что касается актуальных проблем, таких как американское присутствие в бывших советских республиках, Президент строит российскую политику в правильном направлении – к признанию неизбежного. Сделать следующие шаги – предложить и осуществить хорошие идеи – Путину будет гораздо труднее, так как почти все включенные в этот процесс представители российского внешнеполитического и военного истеблишмента либо не понимают, либо полностью отрицают новую позицию Президента.

У Президента есть союзники в новой предпринимательской элите.  На русских, приверженных демократии, большое впечатление производит критика, которой Путин подвергает засилье в стране коррумпированного чиновничества. Однако близость Президента к спецслужбам, его действия, приводящие к ущемлению прав свободных СМИ и ужасающая ситуация в Чечне приводит к тому, что большая часть граждан, придерживающаяся либеральных взглядов, относится к нему скорее скептически. А среди его сторонников нет практически никого, кто бы был способен обеспечить проведение новой политики.

Информация о работе Роль президента РФ