Романо-германское право

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2013 в 08:29, курсовая работа

Описание работы

Романо-германская правовая семья имеет весьма длинную юридическую историю. Она сложилась на основе изучения римского права в итальянских, французских и германских университетах, создавших в XII-XVI вв. на базе Свода законов Юстиниана общую для многих европейских стран юридическую науку. Произошел процесс, получивший название «рецепция римского права. Вначале эта рецепция носила доктринальные формы: римское право непосредственно не применялось, изучались его понятийный фонд, весьма развитая структура, внутренняя логика, юридическая техника. Действительно, римское право – непреходящая ценность правовой культуры человечества.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………..……3
1. Понятие, формирование и распространение романо-германской правовой семьи…………………………………………………………………………………4
1.1.Формирование Романо-Германской правовой семьи…………………...….4
1.2. Распространение романо-германской правовой семьи…………………5
2. Структура права романо-германской правовой семьи……………………….7
2.1.Дуолизм права………………………………………………………………7
2.2.Система права в странах романно-германской правовой семьи………..7
2.3. Публицизация романо-германского права
2.4. Национальные правовые системы романо-германской правовой семьи: сходства и различия…………………………………………………………….9
3. Источники романо-германского права……………………………………….11
3.1.Закон и обычай…………………………………………………………….11
3.2.Судебная практика и Доктрина…………………………………………..11
3.3. Право и его отрасли………………………………………………………12
4. Французская и германская правовые группы……………………………….18
4.1.Французское право…………………………………………………………18
4.2.Германское право………………………………………………………….19
Заключение...……………………………………………………………………….22
Литература…………………………………………………………………….…..23

Файлы: 1 файл

Копия курсовая.doc

— 126.50 Кб (Скачать файл)

4.2.Германское право

В Германии, как и во Франции, костяком, основой действующего права являются кодексы. Как и во Франции, они стары, неоднократно изменялись, в частности после Второй мировой войны, когда из них были исключены новеллы, внесенные во времена нацизма. Однако значительная часть изменений в праве Германии по сравнению с довоенным временем, в том числе с периодом Веймарской республики, внесена не через кодексы, а с помощью специальных законов, регламентирующих различные сферы жизни общества.

В отличие от Франции Основной закон ФРГ 1949 г. не признает за исполнительной властью  право на автономную регламентарную власть и запрещает практику декретов-законов. Правительственные и иные подзаконные акты в Германии Могут быть изданы только в рамках исполнения законов, хотя на практике встречались исключения из этого правила. Германия не знает консолидированных кодексов «нового типа», подобных тем, которые так распространены во Франции.

Роль обычая в частном праве Германии примерно такова же, как и во Франции. Он имеет  значение только в узкой среде, не охваченной кодификацией.

Что касается публичного права, то здесь его роль меньше, чем во Франции, что связано, во-первых, с более широкой конституционно-правовой регламентацией в сфере действия государственного права, а во-вторых, с тем, что государственные структуры Германии имеют не столь значительную историю, как во Франции, где соответственно более значима роль, исторически сложившихся обычаев, в сфере конституционного права.

Как и во Франции, судебная практика приобретает в  Германии характер источника права, когда какая-то правовая проблема однозначно подтверждена при решении ряда аналогичных  дел и данное решение подтверждено авторитетом высшей судебной инстанции. Однако о более или менее полном совпадении ситуации в обеих странах можно говорить лишь применительно к общей судебной системе.

Что касается административного  права, то, поскольку оно в Германии в законодательном порядке разработано значительно глубже, чем во Франции, соответственно и роль судебной практики в этой области далеко не столь значительна.

Особенно большие  различия обнаруживаются в связи  с той весомой ролью, которую  играет в государственных структурах Германии Конституционный суд. Его решения – это источник права, стоящий наравне с законом. Его толкования законов обязательны для всех органов, в том числе и для суда. Если у обычного суда при рассмотрении дела возникает сомнение в конституционности подлежащей применению нормы, он приостанавливает дело, обращается с запросом в Конституционный суд, а затем решает дело в соответствии с заключением последнего.

Во Франции  нет ничего подобного. Конституционный  совет, существующий в этой стране, имеет более ограниченную компетенцию. Ему предоставлено право предварительного контроля за конституционностью еще не вступивших в силу законопроектов, и, следовательно, он не может оказать влияния на применение уже действующих законов и иных нормативных актов, как это происходит в Германии, а тем самым и на судебную практику.

Система источников права в Германии – и здесь  еще одно отличие от французской  системы – отражает федеральный  характер государственного устройства страны. Каждая из земель в составе  Германии имеет свое законодательство. Это усложняющий систему источников права фактор.

Федеральное право  имеет приоритет над правом земель (ст. 31 Основного закона Германии 1949 г.). Однако, с одной стороны, земли  участвуют через бундесрат в  федеральном нормотворчестве, а с другой – законодательная компетенция федерации ограничена определенными рамками. Так, по Основному закону, вопросы, не отнесенные к исключительной или совместно действующей законодательной компетенции федерации, остаются в компетенции земель (ст. 70-74 Конституции Германии). В целом, однако, действует правило, согласно которому в случае расхождения федерального закона и закона земли превалирует первый.

Согласно ст. 25 Конституции Германии 1949 г., «общие нормы международного права являются составной частью права федерации. Они имеют преимущество перед законом и непосредственно порождают права и обязанности для жителей федеральной территории». Влияние международного права отражено в праве Германии значительно более четко, чем во Франции, где оно также признается, но выражено Конституцией в значительно более умеренной форме, ибо Конституция говорит (ст. 55) не о нормах международного права, а о «договорах или соглашениях, должным образом ратифицированных или одобренных».

Таким образом, нетрудно увидеть, что принадлежность права разных стран к одной и той же крупной правовой системе (или семье) отнюдь не исключает весьма существенных различий между национальными правовыми системами.

Заключение

Романо-германская система права существует во Франции, Германии, Австрии, Бельгии, Голландии, Дании, Испании, Исландии, Италии, Португалии, Норвегии, Люксембурге, Монако, Швеции, Швейцарии, Финляндии. Все восточно-европейские (бывшие социалистические) страны вновь возвращаются к этой системе. Ее с полным основанием можно называть ныне системой (или семьей) континентального права: она охватывает все страны европейского континента за исключением Англии и Ирландии. Данная семья права последовательно распространяет свое влияние на испаноязычные государства Америки (Латинскую Америку). Более того, о романо-германской правовой системе можно говорить даже по отношению к штату Луизиана (бывшая французская территория, присоединенная в 1803 году к США), а также к канадской провинции Квебек, заселенной преимущественно французами (в которой в 1992 и 1995 гг. проводились референдумы по вопросу о независимости от Канады). 
Что касается большинства стран Черной Африки (бывших колоний Бельгии, Германии, Италии, Испании, Португалии и Франции), то и их коснулось влияние этой правовой семьи. Любопытно отметить, что даже входящие в Британское Содружество наций остров Маврикий и Сейшельские острова до сих пор находятся под доминирующим воздействием данной системы. Влияние романо-германской правовой семьи заметно и в азиатских государствах, например в Турции, бывших советских азиатских республиках, в Ираке, Иордании, Сирии, Индонезии, хотя в них действует также и мусульманское право.  
Романо-германская правовая система - величественное здание,  воздвигнутое европейской  наукой - стремится  показать  юристам цели   их  деятельности,   словарь  и  методы, ориентировать  их в поисках справедливых решений. Эти характерные  черты  романо-германской  правовой  системы особенно  интересно отметить в наше  время, когда вновь стали говорить о Европе  и о европейском праве. Романо-германская правовая система  объединила  народы Европы, уважая при этом и существующие между  ними различия, без которых Европа  не была бы такой, как она является, и той, какой мы хотим ее видеть.  

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература  

 

1.Административное право зарубежных стран. М., 2006.

2.Берман Г. Дж. Западная традиция права: эпоха формирования. М., 2007.

3.Боботов С.В. Административная юстиция Франции: Доктрина и прак тика // Сов. государство и право. 2008.

4.Боботов СВ. Конституционная юстиция. М., 2008.

5.Вишневский А.А. Каноническое право в Западной Европе. М., 2006.

6.Газье Ф. Роль судебной практики в развитии административного права Франции // СССР – Франция: социологический и международно-правовой аспекты сравнительного правоведения. М., 2006. С. 57.

7.Голландская  правовая культура. М., 2008.

8.Давид Р. Основные правовые системы современности. М., 2008.

9.Жюшо дела Морандьер Л. Гражданское право Франции. М., 2008. Т. 1.

10.Италия: Конституция и  законодательные акты. М., 2008.

11.Кнапп В. Крупные системы права в современном мире // Сравни тельное правоведение: Сб. статей / Отв. ред. В.А. Туманов. М., 2006.

12.Косарев А.И. Англосаксонская и романо-германская форма буржуаз ного права. Калинин, 2007.

13.Косарев А.И. Римское частное право. М., 2008.

14.Лубенскш А.И. Систематизация законодательства во Франции. М., 2009.

 


Информация о работе Романо-германское право