Семейное право. Брак по семейному праву. Порядок и условия заключения и прекращения брака. Недействительность брака

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2015 в 21:41, контрольная работа

Описание работы

Наше семейное законодательство придает юридическое значение только зарегистрированному браку. Незарегистрированный брак по-прежнему не порождает никаких правовых последствий.
Заключению брака обычно предшествует период ожидания сроком в один месяц. Его значение заключается в том, что в течение этого месяца будущие супруги могут проверить серьезность своих намерений.

Содержание работы

Введение ……………………………………………………………… 3
1 Правовое регулирование брачных отношений …………………
государством………………………………………………………… 4
2 Условие заключение брака………………………………………… 9
3 Порядок заключения брака……………………………………….. 11
4 Расторжение брака судом………………………………………… 15
5 Расторжение брака в органах ЗАГСа……………………………. 18
6 Признание брака не действительным……………………………. 19
Использованная литература…………………………………….…..

Файлы: 1 файл

правеведение.docx

— 37.66 Кб (Скачать файл)

МИНОБРНАУКИ  РОССИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Ижевский государственный технический университет им. М.Т. Калашникова» (ФГБОУ ВПО «ИжГТУ имени М.Т. Калашникова»)

 

 

 

 

Кафедра: «Управление качеством»

 

 

 

 

 

 

Контрольная работа

по дисциплине «Правоведение»

 

 

Тема: "Семейное право. Брак по семейному праву. Порядок и условия заключения и прекращения брака. Недействительность брака".

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнил:                                                         Студент группы Б05- 481-1з

                                   Котова

              Анна Николаевна

 

Проверил:                                                        Доцент к.и.н. кафедры ГПД

                                       Лукина

                                                                 Светлана Германовна

 

 

 

 

 

Ижевск 2015

Содержание

Введение ………………………………………………………………  3

1 Правовое регулирование  брачных отношений …………………

государством…………………………………………………………   4

2 Условие заключение брака………………………………………… 9

3 Порядок заключения брака………………………………………..  11

4 Расторжение брака судом………………………………………… 15

5 Расторжение брака в органах ЗАГСа……………………………. 18

6 Признание брака не действительным……………………………. 19

Использованная литература…………………………………….…..  23

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Наше семейное законодательство придает юридическое значение только зарегистрированному браку. Незарегистрированный брак по-прежнему не порождает никаких правовых последствий.

Заключению брака обычно предшествует период ожидания сроком в один месяц. Его значение заключается в том, что в течение этого месяца будущие супруги могут проверить серьезность своих намерений.

В новом Семейном кодексе сохраняются различия между условиями заключения брака и препятствиями к вступлению в брак. Условия вступления в брак - это обстоятельства, необходимые для того, чтобы брак мог быть зарегистрирован и был признан действительным. Препятствия - это обстоятельства, при наличии которых заключение брака не допускается. Они являются правопрепятствующими юридическими фактами. Первые являются положительными условиями, вторые - отрицательными. Правовое значение и тех и других в принципе одинаково. При отсутствии условий или при наличии препятствий заключение брака неправомерно, а заключенный брак может быть признан недействительным в судебном порядке.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 Правовое регулирование брачных отношений государством

 

Правовой комплекс регулирования брачных взаимоотношений состоит из нескольких основополагающих документов. Неслучайно, что семейному праву в нашем законодательстве посвящено очень много внимания.

Прежде всего, необходимо отметить, что Конституцией РФ, принятой 12 декабря 1993 года всенародным голосованием, установлено в ст. 7 п. 1, что "Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека". Как мы знаем, важнейшим критерием социального государства является защита материнства, детства, отцовства, а также помощь и защита семьи. В п. 2 этой же статьи Конституции сказано, что "в Российской Федерации ... обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства... развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты".

Статьей 72 Конституции РФ предусмотрено, что семейное законодательство находится "в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации".

После конституционной реформы 1993-1994 годов законодательство Российской Федерации стало более "коррелировать" с международным, что подтверждает еще раз, что наше законодательство все более соответствует международным нормам и критериям. Все международные акты и договоры, подписантом которых является РФ действуют на территории РФ также, как и Федеральные законы, а в тех случаях, когда нормы общепризнанного международного права и договоров не соответствуют каким-либо нормативным актам РФ, то применяется международное законодательство. (Ст. 15 Конституции РФ).

В связи с этим можно отметить два документа, регулирующих в некоторых частях семейное законодательство. Это прежде всего  Международный пакт от 16.12.66 "О гражданских и политических правах". В частности в ст. 23 Пакта говориться, что "1. Семья является естественной и основной ячейкой общества и имеет право на защиту со стороны общества и государства.

2. За мужчинами и женщинами, достигшими брачного возраста, признается  право на вступление в брак  и право основывать семью.

3. Ни один брак не  может быть заключен без свободного  и полного согласия вступающих  в брак.

4. Участвующие в настоящем  Пакте государства должны принять  надлежащие меры для обеспечения  равенства прав и обязанностей  супругов в отношении вступления  в брак, во время состояния  в браке и при его расторжении. В случае расторжения брака  должна предусматриваться необходимая  защита всех детей".

В ст. 24 Пакта регулируется положение детей, родившихся в семье, в частности статья устанавливает, что каждый ребенок без всякой дискриминации по признаку расы, цвета кожи, пола, языка, религии, национального или социального происхождения, имущественного положения или рождения имеет право на такие меры защиты, которые требуются в его положении как малолетнего со стороны его семьи, общества и государства. Каждый ребенок должен быть зарегистрирован немедленно после его рождения и должен иметь имя. Каждый ребенок имеет право на приобретение гражданства.

Вторым значительным документов, также частично регулирующим семейное законодательство стран-подписантов является Международный пакт от 16 декабря 1966 года "Об экономических, социальных и культурных правах".

В ст. 10 признается, что участвующие в Пакте государства признают, что: Семье, являющейся естественной и основной ячейкой общества, должны предоставляться по возможности самая широкая охрана и помощь, в особенности при ее образовании и пока на ее ответственности лежит забота о несамостоятельных детях и их воспитании. Брак должен заключаться по свободному согласию вступающих в брак.

Особая охрана должна предоставляться матерям в течение разумного периода до и после родов. В течение этого периода работающим матерям должен предоставляться оплачиваемый отпуск или отпуск с достаточными пособиями по социальному обеспечению.

Особые меры охраны и помощи должны приниматься в отношении всех детей и подростков без какой бы то ни было дискриминации по признаку семейного происхождения или по иному признаку. Дети и подростки должны быть защищены от экономической и социальной эксплуатации. Применение их труда в области, вредной для их нравственности и здоровья или опасной для жизни или могущей повредить их нормальному развитию, должно быть наказуемо по закону. Кроме того, государства должны установить возрастные пределы, ниже которых пользование платным детским трудом запрещается и карается законом.

Кроме того в ст. 11 признается право каждого на достаточный жизненный уровень для него и его семьи, включающий достаточное питание, одежду и жилище, и на непрерывное улучшение условий жизни. Государства - участники примут надлежащие меры к обеспечению осуществления этого права, признавая важное значение в этом отношении международного сотрудничества, основанного на свободном согласии.

Участвующие в Пакте государства, признавая основное право каждого человека на свободу от голода, должны принимать необходимые меры индивидуально и в порядке международного сотрудничества, включающие проведение конкретных программ, для того чтобы:

a) улучшить методы производства, хранения и распределения продуктов  питания путем широкого использования  технических и научных знаний, распространения знаний о принципах  питания и усовершенствования  или реформы аграрных систем  таким образом, чтобы достигнуть  наиболее эффективного освоения  и использования природных ресурсов; и

б) обеспечить справедливое распределение мировых запасов продовольствия в соответствии с потребностями и с учетом проблем стран как импортирующих, так и экспортирующих пищевые продукты.

29 декабря 1995 года был  принят Федеральный закон РФ  № 223-ФЗ под названием "Семейный  кодекс Российской Федерации", который Федеральным законом  от 15.11.97 № 140-ФЗ был подвергнут  редакции.

В ст. 3 Кодекса отмечается, что в соответствии с Конституцией Российской Федерации семейное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Семейное законодательство состоит из Кодекса и принимаемых в соответствии с ним других федеральных законов (далее - законы), а также законов субъектов Российской Федерации.

Законы субъектов Российской Федерации регулируют семейные отношения, которые указаны в статье 2 Кодекса, по вопросам, отнесенным к ведению субъектов Российской Федерации Кодексом, и по вопросам, непосредственно  Кодексом не урегулированным.

Нормы семейного права, содержащиеся в законах субъектов Российской Федерации, должны соответствовать Кодексу.

На основании и во исполнение Кодекса, других законов, указов Президента Российской Федерации Правительство Российской Федерации вправе принимать нормативные правовые акты в случаях, непосредственно предусмотренных Кодексом, другими законами, указами Президента Российской Федерации.

Ст. 2 говорит о том, что семейное законодательство устанавливает условия и порядок вступления в брак, прекращения брака и признания его недействительным, регулирует личные неимущественные и имущественные отношения между членами семьи: супругами, родителями и детьми (усыновителями и усыновленными), а в случаях и в пределах, предусмотренных семейным законодательством, между другими родственниками и иными лицами, а также определяет формы и порядок устройства в семью детей, оставшихся без попечения родителей.

В ст. 4 и 5 Кодекса говорится о том, как соотносятся семейное законодательство и гражданское законодательство.

Законодатель установил, что к названным в статье 2 Кодекса имущественным и личным неимущественным отношениям между членами семьи, не урегулированным семейным законодательством (статья 3 Кодекса), применяется гражданское законодательство постольку, поскольку это не противоречит существу семейных отношений.

В случае, если отношения между членами семьи не урегулированы семейным законодательством или соглашением сторон, и при отсутствии норм гражданского права, прямо регулирующих указанные отношения, к таким отношениям, если это не противоречит их существу, применяются нормы семейного и (или) гражданского права, регулирующие сходные отношения (аналогия закона). При отсутствии таких норм права и обязанности членов семьи определяются исходя из общих начал и принципов семейного или гражданского права (аналогия права), а также принципов гуманности, разумности и справедливости.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 Условия заключения брака.

 

Брак заключается в органах записи актов гражданского состояния.

Права и обязанности супругов возникают со дня государственной регистрации заключения брака в органах записи актов гражданского состояния.

Для заключения брака необходимы взаимное добровольное согласие мужчины и женщины, вступающих в брак, и достижение ими брачного возраста.

Брачный возраст устанавливается в восемнадцать лет.

При наличии уважительных причин органы местного самоуправления по месту жительства лиц, желающих вступить в брак, вправе по просьбе данных лиц разрешить вступить в брак лицам, достигшим возраста шестнадцати лет.

Порядок и условия, при наличии которых вступление в брак в виде исключения с учетом особых обстоятельств может быть разрешено до достижения возраста шестнадцати лет, могут быть установлены законами субъектов Российской Федерации.

Не допускается заключение брака между:

- лицами, из которых хотя бы одно лицо уже состоит в другом зарегистрированном браке;

- близкими родственниками (родственниками по прямой восходящей и нисходящей линии (родителями и детьми, дедушкой, бабушкой и внуками), полнородными и неполнородными (имеющими общих отца или мать) братьями и сестрами);

- усыновителями и усыновленными;

лицами, из которых хотя бы одно лицо признано судом недееспособным вследствие психического расстройства.

Медицинское обследование лиц, вступающих в брак, а также консультирование по медико - генетическим вопросам и вопросам планирования семьи проводятся учреждениями государственной и муниципальной системы здравоохранения по месту их жительства бесплатно и только с согласия лиц, вступающих в брак.

Результаты обследования лица, вступающего в брак, составляют медицинскую тайну и могут быть сообщены лицу, с которым оно намерено заключить брак, только с согласия лица, прошедшего обследование.

Информация о работе Семейное право. Брак по семейному праву. Порядок и условия заключения и прекращения брака. Недействительность брака