Семья и права ребёнка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2014 в 14:49, реферат

Описание работы

В этом реферате я постараюсь рассмотреть основные вопросы взаимоотношений между родителями и детьми в контексте соблюдения прав ребёнка. Из всего теоретического курса по правам ребёнка тему “Семья и права ребёнка” я выбрал неслучайно.
По данным Государственной думы, в России не соблюдается 13 основополагающих статей Конвенции ООН по правам ребенка. 18 из 37 миллионов детей в настоящее время находится в зоне социального риска. Кроме того, в
России насчитывается 533 тысячи детей-сирот. С 1991 г. на 33 процента увеличилась заболеваемость туберкулезом среди детей, а общая смертность в результате этого заболевания выросла на 82 процента.

Содержание работы

Введение


Необходимость защиты детства и международные документы о правах ребёнка


Семья и права ребёнка


Закон РФ “Об образовании” и отражение в нём концептуальных положений
Конвенции ООН


Заключение


Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Реферат права детей в семье.docx

— 34.59 Кб (Скачать файл)

  Реферат по теоретическому  курсу “Права ребёнка”

 

 

                           “Семья и права ребёнка”

 

 

 

             Фамилия, и.о. студента

             Студенческий билет

             Преподаватель              ______________________

             Рецензент                  ______________________

 

 

 

                                    1999

 “Семья и права ребёнка”

 

 Содержание

 

 

 Введение

 

 

 Необходимость защиты детства  и международные документы о  правах ребёнка

 

 

 Семья и права ребёнка

 

 

 Закон РФ “Об образовании”  и отражение в нём концептуальных  положений

Конвенции ООН

 

 

 Заключение

 

 

 Список использованной литературы

 

 

Введение

 

  В этом реферате я постараюсь  рассмотреть основные вопросы  взаимоотношений

между родителями и детьми в контексте соблюдения  прав  ребёнка.   Из  всего

теоретического курса по правам  ребёнка  тему  “Семья  и  права  ребёнка”  я

выбрал неслучайно.

 

  По  данным   Государственной   думы,   в   России   не   соблюдается   13

основополагающих статей Конвенции ООН по правам ребенка. 18 из 37  миллионов

детей в настоящее время находится в зоне социального риска.  Кроме  того,  в

России насчитывается 533 тысячи  детей-сирот.  С  1991  г.  на  33  процента

увеличилась заболеваемость туберкулезом среди детей, а  общая  смертность  в

результате этого заболевания выросла на 82 процента.

 

  Безусловно, что современный  человек должен знать как и  всемирную  историю

становления института защиты прав человека, и международные пакты  о  правах

человека, так  и  свои  личные,  гражданские,  социальные,  экономические  и

трудовые права. Но всеми этими  правами  мы  пользуемся  крайне  редко  и  в

конкретных случаях, в  то  время  как  семейная  жизнь  постоянно  оказывает

влияние  на  различные  стороны  жизни  человека.  Поэтому  семейное   право

необходимо знать не только людям состоящим в законном браке, но  и  тем  кто

собирается скоро пожениться. К тому же супружество включает  в  себя  помимо

прав и множество обязанностей, о которых молодые  люди,  вступающие  в  брак

часто почти ничего не знают. А возникающие из-за этого проблемы влияют и  на

психику человека, и на его трудоспособность и на окружающих его людей.

 

  Семейное право – это  совокупность правовых норм,  регулирующих  семейные,

т.  е.  личные  и   производственные   от   них   имущественные   отношения,

возникающими между людьми из  брака,  кровного  родства,  принятия  детей  в

семью  на  воспитание.  Брак  –  это  юридически  оформленный  свободный   и

добровольный союз женщины  и  мужчины,  направленный  на  создание  семьи  и

порождающий взаимные права и обязанности. Он основывается на чувстве  любви,

подлинной дружбе и уважении – нравственных принципах построения семьи.

 

 

Необходимость защиты детства и международные документы о правах ребёнка

 

  Благополучие детей  и  их  права  всегда  вызывали  пристальное  внимание

международного сообщества. Еще в 1924  году  Лига  Наций  приняла  Женевскую

декларацию прав ребенка. В то время права детей рассматривались  в  основном

в контексте мер,  которые  необходимо  было  принять  в  отношении  рабства,

детского труда, торговли детьми и проституции несовершеннолетних.

 

  Во Всеобщей декларации прав  человека отмечается, что "ребенок, ввиду  его

физической  и  умственной  незрелости,  нуждается  в  специальной  охране  и

заботе, включая и надлежащую правовую защиту как до, так и после  рождения",

и в силу этого дети должны быть объектом особой защиты и помощи.

 

  В 1959 году  ООН  принимает  Декларацию  прав  ребенка,  в  которой  были

провозглашены  социальные  и  правовые   принципы,   касающиеся   защиты   и

благополучия детей.

 

  Однако  время  и  положение  детей  –  будущего  всего   человечества   –

потребовало от мирового сообщества принятия нового документа, в  котором  не

просто  декларировались  права  детей,  но  на   основе   юридических   норм

фиксировались меры защиты  этих  прав.  В  период  с  1979-го  по  1989  год

Комиссия ООН по  правам  человека,  в  которой  участвовали  специалисты  из

многих стран мира, подготовила текст Конвенции о правах ребенка.

 

  По сравнению с Декларацией (1959  г.),  где  было  10  коротких,  носящих

декларативный характер положений (принципов),  Конвенция  имеет  54  статьи,

учитывающие  практически  все  моменты,  связанные  с  жизнью  и  положением

ребенка в обществе. Она не только конкретизирует, но и  развивает  положения

Декларации, возлагая на принявшие ее  государства  правовую  ответственность

за действия  в  отношении  детей.  Страны,  ратифицировавшие  Конвенцию  или

присоединившиеся   к   ней,   должны    пересмотреть    свое    национальное

законодательство для обеспечения его соответствия положениям Конвенции ООН.

 

  Конвенция – документ особого  социально-нравственного  значения,  ибо  она

утверждает  признание  ребенка  частью  человечества,   недопустимость   его

дискриминации.   Она   провозглашает   приоритет   интересов   детей   перед

потребностями  государства,  общества,  религии,  семьи.  В  ней  специально

выделяется необходимость особой заботы государства и общества  о  социально-

депривилегированных   группах   детей:   сиротах,    инвалидах,    беженцах,

правонарушителях. Это правовой документ высокого  международного  стандарта.

В  нем  ребенок   провозглашен   полноценной   и   полноправной   личностью,

самостоятельным субъектом права. Такого отношения к ребенку не было нигде  и

никогда.

 

  Конвенция  о  правах  ребенка  –  документ  высочайшего   педагогического

значения. Она призывает и взрослых и детей строить свои  взаимоотношения  на

нравственно-правовых нормах, в основе которых  лежит  подлинный  гуманизм  и

демократизм, уважение и бережное отношение к личности ребенка, его мнению  и

взглядам.

 

 

  Закон РФ “Об образовании”  и отражение в нём концептуальных  положений

Конвенции ООН

 

  Закон Российской Федерации  “Об  образовании”  имеет  прямое  отношение  к

правам ребёнка, являясь документом значительного  педагогического  значения.

Он имеет прямые параллели с уже обсуждавшейся  выше  в  реферате  Конвенцией

ООН и постулирует гуманность и демократизм, уважение к личности учащихся.

 

  Так,  в  главе  V  “Социальные  гарантии  реализации  прав   граждан   на

образование”,  статья   50   “Права   и   социальная   защита   обучающихся,

воспитанников” декларируется:

 

  “4. Обучающиеся всех образовательных  учреждений имеют право  на  получение

образования в соответствии с государственными образовательными  стандартами,

... на уважение своего  человеческого  достоинства,   на  свободу  совести,

информации, на свободное выражение собственных мнений и убеждений.

 

  (...)

 

  6.  Обучающихся,   воспитанников  государственного   или   муниципального

образовательного  учреждения учредитель в пределах  своей  компетенции  и  в

соответствии  с   действующими    нормативами   обеспечивает    стипендиями,

местами в общежитиях и  интернатах,  льготным  или  бесплатным  питанием   и

проездом  на  транспорте, иными видами льгот и материальной помощи”.

 

 

 

  Конечно, вниманием в Законе  не обойдён и  вопрос  заботы  государства  об

учащихся-сиротах, инвалидах, с отклонениями и т.д.:

 

  “9. В  образовательных  учреждениях  содержание и обучение детей-сирот  и

детей,   оставшихся  без  попечения  родителей   (законных  представителей),

осуществляются на основе полного государственного обеспечения.

 

  10. Для  детей и подростков  с отклонениями в развитии  органы  управления

образованием   создают    специальные     (коррекционные)    образовательные

учреждения  (классы,  группы),  обеспечивающие  их  лечение,   воспитание  и

обучение, социальную адаптацию и интеграцию в общество.

 

  Финансирование указанных образовательных  учреждений   осуществляется  по

повышенным нормативам.

 

  Категории   обучающихся,   воспитанников,   направляемых   в    указанные

образовательные    учреждения,    а    также    содержащихся    на    полном

государственном   обеспечении,    определяются   Правительством   Российской

Федерации.

 

  Дети и подростки с  отклонениями  в  развитии  направляются  в  указанные

образовательные  учреждения  органами  управления  образованием   только   с

согласия  родителей  (законных  представителей)  по  заключению   психолого-

педагогической и медико-педагогической комиссий.

 

  11.  Для  подростков  с  девиантным  (общественно  опасным)   поведением,

достигших  возраста  одиннадцати  лет,   нуждающихся   в   особых   условиях

воспитания и обучения  и  требующих  специального  педагогического  подхода,

создаются специальные учебно-воспитательные  учреждения,  обеспечивающие  их

медико-социальную реабилитацию, образование и  профессиональную  подготовку.

Направление   таких   подростков   в    эти    образовательные    учреждения

осуществляется только по решению суда”.

 

 

 

  Также в документе декларируется  невозможность привлечения  обучающихся  в

образовательных учреждениях без согласия  обучающихся,  воспитанников  и  их

родителей (законных  представителей)  к   труду,   который  не  предусмотрен

образовательной программой,  а  также  всякое  принуждение  к  вступлению  и

деятельности в общественно-политических движениях и партиях.

 

  В рамках создания механизма   социальной   защиты   детей  и  подростков,

предусмотрены квотирование рабочих мест на предприятиях для  трудоустройства

выпускников, детей-сирот, детей  с  отклонениями  в  развитии  и  поведении,

разработка и осуществление программы  по  обеспечению  защиты  прав,  охраны

жизни и здоровья детей, защиты детей от всех форм дискриминации. Не  обойдён

вниманием в Законе и такой ключевой  вопрос  прав  ребёнка  как  защита  его

здоровья. Совершенно очевидно, что в нынешних условиях этот вопрос  ставится

особенно остро.

 

  “Статья 51. Охрана здоровья  обучающихся, воспитанников

 

  1. Образовательное учреждение  создает  условия,  гарантирующие  охрану  и

укрепление здоровья обучающихся,  воспитанников.  Учебная  нагрузка,   режим

занятий обучающихся,  воспитанников  определяются  уставом  образовательного

учреждения   на    основе    рекомендаций,    согласованных    с    органами

здравоохранения.

 

  2.  Для   детей,   нуждающихся   в   длительном   лечении,   организуются

оздоровительные образовательные учреждения,  в том числе  санаторного  типа.

Учебные  занятия  для  таких  детей  могут   проводиться    образовательными

учреждениями  на дому или в лечебных учреждениях.

 

  (...)

 

  4.     Медицинское      обслуживание      обучающихся,      воспитанников

образовательного  учреждения обеспечивают органы здравоохранения. (...)

 

  5. Расписание занятий в образовательном  учреждении должно предусматривать

перерыв   достаточной   продолжительности    для     питания    обучающихся,

воспитанников.

 

  (...)

 

  6.  Инфляционный   рост   расходов   на   питание   и   охрану   здоровья

обучающихся,  воспитанников полностью компенсируется государством”.

 

 

  Семья и права ребёнка

 

  Теперь я рассмотрю правовые  отношения между родителями и  детьми. В основе

возникновения  правовых  отношений   между   родителями   и   детьми   лежит

происхождение детей от родителей, удостоверенное  в  установленном  порядке.

Происхождение  ребенка  от  родителей,  состоящих  между  собой   в   браке,

удостоверяется записью о браке родителей. Свидетельство о рождении  ребенка,

выдаваемое  загсом,  является  доказательством  происхождения   ребенка   от

указанных в нем родителей.   Рождение  ребенка  его  матерью  подтверждается

справкой, выданной родильным домом. Факт рождения ребенка  вне  медицинского

учреждения может быть подтвержден врачом или свидетелями. На основании  этих

данных происходит регистрация рождения в актовых книгах в загсе.

 

  Между родителями и детьми  возникают правоотношения. Они бывают  личными  и

имущественными. К личным правоотношениям относятся: право  ребенка  на  имя,

отчество и  фамилию,  соответственно  право  и  обязанность  родителей  дать

ребенку имя, отчество и фамилию; право и обязанность  родителей  воспитывать

своих несовершеннолетних детей и право  детей  на  получение  воспитания  от

родителей, право и обязанность родителей на осуществление  представительства

от имени детей и право детей на защиту  своих  прав  и  интересов.  Родители

равны в правах и обязанностях в отношении детей.

 

  Среди  обязанностей  родителей  первое  место  занимает  их   обязанность

воспитывать  детей.  Эта  обязанность   является   одновременно   и   правом

Информация о работе Семья и права ребёнка