Шпаргака по гражданскому праву

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2014 в 20:11, шпаргалка

Описание работы

Понятие гражданского права, его предмет и метод.
Гражданское право – отрасль права, наиболее тесно связанная как с повседневной жизнью и поведением каждого человека, так и с предпринимательством, становлением и развитием рыночных отношений.
Гражданское право – это совокупность правовых норм, регулирующих имущественные товарно-денежные или иные, имеющие стоимостное выражение отношения, основанные на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности их участников.

Файлы: 1 файл

Понятие гражданского права.docx

— 162.58 Кб (Скачать файл)

2) имущественная обособленность. Юридическое лицо должно иметь обособленное, только ему принадлежащее имущество. Имущество данной организации отграничено от имущества его учредителей (участников) и всех иных субъектов (организаций, граждан, государства и т.д.).

3) имущественная ответственность. В соответствии с действующим законодательством (ст. 52 ГК) юридическое лицо, кроме финансируемых собственником учреждений, отвечает по своим обязательствам всем своим (закрепленным за ним) имуществом, на которое по закону может быть обращено взыскание.

4) выступление в гражданском обороте и суде (хозяйственном, третейском) от своего имени. Юридические лица заключают сделки от собственного имени. Своими юридическими действиями они приобретают для себя и осуществляют имущественные и неимущественные права инесут обязанности, создают возможность самостоятельно распоряжаться своим имуществом. Наличие возможности выступать от собственного имени является обязательным индивидуализирующим признаком участника гражданского оборота.

5) наличие самостоятельного баланса. Баланс отражает результаты финансовой и хозяйственной деятельности юридического лица. Это финансовый план юридического лица, выражающий в денежной форме доходы, поступления, расходы и отчисления денежных средств, взаимоотношения с государственным бюджетом, кредитные отношения (получение и погашение ссуд, уплата процентов)

 

 

15.Порядок образования юридических лиц. Государственная регистрация юридических лиц.

Возникновение юридических лиц определяется законодательством. Процесс возникновения юридических лиц

Выделяют три способа образования юридических лиц: распорядительный, разрешительный, явочно-нормативный.

Согласно распорядительному порядку, юридические лица создаются по распоряжению (указу, постановлению, приказу) собственника либо уполномоченного им органа. В частности, в таком порядке создаются государственные унитарные предприятия.

Разрешительный порядок состоит в том, что юридическое лицо создается по инициативе учредителей с согласия соответствующего государственного либо иного органа. В частности, такой порядок создания предусмотрен для предприятий с иностранными инвестициями. Регистрация предприятий с иностранными инвестициями осуществляется при наличии согласия соответствующего облисполкома, а также местных исполнительных комитетов в соответствии с их компетенцией на размещение предприятия на подведомственной территории [4, ст.9; 5, п.2].

Явочно-нормативный порядок означает, что специального разрешения на создание юридического лица не требуется, так как его создание разрешено законодательством. Учредители образуют юридическое лицо по своему усмотрению, а соответствующий государственный орган только проверяет соблюдение установленного порядка. В явочно-нормативном порядке образуются частные унитарные предприятия, хозяйственные товарищества и общества, производственные кооперативы, общественные и религиозные организации (объединения), фонды на основе добровольных имущественных взносов (преследующие социальные, благотворительные, культурные, образовательные или иные общественно-полезные цели), объединения юридических лиц (ассоциации и союзы). Законность создания таких юридических лиц проверяется при их государственной регистрации.

Независимо от способа создания все юридические лица подлежат государственной регистрации в порядке, определяемом законодательными актами. Юридическое лицо считается созданным с момента государственной регистрации (ч.1 и 2 ст.47 ГК) [1].

Государственная регистрация субъектов хозяйствования, как правило, осуществляется облисполкомами, которые вправе делегировать часть своих полномочий по государственной регистрации и ликвидации субъектов хозяйствования местным исполнительным и распорядительным органам [1]. В отдельных случаях регистрацией юридических лиц занимаются иные органы:

  • юридических лиц (предприятий) с иностранными инвестициями – Министерство иностранных дел;
  • банков и небанковских кредитно-финансовых организаций – Национальный банк;
  • страховых и перестраховочных организаций – Комитет по надзору за страховой деятельностью при Министерстве финансов;
  • субъектов хозяйствования в свободных экономических зонах, за исключением банков и страховых, перестраховочных организаций – администрации свободных экономических зон.

Юр.лица регистрируются в соответствии с положением о государственной регистрации субъектов хозяйствования с последующими изменениями и дополнениями .Государственная регистрация осуществляется регистрирующими органами.

1.Нацц.банк(банковских и небанковских кредитно-финансовых организаций имеющих лицензию нац. банка)2.Министерство финансов (страховые организации, страховые брокеры, объединения страховщиков)23.Министерство юстиции регулир.лица,а также индивид. предпринимателей )4.Оболисполкомы и минские горисполкомы регистр.комерческие организации с иностр. инвестициями все остальные юридические лица регистрируются по месту жительства юрид .лица местными органами власти.)

 С  учетом изменения с 01.02.2009 для  госуд.регистрации коммерческие и некоммерческие организации в регистрирующий орган предоставляют:1.заявление для государственной регистрации.2.устав в 2-х экземплярах без наториального удостоверения3.юрид. адрес .который должен подтверждаться ,легализованная выписка из торгового  регистра страны 4.копия паспорта 5.гос.пошлина.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

16.Прекращение  деятельности юридического лица.

Юридическое лицо прекращается либо путем прекращения всех прав и обязанностей, носителем которых являлось данное лицо (ликвидация), либо без подобного прекращения (реорганизация).

Если юридическое лицо прекращается путем ликвидации, то это значит, что исчезают те элементы юридического лица, которые в своей совокупности и составляют данное лицо. Если же юридическое лицо реорганизуется, то права и обязанности данного лица не прекращаются, а переходят к иному лицу (лицам) — правопреемнику ( правопреемникам).

 

Реорганизация

В соответствии с законодательством Республики Беларусь реорганизация юридического лица осуществляется путем слияния, присоединения, разделения, выделения, преобразования.

При слиянии юридического лица с другим юридическим лицом все имущественные права и обязанности переходят к юридическому лицу, возникшему в результате слияния.

При присоединении юридического лица к другому юридическому лицу к последнему переходят все имущественные права и обязанности присоединенного лица.

При разделении юридического лица к созданным в результате этого новым юридическим лицам переходят по разделительному балансу имущественные права и обязанности реорганизуемого юридического лица.

При преобразовании юридического лица одного вида в юридическое лицо другого вида к вновь возникшему лицу переходят все имущественные права и обязанности прежнего юридического лица.

Решение о реорганизации юридического лица принимается либо высшим органом данного лица, либо собственником имущества данного лица, а в случаях, предусмотренных законодательством Республики Беларусь об антимонопольной деятельности, — судом.

В  случаях, установленных законодательством Республики Беларусь об антимонопольной деятельности, реорганизация юридического лица в форме слияния или присоединения может быть осуществлена лишь с согласия Министерства по антимонопольной политике.

При реорганизации к правопреемникам переходят права и обязанности в соответствии с передаточным актом или разделительным балансом, которые содержат положения о правопреемстве по всем обязательствам реорганизуемого юридического лица в отношении всех его кредиторов и должников. При этом о реорганизации должны быть оповещены все кредиторы.

Реорганизация конкретного вида юридического лица осуществляется в соответствии с особенностями законодательства о конкретном виде юридического лица.

 

 

Ликвидация

Ликвидация юридического лица, как правило, осуществляется: по истечении срока, на который оно создавалось, или после достижения целей, для реализации которых оно создавалось; по решению высшего органа юридического лица или собственника его имущества в зависимости от вида юридического лица;  по решению суда по основаниям, указанным в законодательстве о конкретном виде юридического лица.

Кроме того. законодательством устанавливаются и иные основания для ликвидации отдельных видов юридических лиц. В частности, юридическое лицо — объединение лиц — ликвидируется в случае, если количество его участников будет меньше предела, установленного законом.

Принятие решения о ликвидации не влечет за собой автоматически прекращения правоспособности юридического лица, оно имеет право совершать сделки до момента окончания процесса ликвидации, однако данные сделки должны быть направлены лишь на ликвидацию данного лица.

Ликвидация юридического лица в соответствии с законодательством Республики Беларусь производится либо постоянным органом юридического лица, либо ликвидационной комиссией, назначаемой лицом (органом), принявшим решение о ликвидации.

Если ликвидация осуществляется ликвидационной комиссией, то лицо (орган), принявший решение о ликвидации, осуществляет контроль за деятельностью комиссии, устанавливает порядок и регламент ее работы, подписывает договор с членами комиссии. При этом членами ликвидационной комиссии могут являться как физические, так и юридические лица. С момента назначения ликвидационной комиссии к ней переходят полномочия по управлению юридическим лицом (то есть ликвидационная комиссия становится временным органом юридического лица).

Орган юридического лица, осуществляющий ликвидацию, помещает в официальной печати по месту нахождения юридического лица решение о ликвидации.

В обязанности органа, проводящего ликвидацию, входит: разработка плана ликвидации; точное установление имущества и его стоимости; выявление дебиторов и кредиторов юридического лица; составление ликвидационного отчета и промежуточного ликвидационного баланса и предоставление его для утверждения лицу (органу), принявшему решение о ликвидации; проведение расчетов с кредиторами, дебиторами и при необходимости с участниками (собственниками имущества) юридического лица; составление заключительного ликвидационного баланса и представление его лицу (органу), принявшему решение о ликвидации.

Если имеющихся у ликвидируемого юридического лица денежных средств недостаточно для удовлетворения требований кредиторов, орган, проводящий ликвидацию, осуществляет продажу имущества юридического лица с публичных торгов в порядке, установленном для исполнения судебных решений. Если и этих средств недостаточно, то требования кредиторов считаются погашенными, а существующие средства распределяются среди кредиторов соответствующей очереди.

В случае если участники (собственники имущества) юридического лица несут дополнительную ответственность по обязательствам данного лица, то при недостаточности имущества юридического лица для покрытия претензий кредиторов взыскание обращается на имущество участников (собственников имущества) ликвидируемого лица.

Имущество, оставшееся после ликвидации юридического лица, как правило, передается его участникам (собственникам имущества), за исключением общественных и религиозных организаций, а также фондов, имущество которых передается для целей, указанных в учредительных документах.

Ликвидация юридического лица в случае банкротства осуществляется с учетом требований законодательства о банкротстве.

Ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо прекращается: для лиц, созданных в государственно-правовом и явочном порядке, — после утверждения заключительного ликвидационного баланса; для лиц, созданных в явочно-нормативном порядке, — после внесения об этом записи в государственный реестр.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

17.Виды  юридических лиц ,их классификация.

Виды юридических лиц

В соответствии со ст. 46 ГК юридические лица разделяются на коммерческие и некоммерческие организации. К коммерческим относятся организации, преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели деятельности и (или) распределяющие полученную прибыль между участниками. К коммерческим организациям относятся хозяйственные общества и товарищества, производственные кооперативы, унитарные предприятия.

Хозяйственные общества и товарищества – коммерческие организации с разделением на доли или вклады учредителей (участников) уставным фондом. Имущество, созданное за счет вкладов, произведенное и приобретенное в процессе деятельности хозяйственного товарищества или общества, принадлежит ему на праве собственности. Уставный фонд становится собственностью юридического лица.

Хозяйственное товарищество как объединение лиц носит лично-доверительный характер, создается для совместного ведения предпринимательской деятельности под общим именем. Различают полное товарищество и товарищество на вере.

Полное товарищество – участники (полные товарищи) отвечают по обязательствам всем своим имуществом, в том числе личным. Каждый должен принимать участие в управлении (общее собрание, специальные органы управления не создаются). Коммандитное товарищество (товарищество на вере) – ядро как в полном товариществе. Другая часть – коммандисты – вкладчики, которые вносят только вклады, имуществом не отвечают, могут потерять только свой вклад.

Хозяйственные общества закон подразделяет на

акционерные общества; общества с ограниченной ответственностью; общества с дополнительной ответственностью.

Информация о работе Шпаргака по гражданскому праву