Системный и жизненный
мир взаимозависимы друг от друга: системный
мир, обеспечивая материальное благополучие
людей, функционирует в пространстве жизненного
мира, определяющего его характер.
Хабермас подчеркивает,
что в настоящее время взаимодействие
между системным и жизненным миром нарушено,
т. к. система, будучи отделена от повседневной
жизни и в то же время оказывая влияние
на поведение людей посредством денег
и власти, постепенно разрушает жизненный
мир.
Взаимопонимание между
мирами и, следовательно, стабильность
общественного порядка, по мнению Хабермаса,
возможно восстановить посредством рационального
коммуникативного действия.
Действие, как известно,
только в том случае является рациональным,
когда оно управляется знанием.
В соответствии с теорией
Хабермаса существуют три уровня рационального
поведения:
1) логический;
2) риторический;
3) диалектический.
Поведение согласно
его теории только тогда является рациональным,
когда оно истолковано на всех уровнях
аргументации.
Таким образом, участники
коммуникации для достижения согласия
между собой должны уметь рационально
объяснить свои действия, т. е. аргументировать
их суть, цели и средства, излагая нужные
аргументы независимо друг от друга и
от внешних обстоятельств, в соответствующем
значении и в подходящей ситуации.
Право, по мнению Хабермаса,
способствует коммуникативной деятельности
людей и, следовательно, является одним
из условий объединения общества. Право
представляет собой совокупность рационально
установленных законодателем норм поведения,
одобренных каждым гражданином. Легитимные
правовые нормы, выражая объединенную
волю всего общества, способствуют достижению
согласия между мирами.
Общественная эволюция
согласно теории Хабермаса заключается
в развитии познавательных способностей
человека.
Стадии социальной эволюции, которые
выделял Хамберс:
1) мифопоэтическая;
2) космологическая;
3) религиозная;
4) метафизическая (философская);
5) современная.
С каждой стадией очевиден
общественный прогресс, поскольку появляются
все более новые и усовершенствованные
способы решения проблем общества. Цель
социальной эволюции заключается в достижении
«универсальной рациональности», т. е.
ситуации беспрепятственного взаимодействия
индивидов.
11. Н. Луман: теория
коммуникации, теория эволюции права,
психологический взгляд на возникновение
и сущность права
Никлас Луман (1927–1999) – современный
социолог, создатель теории коммуникации.
Луман рассматривает
общество как глобальную систему коммуникации,
т. е. как функциональную дифференцированную
систему, элементами которой являются
коммуникации. Коммуникации – процесс
передачи информации, процесс общения.
Общество у Лумана
имеет коммуникативную природу: основу
общества составляют смыслы, порождаемые
самим обществом в процессе коммуникации.
Луман считал, что
обществу присущ ауто-пойесис, т. е. способность
самоорганизовываться и самообновляться.
Общество как коммуникативная
система включает в себя подсистемы, которые
имеют свои коды различия и выполняют
разнообразные функции. Они соответствуют
различным специализированным сферам
социальной жизни. К ним относятся, например,
такие подсистемы, как мораль, право, политика,
наука. Кодом различия в политике будет
являться «власть – подчинение».
Право, согласно воззрениям
Лумана, представляет собой аутопойетическую
подсистему общества, включающую в себя
законы и другие правовые нормы, которые
имеют социальную, коммуникативную природу,
т. е. создаются не законодателем, а самим
обществом. Возникновение права обусловлено
нормативными ожиданиями (правовыми требованиями),
возникающими в обществе и образующими
новые смыслы. С усложнением социальной
системы число ожиданий увеличивается.
Следовательно, право, как и социальная
система, непрерывно эволюционирует.
Луман выделял следующие
механизмы эволюции общества (в том числе
и права):
1) механизм изменчивости,
заложенный в каждой коммуникации и представляющий
собой возможность отрицания в процессе
коммуникации. Реализация возможности
отрицания инициирует перемены в системе
общества;
2) механизм отбора,
в качестве которого выступают коды различения
подсистем коммуникации, сортирующие
посредством отрицания новые смыслы;
3) механизм стабилизации
– обеспечивает стабилизацию смыслов,
т. е. отграничение смысловых содержаний,
принадлежащих определенной коммуникативной
системе, от других смыслов.
Таким образом, в процессе
эволюции социальной системы порождаемые
ею новые смыслы право либо сокращает,
либо обобщает и систематизирует, включая
в свою систему. При этом при осуществлении
исторических изменений отграничение
права от других систем коммуникации обеспечивается
постоянством кода различения права как
системы коммуникации.
14. Особенности развития
социологии права в США
Развитие в Соединенных Штатах
Америки социологии права имеет свои особенности.
Можно говорить о методологии и методике
использования социологии как в праве
в целом, так и в отдельных его направлениях.
Прежде всего исследователи прикладывают
усилия по обновлению методологии науки,
разрешению накопившихся в ней вопросов.
Они пытаются внедрить современный технический
инструментарий. В США развиваются конкретно-социологические
исследования в различных областях права:
законодательном, судебном и административном
праве.
Например, в границах социологии
права в проводимых исследованиях подробно
анализируются деятельность в стране
присяжных заседателей, зависимость судейского
решения от психического состояния судьи,
его настроения, влияние социального происхождения
судей на выносимые решения, работа полицейских
органов, социальное происхождение юристов
в США, стиль их деятельности.
Ученые в США постепенно вводят
в социально-правовые процессы системно-структурный,
структурно-функциональный, социально-психологический
и иные подходы. Данная ситуация особенно
характерна для современного американского
общества, в котором научные выкладки
в значительной мере носят прикладную
направленность. Нужно отметить, что они
часто проводятся по директиве государственных
структур, а также частных учреждений
и фирм, преследуя цель разрешения вполне
конкретных задач.
Отличительная черта американской
правовой теории – плюрализм. Исходя из
такого положения в науке складывается
довольно нестандартная ситуация. Американская
правовая теория является слиянием и переработкой
нескольких правовых теорий, в которой
сочетаются различные методы и подходы.
Между тем они полагают, что подобное совмещение
не является отрицательным критерием,
поскольку такую «систему» методологических
приемов можно объяснить тем, что американские
юристы и социологи анализируют и применяют
правовые теории и методы не абстрактно,
а с учетом исторического развития своей
правовой системы, национальных традиций
и потребностей практики.
Подходы американской
социологии права:
1) позитивистский;
2) естественно-правовой;
3) экзистенциалистский;
4) социологический.
Однако, несмотря на существование
иных подходов, предпочтение отдается
социологическому. Такое положение обусловлено
тем, что социологический подход в познании
правовых явлений раздвигает предметный
диапазон самих исследований. Вместе с
тем общая социология расширяет базу исследований
правовых явлений и процессов. В США социологический
подход называется инструментальным.
Вот несколько причин. Во-первых, он созидательно
рассматривает главную задачу правовой
теории: выработать по возможности непротиворечивую
систему правовых представлений, что помогло
бы как официальным должностным лицам,
так и простым гражданам использовать
право эффективнее. Во-вторых, правовые
нормы и учреждения рассматриваются в
первую очередь через призму эффективности
при достижении целей, поставленных верховной
властью, причем сама эффективность (по
мнению инструменталистов) должна изучаться
в ее социальном преломлении как уровень
достижения социально-полезных целей
при минимальной затрате средств и усилий.
В-третьих, такой подход оказался наиболее
ориентированным на применение современной
техники управления. Инструментальный
социологический подход помогает выявить
потребности общества в создании норм
права, а также проверяет созданные нормы
права на этапе реализации.
Гурвич Жорж (1894–1965) – французский и российский
социолог и философ, обучался в учебных
заведениях России и Западной Европы.
Изучал философию, социологию, право. Будучи
учеником Л. Петражицкого, Гурвич определял
право как стремление реализовать в каком-то
определенном социальном контексте идею
справедливого правосудия через многогранную
«атрибутивно-императивную» регуляцию,
которая не обязательно связана только
с внешним принуждением, как считалось
тогда. Социология права по этой трактовке
должна была включать:
1) систематическую части, изучающую
проявление права или «правовые манифестации»
как функцию форм «социабельности»;
2) дифференциальную часть, изучающую
проявление права как функции реальных
коллективных единиц – групп, классов
и социальных структур;
3) генетическую часть, изучающую
закономерности возникновения и изменения,
развития и упадка права в различных конкретных
типах «глобального общества».
В первой «систематической
части» Гурвич выделяет типы права:
1) социальное право – объединяет
все общество;
2) индивидуальное право, которое
основывается на межличностных отношениях;
3) подчиненное, или субординационное,
право, для которого характерен недемократический
режим, который и является искаженной
редукцией гетерогенной системы «индивидуального
права».
Данные типы права, по мнению
Гурвича, взаимодействуя и находясь в
постоянном движении, создают 162 вида права.
Гурвич считал, что «социальное
право» напрямую зависит от многогранного
общества. Многообразие различных правовых
теорий, мнений, точек зрения не возможно
без определения «социального права».
Только так, в пределах «социального права»,
можно результативно разрешить актуальнейшую
проблему капитализма – вопрос баланса
власти между государством и разнообразными
экономическими группировками. Это, по
его мнению, возможно только благодаря
наличию трансперсональной категории
«мы». В этом трансперсонализме Гурвич
видит особое соединение юридического
индивидуализма, отрицающего существование
реальности норм, правовых обязанностей
и универсализма, на нем настаивающего.
Гурвич разделил общество на
социальные группы: каждая социальная
группа (в зависимости от времени существования
и функций, ради которых она была создана)
заявляет о себе как о правовом социуме,
который создает право и практику его
использования. Исходя из господствующих
интересов группы Гурвич выделял хозяйственные,
политические, культурные правовые системы.
Настаивал он и на взаимоподчиненности
этих систем. Так, федеративное право согласно
его предположению обладает верховенством
над региональным, а международный юридический
порядок должен господствовать над национальными
порядками.
Третья часть состояла из рассмотрения
юридических порядков «глобальных обществ»
с точки зрения происхождения и развития.
Признавая достижения немецкой
школы социологии права, в частности ее
главы М. Вебера, Гурвич указывает на недостаток
методологии последнего, состоящий в редукции
им социальных феноменов исключительно
к видам поведения и индивидуальным смыслам,
когда в стороне остаются некоторые важные
элементы социальной действительности,
а именно ее морфологическая база и «коллективная
психическая жизнь». Гурвич усомнился
в утверждении дюркгеймовской школы о
детерминации коллективным сознанием
форм первобытных групп и социальных структур.
Гурвич рассматривал прямую
зависимость между типом социальной структуры,
ее правовым обеспечением и способностью
человека действовать в соответствии
со своими интересами и целями.
15. Концепции американской
социологии права:
Р. Мертон, Р. Паунд, Т. Парсонс и его последователи,
Н. Смелзер
Право согласно идеям Роско
Паунда (1870–1954), который являлся представителем
американской социологической школы права,
одновременно включает в себя:
1) правопорядок (систему правил
поведения, выполнение которых обеспечивается
силой государства);
2) официальные источники;
3) процесс судопроизводства.
Таким образом, право является
мощным регулятором социальных отношений
и носит инструментальный характер. Право
определяет виды социального контроля
(к которым относятся, например, религия,
мораль, обычаи и т. д.) и имеет приоритет
над ними.
Основная функция права заключается
в преодолении разрыва между неизменным
«правом в книгах» (содержащимся в нормативных
актах) и изменчивым «правом в действии»
(действующим в реальной жизни).
Право согласно Паунду должно
согласовывать публичные (государственные)
интересы, индивидуальные интересы (включающие
в себя интересы личности, семейных отношений,
материальных отношений) и общественные
интересы (состоящие из интересов общей
безопасности, общего прогресса, общей
морали и т. п.).
Только максимально выравнивая
индивидуальные и общественные интересы,
право сможет достичь своей цели – обеспечить
в обществе стабильность и порядок, предотвратить
социальные конфликты.
Учение Паунда оказало огромное
влияние на формирование прагматистской
школы социологии права США.