Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2013 в 23:52, шпаргалка
Вопрос 1. Концепция развития ГКРФ
1. Концепция развития гражданского законодательства Российской Федерации (Концепция) подготовлена на основании Указа Президента Российской Федерации от 18 июля 2008 г. N 1108 "О совершенствовании Гражданского кодекса Российской Федерации".
2. Концепция исходит из того, что за время, прошедшее с начала 90-х годов прошлого столетия, в России, в основном, сложилось экономически, социально и логически обоснованное и в целом оправдавшее себя современное гражданское законодательство. Основой и ядром этого законодательства стал Гражданский кодекс Российской Федерации 1994 - 2006 гг. (Гражданский кодекс, ГК) - система принципиальных и наиболее важных правовых норм, являющихся в значительной части общими для всего гражданского законодательства и в определенной части - для российского законодательства вообще (нормы о субъектах гражданского права, о собственности, о защите нематериальных благ и др.).
18. Акты гражданского состояния
Гражданское состояние – правовое положение конкретного гражданина как носителя различных прав и обязанностей (политических, имущественных, личных и проч.), определяемое фактами и обстоятельствами естественного и общественного характера. Следовательно, ответить на вопрос о гражданском состоянии гражданина – значит указать факты, индивидуализирующие его (фамилия, имя, отчество, гражданство, пол, возраст), охарактеризовать правоспособность и дееспособность (гражданскую, трудовую и т. д.) и семейное положение.Гражданское положение людей неодинаково, поскольку существенно различаются определяющие его факты и обстоятельства. Например, гражданское состояние человека в возрасте 14 лет характеризуется тем, что он, обладая гражданской правоспособностью, дееспособен частично. Гражданское состояние совершеннолетних граждан также различно, поскольку одни из них состоят в браке, а другие – нет, одни имеют детей (и, следовательно, родительские права и обязанности), а другие – нет и т. д.Понятие гражданского состояния может употребляться и в более узком смысле – правового положения гражданина как участника только имущественных и личных неимущественных отношений, регулируемых гражданским правом.Фактам и обстоятельствам, от которых зависит гражданско-правовой статус гражданина, придается важное значение и другими отраслями права, в связи с чем целесообразно рассматривать их в обобщенном виде и пользоваться пониманием гражданского состояния в широком смысле.
2. Виды актов гражданского состояния и их регистрация
Актами гражданского состояния (от латинского actio – действие, поступок) согласно Федеральному закону от 15 ноября 1997 г. «Об актах гражданского состояния»1 признаются действия граждан или события, влияющие на возникновение, изменение и прекращение прав и обязанностей, а также характеризующие правовое состояние граждан. Акты гражданского состояния представляют собой юридические факты, поскольку закон связывает с ними возникновение, изменение и прекращение прав и обязанностей.Перечень обстоятельств, которые относятся к числу актов гражданского состояния, дается в п. 1 ст. 47 ГК и в п. 1 ст. 3 названного Федерального закона от 15 ноября 1997 г. В них предусмотрены следующие виды актов гражданского состояния: рождение, заключение брака, расторжение брака, усыновление (удочерение), установление отцовства, перемена имени, смерть гражданина.Каждое из указанных обстоятельств подлежит регистрации, которая устанавливается в целях охраны имущественных и личных неимущественных прав граждан. Регистрация осуществляется органом записи актов гражданского состояния (орган загс), который составляет соответствующую запись акта в книге установленного образца (книге регистрации рождений, книге регистрации браков и т. д.).
На основании записи выдается свидетельство о регистрации акта гражданского состояния, которое удостоверяет факт регистрации.При наличии оснований, предусмотренных п. 2 ст. 69 Федерального закона от 15 ноября 1997 г., и при отсутствии спора между заинтересованными лицами орган загса вносит исправления и изменения в записи актов гражданского состояния. Например, исправления и изменения в записи актов гражданского состояния вносятся на основании записи акта об усыновлении, об установлении отцовства, о перемене имени и т. д. При наличии спора между заинтересованными лицами внесение исправлений и изменений в записи актов гражданского состояния производится на основании решения суда.Исправления или изменения в запись акта гражданского состояния могут быть внесены на основании заключения органа загса. Это возможно, в частности, если в записи акта гражданского состояния указаны неправильные или неполные сведения, а также допущены орфографическое ошибки. Например, в записи о рождении ребенка отчество матери было указано с ошибкой: вместо «Максимовна» было записано «Максумовна». Такая ошибка может быть исправлена на основании заключения самого органа загса.В порядке, предусмотренном Федеральным законом от 15 ноября 1997 г. (ст. 74, 75), возможно восстановление и аннулирование записей актов гражданского состояния.При изучении правового регулирования отношений, связанных с актами гражданского состояния, необходимо учитывать, что не все события и факты, которые влияют на правовое положение гражданина, подлежат специальной записи и регистрации. Например, признание гражданина недееспособным вследствие душевной болезни существенно влияет на его гражданское состояние, но специальная запись в органах загса об этом факте не предусмотрена. Записи делаются только о тех событиях и фактах, которые указаны в законе
20. Правоспособность и дееспособность юридических лиц
Юридическое лицо как
любой субъект гражданского права
должен обладать правоспособностью
и дееспособностью, которые совпадают
с момента его возникновения,
т.к. организации и предприятия
возникают для осуществления определенной предпринимательской
деятельности. Правоспособность и дееспособность
юридического лица может быть специальной
и универсальной.
Принцип специальной правоспособности
выражается в том, что содержание и объем
правоспособности юридического лица зависит
от целей и задач, предусмотренных в учредительных
документах. Например, сделка считается
недействительной, если она совершена
юридическим лицом в противоречии с целями
его деятельности (ст. 173 ГК РФ).
Анализ гражданского законодательства
говорит о том, что принцип специальной
правоспособности действует в отношении
лишь прямо указанных юридических лиц
(ст. 49 ГК РФ). В частности, к ним относятся
некоммерческие организации, указанные
в ГК РФ, учреждения, а также некоторые
коммерческие организации - государственные
и муниципальные предприятия, казенные
предприятия и другие прямо указанные
в законе некоммерческие организации.
Хозяйственные товарищества и общества,
а также производственные кооперативы,
относящиеся к коммерческим организациям
и построенные на началах членства, могут
иметь гражданские права и обязанности,
необходимые для осуществления любых
видов деятельности, не запрещенных законом
(п. 1 ч. 2 ст. 59 ГК РФ), т.е. имеет место универсальная
правоспособность.
Вместе с тем необходимо заметить, что
учредители (участники) юридического лица,
на которое не распространяются правила
о специальной правоспособности, могут
самостоятельно ограничить свою правоспособность
путем соответствующего указания в учредительных
документах. Например, в уставе акционерного
общества может быть предусмотрен прямой
запрет на его участие в биржевых или иных
рисковых сделках.
В данной ситуации заключенная государственным
или муниципальным унитарным предприятием
либо некоммерческой организацией сделка,
противоречащая целям, указанным в их
учредительных документах, является ничтожной
(недействительной), а сделка, совершенная
в нарушение самоограниченной правоспособности,
является оспоримой (т.е. недействительна
только в силу судебного решения).
Гражданское законодательство допускает
и иные случаи ограничения правоспособности
юридических лиц, в том числе таких, на
которых не распространяется принцип
специальной правоспособности. Данное
положение связано с тем, что для осуществления
некоторых видов предпринимательской
деятельности необходимо иметь выдаваемые
компетентными органами соответствующие
разрешения (лицензии).
В то же время занятие отдельными видами
деятельности разрешено лишь определенным
юридическим лицам, что влечет запрещение
осуществлять такую деятельность всем
остальным участникам гражданского оборота
(например, страховой деятельностью может
заниматься только страховая организация).
В Законе о страховании указано, что предметом
непосредственной деятельности страховщика
не может быть производственная, торговая,
предпринимательская и банковская деятельность.
Законодательство о банковской деятельности
запрещает банковским учреждениям совершать
операции по производству и торговле материальными
ценностями, а также по страхованию всех
видов, за исключением страхования валютных
и кредиторских рисков.
Дееспособность юридического лица - это
возможность своими действиями приобретать
и реализовывать гражданские права и обязанности
и осуществлять сделки через свои органы.
Правоспособность и дееспособность юридического
лица появляются с момента его государственной
регистрации (ст. 51 ГК РФ), они одинаковы
по объему и действуют на протяжении всего
периода его существования. Юридические
лица совершают сделки через свои органы,
которые специально предназначены для
выработки и изъявления воли организации
как субъекта гражданского права, и поэтому
руководитель органа совершает сделки
без доверенности. Органы юридических
лиц могут быть единоличными (директор, начальник) и коллегиальными (совет,
президиум, собрание). Например, в хозяйственных
обществах и товариществах высший орган -
общее собрание или собрание уполномоченных.
Орган юридического лица не является самостоятельным
субъектом гражданского права и в гражданском
обороте всегда выступает от имени юридического
лица и представляет его интересы в целом.
Если юридическое лицо имеет несколько
органов, то каждый из них вправе совершать
те действия, которые направлены на приобретение,
изменение или прекращение гражданских
прав и обязанностей лишь в пределах своей
компетенции, указанной в учредительных
документах.
Для осуществления производственной либо
социально-культурной деятельности необходимы
усилия всего трудового коллектива, и
в этом случае за действия своих работников,
совершенные ими в пределах служебных
(трудовых) обязанностей, юридическое
лицо несет гражданско-правовую ответственность.
Например, если при осуществлении работником
своих трудовых функций он кому-либо причиняет
вред, обязанность возместить убытки возлагается
на организацию. В то же время если работник
организации причиняет вред другому лицу
совершением действий, не носящих служебного
характера, убытки не подлежат взысканию
с юридического лица, и потерпевший вправе
обратиться с требованием об их компенсации
только к причинившему их гражданину.
21. Органы юридических лиц. Представители юридических лиц.
Орган юридического лица – лицо (единоличный орган) или совокупность лиц (коллегиальный орган), которые в соответствии с законодательством, документами юридического лица либо решением иного уполномоченного на то органа юридического лица наделены определенными полномочиями в отношении юридического лица и через которые данное юридическое лицо осуществляет свою правоспособность.
Органы юридического лица подразделяются на органы управления и органы контроля.
Органы юридического лица правомочны создавать свои рабочие органы, которые не имеют собственных полномочий в отношении юридического лица, но помогают органам юридического лица в осуществлении их полномочий.
Филиалы и представительства согласно статье 55 Гражданского Кодекса – территориально обособленные структурные подразделения юридических лиц, предназначенные для расширения сферы действия создавших их организаций.
Их отличие от других структурных подразделений лишь в том, что они расположены вне места нахождения юридического лица.
Представительство – обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места нахождения самого юридического лица, представляющее интересы юридического лица и осуществляющее их защиту, например, реклама продукции юридического лица, поиск и установление контактов с потенциальными покупателями, реализация продукции.
Филиал – обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения и осуществляющее все его функции или их часть, в том числе функции представительстве, например, филиал учебного заведения.
Филиалы и представительства выполняют разные функции. Представительства призваны выполнять в гражданском обороте функцию представителя юридического лица, то есть от его имени заключают сделки, контролируют их исполнение, обеспечивают защиту его интересов, например претензионно - исковая работа.
Предмет деятельности филиалов шире, они не только представляют интересы юридического лица, но и ведут производственную и иную хозяйственную деятельность, осуществляемую юридическим лицом.
Филиалы и представительства, не имея прав юридического лица, не могут выступать в обороте от своего имени. Их руководители действуют от имени юридического лица на основании предоставленных им полномочий, выраженных в доверенности либо в положении о филиале или представительстве.
23.. Способы
и порядок возникновения
Образование (создание) юридического лица базируется на определнных принципах, регулируемых нормативными актами, гражданским законодательством, законами об отдельных орагнизационно-правовых формах юридических лиц, которые могут функционировать в российской экономике, а также в зависимости от формы собственности на имущество. Необходимость образования (создания) юридического лица обосновывается экономической целесообразностью, материальными условиями, нужными для учреждения предприятия (организации), а также возможностью выполнения важнейшей общественной функции - производство товаров (выполнение работ и оказание услуг) в соответствии с потребностями рынка и заказами конкретных потребителей.
В зависимости от характера
участия государственных
Распорядительный порядок характеризуется тем, что юридическое лицо возникает на основе одного лишь распоряжения учредителя, а специальной государственной регистрации не требуется, именно в таком порядке возникало большинство государственных предприятий и учреждений в СССР. Это явление можно объяснить тем, что главенствующая роль государства в системе плановой экономики, его доминирование над гражданским обществом позволяли обойтись без особой процедуры государственной регистрации создаваемого юридического лица. В странах с рыночной экономикой такой порядок заменяет явочный порядок образования юридических лиц. Для этого способа образования юридических лиц также характерно отсутствие специальной государственной регистрации последних. Предприятия (организации) создаются в силу самого факта волеизъявления учредителей, выражения ими намерения действовать в качестве юридического лица. Так. некоторое время в России в явочном порядке создавались профессиональные союзы, их объединения и отделения.16 За рубежом явочный порядок применяется, например, при создании ассоциаций во Франции и некоммерческих учреждений в Швейцарии.17 Однако, в настоящее время в статье 51 Гражданского Кодекса не предусматривается исключений о необходимости государственной регистрации юридических лиц, поэтому можно предположить что этот способ образования юридических лиц сегодня в России не применяется.
Другим способом образования юридического лица называют разрешительный порядок, который, в свою очередь, предполагает, что создание предприятия (организации) разрешено тем или иным компетентным органом. Например, в таком порядке в СССР создавалось большинство общественных и кооперативных организаций. При этом в разрешении на создание юридического лица могло быть отказано по мотивам нецелесообразности. Современное действующее законодательство не допускает отказа в регистрации по мотивам нецелесообразности18, но в принципе сохраняет разрешительный порядок создания некоторых видов юридических лиц. Для создания объединений коммерческих организаций (союзов или ассоциаций) необходимо предварительное согласие федерального антимонопольного органа - ГКАП. Практически такое же согласие нужно и для создания любой коммерческой организации, если суммарная стоимость активов ее учредителей (участников) превышает 100 тысяч минимальных размеров труда.19 В России, как и в большинстве европейских стран, разрешительный порядок предусмотрен также для образования страховых обществ и банков.20
Правило второго абзаца
пункта 1 статьи 51 Кодекса устанавливает
так называемыйнормативно-
Значение государственной регистрации юридических лиц, ее рациональной организации, полноты единого реестра юридических лиц, достоверности содержащихся в нем сведений и их открытости для любого заинтересованного лица чрезвычайно велико, в особенности в период перехода от централизованной административно-командной системы к системе автономно действующих субъектов рыночного товарно-денежного гражданского оборота. Только такая регистрация обеспечивает возможность получения необходимой информации при выборе контрагента и ведении хозяйственных операций и способствует устойчивости экономического оборота, поскольку регистрируются и изменения правового статуса юридических лиц21. Юридическое лицо считается созданным с момента его регистрации22, и с этой даты возникает его правоспособность23.
Впредь до принятия предусмотренного пунктом 1 статьи 51 Гражданского Кодекса общего закона действует Положение о порядке государственной регистрация субъектов предпринимательской деятельности, а также ст. 34 и 35 Закона РСФСР от 25 декабря 1990 г. "О предприятиях и предпринимательской деятельности"24. И Положение, и ст. 34 и 35 упомянутого Закона имеют в виду юридические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью. Но так как заниматься этой деятельностью согласно Кодекса в принципе могут все юридические лица (кроме тех, которым это прямо запрещено их учредительными документами), универсальное применение этих актов следует считать вполне правомерным и оправданным. Положение не вступает в коллизию с нормами Гражданского Кодекса; ст. 34 и 35 Закона о предприятиях и предпринимательской деятельности действуют в части, не противоречащей Кодексу и иному последующему законодательству.
В ряде случаев действующими нормативными актами предусмотрена специальная регистрация тех или иных организаций, причем иногда она не зависит от того, выступает ли данная организация как таковая в качестве юридического лица или нет. Постановлением Правительства РФ от 6 июня 1994 г. "О Государственной регистрационной палате при Министерстве экономики Российской Федерации"25 предусмотрена специальная регистрация этой палатой предприятий с иностранными инвестициями, аккредитации представительств иностранных компаний, российских инвестиций за рубежом; палата действует на основании Положения о ней, утвержденного Минэкономики РФ. Подобная специальная регистрация не должна заменять регистрацию юридического лица в порядке статьи 51 Гражданского Кодекса и включения его в предусмотренный данной статьей единый реестр, открытый для всеобщего ознакомления.