Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2013 в 19:50, шпаргалка
1. Понятие КП РФ и его место в системе юр. дисциплин.
2. Предмет и метод КП.
3. Конституционно-правов. нормы и их особенности.
11. Основные функции Конституции.
Назначение и роль К. в обществе проявл. в ее функциях, т.е. осн. направлениях ее воздействия на чел., общ. и гос., и на многообразные обществ. отношения.
Функции:
12. Концептуальные особенности Конституции РФ 1993 г.
Концептуальные особенности К - это юр. и полит. сущностные отличия К. 93г. от прежних К. с одной стороны и сходство ее осн. положений с К. современных развитых дем. гос-в.
Особенности:
13. Внутренняя структура и содержа
Структура К. это ее внутреннее строение, то из каких частей состоит ее текст, в какой последовательности они расположены, какова ее юр. значимость и роль. К. 93 состоит из 3х частей: преамбула, 1 и 2 разделы.
Преамбула: самостоятельная часть К., в ~ формулируются цели и исторические условия появления К., ценности на ~ она базируется.
1й раздел: не имеет названия, состоит из 9 глав, 137 статей: 1 глава - основы конституционного строя (сформулированы важнейшие К. принципы, на ~ строится и функционирует Российское гос-во - принцип разделения властей, верховенства прав и свобод чел., федерализма, народовластия, полит. и идеологич. плюрализма…) 2 глава - закрепляет основы правового статуса личности в РФ, закрепляет принципы российского гражданства, конституц. права, свободы, обязанности человека и гарантии этих прав. 3 глава - содержит нормы, закрепляющие гос. устройство, его территориальную организацию, федеративную форму гос. устройства, здесь зафиксирован состав РФ (89 S). Основы их КП статуса. Суверенные права и компетенция РФ, разграничение предметоведения и полномочий. 4-7 главы - орг-ция гос власти РФ. Эту власть осущ-ют Президент, ФС, прав-во, суды. В этих главах сформулированы издержки, противовесы узурпации власти одной из ветвей власти. Законодат. власть осущ-ют Парламент РФ ФС, исполнительную - прав-во, судебную - суды. Президент координирует дея-ть всех органов гос. власти, обеспечивает их согласованное взаимодействие, хотя тяготеет больше к исполнительной. 8 глава - а такде нормы ст. 3, 12, 8, 9 закрепили местные основы самоупр-я РФ. 9 глава - конституц. поправки. II раздел включает заключит. и переходное положение. Состоит из 9 пунктов, опред-щих порядок вступления К в силу, соотношение норм К и фед. договора, законов и др. п.а., а также фиксируют временные рамки функционирования фогв, образованные до принятия К-93 г.
14. Поправки и пересмотр
На правовом уровне это регулируется специальным федеральным законом №33 "О порядке принятия и вступлении в силу поправок Конституции РФ". 4 марта 1998 и гл. 9 Конституции РФ.
Пересмотр Конституции: гл. 1,2,9. А в главах 3-8 могут вноситься поправки. Конституция предусматривает, в ст. 139, что пересмотру не могут подлежать гл. 1,2,9. Действующий российский парламент не может вносить поправки в эти же главы, т.к. эти главы содержат фундаментальные основы российского строя, прав личности (статуса) => изменить их может только народ => только созывом референдума.
В ст. 135 указано, что инициировать пересмотр гл. 1,2,9 парламент может и если он будет поддержан..., то созывается Конституционное собрание, ~ и м. изменять Конституцию, либо подтвердить неизменность Конституции. Если Конституционное собрание одобряет изменения, то 2/3 голосов примут проект новой Конституции, либо вынесут этот проект на референдум (всенародное голосование). Конституция считается принятой, если проголосует более 50% избирателей от участвующих, но участие - не менее 50% населения.
Поправки в Конституцию.
Их м. вносить в главы 3-8 в соответствии с процедурой принятия палатами ФКЗ (совет федерации 3/4 голосов, Гос Дума 2/3 голосов). Противоречие: законодатель ввел простым законом 4-ый вид закона "З-н РФ о поправке Конституции ", ~ не существует в 9 гл. Конституции, т.к. Конституция закрепляет только 3 вида з-на, это фед. конституц. закон, фед. з-н, закон субъекта фед-ции. => з-н о поправках противоречит Конституции, т.к. в Конституции сказано, что поправки в Конституцию н. вносить в соотв-вии и процедурой принятия ФКЗ.
Чтобы поправка была внесена, она д.б. ратифицирована 2/3 субъектами фед-ции, затем этот закон д.б. представлен Президенту для подписания и обнародования (в самом начале эта поправка д.б. принята квалифицированным большинством в палатах). Функция президента чисто номинальная, право вето у него отсутствует в этом случае.
Ст. 65 закрепляет субъектный состав РФ, ст. 137 определяет особый порядок внесения в нее изменений и дополнений. Соответственно статье 65 м.б. образован новый субъект РФ, м.б. включен в состав РФ новый субъект или м.б. изменен статус субъекта РФ (например, Свердл. обл-ть м. стать Свердл. республикой). Поправки м.б. приняты 2/3 депутатов Гос Думы и 3/4 Совета Федерации, а ратификация субъекта РФ не требуется.
А также в статье 137
предусмотрено изменение
Это означает, что новая К РФ имеет высокую юр. эфф-т как акт непосредственного дей-я. Недопустим отказ любого суда или др. правоприменит. органа от применения, реализации, конкретных норм К при разрешении ими конкр. юр. дел со ссылкой на отсутствие разъясняющих или детализирующих текущих законов или др. н.а. (особенно это кас-ся норм. Гл. 2 "Прав и свободы человека и гражданина").
Как закон, имеющий высшую
юридическую силу и прямое действие,
Конституция оказывает
Согласно К. ст. 15 п.1. К. РФ имеет высш. юр. силу, прямое действие и применяется на всей территории РФ. Законы и иные правовые акты, принимаемые в РФ не должны противоречить К. РФ.
Текст К. содержит указания на необходимость принятия ряда ФКЗ и ФЗ, действие ~ будет способствовать развитию положений, закрепленных Конституцией в общей форме.
Президент РФ издает НП акты, ~ не нуждаются в предварительном согласовании с центральными отраслевыми органами управления. Как гарант К. Президент обеспечивает ее прямое действие, применение К. норм на всей территории РФ.
К. ст. 18 "права и свободы чел. явл. непосредственно действующими".
16. Механизм реализации
Реализация К. это - обеспечение утвержденных прав и свобод человека, провозглашенного гражданского мира и согласия в РФ, утвержденной незыблемости демокр. основ Рос. гос-ва, обеспечение благополучия и процветания России. Формы реализации: 1) соблюдение (обязательное совершение действий, предусмотр. К. - ст.57 - налоги) 2) использован. 3) исполнение 4) применение К. норм. (удержание от запрещен. действий - ст.29п.5 - ценцура) (Соблюден. и исполнен. КН обеспечивается ст. 15 К.) Способы реализации: 1) обязывание (ст. 15 К.) 2) дозволение (ст. 13 - плюрализм) 3) запрещение (ст. 15 партии против гос. устройства). S-ты реализации: росс. народ, S РФ, органы гос. власти, изб. комиссии, депутаты… О-ты реализации: физ. лица; гос. органы; соц., полит., эк. структуры; гражданское общество…
В настоящее время в РФ актуальна проблема реализации К, принятия действенных мер по ее неукоснительному соблюдению всеми государственными органами, должностными лицами и гражданами. Причины:
17. Конституционно-правовой
Правовое положение человека, личности, гражданина. Различают общее отраслевое, профессиональное, индивидуальное правовое положение.
КПС человека и гражданина:
Его элементы:
18. Принципы КПС человека и гражданина в РФ.
Принципы КПС - это те идеи, осн. начала, ~ составляют фундамент
статуса человека и гражданина, пронизывают и др. его содержание. На этих принципах строится и развивается целом этот институт:
19. Нормативно-правовые основы
20. Гражданство РФ: понятие и правовые основы.
2 значения: Гражданство в субъективном значении гражданства как консультационно-правовой институт.