Шпаргалка по "Гражданскому праву"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2013 в 19:50, шпаргалка

Описание работы

1. Понятие КП РФ и его место в системе юр. дисциплин.
2. Предмет и метод КП.
3. Конституционно-правов. нормы и их особенности.

Файлы: 1 файл

!!!KP!!!.DOC

— 370.50 Кб (Скачать файл)

 

11. Основные функции Конституции.

Назначение и роль К. в обществе проявл. в ее функциях, т.е. осн. направлениях ее воздействия на чел., общ. и гос., и на многообразные обществ. отношения.

Функции:

  1. Политическая: выражает роль К. в отношении соц. структуры общ. Достигается опред. стабилизация обществ. отношений. Полит. жизнь и борьба вводятся в опред. К. рамки.
  2. Юридическая: вытекает из того, что К явл. осн. законом и обладает по отн. к др. правовым актам юр. верховенством. Эта функция К выражает ее роль по отн. к действ. в общ. правовой системе, правопорядку.
  3. Идеологическая: проявл. в воздействии на умы и сознание людей, влияет на их мировоззрение (К. 93 г. провозгласила принципы идеологического плюрализма, сосуществ. различных идеологий, кроме человеконенавистнических)
  4. Организационная: выражается в формировании, организации и деятельности гос. и институционной структуры. Организация гос. механизма как и осн. формы его деятельности д.б. юр. регламентированы, а это задача К.

 

12. Концептуальные особенности  Конституции РФ 1993 г.

Концептуальные особенности  К - это юр. и полит. сущностные отличия  К. 93г. от прежних К. с одной стороны и сходство ее осн. положений с К. современных развитых дем. гос-в.

Особенности:

  1. Логику построения новой К. определила концепция обществ. договора, т.е. сначала чел., его права и свободы как высш. ценность, затем гражданское общество как единственный источник власти, а затем гос-во как агент личности и гражд. общества, решающий те вопросы, ~ закреплены за ним в конституции.
  2. Текст К. 93 г. деидеологизирован, а в опред. смасле и деполитизирован, т.е. не политика вместо К. а политика в рамках К. => требование строжайшего следования в политике предписаниям К.
  3. Впервые в истории России в основу К. положены гуманистические идеи (неотчуждаемость осн. прав и свобод чел.)
  4. К. по новому формулирует форму гос. устройсва России - это федеративное гос-во, построенное на основе смешанного принципа, национально-териториального, и териториального равноправия его S-в. + не предусматривается право выхода S-в РФ из ее состава.
  5. Заложена достаточно четкая система разделения властей как по горизонтали так и по вертикали (разграничение предметов ведения и полномочий).
  6. Новая К. действительно правовой документ в строгом, юр. смысле этого слова, т.е: а) испльзуются общепринятые КП понятия, категории и т.д, исключающие противоречивые толкования. б) К. явл. законом прямого действия (недопустим отказ любого правоприменительного органа от применения и реализации конкретных норм. К.) в) К. закрепляет превосходство права над гос-вом.
  7. К. закрепляет РФ как социальное гос-во, определяет обязанности гос-ва в соц. сфере.
  8. К. сочетает гибкость и динамизм с достаточно жестким порядком в отношении поправок, касающихся конст. строя и основ правового статуса чел.
  9. Новая К. творчески учитывает и отражает опыт мировой цивилизации, в том числе опыт конституционного развития.

 

13. Внутренняя структура и содержание Конституции РФ 1993 г.

Структура К. это ее внутреннее строение, то из каких частей состоит  ее текст, в какой последовательности они расположены, какова ее юр. значимость и роль. К. 93 состоит из 3х частей: преамбула, 1 и 2 разделы.

Преамбула: самостоятельная часть К., в ~ формулируются цели и исторические условия появления К., ценности на ~ она базируется.

1й раздел: не имеет названия, состоит из 9 глав, 137 статей: 1 глава - основы конституционного строя (сформулированы важнейшие К. принципы, на ~ строится и функционирует Российское гос-во - принцип разделения властей, верховенства прав и свобод чел., федерализма, народовластия, полит. и идеологич. плюрализма…) 2 глава - закрепляет основы правового статуса личности в РФ, закрепляет принципы российского гражданства, конституц. права, свободы, обязанности человека и гарантии этих прав. 3 глава - содержит нормы, закрепляющие гос. устройство, его территориальную организацию, федеративную форму гос. устройства, здесь зафиксирован состав РФ (89 S). Основы их КП статуса. Суверенные права и компетенция РФ, разграничение предметоведения и полномочий. 4-7 главы - орг-ция гос власти РФ. Эту власть осущ-ют Президент, ФС, прав-во, суды. В этих главах сформулированы издержки, противовесы узурпации власти одной из ветвей власти. Законодат. власть осущ-ют Парламент РФ ФС, исполнительную - прав-во, судебную - суды. Президент координирует дея-ть всех органов гос. власти, обеспечивает их согласованное взаимодействие, хотя тяготеет больше к исполнительной. 8 глава - а такде нормы ст. 3, 12,  8, 9 закрепили местные основы самоупр-я РФ. 9 глава - конституц. поправки. II раздел включает заключит. и переходное положение. Состоит из 9 пунктов, опред-щих порядок вступления К в силу, соотношение норм К и фед. договора, законов и др. п.а., а также фиксируют временные рамки функционирования фогв, образованные до принятия К-93 г.

 

14. Поправки и пересмотр Конституции  РФ.

На правовом уровне это  регулируется специальным федеральным  законом №33 "О порядке принятия и вступлении в силу поправок Конституции РФ". 4 марта 1998 и гл. 9 Конституции РФ.

Пересмотр Конституции: гл. 1,2,9. А в главах 3-8 могут вноситься  поправки. Конституция предусматривает, в ст. 139, что пересмотру не могут  подлежать гл. 1,2,9. Действующий российский парламент не может вносить поправки в эти же главы, т.к. эти главы содержат фундаментальные основы российского строя, прав личности (статуса) => изменить их может только народ => только созывом референдума.

В ст. 135 указано, что инициировать пересмотр гл. 1,2,9 парламент может и если он будет поддержан..., то созывается Конституционное собрание, ~ и м. изменять Конституцию, либо подтвердить неизменность Конституции. Если Конституционное собрание одобряет изменения, то 2/3 голосов примут проект новой Конституции, либо вынесут этот проект на референдум (всенародное голосование). Конституция считается принятой, если проголосует более 50% избирателей от участвующих, но участие - не менее 50% населения.

Поправки в Конституцию.

Их м. вносить в главы 3-8 в соответствии с процедурой принятия палатами ФКЗ (совет федерации 3/4 голосов, Гос Дума 2/3 голосов). Противоречие: законодатель ввел простым законом 4-ый вид закона "З-н РФ о поправке Конституции ", ~ не существует в 9 гл. Конституции, т.к. Конституция закрепляет только 3 вида з-на, это фед. конституц. закон, фед. з-н, закон субъекта фед-ции. => з-н о поправках противоречит Конституции, т.к. в Конституции сказано, что поправки в Конституцию н. вносить в соотв-вии и процедурой принятия ФКЗ.

Чтобы поправка была внесена, она д.б. ратифицирована 2/3 субъектами фед-ции, затем этот закон д.б. представлен Президенту для подписания и обнародования (в самом начале эта поправка д.б. принята квалифицированным большинством в палатах). Функция президента чисто номинальная, право вето у него отсутствует в этом случае.

Ст. 65 закрепляет субъектный состав РФ, ст. 137 определяет особый порядок  внесения в нее изменений и  дополнений. Соответственно статье 65 м.б. образован новый субъект РФ, м.б. включен в состав РФ новый субъект  или м.б. изменен статус субъекта РФ (например, Свердл. обл-ть м. стать Свердл. республикой). Поправки м.б. приняты 2/3 депутатов Гос Думы и 3/4 Совета Федерации, а ратификация субъекта РФ не требуется.

А также в статье 137 предусмотрено изменение наименования субъектов РФ, но не указано каким актом. Это новое наименование д.б. внесено в ст. 65. Сейчас указом Конституции суда эти изменения вносятся указом Президента.

  1. Прямое действие Конституции РФ.

Это означает, что новая  К РФ имеет высокую юр. эфф-т  как акт непосредственного дей-я. Недопустим отказ любого суда или др. правоприменит. органа от применения, реализации, конкретных норм К при разрешении ими конкр. юр. дел со ссылкой на отсутствие разъясняющих или детализирующих текущих законов или др. н.а. (особенно это кас-ся норм. Гл. 2 "Прав и свободы человека и гражданина").

Как закон, имеющий высшую юридическую силу и прямое действие, Конституция оказывает непосредственное воздействие на всю систему органов  государственной власти. Особенно следует  отметить позитивное воздействие Конституции на укрепление стабильности институтов власти, хотя до достижения адекватности властных структур требованиям времени еще сохраняется "дистанция огромного размера".

Согласно К. ст. 15 п.1. К. РФ имеет высш. юр. силу, прямое действие и применяется на всей территории РФ. Законы и иные правовые акты, принимаемые в РФ не должны противоречить К. РФ.

Текст К. содержит указания на необходимость принятия ряда ФКЗ  и ФЗ, действие ~ будет способствовать развитию положений, закрепленных Конституцией в общей форме.

Президент РФ издает НП акты, ~ не нуждаются в предварительном  согласовании с центральными отраслевыми  органами управления. Как гарант К. Президент обеспечивает ее прямое действие, применение К. норм на всей территории РФ.

К. ст. 18 "права и  свободы чел. явл. непосредственно действующими".

 

16. Механизм реализации Конституции  РФ.

Реализация К. это - обеспечение  утвержденных прав и свобод человека, провозглашенного гражданского мира и  согласия в РФ, утвержденной незыблемости демокр. основ Рос. гос-ва, обеспечение благополучия и процветания России. Формы реализации: 1) соблюдение (обязательное совершение действий, предусмотр. К. - ст.57 - налоги) 2) использован. 3) исполнение 4) применение К. норм. (удержание от запрещен. действий - ст.29п.5 - ценцура) (Соблюден. и исполнен. КН обеспечивается ст. 15 К.) Способы реализации: 1) обязывание (ст. 15 К.) 2) дозволение  (ст. 13 - плюрализм) 3) запрещение (ст. 15 партии против гос. устройства). S-ты реализации: росс. народ, S РФ, органы гос. власти, изб. комиссии, депутаты… О-ты реализации: физ. лица; гос. органы; соц., полит., эк. структуры; гражданское общество…

В настоящее время  в РФ актуальна проблема реализации К, принятия действенных мер по ее неукоснительному соблюдению всеми  государственными органами, должностными лицами и гражданами. Причины:

  • правовой нигилизм граждан
  • неразвитая Н-П база (д.б. 13 ФКЗ - принято 7)
  • материальные проблемы

 

17. Конституционно-правовой статус  человека и гражданина.

Правовое положение  человека, личности, гражданина. Различают общее отраслевое, профессиональное, индивидуальное правовое положение.

КПС человека и гражданина:

  1. Закреплен в Конституции и в некоторых важнейших нормативных актах.
  2. Статус носит относит-но стабильный, устойчивый хар-р, а правовое положение подвижно. Конституционно-правовые нормы, составляющие, составляющие КПС определяют смысл, содержание и применение законов, дея-ть законодат. и исполнит. власти местного самоуправления и обеспечение этих норм правосудием КПС носит комплексный хар-р, он состоит из целого ряда более конкретных правовых институтов, ~ образуют его элементарный состав.

Его элементы:

  1. Конституционные права и свободы человека (ядро КПС).
  2. Принципы, на ~ развиваются и реализуются конституционные права и свободы.
  3. Конституционные обязанности граждан РФ.
  4. Конституционные гарантии прав и свобод.
  5. КПС связан с таким институтом, как гражданство РФ.

 

18. Принципы КПС человека и  гражданина  в РФ.

Принципы КПС - это те идеи, осн. начала, ~ составляют фундамент

статуса человека и гражданина, пронизывают и др. его содержание. На этих принципах строится и развивается целом этот институт:

  1. Осн. права человека неотчуждаемы и даны ему от рождения.
  2. Права и свободы человека явл-ся высшей ценностью.
  3. Права и свободы человека и гражданина обладают приоритетом перед целями и правами гос-ва.
  4. Признание, соблюдение и защита прав человека - это обязанность гос-ва.
  5. Каждый человек в рамках закона осущ-ет свои права прежде всего самостоят-но.
  6. Все равны перед законом и судом и имеют равное право на защиту.
  7. Осущ-ние прав и свобод человека не д. нарушать права и свободы др. лиц.
  8. Права и свободы человека явл-ся непосредственно действующими.
  9. В случае противоречия внутреннего закон-ва по правам человека общепризнанным нормам м/н права приоритет отдается последним.
  10. Каждый гражданин несет к. обяз-ти, выполнение ~ необходимо для нормального функционирования.

 

19. Нормативно-правовые основы КПС  человека и гражданина в РФ (внутренние и международные акты  по правам человека и гражданина).

  1. Конституция РФ 1993 (гл. 2, ст. 2, ст. 6 и т.д.).
  2. Российская декларация прав и свобод человека от 22.11.1991.
  3. З-н РФ о гражданстве (1993).
  4. З-н РФ об обжаловании в суд о дей-ях и решениях, нарушающих права человека.
  5. ФЗ об осн. гарантиях избират. прав и права на участие в референдуме гражданина РФ (1997).
  6. ФЗ о порядке выезда и вьезде в РФ (1996).
  7. О правах гражданина на свободу передвижения, места пребывания и жительства.
  8. ФЗ об обществ. объединениях.
  9. Всеобщая декларация прав человека (1948).
  10. Пакт о гражд. и полит. правах (1966 ООН).
  11. М/н пакт об культурных, эк., соц. правах (1966).
  12. Европейская конвенция о защите прав и свобод (ратифицировали ее в 1998 году).
  13. Евр. конвенция о запрещении пыток и т.д. (1998).

 

20. Гражданство РФ: понятие и  правовые основы.

2 значения:  Гражданство в субъективном значении гражданства как консультационно-правовой институт.

Информация о работе Шпаргалка по "Гражданскому праву"