Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2013 в 16:39, курсовая работа
Гражданский кодекс является весьма сложным кодификационным актом, нормы которого должны быть точно выверены и сбалансированы. В данной курсовой работе будет рассмотрена система гражданского права, которая как раз и включает в себя нормы гражданского права, его институты и подотрасли. Целью данной работы будет изучение системы гражданского права, его институтов, подотраслей, норм, а так же системы Гражданского кодекса как одного самого главного источника гражданского права.
Введение…………………………………………………………………………..3
Глава I. Общее положение………………………………………………….......5
1.1.Понятие и значение система гражданского права………………………5
1.2.Общая часть гражданского права……………………………………………6
1.3.Система гражданского кодекса Российской Федерации………………......8
1.4.Предмет и система курса гражданского права…………………………….11
II. Норма гражданского права………………………………………………..13
2.1.Понятие норма гражданского права………………………………………..13
2.2.Институт гражданского права………………………………………………21
2.3.Подотрасли гражданского права……………………………………………22
Заключение……………………………………………………………………...26
Список использованных источников………………………………………..28
Раздел XVI. Внедоговорные (правоохранительные) обязательства - посвящен гражданско-правовому оформлению отношений, возникающих в связи с причинением имущественного вреда гражданам и организациям, а также вследствие неосновательного приобретения или сбережения ими чужого имущества. Эти отношения имеют правоохранительный характер. Изложение посвященных им правил завершает курс гражданского права.
1.4. Предмет и система курса гражданского права.
Курс гражданского права как учебная дисциплина имеет предметом изучения прежде всего гражданско-правовую науку. В нем изучаются также правила гражданского права как правовой отрасли и их закрепление в актах гражданского законодательства (источниках гражданского права), причем как в действующем, так и в предшествующих, а также и в зарубежных правопорядках. В предмет изучения гражданского права входит также правотворческая и правоприменительная деятельность в этой сфере.
Имея перед собой
особые, самостоятельные цели и задачи,
главным образом учебно-
Система курса гражданского права должна не просто отражать систему гражданского права как правовой отрасли, а представлять наиболее целесообразное с точки зрения целей преподавания расположение материала, с помощью которого достигается его наилучшее усвоение. Поэтому, например, основные, фундаментальные положения и понятия гражданского права, раскрываемые затем во всем многообразии составляющих его правил, не могут быть сведены к нормам Общей части в строго законодательном смысле слова, а включают в себя многие сугубо научные категории и конструкции.
В этом смысле система курса гражданского права, в том числе система изложения, принятая в настоящем учебнике, является вполне самостоятельной систематизацией подлежащего изучению в данном курсе материала, лишь в известной мере опирающейся на общие положения гражданско-правовой систематизации. Поэтому, в частности, изучение наследственного права, теснейшим образом связанного с правом собственности (но остающегося самостоятельной подотраслью гражданского права), осуществляется при освещении права собственности и других вещных прав, а договоры о реализации результатов творческой деятельности изучаются в разделе договорного обязательственного права.
Система курса гражданского права основывается на делении всего учебного материала на крупные разделы, подлежащие изучению в строгой последовательности. При этом она распадается на две основные части:
1) общие положения, а также вещные, исключительные и другие личные неимущественные права, охватывающие статику регулируемых гражданским правом отношений;
2) обязательственное
право, охватывающее динамику
этих отношений, собственно
Такой подход позволяет последовательно раскрыть все многообразие гражданско-правовой материи и систематизировать полученные знания, оставаясь в рамках отведенного учебным планом вуза времени на изучение гражданского права.
Глава II. Нормы гражданского права.
2.1.Понятие норм гражданского права.
При анализе отраслевого законодательства и оценке механизма его действия весьма важным является уяснение системы составляющих его норм, сферы их действия и внутренней согласованности. Это необходимо как для дальнейшего совершенствования законодательства, так и для правильного применения его норм. Особо значимым является такой аспект исследования для гражданского законодательства, которое необычайно обширно и включает множество правовых норм, имеющих существенное различие и в сфере действия, и в своем содержании, и в используемой правовой терминологии.
Обычно систему гражданского законодательства характеризуют как распадающуюся на общую и особенную части, что соответствует структуре Гражданского кодекса, с последующим делением гражданско-правовых норм на подотрасли и институты2. Такая систематизация имеет важное значение для построения законодательства, его изучения и применения. Однако она отражает, прежде всего, внешнее построение и деление гражданско-правовых норм, хотя, конечно, и учитывает, особенно при выделении подотраслей и институтов, различия в регулировании отдельных групп имущественных отношений.
Наряду с этой достаточно
известной и осмысленной
Применительно к этой системе норм гражданского законодательства готовились многие монографические исследования и практические пособия (о социалистической собственности, личной собственности, хозяйственных договорах граждан и т.д.), а наличие особой системы норм для социалистических организаций давало сторонникам концепции хозяйственного права основания утверждать, что имущественные отношения социалистических организаций выходят за рамки гражданского права и должны быть предметом особой отрасли. Таким образом, структурные особенности норм гражданского законодательства порождают не только правоприменительные, но и общетеоретические вопросы, связанные с изучением отдельных гражданско - правовых институтов.
Новое гражданское законодательство РФ, получившее свое выражение, прежде всего, в нормах нового Гражданского кодекса РФ (часть первая - 1994 г., часть вторая - 1995 г.) и отражающее переход государства к рыночным отношениям, основывается на иных государственно - правовых идеалах и на единой законодательной компетенции в сфере гражданского права. Тем не менее и новые законы проводят по-прежнему деление гражданско - правовых норм на ряд больших групп, поскольку того требуют реалии хозяйственной жизни.
В новом гражданском законодательстве РФ наглядно проступают следующие большие группы нормативных предписаний: 1) общего характера; 2) для предпринимательской деятельности; 3) для государственной и муниципальной собственности; 4) для граждан; 5) для граждан, являющихся потребителями; 6) для внешнеэкономических отношений. В содержании этих групп имеются значительные различия.
Такое расширенное структурное деление гражданско-правовых норм отражает большую сложность и разнообразие имущественных отношений в условиях рынка, а также потребность в установлении для отдельных групп отношений особого или дополнительного правового регулирования, выходящего за рамки общих правил гражданского законодательства. Критерии такого структурного деления различны, однако оно отчетливо проявляется в нормах гражданского законодательства РФ, причем как в системе законодательных актов, так и в содержании его отдельных институтов и норм.
Доминирующими в новом гражданском законодательстве РФ, несомненно являются нормы общего характера, отражающие и закрепляющие единство гражданского права как отрасли российского права и его назначение создавать при переходе к рынку единые и благоприятные условия для различных форм собственности и защиты имущественных прав. Эти общие нормы определяют исходные начала (принципы) нового гражданского права, важнейшие цивилистические понятия (правосубъектность, сделка, собственность, обязательства, давность, основания имущественной ответственности и др.) и составляют основу всех ныне действующих институтов гражданского законодательства России.
Другим не менее важным компонентом нового гражданского законодательства РФ является особое регулирование по названным выше пяти группам имущественных отношений, которое осуществляется двумя путями: а) установлением для них специальных институтов и б) введением норм, отражающих особенности отдельных групп гражданско-правовых отношений (такое регулирование будет в дальнейшем именоваться специальным).
Наличие в гражданском законодательстве РФ обрисованной системы норм ставит два теоретических и практических вопроса: во-первых, каковы предмет и границы названных групп гражданско-правовых норм, и, во-вторых, в какой мере полным и целесообразным является специальное регулирование, предусматриваемое в рамках таких групп. Рассмотрим эти вопросы, отправляясь, прежде всего, от норм нового ГК РФ.
.
Особо значимой в этом контексте является норма ч. 3 ст. 401 ГК, согласно которой в случае неисполнения обязательств при осуществлении предпринимательской деятельности ответственность обязанной стороны, если иное не предусмотрено законом либо договором, является повышенной и наступает независимо от ее вины. Такую ответственность исключают только обстоятельства непреодолимой силы, а также называемая в ст. 404 ГК вина кредитора - контрагента.
Отметим, что формулировка правил об учете вины кредитора в ст. 404 ГК явно неудачна - говорится только о возможности уменьшения ответственности должника, но не полном его освобождении от ответственности, что во многих случаях необходимо и справедливо, если действия кредитора делают исполнение невозможным. Кроме того, не принимаются во внимание ситуации, когда действия кредитора не могут быть поставлены ему в вину, но тем не менее препятствуют надлежащему исполнению обязательства должником и, следовательно, должны учитываться при определении пределов его ответственности.
Нормы о государственной и муниципальной собственности, несмотря на проходящие в стране широкомасштабные процессы приватизации, продолжают иметь важнейшее значение в жизни Российского государства и образуют обособленную и обширную группу норм нового гражданского законодательства. В ГК по этому вопросу имеется немало принципиальных положений, которые дополняются нормами других федеральных законов и большим числом указов Президента и постановлений Правительства РФ о порядке использования государственного имущества.
Многие нормы о государственной и муниципальной собственности должны быть отнесены к числу предпринимательских, однако основной правовой механизм использования государственного и муниципального имущества в предпринимательских целях имеет значительные особенности: создание унитарных предприятий, наделенных правом хозяйственного ведения и оперативного управления (ст.113 -115 ГК). Кроме того, собственность государства и муниципалитетов может иметь форму учреждений и централизованных фондов со специальными задачами и предназначается для решения управленческих, социальных и иных некоммерческих задач, стоящих перед государством. Специальное и притом развитое гражданско-правовое регулирование здесь неизбежно и необходимо. К сожалению, стройная и четкая система правовых предписаний в этой области пока не сложилась.
Некоторые важные положения об объектах государственной собственности оказались вне ГК и предусматриваются иными законами: Водным кодексом 1995 г., Законом о недрах в редакции 1995 г., Лесным кодексом 1997 г. Содержащаяся в ГК глава 17 "Право собственности и другие вещные права на землю" должна вступить в силу только после принятия нового Земельного кодекса РФ и потребует ряда изменений. Муниципальная собственность стала в основном предметом Закона об общих принципах организации местного самоуправления в РФ 1995 г., нормы которого дополняются законами субъектов Федерации, причем наличие у них в этих вопросах законодательной компетенции вызывает сомнения, поскольку гражданское законодательство - предмет ведения Федерации.
Применительно к имуществу, находящемуся в хозяйственном ведении и оперативном управлении, ограничено использование института доверительного управления (ст. 1013 и 1015 ГК), а также договора дарения (ст. 576 ГК), а на юридических лиц, имеющих в хозяйственном ведении и оперативном управлении государственную и муниципальную собственность, может быть возложено обязательное ее страхование (п. 3 ст. 935 ГК).
Нормы, относящиеся к гражданам, в новом гражданском законодательстве РФ включают традиционные для всех правовых систем положения о статусе граждан как субъектов гражданского права и формах их участия в создании юридических лиц (глава 3, § 2, 3 гл. 4 ГК), правила о договорах, которые заключаются гражданами, не выступающими при этом в качестве потребителей (дарение, игры и пари), а также нормы наследственного права, содержащиеся пока в разделе VII ГК РСФСР 1964 г.
Наряду с этими нормами общего характера, которые достаточно хорошо разработаны и изучены, новое гражданское законодательство РФ содержит ряд специальных норм, которые учитывают особенности физических лиц как субъектов гражданского права и могут быть представлены в виде следующих трех групп.
Во-первых, правила, облегчающие для граждан совершение гражданско - правовых сделок и доказывание их условий. Сюда относятся нормы о подписании сделок от имени лиц, которые не могут сами это сделать (п. 3 ст. 160 ГК), об упрощенном удостоверении доверенностей, выдаваемых гражданами (п. 3 ст. 185 ГК), о допустимости свидетельских показаний в подтверждение заключения договора розничной купли - продажи (ст. 493 ГК) и др.
Во-вторых, нормы, направленные на дополнительную защиту прав граждан, которые в большей степени, чем юридические лица, нуждаются в правовой поддержке и учете их имущественного положения. К этой группе норм относятся правила об увеличении денежных сумм, выплачиваемых на содержание граждан, при повышении установленного законом минимального размера оплаты труда (ст. 318 ГК), о допустимости уменьшения размера возмещения вреда, причиненного гражданином, с учетом его имущественного положения (п. 3 ст. 1083 ГК), о возможности восстановления срока исковой давности по судебным требованиям граждан (ст. 205 ГК).
В-третьих, правила, принимающие во внимание физиологические свойства граждан, например нормы о прекращении обязательства смертью гражданина (ст. 418 ГК), которым сопутствуют дополнительные правила применительно к отдельным обязательствам и договорам, отражающие их правовые особенности (ст. 596, 617, 977, 979 и др.) и необходимость иметь на этот счет специальные юридические предписания, устраняющие практические трудности.