Система основных прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2014 в 19:38, курсовая работа

Описание работы

Целью этой работы является краткое описание основных прав и свобод человека и основных принципов этих понятий.
Для рассмотрения указанной цели мы планируем рассмотреть следующие задачи:
понятие, сущность, личных прав и свобод человека и гражданина;
общая характеристика личных прав и свобод человека.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава I. История возникновения института прав человека ………………..…..5
1.1 Исторический аспект возникновения института прав человека…………..5
1.2 Учение о свободе – фундамент прав и свобод человека и гражданина …10
Глава II. Права и свободы человека и гражданина………………………….12
2.1. Понятие конституционных прав и свобод………………………………...12
2.2 Классификация основных прав и свобод…………………………………..16
Глава III. Гарантии реализации правового статуса человека и гражданина...29
3.1 Внутригосударственные гарантии …………………………………………29
3.2 Международно-правовые гарантии………………………………………...31
Заключение……………………………………………………………….………33
Список использованной литературы…………………………………………...35

Файлы: 1 файл

Курсовая - Система основных прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации.doc

— 160.00 Кб (Скачать файл)

К личным правам человека относится право на охрану государством достоинства личности (ст.21).

Уважение человеческого достоинства - неотъемлемый признак цивилизованного общества. Ничто не может быть основанием для его умаления. Любые меры воздействия на неправомерное поведения лица не должны быть сопряжены с умалением человеческого достоинства.

Конституция устанавливает, что никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому обращению или наказанию. Никто не может быть без добровольного согласия подвергаться медицинским, научным или иным опытам.

Включение нормы об уважении достоинства человека в Конституцию свидетельствует о том, что оно является правовой обязанностью должностных лиц и всех работников государственных структур. Однако жизнь показывает, что эта конституционная норма еще очень слабо реализуется практически.

Отсутствие уважения к человеческому достоинству является преградой на пути самоутверждения человека как личности, выявления его творческих, интеллектуальных способностей.

Значительное место в системе личных прав и свобод занимают права на неприкосновенность личности, жилища, частной жизни, тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений (ст.ст.22-25).

Неприкосновенность личности (ст.22) как личная свобода заключается в том, что никто не вправе насильственно ограничить свободу человека распоряжаться в рамках закона своими действиями и поступками, свободу передвижения. Никто не может быть подвергнут аресту, заключению под стражу и содержание под стражей иначе как на основании судебного решения.

Гарантия неприкосновенности жилища (ст.25) означает, что никто не имеет права без законного основания войти в жилище, а также оставаться в нем против воли проживающих в нем лиц. Законодательство четко регламентирует случаи, когда это допускается и круг уполномоченных на то органов.

Предусмотрены различные формы ответственности за неосновательное вторжение в личную жизнь граждан, за разглашение тайны переписки, телефонных переговоров и телеграфных сообщений. Только в строго определенных законом случаях - в связи с расследованием уголовного дела и при наличии судебного решения - могут быть наложен арест на корреспонденцию и произведена выемка её из почтово-телеграфных учреждений.

Впервые в Конституции закреплено право человека на защиту своей чести и доброго имени (ст.23). Причем законодательно установлен судебный порядок защиты, включая право на возмещение морального ущерба.

Проявление права на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну является запрещение без согласия лица сбора, хранения, использования и распространения информации о его частной жизни (24).

Новым в конституционном закреплении личных прав и свобод является и включение такой важной формы свободы личности, как свобода передвижения.

В ст.27 - каждый, кто законно находится на территории РФ, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства. (Однако для этого отсутствуют необходимые условия - жилищные проблемы, социальная нестабильность в стране, неупорядоченность правового режима границ государства, крайне высокий уровень преступности и пр.). Закон от 25 июня 1993 года о праве граждан на свободу передвижения, выбора места пребывания и жительства в пределах РФ устанавливает и определенные ограничения на свободу передвижения и выбор места жительства. Они касаются местностей, где существует особый режим (пограничная полоса, ЗАТО, зоны экологического бедствия, территории где введено чрезвычайное положение или опасные для проживания связи с массовыми инфекционными заболеваниями).

Конституция признает право каждого свободно выезжать за пределы РФ, а граждан РФ - беспрепятственно возвращаться в РФ.

К личным правам и свободам относится право каждого определять и указывать свою национальную принадлежность (ст.26). Закрепление этого права вытекает из отрицания правового значения признака национальности для каждого конкретного человека, означает его свободу ассимилироваться в инонациональной среде, которая стала для него родной и близкой по языку и образу жизни.

Важное место в системе личных прав и свобод занимает свобода совести, свобода вероисповедания (ст.28). Личным правом человека является принятие или непринятие религиозных верований, право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, право свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними. Государство не вмешивается в вопросы определения человеком своего отношения к религии.

Важной сферой личных прав и свобод человека и гражданина являются свобода мысли и слова, право свободно искать, получать, производить и распространять информацию любым законным способом (ст.29).

Мысли, убеждения , мнения человека относятся к сфере его внутренней жизни, в которую без его согласия никто не может вторгаться. Конституция, признавая эту свободу, устанавливает, что никто не может быть принужден к выражению своих мнений и убеждений или отказу от них. Мысль не свободна, если она не может быть высказана без неблагоприятных или опасных для человека последствий.

Поэтому свобода мысли неразрывно связана со свободой слова. Она означает безусловное право человека делать свои мысли, убеждения и мнения общественным достоянием [9 , с.203].

В отличие от личных прав и свобод, которые по своей природе неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения как человеку, политические права и свободы связаны с обладанием гражданства государства. Это различие отражает Конституция, адресуя личные права каждому, политические - гражданам.

Связь политических прав и свобод с гражданством не означает, что они носят вторичный характер, производны от воли государства. Они выступают как естественные права каждого гражданина демократического государства.

Естественный характер прав и свобод гражданина вытекает из того, что носителем суверенитета и единственным источником власти в РФ является её многонациональный народ. Эта основа конституционного строя РФ реально реализуется через политические права каждого гражданина.

Граждане, ассоциированные как народ, осуществляют власть.

Граждане - каждый гражданин как таковой - участвует в осуществлении власти.

В соответствии со ст.60 Конституции гражданин РФ может самостоятельно осуществлять в полном объеме свои права и обязанности с 18 лет. Это норма прежде всего касается политических прав и свобод.

Наиболее общим, объединяющим все другие политические права и свободы, является право участвовать в управлении делами государства (ст.32).

Право каждого члена любого сообщества, ассоциации, в том числе государственной, участвовать в управлении общими делами - неотъемлемое демократическое начало в её организации.

Право, закрепленное в ст.32, адресовано каждому гражданину, а не политически организованной совокупности граждан, ассоциированных как народ, ибо народ не "участвует" в управлении, а осуществляет власть, являясь субъектом этой власти (ст.3).

Осуществление рассматриваемого права граждан выражается в различных формах, как непосредственно, так и через представителей.

Конституционно закреплено право граждан обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления (ст.33)

Граждане РФ имеют равный доступ к государственной службе, к отправлению правосудия (ст.32 ч.4, 5).

Важным правом, связанным с участием граждан в управлении делами государства, является закрепляемое за каждым право на объединение, включая право создавать профсоюзы для защиты своих интересов (ст.30).

143 апреля 1995 года ГД принят ФЗ "Об общественных объединениях". В соответствии с ним, до принятия закона о политических партиях действует союзный закон от 9 октября 1990 года - для учреждения политической партии иметь не менее 5000 членов, недопустимость членства в партиях иностранных граждан и лиц без гражданства и наличия в них коллективных членов.

Выражением социальной и политической активности граждан, их воздействия на процессы управления государством является право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия, пикетирование (ст.31).

Следует отметить, что многие формы участия граждан в управлении делами государства в настоящее время не используются в достаточной степени эффективно - низкая активность избирателей, слабый интерес к деятельности избранного представителя.

С другой стороны , препятствием к реализации прав граждан на участие в управлении государственными делами являются высокий уровень бюрократизма в государственных органах, волокита, чрезмерная закрытость их деятельности, отсутствие целенаправленной политики на развитие общественной активности граждан.

Особую группу прав и свобод человека и гражданина составляют социально-экономические права и свободы.

Они касаются таких важных сфер жизни человека, как собственность, труд, отдых, здоровье, образование, и призваны обеспечить физические, материальные. Духовные и другие социально значимые потребности личности.

Прежде ярко проявлялась ориентация на главенствующую роль государства в предоставлении экономических и социальных благ человеку, которого оно как бы окружало со всех сторон опекой. Личность была всего лишь пользователем этих благ, пассивным их созидателем по указаниям государства. Государству-собственнику нужен был именно наемный труженик.

Отказ от глобального огосударствлении экономики, признание того, что объективно необходима частная собственность, основанная на экономической заинтересованности, активности и ответственности человека, не могли не привести к изменению роли государства в обеспечении социально-экономических прав и свобод личности. Ответственность ложится на всех субъектов экономической и социальной деятельности при возрастающей активности и индивидуальной ответственности самого человека. Такая система гарантий социально-экономических прав ещё не сложилась.

Социальная роль государства закреплена в ст.7 Конституции как одна из важных основ конституционного строя России.

Государственные гарантии социально-экономических прав и свобод человека включают широкую систему форм воздействия на их реализацию.

Выделим следующие:

законодательное закрепление таких условий экономической деятельности всех её субъектов, при которых человека реально обладает всеми конституционно признанными социально-экономическими правами и свободами.

установление гарантированного минимального размера оплаты труда, государственных пенсий и пособий и иных гарантий социальной защиты; общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования; государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов, пенсионеров и пожилых граждан, развитие социальных служб;

осуществление контроля за соблюдением законодательства, обеспечивающего социально-экономические права;

создание правовых, политических, материальных, организационных условий для поддержки личной инициативы человека в экономической сфере;

эффективная защита социально-экономических прав и свобод человека в предусмотренных законом формах, в том числе и судебная защита.

К социально-экономическим правам и свободам, закрепленным в Конституции, относятся свобода предпринимательской деятельности, право частной собственности, в том числе и на землю, свобода труда и право на труд в надлежащих условиях, право на отдых, охрана семьи, право социального обеспечения, право на жилище, право на охрану здоровья, на благоприятную окружающую среду, право на образование, свобода литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, преподавания, право пользования учреждениями культуры (ст. ст. 34-44).

Многие и ранее закреплялись в Конституциях. Но отличие действующей Конституции заключается не только в расширении перечня рассматриваемых прав и свобод, но и в иной трактовке их содержания.

Инициируя необходимую экономическую и социальную активность каждого человека как естественную основу утверждающихся в стране рыночных отношений, Конституция закрепляет право каждого на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской, и иной не запрещенной законом деятельности (ст.34).

Чтобы обеспечить правомерные, цивилизованные условия становления и развитие рыночных отношений, Конституция устанавливает запрет на экономическую деятельность, направленную на монополизацию и недобросовестную конкуренцию.

Важнейшее место в системе экономических прав и свобод занимает право частной собственности (ст.35). Раньше это право рассматривалось как эксплуатация человека человеком и государство стремилось конституировать коллективные формы собственности, оставляя за гражданами только право личной собственности на сбережения, жилой дом, подсобное домашнее хозяйство, предметы домашнего обихода и личного потребления и удобства.

Конституция 1993 года признание и защиту частной собственности, равно как и других форм, отнесла к основам конституционного строя, расширила гарантии её охраны, в том числе посредством судебных органов. В ч.3 ст. 35 установлено, что принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения.

Конституция закрепила без каких-либо оговорок и ограничений право граждан и их объединений иметь в частной собственности землю, свободно осуществлять владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами, не нанося ущерба окружающей среде и не нарушая прав и законных интересов других лиц (ст. 36 ч.ч. 1, 2)

В условиях рыночной экономики претерпело изменение и содержание прав человека в сфере труда (ст. 37).

Впервые в бывшем Союзе и в России право на труд было закреплено в Конституциях 1936, 1937 г.г. Его содержание раскрывалось как право на получение гарантированной работы с оплатой труда в соответствии с его количеством и качеством. Конституция РФ 1978 г. добавила к этой дефиниции и право на выбор профессии.

Информация о работе Система основных прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации