Система законодательной власти в Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Октября 2013 в 19:49, доклад

Описание работы

Система органов государственной власти в субъектах РФ, как и в Российской Федерации, строится на основе принципа разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны. Эти положения закреплены в 10 статье Конституции Российской Федерации.

Файлы: 1 файл

Система законодательной власти в Российской Федерации.docx

— 21.01 Кб (Скачать файл)

Система законодательной власти в  Российской Федерации

Система органов государственной  власти в субъектах РФ, как и  в Российской Федерации, строится на основе принципа разделения властей  на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны. Эти положения закреплены в 10 статье Конституции Российской Федерации.  
Наш проект рассматривает законодательную власть, как один из самых открытых и демократичных институтов России. Законодательная власть в Российской Федерации представлена Федеральным Собранием, которое состоит из двух палат: Совета Федерации и Государственной Думы. В Совет Федерации входят по два представителя от каждого субъекта РФ (от представительного и исполнительного органов государственной власти). Госдума состоит из 450 депутатов.  
Государственная Дума и Совет Федерации проводят заседания раздельно. Они избирают из своего состава Председателя его заместителей, в обязанности которых входит проведение заседаний и установка внутреннего распорядка. Несмотря на то, что Конституция РФ закрепляет разделение властей, некоторые рычаги влияния на исполнительную и судебную власть все же остаются. Законодательная власть может влиять на высшую судебную власть, Счетную палату, исполнительную власть путем назначения высшего руководства этих властей или выражения недоверия и т.д.  
Депутаты являются одним из самых многочисленных звеньев в цепочке принятия законов. Депутатом может стать любой гражданин РФ старше 21 года и имеющий право участвовать в выборах. Члены Госудумы работают на профессиональной постоянной основе, получают жалования и другие преференции, связанные с их работой. Они не могут находиться на госслужбе, заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и творческой деятельности. Получая статус депутата или члена Совета Федерации, человек приобретает неприкосновенность (право на защиту от уголовного и административного преследования). Лишить депутата или члена Совета Федерации неприкосновенности может только соответствующая палата по представлению Генерального прокурора. Представители региональных, муниципальных парламентов таким правом не обладают. 
Государственная Дума и, соответственно, депутаты избираются сроком на 5 лет. До 2008 года этот срок был меньше - 4 года. Также с 2005 годаповышен проходной барьер, который помогает отсеивать мелкие партии, а с 2008 года депутаты Государственной думы избираются по пропорциональной системе. Таким образом, только активные члены партии могут быть включены в списки. Самовыдвижение на выборах федерального масштаба отменено.

Органы исполнительной власти

По признаку федеративного  устройства органы исполнительной власти делятся: на федеральные органы исполнительной власти (Правительство РФ, федеральные министерства, федеральные службы, федеральные агентства и др.); органы исполнительной власти субъектов РФ (правительства, администрации и их обособленные структурные подразделения в субъектах РФ).

По территориальному масштабу деятельности существуют: федеральные органы исполнительной власти, которые осуществляют деятельность в масштабе Российской Федерации; территориальные органы федеральных органов исполнительной власти, которые создаются федеральными органами исполнительной власти для осуществления своих полномочий в масштабе федерального округа, субъекта РФ, муниципального образования; органы исполнительной власти субъектов РФ, которые осуществляют свою деятельность в масштабе субъекта РФ. В зависимости от объема и характера компетенции:

  • органы общей компетенции осуществляют управление всеми или большинством отраслей и сфер управления;
  • органы межотраслевой (надведомственной) компетенции реализуют конкретные управленческие полномочия для всех или большинства отраслей и сфер управления;
  • органы отраслевой компетенции осуществляют управление конкретной отраслью управления;
  • органы смежной компетенции, имеющие наряду с отраслевой компетенцией полномочия межотраслевого характера (например, Министерство здравоохранения и социального развития РФ руководит медицинскими учреждениями и осуществляет санитарно-эпидемиологический надзор, который носит надведомственный характер);
  • органы внутриотраслевой компетенции в рамках отрасли руководят определенными участками деятельности.

По организационно-правовым формам выделяют следующие органы исполнительной власти: правительства, министерства, государственные комитеты, комитеты, комиссии, службы, надзоры, агентства, администрации, мэрии, инспекции, главные управления, управления, департаменты, центры, отделы и т. д.

По порядку и способу  образования - создаваемые органы исполнительной власти, которые образуются в исполнительно-распорядительном порядке на основе правоприменительного акта (подавляющее большинство органов исполнительной власти), и избираемые, которые образуются на основе прямого или опосредованного волеизъявления.

По порядку разрешения вопросов - единоначальные, в которых подведомственные им вопросы разрешаются единолично руководителем органа (министерство, управление, отдел), и коллегиальные, в которых большинство подведомственных вопросов, наиболее важных, обсуждаются и принимаются коллегиально (Правительство РФ).

По источнику финансирования - бюджетного финансирования – осуществляют деятельность на основе финансовых средств, выделяемых из соответствующего бюджета, и смешанного финансирования – осуществляют деятельность на основе как бюджетных средств, так и средств, полученных от ведения хозяйственной и иной коммерческой деятельности.

Система органов судебной власти


 
В России сложилась разветвленная  судебная система, которая представляет собой совокупность судов, объединенных общностью задач, принципов организации  и деятельности, руководствующихся  единым материальным и процессуальным законодательством и обладающих соответствующей компетенцией.

И хотя все судебные учреждения преследуют одну цель — осуществление правосудия, их можно разделить на три самостоятельных  системы:

  1. система общих судов (включая подсистему военных судов);
  2. система арбитражных судов;
  3. конституционная юстиция, представленная на федеральном уровне Конституционным Судом РФ.

В Федеральном конституционном  законе «О судебной системе Российской Федерации» от 31 декабря 1996 г. все судебные учреждения делятся еще и по территории действия.

По этому критерию различают:

  1. федеральные суды — Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ, суды республик, краевые и областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов, районные суды, военные и специальные суды; Высший Арбитражный Суд РФ, федеральные арбитражные суды округов, а также арбитражные суды субъектов Федерации;
  2. суды субъектов Федерации — конституционные (уставные) суды, мировые судьи.

Конституционный Суд РФ, общие суды, арбитражные суды — это три  самостоятельных подсистемы судебной системы страны. Их объединяют общие  задачи (охрана конституционного строя, обеспечение законности и правопорядка, защита прав и интересов граждан). Все судебные органы единообразно финансируются, обязаны применять Конституцию  и федеральные законы. Решения  всех судебных органов имеют обязательное значение. Вместе с тем каждый вид  судебных органов наделяется собственной компетенцией и не вправе вмешиваться в деятельность других судов.

Некоторые авторы критически комментируют разделение судебной власти на три  самостоятельные, не связанные друг с другом структуры5. Однако представляется, что при большом объеме и разнообразии правоотношений, на которые распространяется судебная власть, рассредоточение полномочий между специализированными органами просто необходимо.

Говоря о структуре судебной власти, следует отметить, что сама "Конституция учреждает только высшие звенья федеральной судебной системы — Конституционный Суд, Верховный Суд, Высший Арбитражный  Суд. Кроме того, Конституция не характеризует  компетенцию судебной власти в целом  и ее отдельных институтов (за исключением  Конституционного Суда).

Конституция предоставляет право  устанавливать полномочия, порядок  образования и деятельности высших и иных федеральных судов парламенту России путем принятия соответствующих  федеральных законов (ст. 128). Однако исключительный характер полномочий судебной власти, позволяющий судам Непосредственно  затрагивать сферу прав человека или вторгаться в Нее, говорит  о том, что эти вопросы следовало  бы (хотя бы кратко) Урегулировать в  Конституции.


Информация о работе Система законодательной власти в Российской Федерации