Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2013 в 13:12, контрольная работа
После провозглашения независимости в 1991 году страна пережила несколько лет экономического спада, причинами которого были нарушение традиционных экономических связей, низкая урожайность и проблемы, связанные с экспортом энергоресурсов, такие как низкая эффективность управления экономикой, неплатежи и проблемы транспорта Экономика сильно пострадала в 1997 году, когда неплатежи стран Содружества независимых государств заставили Туркменистан практически полностью приостановить экспорт природного газа
После провозглашения независимости в 1991 году страна пережила несколько лет экономического спада, причинами которого были нарушение традиционных экономических связей, низкая урожайность и проблемы, связанные с экспортом энергоресурсов, такие как низкая эффективность управления экономикой, неплатежи и проблемы транспорта Экономика сильно пострадала в 1997 году, когда неплатежи стран Содружества независимых государств заставили Туркменистан практически полностью приостановить экспорт природного газа.
Однако в 1998 году экономика начала подниматься, и благодаря возобновлению экспорта природного газа в Украину и Россию в 1999-2000 году, экономический рост ускорился. Согласно официальным статистическим данным, начиная с 1999 года ВВП увеличивался в среднем на 17 процентов в год.
Еще одним фактором этого экономического
роста стали крупномасштабные, в
основном государственные, инвестиции
в нефтеперерабатывающую
Благодаря повышению доходов от экспорта природного газа, нефти и нефтепродуктов, которые вместе составляют 80 процентов объема товаров, экспортируемых Туркменистаном, профицит текущих операций существует с 2000 года. Значительную выгоду стране принесло происходившее в последние месяцы повышение мировых цен на нефть. В 2005-2006 годах Туркменистану удалось договориться с Россией и Украиной о более выгодных условиях экспорта газа, в том числе об отмене бартерных расчетов и повышении экспортной цены почти на 50 процентов. Соглашение об экспорте природного газа, заключенное в 2003 году с Россией на 25 лет, и аналогичное соглашение, заключенное весной 2006 года с Китаем сроком на 30 лет, обеспечат стабильный приток иностранной валюты в Туркменистан в предстоящие годы.
Благодаря стабильной внешней позиции
продолжалось накопление инвалютных резервов.
Внешняя государственная
Вместе с тем, мощный экономический рост и стабильный приток валютных поступлений от углеводородных ресурсов скрывают тот факт, что со времени провозглашения независимости мало что было сделано в плане экономических реформ.
Государство по-прежнему контролирует все сферы экономики. Процесс приватизации остановился в конце 1990 года, и большинство крупных и средних предприятий, особенно в секторах, которые власти считают стратегически важными для экономики и страны, остается в руках государства. Предприятия по-прежнему действуют в соответствии с обязательными для выполнения государственными планами, а производственные ресурсы распределяются государством. Практически любые операции (как внутри страны, так и внешнеторговые) подлежат регистрации в Государственной товарной бирже.
Практически весь хлопок и пшеница производятся в рамках системы госзаказов, и продукция закупается государством по ценам ниже рыночных, хотя недавно властями был предпринят ряд позитивных шагов в направлении реформирования системы госзаказов на хлопок. До сих пор некоторые товары первой необходимости, такие как вода, энергия и природный газ, либо распределяются бесплатно, либо в значительной степени субсидируются.
Несмотря на высокие доходы в иностранной валюте, создающие благоприятные условия для проведения реформ, Туркменистан является одной из немногих стран мира, которые до сих пор не обеспечили конвертируемость счета текущих операций. Неофициальный обменный курс в четыре-пять раз превышает официальный, что существенно затрудняет развитие и рост частного сектора в Туркменистане. Управление бюджетом также весьма фрагментированным и непрозрачным.
Значительная часть валютных поступлений от экспорта энергоресурсов используется для финансирования инфраструктуры и «престижных» проектов общегосударственного значения, некоторые из которых, по-видимому, не приносят существенной экономической отдачи. В то же время, ограниченная пропускная способность существующих трубопроводов и отсутствие альтернативных путей экспорта газа уже начинают угрожать экспортному потенциалу и делают экспорт уязвимым от внешних потрясений. Кроме того, начиная с 2004 года налицо признаки повышения инфляции, а валютный курс параллельного рынка понизился.
Что касается показатели социального развития, ситуация весьма неоднозначна. Доля населения, живущего в абсолютной нищете, т.е. менее чем на 2,15 долл. США в день, составляет менее одного процента. В то же время, доходы приблизительно половины населения ниже минимальной заработной платы, причем возможности для получения дополнительного дохода ограничены. Официально безработица равна нулю, поскольку государство гарантирует занятость каждого гражданина Туркменистана. Однако, согласно данным опросов, безработица растет, особенно среди молодежи. Повышение заработной платы в государственном секторе – за последние пять лет заработная плата была три раза увеличена вдвое, а в январе 2005 года – еще на 50 процентов, – может быть одной из причин роста безработицы.
Главной задачей, стоящей перед Туркменистаном, остается проведение рыночных реформ «первого поколения». Приоритетными задачами реформ должны стать укрепление макроэкономической стабильности, введение конвертируемости валюты, либерализация режима внешней торговли, ограничение роли государства и приватизация. К числу других задач относятся следующие:
В последние годы экономика Туркменистана развивается высокими темпами. По официальным данным туркменской стороны, ежегодный прирост ВВП в 2007 -2008 гг. превышал 10%, в 2009 году, несмотря на мировой финансовый кризис, он увеличился на 6,1% . В 2010 году прирост ВВП в сопоставимых ценах составил 9,2%.
Основные макроэкономические показатели1
2006 г. |
2007 г. |
2008 г. |
2009 г. |
2010 г. | |
Валовой внутренний продукт |
|||||
млрд. долларов США (расчетные данные) |
- |
13,89 |
15,36 |
18,48 |
20,17 |
темпы роста в сопоставимых ценах, % |
- |
110,9 |
110,5 |
106,1 |
109,2 |
на душу населения долларов США (расчетные данные) |
- |
2138 |
2369 |
2843 |
3103 |
Инвестиции в основной капитал, млрд. долларов США, в действующих ценах (расчетные данные) |
- |
1,61 |
5,44 |
8,75 |
9,68 |
Внешнеторговый оборот |
|||||
млрд. долларов США |
8,9 |
13,4 |
17,6 |
18,3 |
17,9 |
темпы роста, % |
117 |
149 |
132 |
103,8 |
97,6 |
Экспорт, млрд. долларов США |
6,1 |
8,9 |
11,9 |
9,3 |
9,7 |
Импорт, млрд. долларов США |
2,8 |
4,5 |
5,7 |
9,0 |
8,2 |
Сальдо торгового баланса, млрд. долларов США |
3,3 |
4,4 |
6,2 |
0,3 |
1,5 |
Курс национальной валюты (манатов за 1 доллар)2 |
5200 |
5200 |
14250 |
2,85 |
2,85 |
По заявлению официальных лиц Туркменистана экономические показатели развития страны в 2010 году оставались высокими. Темп прироста валового внутреннего продукта (ВВП) составил 109,2%. Политика диверсификации экономики, рынка поставок энергоресурсов оказала позитивное влияние на развитие экономики в целом.
В 2010 году: доля промышленности в производстве ВВП составила 42,8%, строительства - 16,9%, сельского хозяйства - 13,8%, торговли - 4,4%, транспорта и связи - 3,7%, сферы услуг - 18,4%.
Наибольший рост производства ВВП отмечался в строительстве на 22,6%, в сфере транспорта и связи на 15,3%, торговли на 11,4%, сельского хозяйства на 7,5%.
По сравнению с 2009 годом увеличилось производство электроэнергии, газа, нефти и нефтепродуктов, минеральных удобрений, цемента, нерудных строительных материалов, хлопко-волокна, хлопчатобумажной пряжи, швейных и трикотажных изделий, обуви, дубленой кожи, лекарственных средств, рыбы и рыбной продукции, хлеба и хлебобулочных изделий, молочных и других сельхозпродуктов.
Дальнейшее развитие получил топливно-
Темп роста в добыче природного и попутного газа составил 116,5% по сравнению с 2009 годом. Объем экспорта природного газа вырос на 33,6%.
За отчетный период производство электроэнергии в стране увеличилось на 3% по сравнению с уровнем предыдущего года, динамично растут объемы её экспорта.
В 2010 году инвестиции в основной капитал возросли на 14,1%. Около 62% инвестиций направлялось в производственную сферу.
По данным Государственного комитета по статистике Туркменистана, в 2010 году внешнеторговый оборот Туркменистана составил 17,9 млрд. долларов США, сократившись на 2,4% по сравнению с предыдущим годом. При этом экспорт Туркменистана увеличился на 3,8% и составил 9,7 млрд. долларов США, импорт сократился на 8,8% и составил 8,2 млрд. долларов США.
В 2010 году торговля осуществлялась со 106 странами мира. Россия, ранее занимавшая первое место среди крупнейших торговых партнеров Туркменистана, переместилась на второе, уступив первенство Ирану. Доля России в товарообороте страны в 2010 году составила 18,0%, Ирана - 21,7%, Турции -16,3%, Китая - 10,7%, ОАЭ - 4,2%.
Доходная часть Госбюджета выполнена на 125,1%, расходная часть – 92,2%. Денежные средства, сформированные за счет профицита бюджета за 2010 год, были направлены в Стабилизационный фонд.
В течение 2010 года курс маната по отношению к иностранной валюте оставался стабильным.
Более 75% бюджетных средств было отпущено на финансирование социальной сферы.
Информация о работе События после провозглашения независимости