Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2013 в 17:45, контрольная работа
Целью контрольной работы является изучение содержания социальной политики государства.
Исходя из цели, необходимо решить следующие задачи:
- изучить понятие социальной политики государства, ее составляющие;
- ознакомиться с основными направлениями социальных преобразование
в современной России.
Введение…………………………………………………………………………..3
1. Социальная политика государства…………………………………….……...4
1.1. Понятие социальной политики государства, ее составляющие.………4
1.2. Основные направления социальных преобразование в современной
России…………………..………………………………….……………..12
Заключение…………….…………………………………………..…………….17
Список литературы………………………………………………..…………….18
|
Источник: Josef Smid Wohlfahrtsstaatеn im Vergleich. Leske+Budrich. Opladen, 1996. S. 70.
Социальная политика
обладает рядом функций, которые
в конечном счете определяют гуманистический
характер государства, стремящегося через
политически создаваемые
1.2. Основные направления социальных преобразование в современной
России
Современная социально-экономическая ситуация в России крайне противоречива и многоаспектна. В социальной сфере России накопился широкий круг острых проблем, важнейшими из которых являются: значительная дифференциация населения по доходам; низкий уровень заработной платы работников бюджетной сферы, что приводит к снижению квалификации занятых в воспроизводстве человеческого потенциала; неравномерность в доступе к финансовым ресурсам регионов, которая требует активной государственной политики выравнивания возможностей регионов; высокий износ основных фондов и инфраструктуры социальной сферы при недостаточных инвестициях и т.д.
Решение сложившейся ситуации зависит не только от состояния экономики и мер, направленных на её улучшение, но и от государственной политики в социальной области. Необходимо принятие адекватных мер, прежде всего, в сфере развития системы социальной защиты населения и обеспечения социальной безопасности, что может быть достигнуто только путем реформирования общественной жизни, проведением грамотной и эффективной социальной политики государства.
Социальная политика представляет собой составную часть государственной экономической политики, направленной на решение социальных проблем. Состояние данной сферы во многом определяет процессы воспроизводства трудовых ресурсов, их количество и качество, уровень научно-технического развития производительных сил, культурную и духовную жизнь общества. Базовыми составляющими социальной сферы являются: здравоохранение, образование, культура, системы социального обеспечения и социальной защиты населения, жилищно-коммунальное хозяйство.
Практика проведения социальной политики в развитых странах выработала несколько направлений ее реализации. К ним относятся: социальное страхование, политика в области заработанной платы, социальные меры на рынке труда, жилищная политика и социальная защита населения. Что бы лучше понять проблемы социальной сферы Росси, нужно, обраться к статистическим данным некоторых базовых составляющих социальной сферы, таких как уровень жизни, здравоохранение, демография, ИРЧП.
Для оценки уровня жизни используется ВВП на душу населения. ВВП на душу населения в современной России составляет 10-20% уровня развитых стран. Для сравнения в 2007 г. в Люксембурге этот показатель составлял 70,5 тыс. долл., в Норвегии – 55,3 тыс., США - чуть более 39 тыс., в Японии – 35,9 тыс. долл., в России - 10 тыс. долл. Распределение доходов в стране происходит неравномерно, коэффициент Джини (G) в 2009г. равен 0,37, хотя в 2008 году он составлял даже 0,405.
В сфере здравоохранения происходит сокращение числа больничных коек на 10 тыс. населения. В 2008 году их составило 111,3, для сравнения, в 2000 - 115, в 1990 – 137,4. Расходы бюджета в эту сферу в 2009 году составили всего лишь 23,6% от всех расходов на социально-культурные мероприятия или 1074,7 млрд. руб.
Одними из важнейших показателей социальной сферы для нашей страны являются демографические показатели. В 2009 г. родилось 1479637 человек. Но по предварительной оценке, численность населения РФ на 1 ноября 2010 г. с начала года уменьшилась на 207,6 тыс. человек, или на 0,15% и составила 142,0 млн. чел. Как положительное явление следует отметить прогнозируемое увеличение рождаемости. Что касается ИРЧП, то в отчете ООН за 2008 г. Россия занимает 62-е место (ИРЧП составляет 0,795) из 177.
В последние 10-15 лет в
стране, несмотря на продекларированное
строительство социально
Создание эффективной и социально направленной рыночной системы хозяйствования имеет своей целью планомерный переход к высокоразвитому производству разнообразных товаров и услуг, необходимых для улучшения условий жизни, хозяйственной и социально-культурной деятельности населения России. Это должно достигаться на основе качественного совершенствования организации товарного производства, формирования высокоорганизованных хозяйственных систем путем широкого применения новейших технологий.
В Основных направлениях
социально-экономической
Важнейшей мерой государственной социальной политики в 2008 г. должно стать повышение размеров пенсий, социальных выплат.
Начиная с 2006 г. в стране реализуются приоритетные национальные проекты, направленные на существенное повышение качества жизни граждан. Приоритетными названы проекты: «Здоровье», «Качественное образование», «Доступное и комфортное жилье», «Развитие АПК». На их реализацию уже в 2006 году выделены значительные средства: по проекту «Здоровье» - 57 млрд. рублей, «Образование» - 25 млрд. рублей, «Развитие АПК» - 16 млрд. рублей, «Доступное и комфортное жилье – гражданам России» - 37 млрд. рублей – всего 135 млрд. рублей, а с учетом внебюджетных средств – около 180 млрд. рублей. В бюджете на 2009 год ассигнования на эти проекты увеличились в полтора раза и превысили 200 млрд. рублей. Это – существенная прибавка к общим социальным расходам государства.
Приоритетные национальные проекты действительно должны произвести и производят существенные сдвиги в этих сферах. Но развитие социально-экономических функций государства — это системная стратегическая проблема, затрагивающая всю совокупность распределительных институтов, и с этой точки зрения национальные проекты только частично затрагивают эту проблему и, как показывает практика, иногда наоборот, приводят к новым проблемам в этой сфере.
Приоритеты и параметры проекта бюджета 2008-2010 годов в основном соответствуют задачам, поставленным Президентом России в Бюджетном послании. Бюджет 2011 года сохраняет позитивные черты социальной части федерального бюджета 2010 года.
Совокупные расходы на социальные отрасли и социальную политику составят в 2011 году 940 млрд. рублей, что будет соответствовать 2,7% ВВП, или 14,4% от всех расходов федерального бюджета. Эта величина за трехлетний период возрастет на 44% (по отношению к 2009 году) при расчетах в текущих ценах, или на 18% в реальном выражении (с учетом инфляции). В то же время, представленные расходы по годам практически сохранят свою долю в ВВП – 2,7% и в расходах федерального бюджета – 14,2-14,6%.
Подавляющая часть социальных расходов будет обеспечена с помощью территориальных бюджетов: 76% на образование и здравоохранение, более 90% на ЖКХ и более 70% на социальную политику. Учитывая эти доли расходов, величина затрат на социальную сферу в консолидированном бюджете будет находиться на уровне 11,2-11,7% ВВП. Если прибавить к ним межбюджетные трансферты на социальные цели и трансферты государственным внебюджетным фондам, то совокупная величина госрасходов на социальные цели в консолидированном бюджете составит величину равную 17-18% ВВП. Таким образом, основные тенденции преобразований в России свидетельствуют о повышении роли государства в социальной сфере, что бесспорно будет способствовать улучшению текущей ситуации.
В
данной контрольной работе мы
ознакомились с основными
Социальная политика направлена на решение следующих задач:
1 ) стабилизация жизненного
уровня населения и
2) сдерживание роста
безработицы и материальная
3) поддержание стабильного
уровня реальных доходов
4) развитие отраслей
социальной сферы (образование,
Важной задачей социальной политики является адресная (т.е. предназначенная для конкретных групп населения) социальная поддержка со стороны государства, в первую очередь, слабо защищенных слоев населения. Решение этой задачи имеет целью поддержание оптимальных соотношений между доходами активной (занятой) части населения и нетрудоспособных граждан через механизм налогов и социальных трансфертов. Социальная политика в переходный период отличается не столько набором своих направлений, функций и целей сколько их соотношением, устанавливаемыми приоритетами. В условиях переходной экономики действует объективное противоречие между целями и средствами. С одной стороны, обострение социальных проблем требует увеличения расходов госбюджета на расширение социальных программ, с другой - решение этой задачи наталкивается на крайне скудные и все более сокращающиеся материальные возможности государства и общества (сокращение ВВП, снижающаяся собираемость налогов и др.).
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
Селезнев Л.И. Политические системы современности: сравнительный анализ. СПб.: Изд-во Петрополис, 1995. С. 25-26.