Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2014 в 03:05, курсовая работа
Государственная социальная помощь - предоставление малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам, а также иным категориям граждан, социальных пособий, субсидий, социальных услуг и жизненно необходимых товаров
Введение
1. Теоретические основы социальной защиты населения 5
1.1. Сущность и принципы социальной защиты 5
1.2. Принципы государственной социальной политики 8
1.3. Формы социальной поддержки и защиты населения 10
2. Особенности организации и функционирования социальной защиты в Российской Федерации 15
2.1. Субъективная сторона социально незащищенных групп 15
2.2. Органы социальной защиты в Российской Федерации 18
2.3. Система социального обеспечения и социального страхования в Российской Федерации 20
2.4. Достоинства и недостатки адресной социальной политики 23
Заключение
Список использованных источников
- постепенный
уход государства из
- осознание
практиками социальной работы
связи взаимопомощи и
- постоянный
рост затрат на социальную
терапию и реабилитацию при
прежнем уровне состояния
- фактическое
неравенство пожилых в
Важнейшей составной частью социальной
защиты населения является институт
органов социальной работы. Цель их
деятельности – проведение политики
государства, направленной на установление
устойчивых и упорядоченных связей
между различными уровнями организационной
системы, призванной формировать социальные
отношения в обществе, обеспечивать
граждан потенциальными жизненными
благами для удовлетворения их потребностей,
развивать экономическую
Объектами управления в системе
социальной защиты населения являются
учреждения и организации, трудовые
и учебные коллективы этой системы,
а также отношения между
Основные уровни органов социальной работы:
– федеральный уровень (республика);
– регион;
– трудовой коллектив;
– негосударственные (благотворительные) общественные организации.
Важную роль в системе социальной защиты населения играют профессиональные союзы, администрация и различные формы самоуправления в трудовых коллективах.
Основные функции органов
Функции трудового коллектива:
а) производственно-экономическая;
б) политическая;
в) управленческая;
г) социальная;
д) воспитательная ;
Формами социальной защиты являются «отражение в коллективных договорах дополнительных мер социальной защиты, поддержки (выплаты, льготы, натуральная помощь и т. п.) работников и членов их семей, а также пенсионеров за счет соответствующих фондов предприятий» .
Социальными функциями трудового коллектива являются:
Определенные функции
а) социально-медицинская помощь одиноким, престарелым, немощным;
б) социальная реабилитация инвалидов;
в) правовая помощь социально нуждающимся категориям населения и т.д.9
В современных
условиях социальная защита становится
важнейшей функцией общества, всех
его государственных органов
и социальных институтов. Появляются
и формы социальной защиты и частного
характера – пенсионного
Ведущими формами социальной защиты населения в настоящее время являются пенсионное обеспечение, обеспечение социальными пособиями, льготами особо нуждающихся категорий населения, государственное социальное страхование, социальное обслуживание. Рассмотрим их подробнее.
Пенсионное
обеспечение – это
Пенсии выплачиваются при достижении определенного возраста, наступлении инвалидности, смерти кормильца, длительном выполнении определенной профессиональной деятельности – выслуге лет.
Основными видами пенсий являются трудовые и социальные. К трудовым относится пенсия по старости, пенсия по инвалидности, пенсия по случаю потери кормильца, пенсия за выслуг лет. Если граждане по каким – либо причинам не имеют право на рудовую пенсию, им устанавливается социальная пенсия.
Право на пенсию на общих основаниях имеют женщины по достижении 55 лет при общем трудовом стаже не менее 20 лет и мужчины по достижении 60 лет при трудовом стаже не менее 25 лет.
Отдельным категориям граждан трудовая пенсия по старости устанавливается при сниженном трудовом стаже (льготные пенсии в связи с особыми условиями труда, работой на Крайнем Севере, при неполном трудовом стаже и др.).
Финансирование
выплаты пенсий осуществляет пенсионный
фонд Российской Федерации за счет
страховых взносов
Другой формой социальной защиты населения является обеспечение социальными пособиями, льготами особо нуждающихся категорий граждан.
В современных условиях число социальных выплат и льгот составляет свыше 1000, они установлены более чем для 200 категорий граждан, численность лиц, претендующих на их получение, достигает почти 10 миллионов человек. С помощью социальных пособий и льгот обеспечивается реализация социальных гарантий граждан, полнее учитываются индивидуальные ситуации и наличие таких обстоятельств, как бедность, сиротство, незащищенное материнство, безработица, продолжительная болезнь и др.
Обязательное
государственное социальное страхование
– это средство возмещения социального
риска и средство социального
перераспределения с учетом принципа
социальной справедливости. Это один
из видов государственного материального
обеспечения населения при
Государственное
социальное страхование осуществляется
за счет специальных фондов, образуемых
за счет специальных взносов
Обеспечение по государственному социальному страхованию подразделяется на денежные выплаты, материальные блага и услуги. В современных условиях стали очевидными необходимость реформирования всей системы государственного социального страхования, более полное использование апробированных в различных странах мира принципов: гарантированность помощи застрахованному и обязательный характер условий и норм; платность; солидарность; автоматизация финансирования на основе аккумуляции страховых взносов; строго целевой характер средств и их возвратность; определение страхового пространства в сочетании с разграничением различных видов страхования и др. Совершенствование социального страховании предусматривает:
- освобождение
государственных социальных
- введение
дифференцированных размеров
- усиление
личного участия граждан в
финансировании и управлении
системой социального
- развитие добровольных форм социального страхования за счет средств граждан и доходов предприятий.
Это позволит превратить социальное страхование в важнейшую надежную составную часть системы социальной защиты населения.
Социальное
обслуживание представляет собой широкий
спектр социально – экономических,
медико-социальных, психолого-педагогических,
социально – правовых, социально
– бытовых и иных социальных услуг
и материальной помощи, проведение
адаптации и реабилитации граждан,
оказавшихся в сложной
Адресная социальная помощь предоставляется нуждающимся при соблюдении двух основных условий. Во – первых, среднедушевой совокупный доход членов малообеспеченной семьи должен быть ниже прожиточного минимума, установленного субъектом Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом «О прожиточном минимуме в Российской Федерации». Во – вторых, помощь назначается только при наличии трудной жизненной ситуации, которую невозможно преодолеть самостоятельно (инвалидность, сиротство, потеря кормильца).
В 2002 году в 14 российских городах начался эксперимент по введению персонифицированных социальных счетов граждан на оплату жилья и коммунальных услуг. По предварительным оценкам Минтруда, Минэкономразвития и Госстроя Российской Федерации, новшество дало хорошие результаты.
Суть
новшества состоит в том, что
радикально меняется схема финансирования
адресных субсидий малообеспеченным семьям
на оплату жилья и коммунальных услуг.
Если раньше бюджетные дотации на
эти цели направлялись на счета жилищно-коммунальных
организаций , то теперь они передаются
непосредственно в распоряжение
граждан – получателей субсидии
и зачисляются на их личные банковские
счета С этого момента в
квитанции на оплату услуг ЖКХ
указывается их полная стоимость, без
учета субсидии. Получатель вносит
платежи в соответствии с указанной
суммой, снимая средства с персонифицированного
счета и добавляя их к собственным.
С материальной точки зрения для
него ничего не изменилось, но финансовые
потоки, идущие в жилищно-коммунальное
хозяйство, становятся гораздо прозрачнее,
исключается нецелевое
Постановление правительства Российской Федерации «О перечне видов доходов, учитываемых при расчете среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для оказания им государственной социальной помощи» было принято 20 августа 2003 года, и сегодня мы можем говорить о практике его применения и о тех вопросах, которые в связи с этим возникли.
Согласно
перечню при расчете
В доходах от собственности предусмотрен учет доходов от реализации и сдачи в аренду недвижимого имущества, от реализации плодов и продукции личного подсобного хозяйства.
На
получателей социальной помощи
возлагаются ответственные
Помимо
тех видов адресной помощи, которые
предусмотрены федеральным