Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2013 в 16:48, реферат
Подчёркивание прав и свобод человека как высшей ценности, признаваемой, соблюдаемой, защищаемой государством, не означает и не допускает какого-то принижения государства. Наоборот, эта обязанность правового государства может значительно повысить его авторитет и значение в жизни общества, в организации экономической и культурной жизни общества. Разумеется, если эти необходимые общественные функции государства будут полно и последовательно исполняться. Права человека – это определённые нормативно структурированные свойства и особенности бытия личности, которые выражают её свободу и являются неотъемлемыми и необходимыми способами и условиями её жизни, её взаимоотношений с обществом, государством, другими индивидами.
ВВЕДЕНИЕ 3
1 Права человека и гражданина 5
2 Виды прав человека и гражданина. 7
3 Характеристика социальных прав человека и гражданина 8
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 15
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 16
Отпуска по уходу за ребенком (частично оплачиваемый отпуск до достижения ребенком полутора лет и дополнительный отпуск без сохранения заработной платы до достижения ребенком трехлетнего возраста) предоставляются женщине по ее заявлению с выплатой социальных пособий и компенсаций (см. ст.39). По усмотрению семьи такие отпуска могут быть использованы (полностью или частично) не только матерью, но и другими членами семьи.
Законодательство обеспечивает особую охрану трудовых прав женщин и создание им благоприятных условий труда, отвечающих их физиологическим особенностям. Это включает:
• повышение гарантии в связи с материнством при приеме на работу и увольнении. Так, запрещено отказывать женщинам в приеме на работу и снижать им заработную плату по мотивам, связанным с беременностью и наличием детей. Беременным женщинам, имеющим ребенка до 3 лет, а одиноким матерям - ребенка до 14 лет (ребенка инвалида - до 16 лет), причины отказа должны быть сообщены в письменной форме. Отказ может быть обжалован с суд. Не допускается также увольнение указанных категорий женщин по инициативе администрации за исключением случаев полной ликвидации предприятия и при условии обязательного их трудоустройства;
• специальные правила по охране труда и здоровья женщин: запрещение их труда (выделяя особо женщин детородного возраста) на тяжелых работах и работах с вредными или опасными условиями труда; установление предельно допустимых нагрузок при подъеме и перемещении тяжестей вручную.
Законом предусмотрены меры, обеспечивающие сочетание труда с материнством:
• использование труда женщин, имеющих детей, на работе с неполным рабочим днем или неполной рабочей неделей; по желанию женщин, имеющих детей до 14 лет (детей- инвалидов - до 16 лет), администрация обязана установить им такой режим работы по скользящему (гибкому графику), на дому;
• предоставление одному из родителей (лицам, их заменяющим) 4 дополнительных оплачиваемых выходных дней в месяц для ухода за детьми-инвалидами, а также ежегодно двухнедельного отпуска без сохранения заработной платы женщинам, имеющим двух и более детей до 12-летнего возраста.
Забота о детях, их воспитание объявлены Конституцией "равным правом и обязанностью родителей"[3]. Следовательно, родители не в праве перекладывать на государство функцию заботы о детях и их воспитании, эта функция является их обязанностью. Родительские права не могут осуществляться в противоречии с интересами детей. Родители, злоупотребляющие своими правами или не выполняющие своих родительских обязанностей, не могут рассчитывать на защиту их прав, но могут быть по суду в них ограничены или полностью их лишены.
Наконец, Конституция закрепляет обязанность трудоспособных детей, достигших 18 лет, заботиться о нетрудоспособных родителях.
В любом обществе живут
люди, которые от рождения, в силу
болезни или старости не в состоянии
обеспечивать себя средствами к существованию.
Недостаточно предприимчивые люди, одинокие
женщины, инвалиды, многодетные граждане
часто оказываются
Согласно ст.39 Конституции
Российской Федерации, каждому гарантируется
социальное обеспечение по возрасту,
в случае болезни, инвалидности, потери
кормильца, для воспитания детей
и в иных случаях, установленных
законом. Каждый из этих случаев (социальных
рисков) характеризуется утратой
заработка или его
В ст.39 говориться лишь о
денежной форме социального обеспечения
- о государственных пенсиях и
социальных пособиях. Однако в необходимых
случаях денежные выплаты могут
заменяться либо дополняться натуральными
формами социального
Часть 3 ст.40 отражает новую
роль государства и органов местного
самоуправления на рынке жилья, которая
сведена к содействию, поощрению
жилищного строительства, любых
форм собственности, юридическому регулированию
отношений, связанных с удовлетворением
жилищных потребностей общества, определению
состава жилищного фонда
Каждый самостоятельно вкладывает средства в покупку и строительство жилья, как в городе, так и в деревне, не рассчитывая решить возникшую у него жилищную проблему за счет государственного, муниципального и общественного жилищного фондов, а полагаясь на систему компенсаций (субсидий), кредиты для приобретения жилья.
Так будет решаться жилищная
проблема для большинства. Меньшинство,
т.е. малоимущие и другие лица, названные
в законах, будут обеспечиваться
исходя из принципов прежней системы:
сохраниться режим
Конституция расширила состав жилищного фонда социального использования. Если по закону об основах федеральной жилищной политики (ст.12) он состоял из государственного, муниципального и общественного жилищных фондов, то по ст.40 Конституции его перечень уже не является закрытым, исчерпывающим.
Никто не может быть произвольно
лишен жилища ни органами власти; ни
судебно-прокурорскими
Основания и порядок выселения граждан из занимаемого ими жилого помещения установлены законом. Законные владельцы жилого помещения вправе истребовать занимаемое ими жилое помещение из чужого незаконного владения, требовать устранения всяких нарушений их права на жилище, даже если эти нарушения и не связаны с лишением права собственности, владения и пользования. Постоянные пользователи могут защищать свои жилищные права также против собственника жилого помещения.
Нарушение права на жилище может быть обжаловано в суд (по ст.46)
Право граждан на охрану
здоровья обеспечивается охраной окружающей
природной среды, созданием благоприятных
условий труда, быта, отдыха, воспитания
и обучения граждан, производством
и реализацией
Государство обеспечивает гражданам охрану здоровья независимо от пола, расы, национальности, языка, социального происхождения, должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.
Государство гарантирует
гражданам защиту от любых форм дискриминации,
обусловленной наличием у них
каких-либо заболеваний. Лица, виновные
в нарушении этого положения,
несут ответственность в
Гражданам России, находящимся за ее пределами, гарантируется право на охрану здоровья в соответствии с международными договорами Российской Федерации.
Право на медицинскую помощь - это субъективное право человека на лечение в поликлиниках, больницах и специальных медицинских учреждениях. Медицинская помощь включает профилактическую, реабилитационную, протезно-ортопедическую и зубопротезную помощь, а также меры социального характера по уходу за больными, нетрудоспособными и инвалидами, включая выплату пособий по временной нетрудоспособности[4].
Права отдельных групп
населения гарантируются
При обращении за медицинской помощью и ее получении в соответствии со ст.30 Основ законодательства Российской Федерации граждане имеют право на:
• уважительное и гуманное отношение со стороны медицинского и обслуживающего персонала;
• выбор врача,
в том числе семейного и
лечащего врача, с учетом его согласия,
а также выбор лечебно-
• обследование,
лечение и содержание в условиях,
соответствующих санитарно-
• проведение консилиума и консультаций других специалистов;
• облегчение боли, связанной с заболеванием и (или) медицинским вмешательством, доступными способами и средствами;
• сохранение в тайне информации о факте обращения за медицинской помощью, о состоянии здоровья, диагнозе и иных сведений, полученных при обследовании и лечении, в соответствии со ст.61 Основ законодательства Российской Федерации;
• информированное добровольное согласие на медицинское вмешательство в соответствии со ст.32 Основ законодательства Российской Федерации;
• отказ от медицинского вмешательства в соответствии со ст.33 Основ законодательства Российской Федерации;
• получение информации о своих правах и обязанностях и состоянии своего здоровья в соответствии со ст.31 Основ, а также выбор лиц, которым в интересах пациента может быть передана информация о состоянии его здоровья в соответствии со ст.30 Основ;
• получение медицинских и иных услуг в рамках программ добровольного медицинского страхования в соответствии со ст.30 Основ;
• возмещение ущерба в соответствии со ст.68 Основ в случае причинения вреда здоровью при оказании медицинской помощи.
В случае нарушения прав пациента он может обращаться с жалобой непосредственно к руководителю или иному должностному лицу лечебно-профилактического учреждения, в котором ему оказывается медицинская помощь, в соответствующие профессиональные медицинские ассоциации и лицензионные комиссии либо в суд.
В ч.1 ст.43 Конституции РФ признается право каждого человека на образование в соответствии с Всеобщей декларацией прав человека (ст.13). Под образованием понимается целенаправленный процесс обучения и воспитания в интересах личности, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения обучающимися определенных государством образовательных уровней. Под получением гражданином образования понимается достижение им определенного образовательного уровня, что удостоверяется соответствующим документом.
В ч.2 ст.43 Конституции РФ
гарантируется общедоступность
и бесплатность дошкольного, основного
общего и среднего профессионального
образования в государственных
или муниципальных
Общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования обеспечивается государством путем создания системы образования и соответствующих социально-экономических условий для получения образования.
Под системой образования понимается совокупность:
• сети реализующих и образовательных учреждений различных организационно-правовых форм, типов и видов;
• системы преемственных образовательных программ и государственных образовательных стандартов различного уровня и направленности;
• системы органов управления образованием и подведомственных им учреждений и предприятий.