Социальные проекты в области проблем молодых мигрантов в Санкт-Петербурге
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2014 в 20:29, курсовая работа
Описание работы
Актуальность темы – заключается в важности изучения миграции, а также возникающих в связи с этим явлениям, проблем. На данный момент трудовые мигранты, молодые мигранты, в целом миграция рассматривается довольно разносторонне и охватывает предметную область различных дисциплин, но в рамках социальной работы это изучение так и остается больше теоретическим знанием.
Объект исследования – социальные проекты, направленные общественные социальные отношения в области занятости в Санкт - Петербурге.
Содержание работы
Введение 3
Глава 1. Проектная деятельность, виды проектов, социальное проектирование 6
1.1. Проект, его виды 6
1.2. Классификация социальных проектов 7
Глава 2 Социальные проекты в области проблем молодых мигрантов в Санкт-Петербурге 11
2.1. Молодые мигранты, как целевая группа социального проектирования 11
2.2. Проекты, направленные на помощь мигрантам в Санкт-Петербурге 20
2.2.1. Трудовые мигранты из Средней Азии: проблемы и риски здоровья (2009-2010) 20
2.2.2. Экономические мигранты из Центральной Азии: исследование трансформации идентичности, норм поведения и типов социальных связей (2007-2008) 20
2.2.3. "Номадический дом": концепция "дома" в ситуации миграции (на примере женщин-гастарбайтеров Санкт- Петербурга) (2005-2006) 21
2.2.4. Программы профилактики ВИЧ среди трудовых мигрантов 22
2.2.4. Программы
профилактики ВИЧ среди трудовых
мигрантов
В 2007 году Открытым Институтом
Здоровья было поддержано новое направление
деятельности— профилактика ВИЧ среди
мигрантов. До начала практической работы
проектов среди данной целевой группы
была проведена экспресс-оценка ситуации
(ЭОС), целью которой было выявить основные
потребности целевой группы, степень распространенности
рискованных поведенческих практик и
определить основные направления и приоритеты
деятельности профилактических проектов,
а также адекватность их внедрения в выбранных
городах17.
ЭОС была проведена в 5 городах
РФ: Улан-Удэ, Казань, Вологда, Томск, Санкт-Петербург.
В каждом из городов было опрошено по 100
рабочих мигрантов, 50 человек из которых
— преобладающая в регионе этническая
группа мигрантов, 20 человек — вторая
по численности национальная группа мигрантов
и по 15 человек — третья и четвертая группы
мигрантов. Анкета, по которой проводилось
интервью, состояла из 36 вопросов, касающихся
социально-демографических характеристик,
сфер занятости мигрантов в России, состояния
здоровья, знаний о ВИЧ/СПИДе и т.п.
Результаты экспресс-оценки
ситуации выявили низкий уровень знаний
целевой группы о ВИЧ-инфекции. Так, более
трети респондентов полагали, что ВИЧ
можно заразиться воздушно-капельным
путем, почти половина — через укус комара.
Значительное число сексуально активных
респондентов ни разу не использовали
презервативов при половых актах за последние
30 дней до проведения интервью. Результаты
проведенной ЭОС позволили определить
основные акценты, на которых следует
сфокусировать деятельность профилактических
проектов, а именно — повышение уровня
знаний целевой группы о ВИЧ/СПИДе и пропаганда
использования презерватива как надежного
средства профилактики ВИЧ и ИППП.
Также для разработки дальнейшей
стратегии и возможных направлений деятельности
по работе с мигрантами Открытым Институтом
Здоровья был проведен обзор миграционной
политики и миграционной ситуации в РФ
в контексте мер по борьбе с ВИЧ/СПИДом.
На основании обзора сделаны выводы о
ключевых элементах программ, необходимых
для ограничения распространения инфекционных
заболеваний, связанного с миграцией.
На основании всех обозначенных
проектов можно сказать, что в разное время,
начиная с 2004 года, в Санкт-Петербурге
проводились различные мероприятия, направленные
на трудовых мигрантов. В целом, каждый
из проектов решает какую-либо проблему
мигрантов (здоровье, трудоустройство,
проблемы адаптации и т.д.) И, несомненно,
это основной плюс и главная задача социального
проектирования.
Глава 3. Практическая
часть
Название проекта: создание специализированного
профориентационного образовательного
учреждения для молодых трудовых мигрантов
в Санкт-Петербурге.
Санкт-Петербург, 2011 г. внегласно
объявил наступивший год, годом мигрантов.
Сроки: март 2011г.- июнь 2011.
Цель: предоставить возможность
бесплатно каждому желающему мигранту
(до 35 лет) пройти процедуру профориентации
(бесплатно) для облегчения выбора будущей
профессии и возможности заниматься квалифицированным
высокооплачиваемым трудом.
Подцели: профориентировать каждого
учащегося в выборе профессии и дать ребятам
необходимые навыки для будущей работы
(речь идет не о высшем образовании, а о
таких профессиях как механик, столяр,
электрик; для девочек швея, мед.сестра,
кассир, сиделка)
Деятельность центра будет
осуществляться поэтапно, курс профориентационных
и образовательных процедур длится 2,5
месяца, в группе по 8 человек.
Целевая группа: молодые трудовые мигранты,
(мужчины и женщины, их возраст – не старше
35 лет)
Задачи:
1.Выявить навыки и предпочтения
будущей профессии каждого учащегося.
2. Вселить уверенность каждого
из молодых людей уверенность в своих
силах.
3.Профориентировать на узкую
специальность
4.Дать возможность сделать
выбор профессии самостоятельно.
5. Предоставить молодым людям
места прохождения практики и место трудоустройства
6. По окончании курса профориентации
будет выдан документ об окончании заведения.
Методология:
Мониторинг молодых мигрантов,
нуждающихся в профориентации, сбор и
анализ статистической информации, организация
опроса среди данной категории людей о
необходимости проекта с помощью интервьюирования,
поиск необходимого персонала, наладить
контакт с органами МСУ.
Методы:
1.С помощью тестирований проводить
профориентацию.
2. Выявлять предпочтения и уже
имеющиеся навыки при помощи открытой
беседы.
3. Практические выездные занятия.
4. Проведение лекций и семинаров
в интересной форме на доступном языке.
5. Обучение с помощью компьютерных
тестирований.
6.Открытые уроки.
Мероприятия: (этапы
реализации проекта и сроки.)
1. Аренда здания (подготовка
его к приему учащихся), либо, можно попросить
районный ЦЗН о предоставлении базы для
данных мероприятий.
01.03. 2011
2. Проинформировать ФМС о возможности
молодым мигрантам бесплатно пройти курс
профориентации.
03.03.2011 – 04.03.2011
3. Поиск необходимых специалистов
в районном ЦЗН., психологов и т.д.
05.03.2011- 10.03.2011
4. Снабдить ФМС необходимыми
буклетами и брошюрами с важной контактной
информацией.
11.03.2011
5. Наладить контакт с теми учреждениями,
которые могли бы дать возможность проводить
практические выездные занятия. Проработать
и подготовить базу учреждений, куда бы
в будущем молодые люди смогли бы пойти
работать.
11.03.2011 – 15.03.2011
6. Сбор групп, запись в группы,
определение расписания занятий.
15.03.2011
7. Провести первое пробное занятие,
познакомить учащихся друг с другом.
16. 03.2011
8. Непосредственная работа
с молодыми людьми, профориентация.
17.03.2011 – 15.05.2011
9. Оценка и подведение промежуточных
итогов.
15.05.2011 – 30.05.2011
Дерево проблемы
Обоснование проблемы.
В современном обществе существует
такое явление как миграция. Зачастую,
мы даже не замечаем, как много приезжих
людей живет рядом с нами. И, несомненно,
насущные проблемы мигрантов нас не интересуют.
А их не мало, и они требуют особого отношения
и внимания со стороны принимающего государства.
В «состав» или список этих «незадач»
входят поиск жилье, воспитание детей
(поиск для них учебного заведения), и конечно
же, трудоустройство и профориентация.
На последней проблеме хотелось бы остановиться
подробнее.
Любая приезжая семья (из заграницы)
стремиться в первую очередь наладить
социальные контакты и связи, для того,
что бы с помощью них искать пути решения
проблем. И также для любой семьи мигрантов
очень важно обеспечить работой себя,
а в дальнейшем и своих детей. Очень часто
мы наблюдаем такую печальную картину,
как то, что почти весь неквалифицированный
труд держится в руках мигрантов. Среди
них очень много тех, кто способен на большее,
на труд, который достоин большей з/п и
большего уважения. Да, здесь палка о двух
концах - не всегда иностранец, недавно
приехавший в чужую страну и не знающий
языка, осмелится пойти на какую-либо другую
работу. Языковой барьер, страх нетолерантного
отношения, да и в принципе отсутствие
государственного органа который бы занимался
проблемами мигрантов (помимо ФМС) – все
это вертится в головах мигрантов и толкает
их зачастую на отчаянные поступки.
По подсчетам ФМС мигрантов
в СПб 14,5 тыс. чел., и это только те, кто
официально зарегистрирован в органах
миграционной службы.
Поиск работы для молодого мигранта
– это на сегодняшний день не проблема,
в большинстве организация требуется
на работу неквалифицированные рабочие,
зачастую даже без документов и санитарной
книги. Но загвоздка состоит в том, что
этот неблагодарный труд ничем не поощряется,
а желание поучиться и пойти на хорошую
работу пропадает из-за отсутствия в СПб
такого учреждения, в котором бы молодежь,
да может и взрослые, могли бы обучаться
каким-то средне профессиональным специальностям,
получать навыки работы на компьютере,
различных заводских станках, швейных
машинах и в дальнейшем получить гарантию
того, что они будут трудоустроены.
В настоящее время в Санкт-Петербурге
принята программа по ассимиляции мигрантов,
которая включает в себя обучение языку
приезжих, а «питерскую» молодежь - терпимости.
Очень здорово, что государство работает
в этом направлении.
Наша организация «» предлагает
создать один из таких профориентационных
центров, где будут выполняться ряд мероприятий
и задач. Это поможет решить главную проблему
безграмотности приезжих и облегчить
выбор будущей профессии и возможности
заниматься квалифицированным высокооплачиваемым
трудом.
Оценка рисков проекта
и возможные пути их решения.
Риск
Возможный
путь решения
Молодые мигранты не захотят участвовать
в программе.
Объяснять, привлекать волонтеров с опытом
уличной работы к проведению акций
У молодых людей может возникнуть языковой
барьер.
Во избежание этого, к работе будут привлекаться
опытные сотрудники, со знанием одного
их азиатских языков.
Молодые мигранты могут и вовсе не узнать
о проходящей акции.
Проводить качественную рекламную деятельность,
сотрудничать с ФМС, прилагать усилия
к тому, чтобы информация была доступно
донесена.
Молодые мигранты не захотят тратить на
это свое время.
Все занятия будут проходить ближе к вечеру
и много времени отнимать не будут.
Бюджет проекта.
№
Статьи расходов
(примерные)
Необходимые средства
Фонд
Другие источники
Всего
1.
Аренда нежилого
Помещения в СПб
450х70дней=
31500 руб.
-
31500руб.
2.
Печать брошюр, буклетов
3000 руб.
-
5000 руб.
4.
Оплата труда специалистов.(2 спец-ста
в сфере занятости, переводчик, психолог,
соц.работник, администратор)
50000руб.
На 3 месяца
-
45000
-
95000 руб
-
5
Обеспечение учащихся необходимыми канцелярскими
принадлежностями
5000 руб.
1200 руб.
6200руб.
6.
Аренда компьютерного класса
7200 руб.
7200 руб.
7
Другие расходы
(поощрение волонтеров)
9000 руб.
9000руб
Итого:
153 900 руб.
Заключение
Социальное проектирование,
как один из основных механизмов социальной
работы с мигрантами находит в науке все
большее развитие и популярность. Так,
в данном исследовании были описаны не
только заслуги теоретиков в области социального
проектирования, но и определенный практический
опыт и положительный результат, достигнутый,
в целом, за небольшой срок.
В рамках проводимого исследования
была выявлена тенденция на улучшения
социальной работы с молодыми мигрантами,
а также, с помощью социального проектирования
– усовершенствование сферы занятости
и трудоустройства населения в Российской
Федерации.
Выдвинутая гипотеза исследования
подтверждается всеми пунктами работы,
положительные тенденции просматривается
как в прошлом опыте, так и в современных
практиках.
Разработка социального проекта
по усовершенствованию сфера занятости
населения (мигрантов) в настоящее время,
при его реализации, принесет полезный
практический опыт, а также, пусть и не
на длительное время, но минимизирует
негативные последствия одной из важных
проблем молодых мигрантов – устройство
на высокооплачиваемую достойную работу.
Общие выводы.
- В первой главе проанализировано
многообразие видов социальных
проектов, множество его форм, видов
и типов. В подробной классификации
проектов расписаны возможные
виды проектов по различным
типологиям, описаны их черты
и основные характеристики;
- следует сделать вывод, что
социальная работа с такой категорией
граждан как молодые мигранты, находится
на пути своего теоретического и практического
становления. Но с другой стороны, видны
результаты прошлых практик и лет в этой
области, разрабатываются новые технологии
и подходы в социальной работе с мигрантами,
велика роль социального проектирования
и прогнозирования в минимизации последствий
растущей миграции;
- На основании всех обозначенных
проектов можно сказать, что в разное время,
начиная с 2004 года, в Санкт-Петербурге
проводились различные мероприятия, направленные
на трудовых мигрантов. В целом, каждый
из проектов решает какую-либо проблему
мигрантов (здоровье, трудоустройство,
проблемы адаптации и т.д.) И, несомненно,
это основной плюс и главная задача социального
проектирования.
Список литературы
Аверин А.Н. Социальная политика
и подготовка управленческих кадров: Учебное
пособие. – М.: «Дашков и К», 2004.
Акмалова А.А., Капицын В.М. Социальная
работа с мигрантами и беженцами: Учеб.
пособие / Отв. Ред. П.Д. Павленок. – М.: ИНФРА-М,
2010.
Курбатов, В. И. Социальное проектирование:
учеб. пособие. / О. В. Курбатова. – Ростов-н/
Д : Феникс, 2001.
Кутьин А.Д. Миграция в России:
проблемы, прогнозы и перспективные направления
государственной политики // Миграционное
право. 2006, № 3.
Луков В. А. Социальное проектирование
[Текст] :учебное пособие для студентов
высших учебных заведений, обучающихся
по специальности 350500 - Социальная работа.
Москва: Московский гуманитарный ун-т:Флинта,2010.
Проектный менеджмент. Издание
Совета Европы – Ти-Кит № 3
Рыбаковский Л.Л. (2008) Миграция
населения (вопросы теории). М., 2003.
Социальная работа с молодежью:
учебное пособие: для студентов высших
учебных заведений, обучающихся по направлению
и специальности "Социальная работа"
/ [Н. Ф. Басов и др.] / под ред. Н. Ф. Басова.
М.: Дашков и К , 2010.
Социальная работа с молодежью,
уч. пособие - 3 - е издание, под ред. д.п.н.
профессора Н.Ф. Басова. Москва .: Издательско
- торговая корпорация "Дашков и К'"
2010.
Технологии социальной работы:
Учебник под общ. Ред. Проф. Е.И. Холостовой.
– М.: ИНФРА-М, 2002.
Холостова Е.И. Социальная работа:
Учебное пособие . – 5-е изд. – М.: «Дашков
и К», 2007.