Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2013 в 17:42, курсовая работа
Цель данной работы – исследовать особенности договора розничной купли-продажи.
Задачи:
- рассмотреть общие положение о договоре розничной купли-продажи;
- проанализировать правовое регулирование договора розничной купли-продажи;
- исследовать особенности содержания прав и обязанностей продавца и покупателя.
Введение …………………………………………………………………………. 3
Глава 1 Правовое регулирование договора розничной купли-продажи …….. 4
1.1. Понятие и квалифицирующие признаки договора розничной купли-продажи ………………………………………………………………………….. 4
1.2. Особенности правового регулирования договора розничной купли-продажи ………………………………………………………………………….. 6
Глава 2 Содержание договора розничной купли-продажи …………………..13
2.1. Права и обязанности продавца …………………………………………….13
2.2. Права и обязанности покупателя ………………………………………… 22
Заключение ……………………………………………………………………... 29
Библиография ……………………………………………………
Поскольку граждане осуществили свое право на возмещение расходов путем обращения к продавцу по договору розничной купли-продажи, у последнего в результате удовлетворения этих требований возникло право обратного требования (регресса) в размере выплаченного возмещения как к поставщику по договору, так и к изготовителю товара, установившему гарантийный срок. Поэтому предъявление регрессного иска непосредственно к изготовителю товара является правомерным.
Однако, исходя из п. 3 ст. 492 ГК РФ законы о защите прав потребителей и принятые в соответствии с ними правовые акты применяются только к отношениям по договорам розничной купли-продажи с участием покупателя-гражданина.
Следовательно, права потребителей, предусмотренные Законом Российской Федерации «О защите прав потребителей», не могут переходить к продавцу по договору розничной купли-продажи.
Названным Законом не предусмотрено изъятий из правила, установленного ст. 518 Гражданского кодекса Российской Федерации.
При таких обстоятельствах отказ в удовлетворении исковых требований следует признать правомерным»7.
В соответствии с п. 4 ст. 3 Гражданского кодекса Российской Федерации на основании и во исполнение Гражданского кодекса Российской Федерации, иных законов, указов Президента Российской Федерации Правительство Российской Федерации вправе принимать постановления, содержащие нормы гражданского права, в том числе и нормы о защите прав потребителей (п. 1 ст. 1, п. 2 и 4 ст. 5, п. 4 ст. 7, п. 1 и 2 ст. 10, п. 1 ст. 18, ст. 26, 38 Закона «О защите прав потребителей»).
В частности, в соответствии
со ст. 26, 38 Закона «О защите прав потребителей»
Правительство Российской Федерации
вправе утверждать правила отдельных
видов договоров купли-продажи, правила
продажи отдельных видов
В качестве примера можно выделить:
- Постановление Правительства РФ от 16 июня 1997 г. № 720 «Об утверждении перечня товаров длительного пользования, в том числе комплектующих изделий (деталей, узлов, агрегатов), которые по истечении определенного периода могут представлять опасность для жизни, здоровья потребителя, причинять вред его имуществу или окружающей среде и на которые изготовитель обязан устанавливать срок службы, и перечня товаров, которые по истечении срока годности считаются непригодными для использования по назначению» (с изменениями на 2008 г.);
- Постановление Правительства РФ от 13 августа 1997 г. № 1013 «Об утверждении перечня товаров, подлежащих обязательной сертификации и перечень работ и услуг, подлежащих обязательной сертификации»;
- Постановление Госстандарта
РФ от 23 февраля 1998 г. № 5 «О
«Номенклатуре продукции и
- Постановление Правительства
РФ от 23 апреля 1997 г. № 481 «Об
утверждении перечня товаров,
информация о которых должна
содержать противопоказания
- Постановление Правительства РФ от 15 августа 1997 г. № 1037 «О мерах по обеспечению наличия на ввозимых на территорию Российской Федерации непродовольственных товарах информации на русском языке» и др8.
В соответствии с п. 2 ст. 40 Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей» Федеральный антимонопольный орган вправе давать официальные разъяснения по вопросам применения законов и иных правовых актов Российской Федерации, регулирующих отношения в области защиты прав потребителей.
Однако важно отметить, что в отношении таких документов существует общее правило, выраженное в постановлении Правительства Российской Федерации от 13 августа 1997г № 1009 «Об утверждении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации». Согласно этому акту нормативные акты министерств и ведомств Российской Федерации, затрагивающие права, свободы и законные интересы граждан или носящие межведомственный характер, подлежат государственной регистрации в Министерстве юстиции Российской Федерации и официальному опубликованию. Официальное опубликование актов осуществляется не позднее десяти дней после их государственной регистрации. При этом акты, не прошедшие государственную регистрацию, а также зарегистрированные, но не опубликованные в установленном порядке, не влекут за собой правовых последствий.
Наряду с вышеназванными законами и подзаконными актами, в качестве источников правового регулирования необходимо выделить и материалы судебно-арбитражной практики в Российской Федерации. Несмотря на то, что в России судебная практика не является источником права и тем самым не обязательна в правоприменении (как это принято в англосаксонской системе права), тем не менее, в Российской Федерации нижестоящие суды зачастую пользуются обзорами судебной практики для разбирательств дел. Так, можно выделить Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации №7 от 29 сентября 1994 г. «О практике рассмотрения судами дел о защите прав потребителей».
В заключение можно отметить, что Законом «О защите прав потребителей» (ст. 1) не предусмотрено регулирование отношений в области защиты прав потребителей нормативными актами федеральных органов исполнительной власти9.
2.1. Права и обязанности продавца
Анализ определения договора розничной купли-продажи позволяет сделать вывод об основной обязанности продавца – передать покупателю товар. Итак, товар должен быть передан:
- в определенном месте (ст. 499 ГК РФ). По общему правилу, продавец обязан передать покупателю товар непосредственно после его оплаты, но соглашением сторон может быть предусмотрена доставка товара в указанное покупателем место (например, в место жительства). Передача может быть осуществлена путем вручения товара или предоставления его в распоряжение покупателя, (ст. 499 ГК РФ);
- вместе с принадлежностями и документами, относящимися к товару (ст. 456 ГК). К числу документов, которые должны прилагаться к товару, относятся: паспорт, инструкция (описание) на русском языке, гарантийный талон, сертификат качества, товарный чек (содержащий основную информацию: название магазина, дату (и время) покупки, обозначение товара, цену), кассовый чек;
- в определенном количестве
(ст. 465 ГК). Предполагается передача
товара в количестве
- в соответствующей комплектности и в комплекте, если таковой предусмотрен (ст. 478, 479 ГК РФ). Продавец обязуется передать товар покупателю в комплекте и комплектности соответствующей подобному виду товаров и условиям договора купли-продажи. По общему правилу продавец обязан передать покупателю все товары, входящие в комплект, одновременно. Если договором розничной купли-продажи не определена комплектность товара, то продавец обязан передать покупателю товар, комплектность которого определяется обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями10.
- установленного качества
(ст. 469 ГК РФ, ст. 4 Закона «О защите
прав потребителей»). Предлагаемый
покупателю товар должен
При применении указанного правила необходимо также учитывать, что наряду с перечисленными в преамбуле Закона «О защите прав потребителей» документами в соответствии с законодательством Российской Федерации обязательные требования к качеству товаров могут устанавливаться федеральными законами, иными правовыми актами (ст. 469, 721 Гражданского кодекса Российской Федерации), и именно этим требованиям в первую очередь должно соответствовать качество товаров.
- свободным от прав третьих
лиц (ст. 460 ГК РФ). По общему
правилу продавец должен
- в таре и упаковке (ст. 481 ГК). Продаваемый товар должен быть упакован, это осуществляется продавцом или изготовителем. Тара и упаковка, по общему правилу предоставляется покупателю бесплатно, случаи платности тары (упаковки) устанавливаются правилами продажи отдельных видов продовольственных и непродовольственных товаров. Если договором купли-продажи не определены требования к таре и упаковке, то товар должен быть упакован обычным для такого товара способом, а при отсутствии такового способом, обеспечивающим сохранность товаров такого рода при обычных условиях хранения и транспортирования. В соответствии с п. 1 ст. 8 Закона «О защите прав потребителей» потребитель вправе потребовать предоставления необходимой и достоверной информации об изготовителе (исполнителе, продавце), режиме его работы и реализуемых им товарах (работах, услугах). В статье же 495 ГК РФ предоставление покупателю информации о товаре названо обязанностью продавца11.
Важно отметить, что указанная информация в наглядной и доступной форме доводится до сведения потребителя на русском языке. Так, в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.96 г. № 1575 «Об утверждении Правил, обеспечивающих наличие на продуктах питания, ввозимых в Российскую Федерацию, информации на русском языке», после 1 мая т.г. запрещена продажа на территории Российской Федерации импортных продуктов питания без информации о них на русском языке.
В связи с этим торговые предприятия обязаны обеспечить перевод этой информации на те товары, которые были ввезены в Россию до введения в действие указанного Постановления.
При этом необходимый текст может быть помещен непосредственно на упаковке или этикетке товара, либо на листке-вкладыше и прилагаться к товару при передаче его покупателю, либо в виде аннотации выставлен в торговом зале вместе с образцами реализуемых товаров12.
Итак, продавец обязан довести до покупателя
необходимую и достоверную
Первый информационный блок «информация об исполнителе» в соответствии со ст. 9 Закона «О защите прав потребителей» должен включать: фирменное наименование своей организации, место ее нахождения (юридический адрес) и режим ее работы. Кроме того, продавец индивидуальный предприниматель должен предоставить потребителю информацию о государственной регистрации и наименовании зарегистрировавшего его органа. Данная информация должна быть размещена на вывеске.
Более того, если виды деятельности, осуществляемой продавцом, подлежит лицензированию, потребителю должна быть предоставлена информация о номере лицензии, сроке ее действия, а также информация об органе, выдавшем эту лицензию.
Причем названная информация должна быть доведена до покупателя даже при осуществлении торговли во временных помещениях, на ярмарках, с лотков и в других случаях, если торговля осуществляются вне постоянного места нахождения продавца (п. 3 ст. 9 Закона «О защите прав потребителей»).
Второй информационный блок – «информация о товаре» в соответствии со ст. 10 Закона «О защите прав потребителей». Применительно к розничной купли-продажи Она в обязательном порядке должна содержать:
- обозначения стандартов,
обязательным требованиям
- сведения об основных
потребительских свойствах
- цену и условия приобретения товаров;
- гарантийный срок, если он установлен;
- правила и условия
эффективного и безопасного
- срок службы или
срок годности товаров,
Информация о работе Содержание договора розничной купли-продажи