Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2013 в 13:56, реферат
За последние годы в процессе осуществления хозяйственной деятельности отечественные субъекты все чаще сталкиваются с понятиями служебной и коммерческой тайны. Говорить о том, что законодательство Республики Беларусь не предоставляет возможностей для защиты служебной и коммерческой тайны, было бы явной несправедливостью. Вместе с тем нельзя не отметить, что имеющиеся нормы не всегда согласованы между собой, кроме того, остается множество вопросов, до сих пор не нашедших должной правовой регламентации. Как представляется, проблему можно было бы решить, приняв специальный закон о коммерческой и служебной тайне. Его разработке, безусловно, должен предшествовать тщательный анализ действующего законодательства, его сильных и слабых сторон.
Право на отнесение информации к информации, составляющей коммерческую тайну, и на определение перечня и состава такой информации принадлежит обладателю такой информации с учетом положений Закона № 98-ФЗ.
В соответствии со ст. 10 российского Закона о коммерческой тайне меры по охране конфиденциальности информации, принимаемые ее обладателем, должны включать в себя:
- определение перечня информации, составляющей коммерческую тайну;
- ограничение доступа
к информации, составляющей коммерческую
тайну, путем установления
- учет лиц, получивших
доступ к информации, составляющей
коммерческую тайну, и (или)
лиц, которым такая информация
была предоставлена или
- регулирование отношений
по использованию информации, составляющей
коммерческую тайну,
- нанесение на материальные
носители (документы), содержащие информацию,
составляющую коммерческую
...а в Беларуси - подзаконные акты
В нашем государстве охрана
коммерческой тайны получила более
детальное регулирование пока лишь
на уровне подзаконных актов. Речь,
прежде всего, идет о постановлении
Совета Министров Республики Беларусь
от 06.11.1992 № 670, которым было утверждено
Положение о коммерческой тайне
(далее - Положение). Этот нормативный
акт содержит много новелл относительно
коммерческой тайны, порой не соответствующих
нормативным актам более
Так, в п. 1 Положения под
коммерческой тайной понимаются преднамеренно
скрываемые экономические интересы
и информация о различных сторонах
и сферах производственно-хозяйственной,
управленческой, научно-технической, финансовой
деятельности субъекта хозяйствования,
охрана которых обусловлена интересами
конкуренции и возможной
В п. 3 Положения содержатся требования, которым должна соответствовать информация, составляющая коммерческую тайну. Такая информация должна:
- иметь действительную
или потенциальную ценность
- не являться общеизвестной
или общедоступной согласно
- обозначаться соответствующим
образом с осуществлением
- не являться государственным
секретом и не защищаться
Кроме того, Положение содержит перечень информации, которая не может быть отнесена к коммерческой тайне:
- учредительные документы,
а также документы, дающие
- сведения по установленным
формам отчетности о финансово-
- документы о
В российском Законе о коммерческой тайне этот перечень, который считаем целесообразным привести в настоящей статье полностью, выглядит иным образом. Согласно ст. 5 Закона № 98-ФЗ режим коммерческой тайны не может быть установлен лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность, в отношении следующих сведений:
- содержащихся в учредительных
документах юридического лица, документах,
подтверждающих факт внесения
записей о юридических лицах
и об индивидуальных
- содержащихся в документах,
дающих право на осуществление
предпринимательской
- о составе имущества
государственного или
- о загрязнении окружающей
среды, состоянии
- о численности, о составе
работников, о системе оплаты
труда, об условиях труда, в
том числе об охране труда,
о показателях
- о задолженности работодателей по выплате заработной платы и по иным социальным выплатам;
- о нарушениях законодательства Российской Федерации и фактах привлечения к ответственности за совершение этих нарушений;
- об условиях конкурсов или аукционов по приватизации объектов государственной или муниципальной собственности;
- о размерах и структуре
доходов некоммерческих
- о перечне лиц, имеющих
право действовать без
- обязательность раскрытия
которых или недопустимость
Положение в п. 5 указывает также, что содержание и объем информации, составляющей коммерческую тайну, а также порядок ее защиты определяются руководителем субъекта хозяйствования, который доводит их до работников либо лиц, имеющих доступ к таким сведениям.
Кстати, из республиканских органов этим правом воспользовался Белкоопсоюз, который в целях защиты экономических интересов и информации о производственно-хозяйственной, управленческой, научно-технической, финансовой деятельности организаций потребительской кооперации принял постановление от 18.02.2002 № 69 "Об утверждении примерного положения о коммерческой тайне организации потребительской кооперации" 3 .
В соответствии с п. 1 Положения
коммерческую тайну составляет информация
о различных сторонах и сферах
производственно-хозяйственной, управленческой,
научно-технической, финансовой деятельности
организации, не известной третьим
лицам (нераскрытая информация), охрана
которой обусловлена интересами
конкуренции и возможной
- учредительные документы,
а также документы, дающие
- сведения по установленным
формам отчетности о финансово-
- документы о
- сведения о численности и составе работающих, их заработной плате и условиях труда, а также о наличии свободных рабочих мест;
- иные сведения, определяемые руководителем организации.
Нерешенных проблем хватает
В белорусском законодательстве
нет прямого и однозначного ответа
на вопрос об обладателях коммерческой
тайны. Исходя из ее характеристик, а
также из функционального назначения
самого понятия коммерческой тайны,
можно заключить, что таковыми являются
субъекты предпринимательской
Однако в действующем
законодательстве о коммерческой и
служебной тайне немало пробелов,
которые негативно сказываются
на эффективности правового
Нет ясности в порядке
документирования информации, составляющей
коммерческую тайну. Необходимо четко
урегулировать вопрос о том, является
ли коммерческая тайна отдельным
видом объектов гражданских прав,
входящим в группу объектов имущественных
отношений и имеющим
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Конституция Республики Беларусь. Принята на республиканском референдуме 24 ноября 1996г. / Минск «Беларусь» 1997.
Трудовой кодекс Республики Беларусь, принят Палатой Представителей 8 июня 1999 года. Одобрен Советом республики 30 июня 1999 года.
Комментарий к Трудовому кодексу Республики Беларусь. Под ред. Василевича Г.А. Издательство Амалфея. / 2003. – 1120с.
Трудовое право: Учебник / В.И. Семенков; Под общ. ред. Семенкова В.И. / Мн.; Амалфея, 2002 - 672с.
Трудовое право: Учебник/В.И Семенков, Г.А. Василевич Г.Б. Шишко и др.; Под общ. ред. В.И. Семенкова. – 3-е изд.; перераб. и доп. – Мн.: Амалфея, 2006с.
Трудовое право Республики Беларусь: Практическое пособие / Важенкова Т.Н. – Мн.: УП «Молодежное», 2003.
Трудовое право Республики Беларусь, Краткое изложение курса / В.А. Круглов. – Мн.: Дикта 2004. – 75с.
Информация о работе Состояние и эффективность законодательства о служебной и коммерческой тайне