Современное международное и Российское правовое регулирование положения несовершеннолетних

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2013 в 04:38, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы состоит в изучении юридического определения правового статуса несовершеннолетнего гражданина, а также в выработке предложения по совершенствованию законодательства, посвященного гражданско-правовому положению несовершеннолетних .
Для достижения указанной цели необходимо решение следующих задач:
изучить законодательство о правовом положении несовершеннолетних;
проанализировать научные работы ученых-юристов по данной проблематике

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………………….2

Глава 1. Современное международное и Российское правовое регулирование положения несовершеннолетних…………………………………………………………5


1.1 Международное и российское правовое регулирование положения детей…….5

1.2 Общая характеристика правового статуса несовершеннолетних граждан…....15

Глава 2. Гражданско-правовое положение несовершеннолетних граждан РФ

2.1. Проблема правоспособности и дееспособности в гражданской правосубъектности несовершеннолетних…………………………………………….24

2.2. Проблема эмансипации…………………………………………………………..29

Заключение………………………………………………………………………….32
Список литературы………………………………………………………………...34

Файлы: 1 файл

Курсовая АЗАМАТ (1)-переделка.doc

— 177.50 Кб (Скачать файл)

Богатство содержания Конвенции, разнообразие предусмотренных ею прав позволяет лишний раз убедиться в их комплексном характере, требующем применения мер защиты с помощью не только семейного, но и других отраслей права. В то же время Конвенция формулирует свои требования в такой гибкой форме, которая позволяет государству любого уровня развития, учитывая свои особенности и возможности, обеспечивать права любого ребенка. А это важно еще и потому,  что  ее ратифицировали 180 стран, т.е. примерно 90% всех государств (по состоянию на 1999 год).

Правила Организации  Объединенных Наций, касающиеся защиты  несовершеннолетних, лишенных свободы.

Правила Организации  Объединенных Наций,  касающиеся  защиты несовершеннолетних, лишенных свободы были приняты резолюцией 45/113 Генеральной Ассамблеи от 14 декабря 1990 года.

Система правосудия в  отношении несовершеннолетних должна защищать их права и безопасность и содействовать их хорошему физическому  и умственному состоянию. Тюремное заключение должно применяться лишь как крайняя мера.

Несовершеннолетние должны лишаться своей свободы в соответствии с принципами и процедурами, установленными в настоящих Правилах и в Минимальных  стандартных правилах Организации  Объединенных Наций, касающихся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних (Пекинских правилах). Лишение несовершеннолетнего свободы должно применяться в качестве крайней меры воздействия и в течение минимального необходимого периода времени. Оно должно ограничиваться исключительными случаями для выполнения приговора суда после осуждения за наиболее опасные виды правонарушений и с должным учетом сопутствующих условий и обстоятельств. Срок наказания должен определяться судебным органом, не исключая возможности его или ее досрочного освобождения.

Цель Правил состоит  в том, чтобы установить минимальные  стандарты, принятые Организацией Объединенных Наций для защиты несовершеннолетних, лишенных свободы в какой бы то ни было форме, в соответствии с правами  человека и основными свободами и с целью противодействовать неблагоприятным последствиям всех видов заключения и способствовать вовлечению в жизнь общества.

Важнейшим требованием  Правил является требование о беспристрастном  применении правосудия к несовершеннолетним, без какой бы то ни было дискриминации по признаку расы, цвета кожи, пола, возраста, языка, вероисповедания, национальности, политических или иных убеждений, культурных взглядов или практики, имущественного, сословного или семейного положения, этнического или социального происхождения и нетрудоспособности. Необходимо обеспечивать уважение  религиозных  и культурных взглядов, практики и моральных принципов несовершеннолетнего.

Защита индивидуальных прав несовершеннолетних с уделением  особого внимания законности мер  по задержанию должна обеспечиваться компетентной судебной властью, а цели вовлечения в социальную жизнь общества должны обеспечиваться путем регулярных инспекций и других средств контроля, которые осуществляются в соответствии с международными нормами, внутригосударственными законами и постановлениями должным образом созданным органом, уполномоченным посещать несовершеннолетних и не входящим в состав администрации исправительного учреждения.

Правила применяются  в контексте экономических, социальных и культурных условий каждого государства-участника. 
Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам. (Минская Конвенция)

Государства-члены Содружества  Независимых Государств, исходя из стремления обеспечить гражданам и  лицам других государств СНГ, проживающим на их территориях, такой же правовой защиты, как и собственным гражданам по гражданским, семейным и уголовным делам приняли Конвенцию "О правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам"5. (2,с. 72)

Минская конвенция в  отношении правового положения  несовершеннолетних определяет взаимоотношения  стран-членов СНГ в:

правоотношении родителей  и детей;

порядок принятия мер  по опеке и попечительству;

порядок передачи опеки  или попечительства; усыновление и т.д.

Таковы, в самых общих  чертах, положения международного масштаба, так или иначе касающиеся прав ребенка. Все они объединены общей целью, которая заключается в укреплении правового статуса ребенка как  гражданина  и члена семьи, улучшении его положения в обществе и семейном коллективе.

Вместе с тем в  общем массиве документов, имеющих  международное значение и предназначенных  для несовершеннолетних детей, Конвенция "О правах ребенка" занимает особое место. Как международный договор, к которому присоединилась Российская Федерация, она согласно ч. 4 ст. 15 Конституции РФ имеет приоритетное значение.(Х, с. 15)

Кроме того, идеи этой Конвенции  непосредственно касаются общечеловеческих проблем. Не случайно ее называют "Великой хартией вольности для детей", "Мировой Конституцией прав ребенка"6.  Не  менее  важно   ее  значение для охраны прав ребенка в семье, что имеет особое значение для современной России, которой предстоит, во-первых, полностью возродить понимание семьи как непреходящей ценности, во-вторых, в корне изменить сложившееся веками патриархальное представление о подчиненном положении несовершеннолетнего   в  семье.

Гражданско-правовое положение  несовершеннолетних в Российском законодательстве регулируется: международными правовыми  актами, краткая характеристика которых дана выше, а также Конституцией Российской Федерации, Гражданским Кодексом, Семейным Кодексом и рядом Федеральных Законов РФ, носящих комплексный характер, в которых в той или иной степени определяется положение несовершеннолетних.

Основы правового статуса  личности в целом и ребенка  в частности в Российской Федерации  закреплены в главе 2 Конституции России; Законе РФ "О гражданстве Российской Федерации" других законодательных актах Российской Федерации и ее субъектов.

В статье 64 Конституции  России зафиксирован правовой статус личности, основанный на правах и свободах, утвержденных в главе 2 Конституции. ( 4 , с. 23) Личный статус выражает индивидуальное существование человека и гражданина в конкретных правоотношениях,  в  которых он состоит (семейные, трудовые, имущественные и т.д.). Личный статус изменяется в течение человеческой жизни (статус ребенка, трудоспособной личности, инвалида, пенсионера).

Гражданский кодекс Российской Федерации принятый 21 октября 1994 года определяет такие положения в отношении несовершеннолетних, как правоспособность и дееспособность, регламентирует проблемы эмансипации. В отличии от ранее действовавшего ГК, новый ГК выделяет особую группу –несовершеннолетние от 14 до 18 лет.(5, с.61) Это связано с тем, что в условиях рыночной экономики несовершеннолетние вовлечены в имущественные и иные отношения (занимаются предпринимательством, участвуют в производстве и т.д.), поэтому новый ГК значительно расширил рамки их дееспособности. ГК ввел новеллу – эмансипация. (5, с. 62) Введение этого института диктовалось реалиями рыночной экономики7.

Семейный Кодекс Российской Федерации, вступивший в силу с 1 марта 1996 года в ст. 1 устанавливает, что  семья, материнство и детство  находятся по защитой государства. Отличительной особенностью Кодекса является то, что, например по  сравнению  с Кодексом о браке и семье 1969 года, он не содержит норм, носящих чисто декларативный характер, предписания нравственного содержания сведены к минимуму, устранена чрезмерная лаконичность ряда статей, особенно тех, которые посвящены детям. Подтверждением этому является содержание гл.11 Кодекса "Права несовершеннолетних детей". Так, в частности, гл. 11 Кодекса особо выделяет имущественные права ребенка (право собственности на принадлежащее ему имущество, право владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом родителей при совместном проживании). Новшеством является норма о праве ребенка на защиту его законных прав и интересов ст.56 "Право ребенка на защиту" (7, с.20) и, что особенно важно – право на самостоятельное обращение в органы опеки и попечительства, а по достижении возраста 14 лет – в суд.

Федеральный Закон от 24 июля 1998 г. "Об основных гарантиях  прав ребенка в Российской Федерации" устанавливает основные гарантии прав и законных интересов ребенка, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, в целях создания правовых, социально - экономических условий для реализации прав и законных интересов ребенка. (11, с.4)

Государство признает детство  важным этапом жизни человека и исходит из принципов приоритетности подготовки детей к полноценной жизни в обществе, развития у них общественно значимой и творческой активности, воспитания в них высоких нравственных качеств, патриотизма и гражданственности.

Указанный закон впервые определяет важнейшие в рассматриваемой сфере правоотношений понятия. Такие, например, как8:

ребенок - лицо до достижения им возраста 18 лет (совершеннолетия);

дети, находящиеся в  трудной жизненной ситуации;

дети, оставшиеся без  попечения родителей;

дети - инвалиды;

дети, имеющие недостатки в психическом и (или) физическом развитии;

дети - жертвы вооруженных  и межнациональных конфликтов, экологических  и техногенных катастроф, стихийных бедствий;

дети из семей беженцев и вынужденных переселенцев; дети, оказавшиеся в экстремальных условиях;

дети - жертвы насилия;

дети, отбывающие наказание  в виде лишения свободы в воспитательных колониях;

дети, находящиеся в  специальных учебно-воспитательных учреждениях;

дети, проживающие в  малоимущих семьях;

дети с отклонениями в поведении;

дети, жизнедеятельность  которых объективно нарушена  в  результате сложившихся  обстоятельств  и которые не могут преодолеть данные обстоятельства самостоятельно или с помощью семьи.

Помимо вышеперечисленных, ряд норм касающихся гражданско-правового положения несовершеннолетних содержится и во многих других законодательных актах  РФ .

Например, Федеральный  закон от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе  военнослужащих" определяет права  несовершеннолетних членов семьи военнослужащего  на бесплатный проезд к месту  проведения  отпуска и обратно; получение медицинской помощи в военных лечебных учреждениях и т.д., устанавливает льготы при поступлении военные образовательные учреждения.

Федеральный Закона от 21 июля 1997 года N 123-ФЗ "О приватизации государственного имущества и об основах приватизации муниципального имущества в Российской Федерации" определяет право несовершеннолетних граждан на жилые помещения. (14, с. 234).

 

1.2 Общая характеристика правового статуса несовершеннолетних  граждан

 

Нормы права, непосредственно  посвященные правам несовершеннолетних детей, впервые появились в российском законодательстве лишь с принятием Семейного кодекса. До этого времени права детей рассматривались сквозь призму правоотношений родителей и детей. При этом часто несовершеннолетние в силу недееспособности оказывались  не  в положении самостоятельных носителей прав, а в положении пассивных объектов родительской заботы. Включение в Семейный кодекс отдельной главы, посвященной правам несовершеннолетних детей, явилось шагом на пути преодоления такого подхода.

Основы правового статуса  личности в Российской Федерации  закреплены в главе 2 Конституции России; Законе РФ "О гражданстве Российской Федерации" других законодательных актах Российской Федерации и ее субъектов.

В статье 64 Конституции  России зафиксирован правовой статус личности, основанный на правах и свободах, утвержденных в главе 2 Конституции. Личный статус выражает индивидуальное существование человека и гражданина в конкретных правоотношениях, в которых он состоит (семейные, трудовые, имущественные и т.д.). Личный статус изменяется в течение человеческой жизни (статус ребенка, трудоспособной личности, инвалида, пенсионера).

Конституция России провозглашает  равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств, запрещает любые формы ограничения граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности. (4, с. 11)

Представляется уместным определить понятийную базу и правовую основу рассматриваемого явления – гражданско-правовой статус несовершеннолетнего гражданина России.

Толковый словарь русского языка определяет объем понятий  следующим образом:

"несовершеннолетний" - не достигший совершеннолетия;

"совершеннолетие" - возраст, по достижении которого  человек становится дееспособным  гражданином;

"совершеннолетний" - достигший совершеннолетия. (30, с.10)

Определение понятия ребенка дается в ст. 1 Конвенции и в п. 1 54 СК. По российскому законодательству ребенком является лицо, не достигшее 18 лет. Признание  ребенка полностью дееспособным до достижения совершеннолетия, в том числе его эмансипация, не влияет, за исключением случаев, указанных в законе, на возможность рассматривать его в качестве ребенка9.

Информация о работе Современное международное и Российское правовое регулирование положения несовершеннолетних