Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2013 в 15:53, курсовая работа
Наряду с таким широким пониманием охраны в науке и в законодательстве используется и понятие охраны в узком смысле слова. В этом случае в него включается лишь те предусмотренные законом меры, которые направлены на восстановление или признание гражданских прав и защиту интересов при их нарушении или оспаривании. В целях избежания терминологической путаницы охрану в узком значении этого слова принято именовать защитой гражданских прав. Защита гражданских прав –одна из важнейших категорий теории гражданского и гражданско-процессуального права, без уяснения которой весьма сложно разобраться в характере и особенностях гражданско-правовой санкции, механизме их реализации и других вопросах.
Введение………………………………………………………………………. 3
Формы защиты гражданских прав………………………………………….4
Способы защиты гражданских прав…………………….…………………..6
Выбор способа защиты………………………………………………………8
Меры защиты и меры ответственности……………………………………..9
Конкретные способы защиты…………………………………….………….10
Заключение……………………………………………………………………31
Список используемых источников…………………
Судебная практика судов общей юрисдикции конкретизирует понятие обжалуемых актов и действий. Пленум ВС РФ, ориентируя суды общей юрисдикции в Постановлении от 21 декабря 1993 г. № 10, указал, что граждане могут обжаловать в суд любые действия (решения) и не только государственных и муниципальных органов, но и учреждений, предприятий и их объединений, общественных организаций или должностных лиц. Тем самым ВС РФ расширил предмет обжалования также за счет актов и действий общественных организаций, должностных лиц. В суд общей юрисдикции могут быть обжалованы как единоличные, так и коллегиальные действия (решения) государственных органов и органов местного самоуправления, а также действия (бездействие) иных органов, которыми нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к какой-либо ответственности. Подлежат обжалованию в суд акты как индивидуального, так и нормативного характера. Тем самым Пленум ВС РФ не только широко трактует объект обжалования, но и устанавливает основания подачи жалобы, а также указывает, чьи акты и действия обжалуются. В соответствии с п. 6 Постановления Пленума ВС РФ от 21 декабря 1993 г. № 10 под понятие обжалуемых гражданами действий и решений подпадают также решения общих собраний общественных организаций и объединений, жилищно-строительных кооперативов, профсоюзных организаций и т. п. , а также должностных лиц. Например, адвокат может обжаловать решение Президиума коллегии адвокатов об исключении его из коллегии, если считает решение неправомерным. Иное толкование дано понятию акта в АПК и в практике арбитражных судов. Согласно ст. 22 АПК обжалованию в арбитражный суд подлежат лишь индивидуальные (ненормативные) акты, а также отказ в принятии акта либо уклонение от его принятия, например, от государственной регистрации. Форма акта соответствующего государственного органа или органа местного самоуправления в ряде случаев определяется законом или иным нормативным правовым актом. При этом актам может быть придана разная форма. Они могут быть единоличными (в форме приказа) или коллегиальными (решения, постановления) и др.
Таким образом, судебно-арбитражная
практика под актом понимает документ,
содержащий обязательные предписания,
распоряжения, влекущие юридические
последствия, а также действия (бездействие),
нарушающие гражданские права и
охраняемые законом интересы юридических
лиц и индивидуальных предпринимателей.
Отказ в государственной
Для установления оснований обжалования и лиц, имеющих право обжаловать административные акты и действия государственных органов и органов местного самоуправления, важную роль играет указание Пленумов ВС РФ и ВАС РФ в Постановлении № 6/8 о применении ст. 13 ГК.
В соответствии с п. 6 Постановления основанием для принятия судом решения о признании акта государственного органа и органа местного самоуправления недействительным являются одновременно как несоответствие акта закону или иному правовому акту (незаконность акта), так и нарушение актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица. Под охраняемым законом интересом обычно понимается юридический интерес.
Несоответствие
акта закону охватывает: неправильное
толкование или применение закона при
принятии акта; издание акта соответствующим
органом с превышением своих
полномочий или нарушением процедуры
его принятия; привлечение к ответственности,
не предусмотренной нормативными актами,
и др. нарушения. При этом незаконный
акт (действие, бездействие) должен нарушать
права и интересы лица, обратившегося
за защитой к суду. В приведенном
пункте Постановления Пленумов подчеркнута
необходимость наличия
Президиум ВАС РФ
отменил определение
Порядок рассмотрения дел судами общей юрисдикции по жалобам граждан на действия государственных органов определен ст. 239. 1 - 239. 8 ГПК (гл. 24. 1). Они возбуждаются на основании жалобы и являются делами неискового производства. Их рассмотрение подчиняется правилам производства по делам, возникающим из административно - правовых отношений. Требование гражданина о защите нарушенных прав обращено к суду, а не к органу, акт (действие, бездействие) которого обжалуется. Следовательно, нет оснований для применения иска как заявленного в суд требования к лицу, нарушившему права и законные интересы другого лица.
Жалоба должна быть
рассмотрена судом в
В ст. 239. 8 ГПК предусмотрено,
что с момента вступления в
законную силу решения суда о признании
индивидуального или
В АПК отсутствует правило, аналогичное тому, что включено в ст. 239. 8 ГПК. Однако с учетом придания ст. 8 ГК решению суда значения юридического факта, а также обязательности решения суда, следует полагать, что с момента принятия арбитражным судом решения акт, признанный полностью или в части недействительным, перестает существовать. При этом он является недействительным (ничтожным) с момента его принятия. Никакого дополнительного решения о его отмене или изменении органом, принявшим акт, не требуется. Если по признанному недействительным акту (решению) был взыскан штраф или иная денежная сумма, она подлежит возврату по правилам о неосновательном обогащении (гл. 60 ГК) или о взыскании убытков (ст. 16 ГК).
Срок для обжалования акта государственного органа или органа местного самоуправления в ряде случаев определяется законом.
Так, в силу ст. 239.
4 и 239. 5 жалоба на неправомерный акт
или иные действия подается гражданином
по его выбору или в суд, или
в вышестоящую инстанцию в
порядке подчиненности органа. В
первом случае установлен трехмесячный
срок со дня, когда гражданину стало
известно о нарушении его прав
и свобод; во втором один месяц со
дня получения гражданином
Согласно Положению
о порядке государственной
При отсутствии специального срока акт государственного органа или органа местного самоуправления может быть обжалован в течение 3 лет со дня его издания или совершения неправомерных действий, поскольку речь идет о способе защиты гражданских прав (см. Постановление Пленума ВАС РФ от 22 декабря 1992 г. № 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами Основ гражданского законодательства Союза ССР и республик на территории Российской Федерации" Вестник ВАС РФ, 1993, N 2, с. 60).
Статья 13 предусматривает
право обжалования в суд актов
только государственных органов
и органов местного самоуправления.
Иначе определен предмет
В Постановлении Пленума ВС РФ от 21 декабря 1993 г. № 10 понятие других органов трактуется широко. Согласно этому Постановлению могут быть обжалованы решения общего собрания организации и объединения, акционерного общества, профсоюзных организаций, их органов управления.
В АПК понятие "иных органов" не раскрыто. Можно полагать, что под иными органами понимаются также общественные организации (объединения), союзы и ассоциации, решения которых могут нарушать права и интересы граждан, юридических лиц.
Хотя такие решения имеют иной характер, чем акты органов, выполняющих управленческие и контрольные функции, судебная практика пошла по пути рассмотрения жалоб на решения общественных организаций и объединений в порядке, установленном для рассмотрения жалоб на акты (действия, бездействия) государственных органов и органов местного самоуправления.
Иным является подход к оспариванию решений (актов и действий) органов управления хозяйствующих обществ и товариществ, производственного или потребительского кооператива, иных юридических лиц. Если их решениями (актами) или действиями нарушены права и охраняемые законом интересы юридических лиц или граждан (например, акционер не включен в список для голосования на общем собрании и др. ), то в соответствии с п. 8 Постановления Пленумов ВС РФ и ВАС РФ N 6/8 суды, осуществляя защиту нарушенных или оспариваемых прав, такие иски рассматривают как вытекающие из гражданских, а не из административных правоотношений.
В этих случаях речь идет о решениях, принимаемых в процессе организации внутренней деятельности, о принятии решения так называемой "хозяйской властью". Именно поэтому такой спор является спором, вытекающим из гражданских правоотношений. Такое же толкование дано спорам акционерного общества и акционера в Постановлении Пленумов ВС РФ и ВАС РФ № 4/8.
Неоднозначно решен законами вопрос об обжаловании в суд нормативных актов, не соответствующих законам. Статья 13 предусматривает возможность обжалования наряду с индивидуальными актами нормативных в случаях, предусмотренных законом. Суды общей юрисдикции принимают и рассматривают жалобы граждан и протесты прокурора о несоответствии нормативных актов закону на основании Закона РФ от 27 апреля 1993 г.
Иначе решен вопрос
в ст. 22 АПК, согласно которой к
подведомственности арбитражного суда
отнесены иски о признании недействительными
лишь индивидуальных (ненормативных) актов
государственных органов, органов
местного самоуправления и иных органов.
По этому же пути идет судебно - арбитражная
практика. Например, в информационном
письме от 2 июля 1997 г. № 16 ВАС РФ сообщил,
что исходя из норм АПК неподведомственны
арбитражному суду иски антимонопольных
органов о признании
Присуждение к исполнению обязанности
в натуре