Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июня 2013 в 15:35, реферат
Столкнувшись с правовыми проблемами, большинство граждан идут в суд за защитой своих интересов и законных прав, надеясь на профессиональную помощь суда, при этом не понимая, что суд независим и беспристрастен и по Конституции Российской Федерации и определению норм гражданского процессуального права не может вставать на ту или иную сторону спора. Гражданский процесс происходит от слова "гражданский", т.е. относящийся к правовым отношениям граждан между собой и их отношениям с государственными органами и организациями, и "процесс" (prozessus - лат. - прохождение, продвижение).
Введение
Исконный российский правовой нигилизм, юридическая неграмотность являются особо убедительными при попытке защиты своих интересов в суде. В истории сложилось так, что для русского народа правовая культура долгое время не имела приоритетного значения перед нравственностью и идеологией. Совесть шла впереди закона и права. Отсюда элементарное незнание гражданином норм процессуального права, которое возводится и отдается на профессиональную подготовку и волеизъявление некоторых судей.
Столкнувшись с правовыми проблемами, большинство граждан идут в суд за защитой своих интересов и законных прав, надеясь на профессиональную помощь суда, при этом не понимая, что суд независим и беспристрастен и по Конституции Российской Федерации и определению норм гражданского процессуального права не может вставать на ту или иную сторону спора. Гражданский процесс происходит от слова "гражданский", т.е. относящийся к правовым отношениям граждан между собой и их отношениям с государственными органами и организациями, и "процесс" (prozessus - лат. - прохождение, продвижение).
"Гражданский процесс (гражданское судопроизводство) - урегулированный нормами гражданского процессуального права порядок рассмотрения и разрешения отнесенных к ведению судов гражданских дел".
По нормам Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, закрепленным в статье 12, суд сохраняет беспристрастность, независимость и объективность, руководит процессом, разъясняет участникам, их права и обязанности, последствия совершения процессуальных действий, всесторонне и полно исследует доказательства, устанавливает фактические обстоятельства и правильного применяет законодательство при рассмотрении и разрешении гражданских дел.
Из данной нормы права следует, что судья разъясняет лицам их права и обязанности, но, во-первых, - лицам, участвующим в деле, а во-вторых, ограничивается только разъяснениями. По действующему законодательству в обязанности суда не входят ни юридические консультации, ни порядок составления заявлений.
Другая ситуация, когда гражданин обращается в суд уже с подготовленным заявлением, но судья по различным причинам отказывает в приеме и отправляет заявление на "доработку" без вынесения в письменной форме мотивированного определения.
Данный отказ судьи неправомерен и не обоснован ни одной нормой процессуального законодательства и идет вразрез с конституционным принципом. Одним из функциональных принципов судопроизводства является законность.
Гражданский процесс есть переход дела из одной стадии в другую, начиная с первой стадии в суде первой инстанции возбуждения гражданского дела, подготовки дела к судебному разбирательству, заканчивая судебным разбирательством дела с разрешением по существу и вынесением решения.
Стадии гражданского процесса:
1. Гражданский процесс по любому делу последовательно проходит через несколько этапов, которые именуются стадиями процесса. Под стадией процесса понимается совокупность ряда процессуальных действий, объединенных соответствующей процессуальной целью. Стадия процесса относится к движению дела и цель достигается, когда в результате совершения процессуальных действий создаются условия для перехода дела из одной стадии в другую. Иное значение имеют процессуальные “институты”, которые к движению дела прямого отношения не имеют. Таковы, например, институты обеспечения иска, отводов, заочного решения и др.
2. Перечень стадий гражданского процесса следующий:
а) возбуждение гражданского дела. Термин предъявление иска в, этом случае не подходит, т.к. дело может быть возбуждено подачей жалобы или заявления. Момент возбуждения дела определяется как волей заинтересованного лица, так и волей судьи, который вправе отказать в принятии заявления и возбуждении дела;
б) подготовка гражданских дел к судебному разбирательству. Она производится единолично судьей с участием всех заинтересованных лиц. Это самостоятельная стадия процесса, задачи которой определены законом. В подавляющем большинстве западных стран подготовке гражданского дела помимо судьи участвуют его штатные помощники и нештатные сотрудники. В России вопрос о введении должности помощника судьи пока не решен, хотя активно обсуждается уже несколько лет;
в) судебное разбирательство. Это ключевая стадия процесса, в которой дело завершается его разрешением. Правосудие осуществляется именно в этой стадии. Разбирательство дела по существу имеет принципиальное значение и поэтому закон специально обращает внимание на принципы этой стадии процесса: непосредственность, устность и непрерывность судебного разбирательства. Специально регулируется и вопрос об участии общественности в судебном разбирательстве;
г) кассационное обжалование судебных решений или определений, не вступивших в законную силу. Цель этой стадии — проверка законности и обоснованности судебных решений по жалобам заинтересованных лиц или по протесту прокурора. Переход дела в эту стадию возможен, как правило, при наличии инициативы заинтересованных лиц. Судебный представитель, например, может подать кассационную жалобу лишь при наличии специальной доверенности от представляемого.
Наряду с кассационным обжалованием возможно опротестование судебного решения прокурором. “Прокурор или его заместитель в пределах своей компетенции приносит в вышестоящий суд кассационный или частный протест на незаконное или необоснованное решение, приговор или постановление суда. Помощник прокурора, прокурор управления, прокурор отдела могут приносить протесты только по делу, в рассмотрении которого они участвовали”.
д) пересмотр в порядке надзора решений, определений и постановлений, вступивших в законную силу. Эта стадия процесса носит исключительный характер: ее возникновение зависит только от принесения протестов должностными лицами прокуратуры и суда высокого ранга; срок для принесения протеста не ограничен; протест в порядке надзора рассматривают органы, специально созданные для этого;
е) пересмотр решений, определений и постановлений, вступивших в иконную силу по вновь открывшимся обстоятельствам. Необходимость появления этой стадии процесса связана с тем, что в отдельных случаях, предусмотренных законом, могут обнаружиться существенные для дела обстоятельства, которые в момент рассмотрения дела не были и не могли быть известны заявителю;
ж) исполнительное производство связано с необходимостью принудительного исполнения судебного решения или иного документа, если обязанное лицо добровольно это не делает.
Все перечисленные выше стадии процесса, как правило, следуют одна за другой, однако в некоторых случаях возможно прохождение дела, минуя некоторые стадии. Так, дело возбужденное в суде, подготовленное и рассмотренное в заседании суда, не обязательно должно попасть в кассационную инстанцию. Решение по делу может вступить в законную силу немедленно, и в этом случае кассационное обжалование не допускается. Кассационный суд может отказать в восстановлении пропущенного кассационного срока, и в таком случае заинтересованному лицу придется искать возможность для проверки решения в порядке надзора. Исполнительное производство может возникнуть в ситуации, когда исполнительный документ вообще в суде не рассматривался.
В учебной литературе иногда предлагается иной перечень стадий гражданского процесса. Утверждают, например, что процесс делится на следующие стадии: производство в суде первой инстанции; производство в суде второй инстанции; далее надзор, вновь открывшиеся обстоятельства и исполнительное производство. Чем вызван такой подход? Утверждают, что при традиционном делении процесса на семь стадий “его стадии отрываются от процессуальных правоотношений”. Что это конкретно означает никто не объясняет. Говорят, что главное для определения самостоятельной стадии процесса — ее завершенность. Это можно было бы признать обоснованным для стадии кассационного обжалования, т.к. пересмотр в порядке надзора является исключительной стадией. Но это никак не подходит к суду первой инстанции, где судебное решение отнюдь не является завершенным. Оно может быть пересмотрено по жалобе или протесту, а затем отменено кассационным судом. Какая уж тут завершенность.
3. Перечень видов судопроизводства и их понятие.
Действующий закон предусматривает три вида гражданского судопроизводства: исковое, производство по делам, возникающим из административных правоотношений, и особое производство. В дореволюционной России имелось два вида судопроизводств: исковое и охранительное. В чем усматривалось из различие? В исковых делах был спор о гражданском праве, было две стороны, вступившие в спор, равенство их прав и обязанностей. К охранительному производству относились дела об охране наследства, утверждению в правах наследства, принятию предметов обязательства на хранение, о выкупе родовых имуществ, о признании кого-либо безвестно отсутствующим или расточителем и т.д. Лица, возбудившие эти дела, не заявляют юридических требований против других лиц, в этих делах нет ни истца, ни ответчика, есть лишь проситель, заявляющий одностороннее ходатайство.
При принятии первого ГПК РСФСР предусматривалось два вида судопроизводства: исковое и особое. Второй ГПК предусмотрел три вида. В литературе была предпринята попытка теоретического обоснования понятия “вид гражданского судопроизводства”, он определялся как “порядок рассмотрения, предусмотренных в законе и соединенных в определенные группы, гражданских дел в суде 1-й инстанции, который обуславливается материально-правовой природой дел, входящих в группу, и характеризуется самостоятельными средствами и способами защиты прав и интересов, а так же вытекающими из этого особенностями судебной процедуры”. Введение третьего вида судопроизводства можно объяснить желанием законодателя провести в жизнь идею установления судебного контроля в сфере государственного управления.
Итак, исковое производство характеризуется в нашем процессе наличием спора о праве гражданском, в котором участвуют две стороны, отношения между которыми регулируются присущим гражданскому праву методом “равенства”. Производство по делам, возникающим из административных правоотношений, имеет в своей основе спор о праве административного характера, в котором также участвуют две стороны, отношения между которыми регулируются присущим административному праву методом “власти и подчинения”.
Особое производство отличается от двух других видов производства прежде всего материально-правовой природой дел, входящих в его состав. Цель особого производства — в выявлении и констатации тех или иных обстоятельств, с которыми норма права связывает возникновение, изменение или прекращение у заявителя определенных прав или обязанностей.
Следует иметь в виду, что в законодательстве и юридической литературе термин “производство” иногда применяется в такой интерпретации, когда он не соответствует понятию “вид гражданского судопроизводства”. Так, например, говорится о производстве в суде 1-й инстанции. Производство в кассационной инстанции — название III раздела ГПК; производство в надзорной инстанции — название гл. 36 ГПК; исполнительное производство — название V раздела ГПК. Встречается употребление термина “производство” к отдельным категориям дел — “вызывное производство” — название главы 33 ГПК. Недавно законодатель употребил термин “производство” к только что введенному новому процессуальному институту. Ст. 2133 — порядок заочного производства. “При рассмотрении дела в порядке заочного производства суд ограничивается исследованием доказательств, представленных сторонами...”.
Во всех подобных случаях понятие “производство” не несет какой-либо материально-правовой специфики и поэтому не составляет “вида” судопроизводства.
В последние годы некоторые авторы предлагают отказаться от трехчленного деления, отнести дела, возникающие из административно-правовых отношений, к исковому производству. Такой подход, вообще говоря, возможен. После войны профессор А. Ф. Клейнман предлагал рассматривать административные дела в порядке искового производства, вызвав резкую отповедь: “В советском праве не может быть административного иска”. Однако через двадцать лет ученик А. Ф. Клейнмана профессор А. А. Добровольский предложил рассмотреть вопрос о возможности применения в нашем процессе административного иска. Ничего “криминального” в этом случае не произойдет, нужно будет лишь при формулировании положений нового ГПК достаточно серьезно подумать о тех последствиях, которые повлекут эти новеллы.
Понятие и системы принципов гражданского процесса
Под принципом обычно понимают основные исходные положения теории, мировоззрения, политики, науки. Правовые принципы следует определить как основы права; сложные многогранные явления, к раскрытию их содержания следует подойти, пользуясь различными критериями.
В науке гражданского процесса таких критериев используется несколько: принципы суть идеи правосознания, правовой науки; принципы основные правила, закрепленные нормами гражданского процессуального права. Объективная картина может складываться при одновременном учете в понятии принципа всех его существенных проявлений в сфере правосознания, в собственно нормах права, а также в реальных общественных отношениях.
В основе любого принципа гражданско-процессуального права лежит определенная идея, относительно порядка правового регулирования определенного круга общественных отношений; эта идея определяет характер правового регулирования организации деятельности суда при разбирательстве гражданских дел. Принцип-идея носит наиболее общий характер, т.е. формирует одну из существенных сторон гражданского процесса, в целом определяя его сущность и целостность. Способы законодательного закрепления принципов могут быть различны. Возможны три вида норм, закрепляющих принципы:
нормы 1), содержащие лишь перечень наименований принципов;
нормы 2), содержащие краткое описание сущности принципа;
нормы 3), выражающие в своем тексте их конкретное содержание с определенной степенью детализации. Принципы могут быть выражены не только отдельными статьями, но целой группой их или институтами. Возможно и сочетание указанных способов закрепления применительно к тому или иному принципу, например, принцип может быть закреплен статьей, содержащей его наименование и затем конкретизирован в ряде других статей закона.
В действующем гражданско-процессуальном законодательстве ряд принципов сформулирован в виде общих законоположений, содержащих наименование и краткое описание сущности принципа. Например, ст. 5 ГПК закрепила принципы осуществления правосудия только судом, ст. 7 ГПК независимости судей и подчинения их только закону. Некоторые принципы гражданско-процессуального права закреплены радом статей законодательства. Так, наиболее широкий и специфичный для гражданского процесса принцип диспозитивности закреплен в ст. ст. 3, 4, 9, 34, 30, 282, 293, 340, 351 и др. ГПК
Система принципов. Все принципы гражданского процессуального права связаны друг с другом. Связь принципов по содержанию, их взаимообусловленность и взаимодействие называется системой принципов. Практически система принципов означает, что любой отдельно взятый принцип есть часть, звено, самостоятельная клеточка их единой структуры; каждый принцип самостоятелен, но не автономен, т.е. он не может существовать и действовать в отрыве от системы; принцип может быть включен в систему на условии внутренней связи его с остальными принципами.