Структура посредничества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Сентября 2012 в 13:13, реферат

Описание работы

В последнее время к посредничеству стали относиться серьёзно. Об этом говорят, в частности, поиск и появление более бескорыстных, непредвзятых, в том числе и международных, посредников в большинстве конфликтов на территории бывшего СССР. Это относится и к Нагорному Карабаху, и к Южной Осетии, и к Приднестровью и т.д.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………..3
1.Структура посредничества………………………………………………..4
2.Виды и типы структур……………………………………………………..7
3.Проблемы возникающие при посредничестве…………………………..14
4.Трудности при осуществлении посреднической деятельности и требование предьевляемые посреднику……………………………………………………17
5.Моменты, благоприятные для посредничества…………………………20
Заключение…………………………………………………………………21
Список литературы………………………………………………………..22

Файлы: 1 файл

конфликтология.doc

— 168.00 Кб (Скачать файл)


СОДЕРЖАНИЕ

 

                                                                                                                                

Введение……………………………………………………………………..3

 

1.Структура посредничества………………………………………………..4

2.Виды и типы структур……………………………………………………..7

3.Проблемы возникающие при посредничестве…………………………..14

4.Трудности при осуществлении посреднической деятельности и требование предьевляемые посреднику……………………………………………………17

5.Моменты, благоприятные для посредничества…………………………20

 

Заключение…………………………………………………………………21

Список литературы………………………………………………………..22

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ.

 

     Ясно, что в нынешней обстановке не существует никаких других способов решения возникающих в нашем обществе конфликтов, кроме организации посредничества и переговоров. Однако на деле всё выглядит несколько сложнее. Путаница в социальной жизни общества вызвала путаницу и в решении конфликтов. Посредники, появлявшиеся по решению высших инстанций, зачастую навлекали на себя гнев враждующих сторон, а конфликты вспыхивали с новой силой.                                                                                                                                                    

   В последнее время к посредничеству стали относиться серьёзно. Об этом говорят, в частности, поиск и появление более бескорыстных, непредвзятых, в том числе и международных, посредников в большинстве конфликтов на территории бывшего СССР. Это относится и к Нагорному Карабаху, и к Южной Осетии, и к Приднестровью и т.д. Посредничество работает неровно, ещё только приобретая опыт, но, шаг за шагом добиваясь некоторых успехов, о чём свидетельствует стабилизация положения в некоторых регионах. Поэтому  тема посредничества на сегодняшний день является очень актуальной. Самое время сделать попытку рассмотреть проблему посредничества и, может быть, оглянуться на способы проведения посредничества,  причины его неудач в недалёком будущем. Но одна из важных причин, с которой столкнулась при написании работы – это неумение организовать эффективное посредничество, запустить механизм переговоров и поддержать его в рабочем состоянии. Во многих странах организация посредничества в конфликтах – это настоящее искусство, абстрагируясь от ненужных эмоций, слушать людей, понимать их, уметь доходчиво объяснять им их истинное положение, подсказывать варианты выхода из конфликтной ситуации с сохранением лица.

         Данная работа состоит из введения, трёх глав, в каждой из которой по два параграфа,  

    заключения и списка литературы, который содержит 7 источников. Каждая глава работы

    снабжена большим количеством примеров из жизни в мире и имеет выводы, как и вся  

    работа в целом. Основные аспекты данной деятельности освящены довольно хорошо.                                                                                                                                                    

Целью работы является исследование посредничества при урегулировании конфликтов,

при переговорах. Для достижения этой цели были поставлены следующие задачи:

      изучение структуры посредничества,

      технологий и трудностей при осуществлении посреднической деятельности,

      условия эффективности посреднических услуг.

 

 

1. СТРУКТУРА ПОСРЕДНИЧЕСТВА

 

Одна из наиболее значительных сфер деятельности третьей стороны – посредничество. Упоминания о нём можно найти в Библии, в «Илиаде» Гомера и других источниках, относящихся к глубокой древности. Широко использовалось оно в Древней Греции, в Древнем Китае. К посредничеству нередко прибегали и в более позднее время. Например, окончание русско-японской войны 1905 года проходило при посредничестве США, которые предоставили свою территорию для проведения переговоров – город Портсмут, где и был подписан мирный договор между Россией и Японией. В мировой практике к посредническим услугам особенно интенсивно стали прибегать после второй мировой войны. С 1945 г. по начало 90-х гг. посредничество использовалось примерно в 2/3 конфликтных ситуаций в Африке и Латинской Америке; 4/5 конфликтов на Ближнем Востоке.                                                                                                

Обычно под посредничеством понимается участие третьей, нейтральной стороны с целью оптимизации процесса переговоров и поиска взаимоприемлемого решения. Третья сторона подразумевает и посредника, и наблюдателя, и любое иное лицо, занятое оказанием помощи в урегулировании конфликтных отношений или решении вопросов между другими сторонами.

В Дипломатическом словаре посредничество определяется как одно из средств мирного разрешения международных споров, суть которого «заключается в том, что какая-либо третья, не участвующая в споре сторона в соответствии с международным правом организует по своей инициативе или по просьбе спорящих сторон переговоры между ними  в целях мирного разрешения спора, зачастую принимая непосредственное участие в этих переговорах»[1].                                                                                                                               

Целью посредничества, как подчёркивает Э.А.Пушмин, является содействие мирному урегулированию конфликта[2]. К задачам посредничества относятся организация переговоров, участие в них, поиск взаимоприемлемых формул решения.              

Посредничество – достаточно гибкий способ воздействия на конфликт с целью его урегулирования мирными средствами. Оно в большинстве случаев принимается населением и не вызывает негативных реакций, которые порождает, к примеру, применение санкций или введение миротворческих войск. И ещё один важный момент: несмотря на то, что посредничество не исключает использования средств давления (угрозы, отказ в предоставлении экономической помощи в случае продолжения конфликта и т.п.), оно всё же ориентировано на диалог конфликтующих сторон между собой и каждой из них с посредником.

Посредничество  необходимо в следующих случаях:                                                                      

-если стороны вовлечены в длительное противостояние;                                                                           - если они не признают друг друга;                                                                                                

-если стороны связали себя множеством обязательств и им крайне сложно пойти на уступки;                   - если имеются серьёзные различия в культуре, идеологии или религии, которые создают дополнительные коммуникационные барьеры. Эти условия не делают посредничество необходимым.                                                                                                                              

    Среди всего многообразия функций посредничества можно выделить пять основных:          

1. формирование ориентации сторон, находящихся в конфликте, на поиск совместного решения проблемы, как на уровне лидеров, так и на уровне общественного сознания – здесь предполагается переход от односторонних действий к совместным. Именно этот момент является критическим в урегулировании конфликта или кризиса мирными средствами. 

  2. создание условий для обмена информацией и точками зрения между участниками конфликта (обеспечивает каналы коммуникаций); оказание помощи сторонам в формировании интересов и целей друг друга. Здесь сначала участники конфликта обмениваются информацией через посредника, после происходит обсуждение проблемы участниками конфликта в присутствии посредника. Это повышает оперативность и снижает вероятность искажения информации. Затем, когда уровень доверия установлен, встречи могут проходить без непосредственного участия посредника. Посредник нередко предлагает и место проведения встречи. В конфликтной и кризисной ситуации это может быть территория посредника.

3. оказание помощи в диагностике ситуации и поиске взаимоприемлемых решений – является ключевой функцией. В этом случае посредник  содействует  участникам в интерпретации информации, оценке предложений, выявлении возможных вариантов решений и соглашений; помогает сторонам улучшить их переговорные навыки и умения. Важно подчеркнуть, что посредник помогает участникам в поиске выхода из конфликта, стимулирует их к мирному его завершению, но не решает проблему за них.        

4. помогает участникам конфликта «сохранить своё лицо», т.е. мирное разрешение конфликта ни для одной из сторон не выглядело как поражение или проявление слабости. Посредник может выступить инициатором мирного соглашения, предложить формулировку итогового документа.

5. регуляционно – контрольная функция направлена на разработку правил взаимодействия сторон, включая процедурные вопросы, а также на обеспечение выполнения достигнутых договорённостей. Посредничество не обязательно предполагает реализацию всех пяти названных функций в полном объёме. Например, посредник может сконцентрировать своё внимание на оказании помощи в получении и оценке информации (информационная помощь) и т.д. 

Задачи, которые решает посредник, зависят друг от друга: решение одной способствует решению другой. В частности, улучшение коммуникации между сторонами позволяет  точнее оценить ситуацию, а формирование ориентации участников конфликта на совместный поиск выхода из конфликтной ситуации побуждает их к установлению каналов коммуникации.

Посредничество может закончиться на любом из перечисленных этапов, тогда как его результатом будут либо дальнейшие совместные действия сторон, предпринимаемые самостоятельно, либо возврат участников конфликта к односторонним шагам.

Существует в переговорной практике следующие модели посреднической деятельности:

         фасилитаторство;

         консультационное посредничество;

         посредничество с элементами арбитража.

Основное различие между ними заключается в роли третьей стороны на переговорах и степени ее участия в выработке окончательного решения. Под этим углом зрения и охарактеризуем выделенные разновидности посредничества.                                                                       

1.Фасилитаторство. Роль третьей стороны сводится главным образом к тому, что фасилитатор (от англ, facilitate - облегчать) оказывает участникам конфликта содействие в организации переговоров и проведении встреч. Участие фасилитатора в разрешении конфликта состоит в том, чтобы помочь конфликтующим сторонам в подготовке встречи; обеспечить их равное участие в обсуждении; добиваться строгого соблюдения повестки дня и процедуры переговоров. При этом фасилитатор не принимает участия в полемике сторон и выработке решений.         

2.Консультационное посредничество. Специфика этой разновидности посредничества заключается в следующем: конфликтующие стороны получают предварительное согласие посредника на то, что если они не смогут самостоятельно найти решение проблемы, то он выскажет свою точку зрения в порядке консультации. Это мнение посредника не является для сторон обязывающим и выслушивается только в том случае, если переговоры зашли в тупик. Однако участники конфликта могут воспользоваться мнением посредника для достижения соглашения.                                                                                                                                              

3. Посредничество с элементами арбитража. В рамках этой модели влияние посредника на переговорный процесс максимально. Связано это с тем, что участники конфликта до начала переговоров договариваются о том, что если переговоры зайдут в тупик, посредник вынесет обязательное для исполнения решение по спорному вопросу. Эта договоренность стимулирует конфликтующие стороны, заинтересованные в контроле над достигнутыми результатами, приложить максимум усилий для самостоятельного поиска решения.

2.ВИДЫ И ТИПЫ СОТРУДНИЧЕСТВА

 

 

Механизм посредничества должен быть достаточно гибким, что достигается за счет

многообразия видов посредничества, а также их сочетаний. К наиболее распространенным видам относятся:.

Предлагаемое посредничество подразумевает, что инициатива в оказании посреднических услуг исходит от посредника. Например, в конфликте 1979 – 1980 гг. между США и Ираном в связи с захватом американских заложников было принято посредничество Алжира, хотя многие другие государства и международные организации выступали с аналогичными предложениями[3].

В отличие от предлагаемого испрашиваемое посредничество подразумевает, что инициатива исходит от конфликтующих сторон. Они сами обращаются за помощью  к стране, организации для разрешения спора.

Проводя различие между предлагаемым и испрашиваемым видами посредничества, следует подчеркнуть, что их выделение является всё-таки условным. Во многих конфликтных ситуациях, прежде чем официально предложить посреднические услуги или запросить их, участники конфликта и потенциальные посредники проводят предварительные консультации.

Следует различать также договорное и фактическое посредничество в зависимости от формы его осуществления. В первом случае оно предусматривается специальными соглашениями между посредником и участником конфликта, во втором такие соглашения отсутствуют.

Информация о работе Структура посредничества