Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2013 в 17:30, контрольная работа
Структура законодательства о защите прав потребителей определена в ст. 1 Закона РФ «О защите прав потребителей», в которой отмечается, что отношения в области защиты прав потребителей регулируются Гражданским кодексом РФ, выше названным Законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Структура законодательства о защите прав потребителей
защита потребитель право законодательство
Структура законодательства о защите прав потребителей определена в ст. 1 Закона РФ «О защите прав потребителей», в которой отмечается, что отношения в области защиты прав потребителей регулируются Гражданским кодексом РФ, выше названным Законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Расположив нормативные правовые акты в структуре законодательства о защите прав потребителей согласно признаку «юридическая сила нормативного правового акта», законодатель выделил следующие четыре уровня:
) Гражданский кодекс РФ;
) Закон «О защите прав потребителей»;
) другие федеральные законы;
) иные нормативные правовые акты РФ.
Учитывая то обстоятельство,
что в структуре
Как справедливо отмечали М.И. Брагинский и В.В. Витрянский, «вертикальная иерархия дает ответы на вопросы о том, на каком именно уровне - федеральном, субъекта Федерации или муниципальном - должен быть принят соответствующий акт и к какому именно виду этот акт относится, а горизонтальная иерархия, в свою очередь, дает ответ на вопрос об относительном приоритете норм, которые находятся на одной и той же ступени вертикальной иерархии».
Таким образом, в отношении вопроса о вертикальной иерархии норм следует руководствоваться ст. 3 ГК РФ, где в п. 1 говорится, что гражданское законодательство находится в соответствии со ст. 71 Конституции РФ в ведении Российской Федерации. Содержание ст. 1 Закона РФ «О защите прав потребителей» подтверждает тот же смысл: отношения в области защиты прав потребителей регулируются федеральными нормативными правовыми актами. Что касается полномочий субъектов РФ, то о них есть упоминание в п. 2 ст. 9 Закона РФ «О защите прав потребителей». Речь идет о том, что для сезонных товаров гарантийные сроки, исчисляются с момента наступления соответствующего сезона, срок наступления которого определяется субъектами РФ исходя из климатических условий места нахождения потребителя.
Гражданский кодекс РФ занимает господствующий первый уровень в структуре законодательства о защите прав потребителей. Таким образом, положения Закона РФ «О защите прав потребителей» безусловно, должны соответствовать требованиям ГК РФ. Это обозначает, что при возникновении коллизии между нормами ГК РФ и Закона РФ «О защите прав потребителей» приоритет должен в любом случае отдаваться положениям ГК РФ.
Статья 9 Федерального закона от 26 января 1996 г. «О введении в действие части второй Гражданского кодекса Российской Федерации» устанавливает общее для всех видов гражданско-правовых договоров правило, согласно которому в случаях, когда одной из сторон в обязательстве является гражданин, использующий, приобретающий, заказывающий либо имеющий намерение приобрести или заказать товары (работы, услуги) для личных бытовых нужд, такой гражданин пользуется правами стороны в обязательстве в соответствии с ГК РФ, а также правами, предоставленными потребителю Законом РФ «О защите прав потребителей» и изданными в соответствии с ним иными правовыми актами.
Закон РФ «О защите прав потребителей» вышел в свет 7 февраля 1992 г. В процессе становления всей системы законодательства о защите прав потребителей и анализа правоприменительной практики в данный Закон
неоднократно вносились изменения и дополнения для целей совершенствования всей системы.
Среди других федеральных законов, имеющих ключевое значение в регулировании отношений с участием потребителей, необходимо выделить: Федеральный закон от 27 декабря 2002 г. «О техническом регулировании», Федеральный закон от 2 января 2000 г. «О качестве и безопасности пищевых продуктов», Федеральный закон от 30 марта 1999 г. «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» и др.
Согласно смыслу п. 3 и п. 4 ст. 3 ГК РФ отношения в области защиты прав потребителей могут регулироваться подзаконными нормативными актами, т.е. указами Президента РФ, которые не должны противоречить ГК РФ и иным законам, постановлениями Правительства РФ, принятыми на основании и во исполнение ГК РФ, иных законов и указов Президента РФ и содержащими нормы гражданского права. Указы Президента РФ и постановления Правительства РФ являются в соответствии со ст. 1 Закона РФ «О защите прав потребителей» иными нормативными правовыми актами и составляют последний уровень в структуре по признаку юридической силы нормативного акта.
С внесением изменений
в Закон РФ «О защите прав потребителей»
21 декабря 2004 г. его п. 2 ст. 1 дополнился
следующим абзацем: «Правительство
Российской Федерации вправе издавать
для потребителя и продавца (изготовителя,
исполнителя, уполномоченной организации
или уполномоченного
В п. 2 ст. 1 Закона РФ «О защите
прав потребителей» отмечается, что
Правительство РФ не вправе поручать
федеральным органам
Горизонтальная иерархия, как уже отмечалось, дает ответ на вопрос об относительном приоритете норм, которые находятся на одной и той же ступени вертикальной иерархии. Из этого непосредственно вытекает, что горизонтальная иерархия во всех случаях следует за вертикальной главенствующей. К вопросу об определении горизонтальной иерархии норм в рассматриваемой области необходимо руководствоваться следующими известными принципами:
) последующий акт вытесняет предшествующий;
) специальный закон вытесняет общий;
) принцип, выраженный
в п. 2 ст. 3 ГК РФ, что гражданское
законодательство состоит из
ГК РФ и принятых в
Первый принцип «последующий акт вытесняет предшествующий» закреплен непосредственно в ГК РФ, ст. 4 которого определяет, что акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие, а до введения в действие - только в случаях, предусмотренных законом. По отношениям, возникшим до введения в действие акта гражданского законодательства, оно применяется к правам и обязанностям, возникшим после введения его в действие. Отношения сторон по договору, заключенному до введения в действие акта гражданского законодательства, регулируются в соответствии со ст. 422 ГК РФ, которая гласит, что договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения. Если после заключения договора принят закон, устанавливающий иные обязательные для сторон правила, нежели те, которые действовали при заключении договора, условия заключенного договора сохраняют силу, кроме случаев, когда в законе установлено, что его действие распространяется на отношения, возникшие из ранее заключенных договоров.
Следует отметить, хотя второй
из указанных принципов «
В связи с этим и учитывая
то, что отношения с участием потребителей
являются предметом гражданского права,
можно утверждать, что данный принцип
находит выражение также в
регулировании отношений с
Статья 426 ГК РФ, в свою очередь,
определяет сущность категории «публичный
договор». Им признается договор, заключенный
коммерческой организацией и устанавливающий
ее обязанности по продаже товаров,
выполнению работ или оказанию услуг,
которые такая организация по
характеру своей деятельности должна
осуществлять в отношении каждого,
кто к ней обратится. Коммерческая
организация не вправе оказывать
предпочтение одному лицу перед другим
в отношении заключения публичного
договора, кроме случаев, предусмотренных
законом и иными правовыми
актами. Цена товаров, работ и услуг,
а также иные условия публичного
договора устанавливаются одинаковыми
для всех потребителей, за исключением
случаев, когда законом и иными
правовыми актами допускается предоставление
льгот для отдельных категорий
потребителей. Отказ коммерческой организации
от заключения публичного договора при
наличии возможности
Проявление третьего из отмеченных
принципов, выражающего горизонтальную
иерархию норм, нашло отражение в
Постановлении Пленума
В юридической литературе
достаточно интересной представляется
еще одна классификация, разработанная
Т.Л. Левшиной. Суть ее заключается в
выделении двух блоков нормативных
актов в структуре
) с непосредственным участием потребителей;
) связанные с защитой прав потребителей, в которых потребитель не участвует.
Поскольку среди потребительских
отношений большинство
Информация о работе Структура законодательства о защите прав потребителей