Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2013 в 09:52, реферат
В новом Законе наблюдается принципиально новый подход к институту юридических лиц. Расширяет круг юридических лиц, значительную часть которых теперь составляют негосударственные образования. Юридические лица делятся на некоммерческие и коммерческие, причем Закон содержит исчерпывающий перечень последних. Четко определяется имущественная ответственность юридического лица, случаи и границы субсидиарной ответственности. Закон детально регламентирует порядок реорганизации и ликвидации юридических лиц, гарантируя права кредиторов.
Введение
1 Граждане (физические лица), как субъекты гражданского права
2 Юридические лица, как субъекты гражданского права
3. Государство и муниципальные образования, как субъекты гражданского права
Заключение
Список литературы
В следующей главе мне
бы хотелось рассмотреть одну из форм
реализации прав граждан на объединение
и свободное использование
2.ЮРИДИЧЕСКИЕ ЛИЦА.
СУЩНОСТЬ ЮРИДИЧЕСКОГО ЛИЦА.
Юридические лица являются наиболее активными участниками гражданского оборота. В соответствии с ч.1 ст.48 ГК РФ юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде
Учебная литература содержит многочисленный рассуждения о природе юридического лица, однако наибольшей ясностью и точностью, на мой взгляд, обладают высказывания Дмитрия Ивановича (Дитриха Иоганна) Мейера, относящиеся к середине 19 века. Мне бы хотелось привести выдержку из его учебника «Русское гражданское право»:
Ближайшими субъектами прав представляются, конечно, граждане, физические лица. Но вместе с тем мы усматриваем, что в государстве отдельные физические лица вступают в известного рода союзы, образуют общества; само государство есть не что иное, как обширный союз отдельных физических лиц. Эти союзы преследуют какую-то цель, ведут какие-либо дела, имеют какие-либо потребности, которые подлежат удовлетворению вещами, так что вещи должны быть приобретены союзом и употреблены на удовлетворение потребностей для достижения цели союза. Союз, или совокупность лиц, таким образом уравнивается с отдельными физическими лицами. Но как отдельные физические лица для приобретения вещей нуждаются в правах, так права эти нужны и союзу, совокупности отдельных лиц, через что союз соделывается лицом. Отдельные лица, составляющие союз, пользуются этими правами по принадлежности к союзу, а не сами по себе осуществляют их, так что выходит, что права принадлежат союзу.
Нередко и заведениям, учреждаемым с какой-либо целью, присваиваются права, и они, таким образом, соделываются юридическими лицами... Юридическое лицо такого рода нельзя свести к совокупности физических лиц, потому что хотя в больнице, богадельне и прочих заведениях и есть разные лица, но между ними нет связи, а юридическое лицо - совокупность лиц - предполагает связь между отдельными физическими лицами. Притом же не лица, находящиеся в больнице, богадельне и так далее, совершают то действие, которое составляет задачу заведения; им оказывает призрение кто-либо другой, и вот этот-то другой и есть юридическое лицо...
Понятно, что и этого рода юридические лица - не произвольные создания положительного законодательства; цель заведения требует, чтобы оно было одарено правами; между тем достижение цели может быть очень важно для государства, и таким образом законодательство, признавая заведения юридическим лицом, только удовлетворяет потребности общественного быта...
3. Государство и муниципальные
образования, как субъекты гражданского
права
Наряду с физическими и юридическими лицами,
участниками отношений, регулируемых
гражданским правом, являются государство
и другие публично-правовые образования.
Для решения стоящих перед ними публичных,
общенациональных или иных общественных
(региональных, местных) задач они во многих
случаях нуждаются в участии в имущественных
отношениях. При этом должны быть учтены
особенности статуса таких образований,
обладающих публичной властью, а в ряде
случаев являющихся политическими суверенами,
которые сами определяют правопорядок,
в том числе случаи и пределы собственного
участия в гражданских правоотношениях.
С другой стороны, необходимо в полной
мере соблюсти интересы участников имущественного
оборота как юридически равных собственников
(или иных законных владельцев) имущества,
находящихся в частноправовых, а не в публично-правовых
отношениях друг с другом. Этими обстоятельствами
и определяются особенности участия публично-правовых
образований в гражданском (имущественном)
обороте.
К числу публично-правовых образований,
участвующих в гражданских правоотношениях,
относятся, во-первых, государство и, во-вторых,
муниципальные образования. Особенности
отечественного государственного и социально-экономического
устройства имеют следствием то положение,
что государство не выступает в качестве
единого субъекта гражданских правоотношений,
а, напротив, характеризуется множественностью
субъектов. К их числу относятся как Российская
Федерация в целом, так и ее отдельные
субъекты — республики, края, области,
города федерального подчинения, автономная
область, автономные округа (ч. 1 ст. 65 Конституции
РФ), являющиеся государственными образованиями.
Что касается городских и сельских поселений
и других муниципальных образований, то
в них осуществляются функции местного
самоуправления (ст. 131 Конституции РФ),
в связи с чем они не могут считаться государственными
образованиями. Органы местного самоуправления
не входят в систему органов государственной
власти. Несомненно, однако, что они обладают
известными властными полномочиями, т.е.
функциями публичной власти, которыми
их наделяет закон (ст. 132 Конституции РФ).
Поэтому как муниципальные, так и государственные
образования охватываются общим понятием
публично-правовых образований.
Особенности правового положения всякого
государства обусловлены наличием у него
политической власти и государственного
суверенитета, в силу которых оно само
регулирует различные, в том числе имущественные,
отношения, устанавливая в качестве общеобязательных
как правила поведения для всех участников,
так и порядок разбирательства их возможных
споров. При этом оно само определяет и
собственную гражданскую правосубъектность,
ее содержание и пределы. Вместе с тем,
участвуя в имущественных (частноправовых)
отношениях, государство должно соблюдать
установленные им же правила, обусловленные
самой природой регулируемых отношений.
Оно не может использовать свои властные
прерогативы для того, чтобы произвольно
менять в своих интересах гражданско-правовые
нормы или навязывать контрагентам свою
волю в конкретных правоотношениях, иначе
рыночный (имущественный) оборот не сможет
нормально функционировать, а необходимая
ему частноправовая форма будет разрушена.
Отметим, что государство и другие публично-правовые
образования в гражданско-правовых отношениях
выступают на равных началах с иными их
участниками — гражданами и юридическими
лицами (п. 1 ст. 124 ГК РФ), при этом к ним
применяются правила, установленные для
юридических лиц, если иное не вытекает
из закона или особенностей данных субъектов
(п. 2 ст. 124 ГК РФ).
Это означает, что они не вправе использовать
здесь никакие свои властные полномочия
по отношению к другим участникам (контрагентам).
За нарушение гражданских прав или неисполнение
обязанностей к публично-правовым образованиям
в судебном порядке могут быть применены
обычные меры имущественной ответственности,
ибо во «внутренних» (внутригосударственных)
гражданских правоотношениях публично-правовые
образования лишены судебного иммунитета.
Гражданская правосубъектность государства
и других публично-правовых образований
в различных правовых системах оформляется
по-разному. Часто встречается признание
государства в целом и (или) ряда его органов
(учреждений), а также административно-
В некоторых случаях государство в целом
для целей гражданского (имущественного)
оборота рассматривается как фиск (казна)
— особый субъект права. Это понятие применяется
только к государству, но не к его органам,
которые в таком случае считаются лишь
представителями казны. Не применяется
оно и к административно-
Заключение
В ходе работы по гражданскому праву по
теме «Субъекты гражданских правоотношений»
были рассмотрены следующие вопросы.
Во-первых, Юридические лица, как субъекты
гражданского права. При написании использовали
Гражданский кодекс, который регулирует
на законодательном уровне подобные правоотношения.
Права, обязанности и другие интересующие
вопросы.
Во-вторых, Государство и муниципальные
образования, как субъекты гражданского
права. Также рассмотрели вопрос как на
законодательном, так и просто на теоретическом
уровне.
Заключительная часть работы подкреплена
практическим заданием в виде анализа
ситуации, рассматриваемой арбитражным
судом о неправомерных действиях поставщика
и покупателя.
Затронули вопрос, касающийся субъекта
патентного права, а также составили договор
контрактации.
Список
литературы
1. «Конституция РФ» от 12.12.1993.
2. Гражданский кодекс РФ (ГК РФ) от 30.11.1994
№ 51-ФЗ - Часть 1.
3. Гражданский кодекс РФ от 18.12.2006 № 230-ФЗ
- Часть 2.
4. Патентный закон Российской Федерации
от 23 сентября 1992 года № 3517-I.
5. Комментарий к Гражданскому кодексу
РФ. Часть первая. / Под ред. Н.Д. Егорова,
А.П. Сергеева, — М., 2005.
6. Комментарий к Гражданскому кодексу
РФ. Часть первая. / Под ред. О.А. Садикова.
2-е изд. — М., 2002.
7. Гражданское право: Учебник. В 3 т. — 6-е
изд., перераб. и дополн. / Н.Д. Егоров, И.В.
Елисеев и др.; отв. ред. А.П. Сергеев, Ю.К.
Толстой. — М.: ТК Велби, Изд-во «Проспект»,
2006. – 513 с.
8. Гражданское право: Учебник в 4 т. / Под
ред. Е.А. Суханова. — М.: Изд-во «Волтерс
Клувер», 2004. – 342 с.
9. http://www.bibliotekar.