Субъекты гражданского права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2013 в 09:52, реферат

Описание работы

В новом Законе наблюдается принципиально новый подход к институту юридических лиц. Расширяет круг юридических лиц, значительную часть которых теперь составляют негосударственные образования. Юридические лица делятся на некоммерческие и коммерческие, причем Закон содержит исчерпывающий перечень последних. Четко определяется имущественная ответственность юридического лица, случаи и границы субсидиарной ответственности. Закон детально регламентирует порядок реорганизации и ликвидации юридических лиц, гарантируя права кредиторов.

Содержание работы

Введение
1 Граждане (физические лица), как субъекты гражданского права
2 Юридические лица, как субъекты гражданского права
3. Государство и муниципальные образования, как субъекты гражданского права

Заключение

Список литературы

Файлы: 1 файл

право реферат.docx

— 33.89 Кб (Скачать файл)

В следующей главе мне  бы хотелось рассмотреть одну из форм реализации прав граждан на объединение  и свободное использование своих  способностей в виде образования  юридических лиц.

 

2.ЮРИДИЧЕСКИЕ ЛИЦА.

  СУЩНОСТЬ ЮРИДИЧЕСКОГО ЛИЦА.

Юридические лица являются наиболее активными участниками  гражданского оборота. В соответствии с ч.1 ст.48 ГК РФ юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде

Учебная литература содержит многочисленный рассуждения о природе  юридического лица, однако наибольшей ясностью и точностью, на мой взгляд, обладают высказывания Дмитрия Ивановича (Дитриха Иоганна) Мейера, относящиеся к середине 19 века. Мне бы хотелось привести выдержку из его учебника «Русское гражданское право»:

Ближайшими субъектами прав представляются, конечно, граждане, физические лица. Но вместе с тем  мы усматриваем, что в государстве  отдельные физические лица вступают в известного рода союзы, образуют общества; само государство есть не что иное, как обширный союз отдельных физических лиц. Эти союзы преследуют какую-то цель, ведут какие-либо дела, имеют какие-либо потребности, которые подлежат удовлетворению вещами, так что вещи должны быть приобретены союзом и употреблены на удовлетворение потребностей для достижения цели союза. Союз, или совокупность лиц, таким образом уравнивается с отдельными физическими лицами. Но как отдельные физические лица для приобретения вещей нуждаются в правах, так права эти нужны и союзу, совокупности отдельных лиц, через что союз соделывается лицом. Отдельные лица, составляющие союз, пользуются этими правами по принадлежности к союзу, а не сами по себе осуществляют их, так что выходит, что права принадлежат союзу.

Нередко и заведениям, учреждаемым с какой-либо целью, присваиваются права, и они, таким  образом, соделываются юридическими лицами... Юридическое лицо такого рода нельзя свести к совокупности физических лиц, потому что хотя в больнице, богадельне и прочих заведениях и есть разные лица, но между ними нет связи, а юридическое лицо - совокупность лиц - предполагает связь между отдельными физическими лицами. Притом же не лица, находящиеся в больнице, богадельне и так далее, совершают то действие, которое составляет задачу заведения; им оказывает призрение кто-либо другой, и вот этот-то другой и есть юридическое лицо...

Понятно, что и  этого рода юридические лица - не произвольные создания положительного законодательства; цель заведения требует, чтобы оно было одарено правами; между тем достижение цели может быть очень важно для государства, и таким образом законодательство, признавая заведения юридическим лицом, только удовлетворяет потребности общественного быта...

3. Государство и муниципальные образования, как субъекты гражданского права 
Наряду с физическими и юридическими лицами, участниками отношений, регулируемых гражданским правом, являются государство и другие публично-правовые образования. Для решения стоящих перед ними публичных, общенациональных или иных общественных (региональных, местных) задач они во многих случаях нуждаются в участии в имущественных отношениях. При этом должны быть учтены особенности статуса таких образований, обладающих публичной властью, а в ряде случаев являющихся политическими суверенами, которые сами определяют правопорядок, в том числе случаи и пределы собственного участия в гражданских правоотношениях. С другой стороны, необходимо в полной мере соблюсти интересы участников имущественного оборота как юридически равных собственников (или иных законных владельцев) имущества, находящихся в частноправовых, а не в публично-правовых отношениях друг с другом. Этими обстоятельствами и определяются особенности участия публично-правовых образований в гражданском (имущественном) обороте. 
 
К числу публично-правовых образований, участвующих в гражданских правоотношениях, относятся, во-первых, государство и, во-вторых, муниципальные образования. Особенности отечественного государственного и социально-экономического устройства имеют следствием то положение, что государство не выступает в качестве единого субъекта гражданских правоотношений, а, напротив, характеризуется множественностью субъектов. К их числу относятся как Российская Федерация в целом, так и ее отдельные субъекты — республики, края, области, города федерального подчинения, автономная область, автономные округа (ч. 1 ст. 65 Конституции РФ), являющиеся государственными образованиями. Что касается городских и сельских поселений и других муниципальных образований, то в них осуществляются функции местного самоуправления (ст. 131 Конституции РФ), в связи с чем они не могут считаться государственными образованиями. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти. Несомненно, однако, что они обладают известными властными полномочиями, т.е. функциями публичной власти, которыми их наделяет закон (ст. 132 Конституции РФ). Поэтому как муниципальные, так и государственные образования охватываются общим понятием публично-правовых образований. 
 
Особенности правового положения всякого государства обусловлены наличием у него политической власти и государственного суверенитета, в силу которых оно само регулирует различные, в том числе имущественные, отношения, устанавливая в качестве общеобязательных как правила поведения для всех участников, так и порядок разбирательства их возможных споров. При этом оно само определяет и собственную гражданскую правосубъектность, ее содержание и пределы. Вместе с тем, участвуя в имущественных (частноправовых) отношениях, государство должно соблюдать установленные им же правила, обусловленные самой природой регулируемых отношений. Оно не может использовать свои властные прерогативы для того, чтобы произвольно менять в своих интересах гражданско-правовые нормы или навязывать контрагентам свою волю в конкретных правоотношениях, иначе рыночный (имущественный) оборот не сможет нормально функционировать, а необходимая ему частноправовая форма будет разрушена. 
 
Отметим, что государство и другие публично-правовые образования в гражданско-правовых отношениях выступают на равных началах с иными их участниками — гражданами и юридическими лицами (п. 1 ст. 124 ГК РФ), при этом к ним применяются правила, установленные для юридических лиц, если иное не вытекает из закона или особенностей данных субъектов (п. 2 ст. 124 ГК РФ). 
 
Это означает, что они не вправе использовать здесь никакие свои властные полномочия по отношению к другим участникам (контрагентам). За нарушение гражданских прав или неисполнение обязанностей к публично-правовым образованиям в судебном порядке могут быть применены обычные меры имущественной ответственности, ибо во «внутренних» (внутригосударственных) гражданских правоотношениях публично-правовые образования лишены судебного иммунитета. 
 
Гражданская правосубъектность государства и других публично-правовых образований в различных правовых системах оформляется по-разному. Часто встречается признание государства в целом и (или) ряда его органов (учреждений), а также административно-территориальных образований и их органов юридическими лицами публичного права. Они отличаются от обычных юридических лиц частного права тем, что создаются на основе публично-правового (обычно — административного, властно-распорядительного) акта и преследуют в своей деятельности публичные (общественные) цели, а также имеют определенные властные полномочия. Их правовой статус регламентируется нормами публичного, а не частного права, но в качестве субъектов имущественного оборота они уравниваются с юридическими лицами частного права. 
 
В некоторых случаях государство в целом для целей гражданского (имущественного) оборота рассматривается как фиск (казна) — особый субъект права. Это понятие применяется только к государству, но не к его органам, которые в таком случае считаются лишь представителями казны. Не применяется оно и к административно-территориальным (муниципальным и иным) образованиям, которые обычно рассматриваются как юридические лица публичного права.

Заключение 
В ходе работы по гражданскому праву по теме «Субъекты гражданских правоотношений» были рассмотрены следующие вопросы. 
 
Во-первых, Юридические лица, как субъекты гражданского права. При написании использовали Гражданский кодекс, который регулирует на законодательном уровне подобные правоотношения. Права, обязанности и другие интересующие вопросы. 
 
Во-вторых, Государство и муниципальные образования, как субъекты гражданского права. Также рассмотрели вопрос как на законодательном, так и просто на теоретическом уровне. 
 
Заключительная часть работы подкреплена практическим заданием в виде анализа ситуации, рассматриваемой арбитражным судом о неправомерных действиях поставщика и покупателя. 
 
Затронули вопрос, касающийся субъекта патентного права, а также составили договор контрактации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 
Список  литературы 
1.     «Конституция РФ» от 12.12.1993. 
 
2.     Гражданский кодекс РФ (ГК РФ) от 30.11.1994 № 51-ФЗ - Часть 1. 
 
3.     Гражданский кодекс РФ от 18.12.2006 № 230-ФЗ - Часть 2. 
 
4.     Патентный закон Российской Федерации от 23 сентября 1992 года № 3517-I. 
 
5.     Комментарий к Гражданскому кодексу РФ. Часть первая. / Под ред. Н.Д. Егорова, А.П. Сергеева, — М., 2005. 
 
6.     Комментарий к Гражданскому кодексу РФ. Часть первая. / Под ред. О.А. Садикова. 2-е изд. — М., 2002. 
 
7.     Гражданское право: Учебник. В 3 т. — 6-е изд., перераб. и дополн. / Н.Д. Егоров, И.В. Елисеев и др.; отв. ред. А.П. Сергеев, Ю.К. Толстой. — М.: ТК Велби, Изд-во «Проспект», 2006. – 513 с. 
 
8.     Гражданское право: Учебник в 4 т. / Под ред. Е.А. Суханова. — М.: Изд-во «Волтерс Клувер», 2004. – 342 с. 
 
9.     http://www.bibliotekar.ru/cennye-bumagi/48.htm - Электронная библиотека

 


Информация о работе Субъекты гражданского права