Субъекты гражданского права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2013 в 13:13, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – рассмотреть понятие и виды субъектов гражданского права.
Задачи курсовой работы:
-рассмотреть гражданское право как отрасль права;
- охарактеризовать граждан как субъектов гражданского права;
- рассмотреть юридические лица как субъекты гражданского права;
- определить место государства среди субъектов гражданского права.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………..……3
Глава 1. Понятие гражданского права…………………………………………5
Глава 2. Общая характеристика субъектов гражданского права………….10
2.1 Граждане как субъекты гражданского права……………………………10
2.2. Юридические лица: понятие и виды……………………………………..15
2.3. Государство как субъект гражданского права………………………….20
Заключение……………………………………………………………………..28
Список литературы……………………………………………………………..31

Файлы: 1 файл

01курс Субъекты гражданского права.doc

— 172.00 Кб (Скачать файл)

5. Возможность предъявлять  иски и выступать в качестве ответчика в суде.

Виды юридических лиц. Классификация юридических лиц может происходить по нескольким критериям.

1. По характеру деятельности юридические лица делятся на коммерческие и некоммерческие:

а) коммерческими являются организации, в качестве основной цели своей деятельности преследующие извлечение прибыли, а также распределяющие прибыль между участниками. К таким относятся хозяйственные общества и товарищества, производственные кооперативы, государственные и муниципальные унитарные предприятия;

б) некоммерческими являются организации, не имеющие извлечение прибыли в качестве основной цели и не распределяющие полученную прибыль между участниками. Это потребительские кооперативы, общественные или религиозные организации, финансируемые собственником учреждения, благотворительные и иные фонды и др. Перечень некоммерческих организаций, приведенный в ГК, является открытым. Некоммерческие организации могут осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы.

2. По видам прав учредителей (участников) в отношении юридических лиц или их имущества различают:

а) юридические  лица, в отношении которых их участники имеют обязательственные права (хозяйственные общества и товарищества, производственные и потребительские кооперативы). Собственником передаваемого имущества становится сама организация;

б) юридические  лица, на имущество которых учредители имеют право собственности или иное вещное право. Так, государственные и муниципальные унитарные предприятия, а также финансируемые собственником учреждения владеют имуществом на праве хозяйственного ведения или оперативного управления;

в) юридические  лица, в отношении которых их участники не имеют никаких имущественных прав (общественные и религиозные организации (объединения); благотворительные и иные фонды, объединения юридических лиц (ассоциации и союзы).

3. По организационно-правовой форме коммерческие юридические лица могут быть разделены на:

а) хозяйственные товарищества, представляющие собой прежде всего объединение лиц и поэтому предполагающие личное участие членов товарищества в его делах и лично-доверительные отношения между участниками;

б) хозяйственные общества, представляющие собой объединения капиталов и поэтому не предполагающие личного участия членов общества в его делах;

в) унитарное  предприятие;

г) производственный кооператив.9

 

2.3. Государство как субъект гражданского права

 

Особенность государства  как участника гражданских правоотношений заключается в том, что оно  является носителем политической власти и суверенитета и потому может  в нормативном порядке определять характер и порядок участия субъектов права в гражданских правоотношениях (в том числе и самого государства как участника этих отношений). Однако в гражданских правоотношениях государство не пользуется властными полномочиями: оно выступает на равных началах со своими контрагентами. Государство выступает в гражданских правоотношениях через свои органы: Федеральное Собрание, Президент РФ, федеральные органы исполнительной власти (министерства, ведомства и т.д.).

Государство выступает  как в вещных, так и обязательственных  правоотношениях. Так, государство является субъектом права собственности, в том числе субъектом исключительного права собственности (например, на недра). Управление и распоряжение государственной собственностью осуществляется через Министерство государственного имущества. Сделки от имени государства при отчуждении государственного имущества в процессе приватизации осуществляются от имени Российского фонда федерального имущества.

Государство выступает  в следующих обязательственных  правоотношениях.

1) отношения  займа (при выпуске облигаций и других ценных бумаг);

2) в отношениях  по поставке продукции для  федеральных государственных нужд;

3) в отношениях  подряда для государственных  нужд;

4) в отношениях  дарения (когда имущество дарится  государству).10

Российская  Федерация может быть субъектом наследственных правоотношений. В частности, оно наследует так называемое выморочное имущество, т.е. имущество, у которого нет наследников или же наследники отказались от принятия наследства.

Государство является субъектом ответственности за вред, причиненный незаконными действиями органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры или суда.

Российская  Федерация может выступать во внешнем обороте, заключая любые  гражданско-правовые договоры с иностранными контрагентами. Наиболее распространенными являются договоры займа, а также предоставления кредитов. Такие договоры заключаются от имени Правительства РФ. В отдельных случаях внешнеторговые сделки заключаются российскими торговыми представительствами, однако ответственность по ним несет государство.

В качестве субъектов  гражданских правоотношений могут  также выступать субъекты Российской Федерации: республики, края, области, автономная область, автономные округа, города федерального значения. От имени  субъектов Федерации в гражданских правоотношениях могут выступать законодательные собрания, областные думы, президенты, правительства и т.д. Субъекты Федерации осуществляют права собственности на имущество, являющееся собственностью этих субъектов. Субъекты Федерации могут выступать государственными заказчиками в отношениях по поставке товаров для государственных нужд. Возможно участие субъектов Федерации и в других договорных правоотношениях при условии, что они не выходят за рамки своей правоспособности. Субъекты Федерации могут быть также наследниками по завещанию.11

Муниципальными  образованиями являются городские, сельские поселения, иные населенные территории, в пределах которых осуществляется местное самоуправление, имеются  муниципальная собственность, местный  бюджет и выборные органы местного самоуправления. В гражданские правоотношения они вступают через выборные органы местного самоуправления, глав муниципальных образований. Осуществляют правомочия собственника в отношении муниципальной собственности, могут вступать в договорные отношения в раках своих полномочий.

Органы местного самоуправления вправе передавать объекты  муниципальной собственности во временное и постоянное пользование  физическим и юридическим лицам. Сдавать в аренду, отчуждать в  установленном порядке, а также совершать с имуществом, находящимся в муниципальной собственности, иные сделки, определять в договорах условия использования приватизируемых или передаваемых в пользование объектов.

Муниципальные органы вправе выпускать местные  займы и лотереи, получать и выдавать кредиты.

Государство является особым субъектом гражданского права:

· государство участвует  в гражданском обороте не в  своих частных интересах, а для  наиболее эффективного отправления  публичной власти в целях, провозглашенных  его основным законом;

· государство само принимает  законы, которыми должны руководствоваться  все остальные субъекты гражданского права;

· государство пользуется иммунитетом во внешнеэкономической  деятельности, т. е. неподсудностью в  отношениях с иностранными субъектами права.

Особенности правоспособности государства:

· правоспособность государства  является специальной, исходящей из целей, для которых оно существует;

· некоторые элементы гражданской правоспособности могут  принадлежать только государству такие  как государственная монополия на определенные виды деятельности и др.;

· некоторые элементы гражданской правоспособности государству  принадлежать не могут, например, заключение договора коммерческой концессии, выдача банковской гарантии и др.

Особенности дееспособности государства:

· государство участвует  в гражданском обороте не само по себе, а через свои государственные органы, исполняющие функции представителя его интересов в подконтрольных ему сферах деятельности;

· государство участвует  в гражданском обороте не как  единое целое, а как совокупность субъектов разных уровней, независимых  друг от друга: Федерации, ее субъектов и муниципальных образований.12

Непосредственное участие  государства осуществляется путем  вступления в оборот органов государственной  власти, действующих не как юридические  лица, а как законные представители  государства, от его имени и в  пределах их компетенции.

От имени государства  в гражданском обороте согласно ст. 124 ГК могут выступать как исполнительные, так и представительные органы РФ, а также соответствующие им органы государственных и муниципальных  образований. Согласно п. 3 ст. 125 ГК в  случаях и в порядке, предусмотренных законодательством, от имени государства по его специальному поручению могут выступать любые лица — государственные, муниципальные органы, юридические и физические лица.

Опосредованное участие  государства в гражданском обороте осуществляется путем вступления в него созданных государством юридических лиц, действующих от своего имени и приобретающих себе права и обязанности для достижения целей, установленных для них государством в учредительных документах.

Несмотря на формальную самостоятельность таких юридических лиц как субъектов гражданского права, государство, оставаясь собственником их имущества, вправе контролировать их деятельность как через согласование определенных категорий сделок с имуществом, так и через назначение определенных лиц в органы их управления.

Участие государства  как собственника в гражданском  обороте осуществляется через уполномоченные на то государственные органы, посредством  которых оно приобретает, осуществляет и прекращает право собственности  на свое имущество:

· государственные и  муниципальные органы по управлению имуществом во главе с Минимуществом  РФ, которые передают имущество унитарным  предприятиям и контролируют его  использование, вносят имущество в  уставные капиталы хозяйственных обществ, сдают его в аренду и т. п. ;

· государственные и  муниципальные фонды имущества  во главе с Российским фондом имущества  основном получают доходы от сделок с  имуществом.

Допускается участие  государства в любых сделках, кроме тех, которые на него не рассчитаны: оно не может быть потребителем, предпринимателем, наследодателем и т. п. Существуют сделки, стороной которых, как правило, является государство:

· приватизация госимущества;

· финансирование и кредитование капитального строительства предприятий;

· краткосрочная финансовая поддержка для перестройки производства;

· выдача гарантий по обязательствам госзаказчиков продукции для  федеральных нужд;

· сделки по использованию  природных ресурсов, в т. ч. соглашения о разделе продукции;

· эмиссия и обращение  государственных ценных бумаг.13

Государство является субъектом  гражданско-правовой ответственности.

Следует различать договорную и внедоговорную гражданско-правовую ответственность государства.

Согласно ст. 126 ГК в  отношениях по исполнению сделок публичными субъектами действует следующий принцип имущественной ответственности: федерация, ее субъекты, муниципалитеты не отвечают по обязательствам друг друга, а также по обязательствам созданных ими юридических лиц. Исключения из этого правила:

· субсидиарная ответственность федерации по долгам федерального казенного предприятия;

· субсидиарная ответственность  публичных субъектов по долгам созданных  ими учреждений;

· ответственность публичных  субъектов по выданным им гарантиям.14

Внедоговорная ответственность  государства выражается в следующем: согласно ст. 53 Конституции РФ, вред, причиненный лицу в результате незаконных действий государственных органов, в т. ч. издания акта, несоответствующего законодательству, подлежит возмещению из соответствующей казны.

Ответчиком в суде при предъявлении иска о возмещении такого вреда являются Министерство финансов РФ и соответствующие финансовые органы на местах.

Участие государства  во внешнеторговом обороте заключается  в выступлении его в качестве заемщика, кредитора, гаранта, эмитента ценных бумаг при заключении сделок, другой стороной которых является иностранный субъект гражданского права: международная организация, иностранное государство, юридическое или физическое лицо.

Такие сделки от имени  Российской Федерации заключает  Правительство РФ в лице его профильных министерств:

Информация о работе Субъекты гражданского права