Судебная система Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Сентября 2013 в 07:19, контрольная работа

Описание работы

Термин «источник права» содержит в себе два взаимосвязанных аспекта. Во-первых, источник права представляет собой форму выражения правовых норм; во-вторых, под источником права понимается форма придания правилам поведения юридически обязательного характера. Государство может самостоятельно издать правовые нормы, либо санкционировать, придать юридическую силу нормам, созданным с или без его участия.
Определение понятия «источник права» в юридической науке увязывается с проведением его соотношения с другой категорией - «форма права». Большинство ученых отдают предпочтение понятию «источник права»; некоторые высказываются за замену термина «источник права» – «форма права»; третья группа авторов для обозначения соответствующей темы в учебных курсах используют двойное название – «форма (источник) права».

Файлы: 1 файл

Контрольная.docx

— 57.03 Кб (Скачать файл)

Постановления Конституционного Суда Российской Федерации могут выступать источниками конституционного права Российской Федерации. При этом в отечественной правовой науке уже длительное время идёт дискуссия о том, являются ли решения Конституционного Суда нормативными актами, судебными прецедентами, правовыми перитециями и так далее.

 

Один  из крупнейших отечественных исследователей в области источниковедения, Ж. И. Овсепян указывает на то обстоятельство, что «акт отмены законодательного акта, осуществляемый конституционными судами зарубежных стран – это акт нормативного характера, стоящий выше отменяемого закона. Бесспорно, однако, что они близки к Конституции и по их юридической силе тождественны конституционным законам, являясь их нетрадиционной разновидностью».

В целом можно согласиться с приведенным мнением, но, при этом окончательно определить юридическую силу решений Конституционного Суда Российской Федерации как меньшую, нежели у конституционных законов, но большую, чем у федеральных нормативных актов нельзя.

Относительно  же актов Конституционного Суда Российской Федерации по абстрактному толкованию Конституции Российской Федерации, они, безусловно, являются источниками конституционного права России. Наглядно это подтверждает Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 11 декабря 1998 г. N 28-П «По делу о толковании положений части 4 статьи 111 Конституции Российской Федерации».  Благодаря этому Постановлению была легитимирована (узаконена) практика представления Президентом Российской Федерации несколько раз одной и той же кандидатуры на должность Председателя Правительства Российской Федерации в Государственную Думу  Российской Федерации. Между тем в части 4 статьи 111 употребляется понятие «кандидатур» (во множественном числе), таким образом, именно Постановление Конституционного Суда Российской Федерации о толковании данной статьи Конституции фактически вводит новое правило поведения.

Решения Конституционного Суда в строгом  смысле не обладают нормативностью, и  хотя в этих решения возможно обнаружить признаки таковой, имеют место и признаки, затрудняющие отнесение решений Конституционного Суда Российской Федерации к нормативным актам.

Решения Конституционного Суда Российской Федерации по своей юридической силе превосходят федеральные нормативные акты, хотя, безусловно, в случае частичной отмены акта становятся в определенном смысле частью его содержания.

Акты  Конституционного Суда Российской Федерации, не являясь в строгом смысле нормативными актами, не являясь при этом и  судебными прецедентами, выступают  источником конституционного права  России в случаях признания нормативных  актов противоречащими Конституции  Российской Федерации, в случае абстрактного толкования (не в связи с конкретным делом) Конституции Российской Федерации и установлении конституционно-правового смысла федеральных законов.

Решения конституционного (уставного) суда субъекта Российской Федерации являются источниками  особого рода для отрасли российского  конституционного права, сила их решения  распространяется на нормативные акты соответствующего субъекта. Решения  конституционного (уставного) суда субъекта Российской Федерации не являются ни нормативными актами, ни судебными  прецедентами. По юридической силе они превосходят законы субъектов  РФ.

Акты Конституционного Суда РФ могут выступать источниками конституционного права РФ. При этом в отечественной правовой науке уже длительное время идёт дискуссия о том, являются ли решения Конституционного Суда нормативными актами, судебными прецедентами, правовыми преюдициями и т.д.

 

Акт отмены Конституционным Судом законодательного акта, осуществляемый конституционными судами зарубежных стран - это акт нормативного характера, стоящий выше отменяемого закона. Бесспорно, однако, что они близки к Конституции и по их юридической силе тождественны конституционным законам, являясь их нетрадиционной разновидностью. Исходя из этого можно определить юридическую силу решений Конституционного Суда РФ как меньшую, нежели у конституционных законов, но большую, чем у федеральных нормативных актов.

 

Относительно же актов Конституционного Суда РФ по абстрактному толкованию Конституции РФ отметим, что они, безусловно, являются источниками конституционного права России. Наглядно это подтверждает знаменитое Постановление Конституционного Суда РФ от 11 декабря 1998 г. N 28-П "По делу о толковании положений части 4 статьи 111 Конституции Российской Федерации". Благодаря этому Постановлению была легитимирована практика представления Президентом РФ несколько раз одной и той же кандидатуры на должность Председателя Правительства РФ в Государственную Думу Российской Федерации. Между тем в ч. 4 ст. 111 употребляется понятие "кандидатур" (во множественном числе), таким образом, именно Постановление Конституционного Суда РФ о толковании данной статьи Конституции фактически вводит новое правило поведения.

 

Решения Конституционного Суда в строгом смысле не обладают нормативностью, и хотя в них возможно обнаружить признаки таковой, имеют место и признаки, затрудняющие отнесение решений Конституционного Суда РФ к нормативным актам.

 

Решения Конституционного Суда РФ по своей юридической силе превосходят федеральные нормативные акты, хотя, безусловно, в случае частичной отмены акта становятся в определенном смысле частью его содержания.

 

Акты Конституционного Суда Российской Федерации, не являясь в строгом смысле нормативными актами, не являясь при этом и судебными прецедентами, выступают источником конституционного права России в случаях признания нормативных актов противоречащими Конституции РФ, в случае абстрактного толкования (не в связи с конкретным делом) Конституции РФ и установлении конституционно-правового смысла федеральных законов.

Контрольное задание

 

Подготовьте тестовое задание, состоящее  из 10 вопросов. Цель задания – проверка знания источников конституционного права. По каждому вопросу может быть предложено не более 3-х вариантов  ответов, один из которых  -  правильный. Ключ к тесту оформите отдельно.

 

 

  1. Конституция – это:

 

  • это Основной закон государства, закрепляющий основы общественного и государственного устройства

 

  • это Основной закон, закрепляющий классовую  сущность государства

 

  • это Основной закон, определяющий правовое положение личности

 

  • это Основной закон, закрепляющие систему государственных органов

 

 

  1. Верховенство, принцип прямого действия и особая правовая охрана это:
  • основные  функции Конституции РФ;
  • основные принципы Конституции РФ;
  • указывает на особую юридическую силу Конституции РФ.

 

  1. Высший нормативный правовой акт Российской Федерации это:
  • Конституция  РФ.
  • Уголовно процессуальный кодекс РФ.
  • Гражданский кодекс РФ.

 

  1. В каком году вступила в силу конституция  РФ?
  • 1991
  • 1992
  • 1993

 

  1.   Над  какими  нормативными  правовыми  актами  Конституция   Российской

Федерации обладает верховенством?

  • международными  договорами  Российской  Федерации,  актами  органов  госу-

дарственной власти субъектов Федерации, актами органов местного самоуправления;

  • международными  договорами  Российской Федерации,  законами  и подзакон-

ными актами федерального законодательства, актами органов местного самоуправления;

  • законами и подзаконными актами федерального законодательства, актами органов

государственной власти субъектов федерации, актами органов местного самоуправления.

 

  1. Какой  день  считается  днем  вступления  в  силу  Конституции  Российской 

Федерации?

  • день её официального опубликования по результатам всенародного голосования;
  • день всенародного голосования 12 декабря 1993 г.;
  • день, когда Центральная избирательная комиссия Российской Федерации об-

народовала итоги всенародного голосования.

 

  1. На основании какого акта вносятся изменения в ст. 65 Конституции Россий-

ской Федерации, определяющие состав Российской Федерации?

  • Указа Президента Российской Федерации;
  • федерального конституционного закона о принятии в Российскую Федерацию

и образовании в её составе нового субъекта;

  • федерального закона о принятии в Российскую Федерацию и образовании в её

составе нового субъекта.

 

  1. Каким  органом может быть  принята новая Конституция Российской 

Федерации?

  •   Конституционным Собранием, народом путем всенародного голосования;
  • народом путем всенародного голосования, Государственной Думой;
  • Конституционным Собранием, Федеральным Собранием.

 

  1. Кто является высшей ценностью в российском государстве по Конституции 

Российской Федерации?

  •   Президент Российской Федерации:
  •   человек, его права и свободы;
  •   многонациональный народ Российской Федерации.

 

  1. Какой  государственный режим закреплен Конституцией  Российской 

Федерации?

  • авторитарный; 
  • республиканский;
  • демократический.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ключ к тесту:

    1. 2-3. 3-1. 4-3. 5-3. 6-1. 7-1. 8-1. 9-2. 10-3.

Информация о работе Судебная система Российской Федерации