Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2014 в 17:20, курсовая работа
Объект исследования – нормы российского законодательства, регулирующие организацию судебной власти.
Предмет исследования – судебная власть в России.
Цель работы - на основе теоретических работ и законодательства исследовать понятие и порядок организации судебной власти в России; рассмотреть историю развития судебной власти в России; раскрыть понятие и признаки судебной власти в России, обозначить перспективы развития судебной власти в России.
Судебная инстанция - суд или его структурное подразделение, выполняющие конкретную функцию по рассмотрению и разрешению судебных дел в определенных законодательством Российской Федерации в порядке и очередности.
На инстанции суды разделяются в зависимости от процессуальной компетенции, при которой один суд - вышестоящий - имеет право проверять решения нижестоящего и в случае их необоснованности и незаконности изменять и отменять эти решения. Итак, судебной инстанцией считается суд (или его структурное подразделение), выполняющий конкретную судебную функцию, связанную с разрешением судебных дел (принятие решения по существу дела, проверка законности и обоснованности решения, вступившего или не вступившего в законную силу).
В соответствии с
процессуальной компетенцией
В суде первой инстанции дело слушается по существу, исследуются доказательства, и выносится решение именем государства.
При рассмотрении гражданских и уголовных дел судами первой инстанции могут быть почти все суды в пределах предоставленных им полномочий. Исключение - федеральные арбитражные суды округов. Основное количество уголовных и гражданских дел по первой инстанции рассматривают районные суды. Наиболее сложные или особого общественного значения судебные дела рассматривают по существу вышестоящие суды вплоть до Верховного Суда Российской Федерации (ст.38 УПК РФ). Принять дело к производству Верховный Суд РФ может как по собственной инициативе, так и по инициативе Генерального прокурора РФ при наличии ходатайства обвиняемого.
Процесс разбирательства дела заключается в анализе судьей (судьями, народными заседателями, присяжными) доказательств и установлении истины.
В результате разбирательства по уголовному делу суд выносит приговор, а по гражданскому делу - решения, которые не могут быть ни изменены, ни отменены этим судом.
Суд второй(кассационной) инстанции при зван проверять законность, обоснованность и справедливость приго воров и других судебных решений, как правило, не вступивших в законную силу.
Кассационное разбирательство дела возможно только на основе кассационной жалобы или кассационного протеста.
Суд кассационной инстанции
рассматривает дело в составе
трех постоянных судей (один из
них председательствующий). Если
при кассационном рассмотрении
дела будет установлено, что выводы
суда первой инстанции, изложенные
в приговоре или решении, не
соответствуют фактическим
Суд второй инстанции по результатам кассационного разбирательства дела выносит определение, которое вступает в силу немедленно и не подлежит обжалованию и опротестованию в кассационном порядке. Оно может быть опротестовано лишь в порядке надзора.
Разбирательство дела:12
Таким образом, кассационная инстанция не решает дела по существу и в этом смысле не может подменять суд первой инстанции. Отменяя или изменяя приговор (решение) при наличии к тому оснований, кассационная инстанция указывает в определении на ошибки, допущенные нижестоящим судом, приводит доводы в обоснование своего решения.
Суд надзорной инстанции проверяет законность и обоснованность вступивших в законную силу решений, приговоров, определений и постановлений судов первой, кассационной и нижестоящей надзорной инстанции. Пересмотр дел в порядке надзора осуществляется в президиумах судов субъектов Российской Федерации, в судебных коллегиях по гражданским и уголовным делам, в Военной коллегии, в Президиуме Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации. 13
Исключение составляет рассмотрение дел по административным правонарушениям, в которых Верховный Суд РФ является следующей надзорной инстанций по отношению к верховным судам республик, краевым, областным судам, судам городов федерального значения, судам автономной области, которые сохранили полномочия по первичному рассмотрению надзорных жалоб и представлений (статья 30.13. Кодекса РФ об административных правонарушениях ).
Суд надзорной инстанции проверяет законность в различных формах :
Пересмотр в порядке надзора вступивших в законную силу приговора, определения и постановления суда допускается лишь по протесту того прокурора, председателя суда и их заместителей, которым это право предоставлено законом.
Дистанционная взаимосвязь судов исключает подчинение одних судов другим (несмотря на термины "вышестоящий" и "нижестоящий"). В законе четко обозначены границы компетенции судов кассационной и надзорной инстанций. Суд вышестоящей инстанции может отменить приговор, но не вправе дать указания о квалификации содеянного, о мере наказания, об оценке доказательств, характере решения.
В заключение проведенного исследования подведу ряд обобщающих выводов.
Анализ Закона о Судебной системе Российской Федерации и других законов о судоустройстве позволяет выдвинуть и обосновать ряд особенностей судебной власти, в частности:
На современном этапе судебная власть регулируется достаточно большим количеством нормативно-правовых актов, но, все же, по мнению большинства исследователей, остается слабым местом Российского государства.
Согласно Конституции Российской Федерации, судебная власть в России является трехзвенной. Высшими судебными органами являются Верховный суд РФ, Высший Арбитражный Суд, Конституционный Суд.
Верховный суд является высшим судебным органом по гражданским, уголовным, административным и иным делам.
Высший Арбитражный Суд РФ является высшим судебным органом по разрешению экономических споров.
Конституционный Суд призван осуществлять контроль над всеми государственными органами в РФ.
Нормативно-правовые акты:
1. Федеральный конституционный закон РФ "О конституционном Суде РФ" от 21 июля 1994 года (в редакции от 08.02.2001 № 1 ФКЗ);
2. Конституция РФ 12 декабря 1993 года
1 Воронцова С.А. Правоохранительные органы и спецслужбы РФ. История и современность. – Ростов н/Д: Феникс, 2003.
2 Божьев В.П. Правоохранительные органы РФ: Учеб. – М.: Спарк, 2005.
3 Воронцова С.А. Правоохранительные органы и спецслужбы РФ. История и современность. – Ростов н/Д: Феникс, 2003.
4 Божьев В.П. Правоохранительные органы РФ: Учеб. – М.: Спарк, 2005.
5 Божьев В.П. Правоохранительные органы РФ: Учеб. – М.: Спарк, 2005.
6 Антонов В.В. Справочник по арбитражному процессу. – Новосибирск: ЮКЭА, 2004.
7 Ведерникова О.Н., Ершов В.В., Судебная система России, М., 2003
8 Антонов В.В. Справочник по арбитражному процессу. – Новосибирск: ЮКЭА, 2004.
9 Антонов В.В. Справочник по арбитражному процессу. – Новосибирск: ЮКЭА, 2004.
10 Кудрявцев Ю.В. Конституционный Суд России: опыт, проблемы // Государство и право, 2003, № 4
11 Ведерникова О.Н., Ершов В.В., Судебная система России, М., 2003
12 Божьев В.П. Правоохранительные органы РФ: Учеб. – М.: Спарк, 2005.
13 Божьев В.П. Правоохранительные органы РФ: Учеб. – М.: Спарк, 2005.