Судебная защита

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2013 в 12:07, контрольная работа

Описание работы

Перед наукой конституционного права стоят задачи по выработке правовых и организационных механизмов реализации принципов, составляющих основы конституционного строя России, демократической организации и функционирования государства, поиска эффективных механизмов защиты и восстановления прав и свобод человека и гражданина, усилению значения их юридических форм. Это во многом актуализирует исследование конституционной природы судебной защиты, конституционно-правовых основ ее осуществления и места конституционно-установленном механизме гарантирования прав и свобод.
Целью контрольной работы является изучение особенностей судебной защиты прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 2
1. СУДЕБНАЯ ЗАЩИТА ПРАВ И СВОБОД 4
2. СУД КАК ГАРАНТ ЗАЩИТЫ ПРАВ, СВОБОД И ОХРАНЯЕМЫХ ЗАКОНОМ ИНТЕРЕСОВ ГРАЖДАН 11
3. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СРЕДСТВ ПРАВОВОЙ ЗАЩИТЫ ПРАВ, СВОБОД И ОХРАНЯЕМЫХ ЗАКОНОМ ИНТЕРЕСОВ В ГРАЖДАНСКОМ ПРОЦЕССЕ 14
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 18
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 19

Файлы: 1 файл

судебная защита.docx

— 40.64 Кб (Скачать файл)

Глава XII ФКЗ «О КС РФ»  носит название «Рассмотрение дел  о конституционности законов по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан». Пять статей закона (ст.ст. 96-100) раскрывают порядок и особенности конституционного судопроизводства по данным делам.

Прежде чем обратиться к рассмотрению порядка конституционного судопроизводства, взглянем на статистику (обзор) обращений граждан в КС по жалобам на нарушение конституционных  прав и свобод. Как видно из представленных данных[13], за десятилетний период (1995-2004гг.) обращений было достаточно много, но до 97% их откланяется из-за неподведомственности Конституционному Суду поставленных в  них вопросов или из-за несоответствия требованиям Закона о Конституционном  Суде, согласно которым обращение  может быть признано допустимым. Критериям  подведомственности и допустимости обращений отвечают лишь до 3% поступающих  жалоб[14]. Поэтому реально в суде рассматривается не так много  дел – максимум несколько десятков в год. Предстоит весьма сложный  и длительный процесс освоения нового права, прежде чем механизм защиты прав и свобод заработает более эффективно.

  1. СУД КАК ГАРАНТ ЗАЩИТЫ ПРАВ, СВОБОД И ОХРАНЯЕМЫХ ЗАКОНОМ ИНТЕРЕСОВ ГРАЖДАН

 

Главной задачей судебной власти, основным содержанием реализуемой  ею судебной защиты является юридическое  противостояние посягательствам на конституционные права и свободы  человека и гражданина. Правосудие в Российской Федерации осуществляется только судом (ч.1 ст.118 Конституции РФ), перед которым, как и перед законом, все равны (ч.1 ст.19 Конституции РФ). Защита судом прав и свобод человека и гражданина может осуществляться при том неукоснительном обстоятельстве, что суд как орган власти реализует только законно установленные для него функции, не подменяя другие органы власти и не вторгаясь в сферу их полномочий.

В соответствии с Конституцией РФ (ч.2 ст.118), судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства. Такая специализация  способствует достижению адекватности судебной защиты нарушенного права  и законного интереса человека и  гражданина, дает дополнительные гарантии справедливого правосудия.

Усиление потребности  в судебной защите закономерно вытекает из усложнения характера и структуры  экономических отношений, многоукладности  экономики, значительного увеличения числа граждан, располагающих собственностью и нуждающихся в ее правовой защите[1]. Востребован, однако, не просто суд, а  суд сильный, авторитетный, самостоятельный  – реальный гарант и защитник прав и свобод человека и гражданина. Слабая защита «лишь сеет иллюзии, рождает  недоумение и озлобленность, дискредитирует самую идею обращения к суду за помощью»[2].

Е.А. Лукашева относит суды к традиционным институтам защиты, но это вовсе не значит, что суды не нуждаются в улучшении своих  механизмов и процедур. Вместе с тем даже несовершенные юридические механизмы дают человеку больше оснований для защиты прав и интересов, чем полное их отсутствие.

Конституционно гарантированная  судебная защита основывается на принадлежности функции правосудия только суду, которая  не может быть подменена функциями  никаких других органов государственной  власти[3]. Вместе с тем судебная защита – лишь разновидность государственной  защиты прав и свобод личности.

Тенденция специализации, доминирующая в мире, обусловлена разнообразием  человеческой деятельности. И Россия, в которой наряду с судами общей  юрисдикции действуют конституционная  и арбитражная юстиция, продвигается по пути специализации судебной деятельности. В рамках системы судов общей  юрисдикции функционируют относительно самостоятельные военные суды[4]. Идет дискуссия о создании иных специализированных судов: административных, ювенальных, трудовых, земельных и т.п. Государственной  Думой Федерального Собрания РФ был  принят проект федерального закона «О федеральных административных судах  в Российской Федерации», внесенный  в порядке реализации права законодательной  инициативы Верховным Судом РФ в  соответствии с ч.1 ст.104 Конституции  РФ. Цель названного законопроекта  – формирование в судебной системе  России подсистемы судов, специализирующихся на рассмотрении дел, вытекающих из административных правоотношений.

Согласно проекту закона, к подведомственности административных судов, образованных в системе судов  общей юрисдикции, предлагается отнести  рассматриваемые в настоящее  время различными судами дела об оспаривании  нормативных и ненормативных  правовых актов органов государственной  власти и местного самоуправления, решений и действий избирательных  комиссий, дела по разрешению споров между  органами государственной власти различных  уровней, о приостановлении и  прекращении деятельности общественных объединений и другие дела административного характера.

Однако до сегодняшнего дня  вопрос об административной юстиции  в России остается открытым. Процесс  становления административной юстиции  в России тормозится невнятностью концепции  и организационных форм административных судов, процессуальной сложностью и  спецификой производства по административным спорам, огромной ресурсоемкостью административных судов[5].

Названные проблемы требуют  разрешения. Введением института  административной юстиции будет  сделан реальный шаг в обеспечении  и защите права граждан на участие  в управлении делами государства. «Административно-судное дело имеется во всех тех случаях, когда речь идет о правомерности  действий администрации и именно – о предоставлении, признании, лишении  или осуществлении какого-либо права, не предоставленных усмотрению администрации»[6].

Административная и конституционная  юстиция являются неотъемлемой частью системы защиты человека от произвола  государства, поскольку именно этот вид судебных органов призван  реализовывать полномочия в сфере  споров «человек против власти». Это  обусловливает идею о создании судов, специализирующихся на рассмотрении дел, вытекающих из административных правоотношений, в системе Конституционного Суда РФ.

Возможность споров граждан  с публичной властью – фактор, обеспечивающий самостоятельность  и независимость судебной власти, и известный противовес в системе  «разделения властей», где сегодня  очевидны пробелы в выравнивании силы различных ветвей государственной  власти с помощью системы сдержек  и противовесов.

    1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СРЕДСТВ ПРАВОВОЙ ЗАЩИТЫ ПРАВ, СВОБОД И ОХРАНЯЕМЫХ ЗАКОНОМ ИНТЕРЕСОВ В ГРАЖДАНСКОМ ПРОЦЕССЕ

Справедливый судебный процесс  предполагает эффективность, доступность  судебной защиты для тех, кто в  ней нуждается.

В соответствии со статьей 13 Европейской Конвенции и статьями 45 и 46 Конституции Российская Федерация гарантирует "эффективные средства правовой защиты перед государственными органами" любому лицу, чьи права и свободы, изложенные как в самой Конституции, так и в иных законах и даже подзаконных актах, были нарушены по российскому процессуальному праву важнейшим средством правовой защиты выступает иск, а государственным органом, который, прежде всего, должен предоставить такую защиту, является суд. Иск есть то правовое средство, с помощью которого возбуждается деятельность суда по защите нарушенного или оспариваемого права и охраняемого законом интереса. Иск, как ходатайство заинтересованного лица (истца) об оказании правовой защиты, определяет содержание процессуальных действий и суда, и лица, обратившегося с иском, и того лица, против которого он был заявлен (ответчика) по конкретному гражданскому делу Процессуальный порядок, в рамках которого протекает эта деятельность, носит название искового судопроизводства

В порядке искового судопроизводства рассматриваются дела частноправового (гражданско-правового) характера: дела, возникающие из семейных, трудовых, гражданских и иных правоотношений, если хотя бы одной из сторон является гражданин.

Суд приступает к рассмотрению гражданского дела не иначе, как по заявлению заинтересованного лица (ст.3 ст.126(п.5)ГПК РСФСР). Однако в случаях, предусмотренных законом, судопроизводство может быть возбуждено иском лиц, действующих в защиту прав, свобод и интересов других лиц по их просьбе или оспариваемых прав, свобод и законных интересов неопределённого круга лиц, в том числе государственного органа, органа местного самоуправления организации и отдельного гражданина (ст.ст.4, 42 ГПК).Прокурор имеет право обратиться в суд с заявлением в защиту прав других лиц, если этого требует охрана государственных или общественных интересов или прав и охраняемых законом интересов граждан (ст.ст.4 и 41 ГПК)

Предъявление иска производится путём подачи искового заявления, представляющего  собой ходатайство заинтересованного  лица о защите его субъективных прав, свобод и охраняемых законом интересов. Оно должно быть составлено в письменной форме, и содержать необходимые реквизиты (ст.126ГПК). Порядок обращения заинтересованного лица в суд за защитой нарушенного или оспариваемого права или охраняемого законом интереса устанавливается законом. Отказ от права на обращение в суд недействителен (ст.3ГПК). Это означает, что если, например, между родителями несовершеннолетнего заключено соглашение о том, что один из них освобождается от уплаты алиментов в случае раздельного проживания, то подобная договорённость не преграждает возможности, при наличии спора, обращения в суд другого родителя с иском о взыскании средств на содержание ребёнка. Указание в договоре об отказе в разрешении в судебном порядке гражданско-правового спора, который может возникнуть при исполнении договора, не лишает заинтересованное лицо права на судебную защиту

Судья не вправе отказать в  принятии от заинтересованного лица искового заявления по мотиву необоснованности его требования. Вне зависимости от того, обоснован ли предъявленный истцом иск или нет, он является предпосылкой для вынесения судом соответствующего решения по делу. Через решение суда истец получает соответствующую правовую защиту в суде при удовлетворении иска либо отказ в правовой защите, путём отказа в иске

Другим средством правовой защиты прав и свобод граждан в  области гражданского процесса выступает  жалоба либо заявление, путём предъявления, которых возбуждается производство по делам, возникающим из административно-правовых (публично-правовых) отношений: здесь  идёт речь о защите субъективных публичных  прав. В порядке данного судопроизводства рассматриваются: дела о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ; дела по жалобам на действия государственных органов и должностных лиц в связи с наложением административных взысканий; дела по жалобам на действия государственных органов, общественных организаций и должностных лиц, нарушающих права и свободы граждан; дела об оспаривании нормативных правовых актов. Следует иметь в виду, что суд может рассматривать и другие дела, связанные с оценкой судом правомерности действий и актов исполнительной власти и местного самоуправления (ст.231ГПК).Существование этого вида судопроизводства и его интенсивное развитие в последнее время обусловлено идеей расширения судебного контроля в сфере государственного управления

Действующий ГПК РСФСР  предусматривает для граждан  ещё одно правовое средство защиты - заявление либо жалоба по делам, в  которых отсутствует сор о  праве. В данных случаях суд защищает охраняемые законом интересы граждан и организаций, устанавливая судебным решением определённые юридические факты, правовое состояние лица, а также наличие или отсутствие бесспорных прав, для подтверждения которых требуется судебное решение. Эти дела в силу своей специфики выделены в особое производство (ст.245ГПК)

Наряду с видами судопроизводства, в которых разбирательство дела происходит по существу, в гражданском  процессе появилось приказное производство, в рамках которого дело практически не рассматривается; судья санкционирует - путём выдачи судебного приказа, вынесенного по заявлению кредитора - взыскание денежных средств или передачу движимого имущества на основании относительно бесспорных доказательств (гл.11ГПК). Приказное производство является одной из форм ускоренного разрешения дел, возникающих в гражданском обороте, выступая в качестве своеобразного института гражданского процесса

Возможность выбора заинтересованным лицом наиболее удобной судебной процедуры (в пределах предоставленных  процессуальным законом) - один из путей  обеспечения доступности правосудия и права на справедливый процесс.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Конституционный суд РФ –  это судебный орган конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющий судебную власть посредством  конституционного судопроизводства Полномочия, порядок образования и деятельности Конституционного Суда РФ устанавливаются  Конституцией РФ (ст.125), Федеральным  конституционным законом от 21 июля 1994 г. N 1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации» (с изменениями от 8 февраля, 15 декабря 2001 г., 7 июня 2004 г., 5 апреля 2005 г.). Конституционный Суд Российской Федерации состоит из девятнадцати судей, назначаемых на должность Советом Федерации по представлению Президента Российской Федерации. Для осуществления своей деятельности необходимо наличие в его составе не менее трех четвертей от общего числа судей (ст.4 ФКЗ «О Конституционном суде РФ»).

Права человека – главный  критерий деятельности Конституционного Суда, который во многом имеет универсальное  значение и оказывает влияние  практически на каждое решение о  проверке конституционности тех  или иных актов.

Законодатель наделил  Конституционный Суд рядом новых  важных полномочий. К их числу относятся  следующие: право осуществлять толкование Конституции; рассматривать индивидуальные и коллективные жалобы граждан или  их объединений о нарушении прав и свобод; рассматривать запросы  судов о соответствии Конституции  законов, подлежащих применению в конкретном деле.

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

1 .Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г. // Российская Газета – 25 декабря – 1993г.

 

2. Всеобщая декларация прав человека (принята на третьей сессии Генеральной Ассамблеи ООН резолюцией 217 А (III) от 10 декабря 1948 г.) //Российская газета - 10 декабря 1998 г.

Информация о работе Судебная защита