Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2013 в 12:07, контрольная работа
Перед наукой конституционного права стоят задачи по выработке правовых и организационных механизмов реализации принципов, составляющих основы конституционного строя России, демократической организации и функционирования государства, поиска эффективных механизмов защиты и восстановления прав и свобод человека и гражданина, усилению значения их юридических форм. Это во многом актуализирует исследование конституционной природы судебной защиты, конституционно-правовых основ ее осуществления и места конституционно-установленном механизме гарантирования прав и свобод.
Целью контрольной работы является изучение особенностей судебной защиты прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации.
ВВЕДЕНИЕ 2
1. СУДЕБНАЯ ЗАЩИТА ПРАВ И СВОБОД 4
2. СУД КАК ГАРАНТ ЗАЩИТЫ ПРАВ, СВОБОД И ОХРАНЯЕМЫХ ЗАКОНОМ ИНТЕРЕСОВ ГРАЖДАН 11
3. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СРЕДСТВ ПРАВОВОЙ ЗАЩИТЫ ПРАВ, СВОБОД И ОХРАНЯЕМЫХ ЗАКОНОМ ИНТЕРЕСОВ В ГРАЖДАНСКОМ ПРОЦЕССЕ 14
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 18
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 19
Глава XII ФКЗ «О КС РФ» носит название «Рассмотрение дел о конституционности законов по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан». Пять статей закона (ст.ст. 96-100) раскрывают порядок и особенности конституционного судопроизводства по данным делам.
Прежде чем обратиться к рассмотрению порядка конституционного судопроизводства, взглянем на статистику (обзор) обращений граждан в КС по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод. Как видно из представленных данных[13], за десятилетний период (1995-2004гг.) обращений было достаточно много, но до 97% их откланяется из-за неподведомственности Конституционному Суду поставленных в них вопросов или из-за несоответствия требованиям Закона о Конституционном Суде, согласно которым обращение может быть признано допустимым. Критериям подведомственности и допустимости обращений отвечают лишь до 3% поступающих жалоб[14]. Поэтому реально в суде рассматривается не так много дел – максимум несколько десятков в год. Предстоит весьма сложный и длительный процесс освоения нового права, прежде чем механизм защиты прав и свобод заработает более эффективно.
Главной задачей судебной
власти, основным содержанием реализуемой
ею судебной защиты является юридическое
противостояние посягательствам на
конституционные права и
В соответствии с Конституцией РФ (ч.2 ст.118), судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства. Такая специализация способствует достижению адекватности судебной защиты нарушенного права и законного интереса человека и гражданина, дает дополнительные гарантии справедливого правосудия.
Усиление потребности в судебной защите закономерно вытекает из усложнения характера и структуры экономических отношений, многоукладности экономики, значительного увеличения числа граждан, располагающих собственностью и нуждающихся в ее правовой защите[1]. Востребован, однако, не просто суд, а суд сильный, авторитетный, самостоятельный – реальный гарант и защитник прав и свобод человека и гражданина. Слабая защита «лишь сеет иллюзии, рождает недоумение и озлобленность, дискредитирует самую идею обращения к суду за помощью»[2].
Е.А. Лукашева относит суды к традиционным институтам защиты, но это вовсе не значит, что суды не нуждаются в улучшении своих механизмов и процедур. Вместе с тем даже несовершенные юридические механизмы дают человеку больше оснований для защиты прав и интересов, чем полное их отсутствие.
Конституционно
Тенденция специализации, доминирующая
в мире, обусловлена разнообразием
человеческой деятельности. И Россия,
в которой наряду с судами общей
юрисдикции действуют конституционная
и арбитражная юстиция, продвигается
по пути специализации судебной деятельности.
В рамках системы судов общей
юрисдикции функционируют относительно
самостоятельные военные суды[
Согласно проекту закона, к подведомственности административных судов, образованных в системе судов общей юрисдикции, предлагается отнести рассматриваемые в настоящее время различными судами дела об оспаривании нормативных и ненормативных правовых актов органов государственной власти и местного самоуправления, решений и действий избирательных комиссий, дела по разрешению споров между органами государственной власти различных уровней, о приостановлении и прекращении деятельности общественных объединений и другие дела административного характера.
Однако до сегодняшнего дня
вопрос об административной юстиции
в России остается открытым. Процесс
становления административной юстиции
в России тормозится невнятностью концепции
и организационных форм административных
судов, процессуальной сложностью и
спецификой производства по административным
спорам, огромной ресурсоемкостью
Названные проблемы требуют разрешения. Введением института административной юстиции будет сделан реальный шаг в обеспечении и защите права граждан на участие в управлении делами государства. «Административно-судное дело имеется во всех тех случаях, когда речь идет о правомерности действий администрации и именно – о предоставлении, признании, лишении или осуществлении какого-либо права, не предоставленных усмотрению администрации»[6].
Административная и
Возможность споров граждан с публичной властью – фактор, обеспечивающий самостоятельность и независимость судебной власти, и известный противовес в системе «разделения властей», где сегодня очевидны пробелы в выравнивании силы различных ветвей государственной власти с помощью системы сдержек и противовесов.
Справедливый судебный процесс предполагает эффективность, доступность судебной защиты для тех, кто в ней нуждается.
В соответствии со статьей 13 Европейской Конвенции и статьями 45 и 46 Конституции Российская Федерация гарантирует "эффективные средства правовой защиты перед государственными органами" любому лицу, чьи права и свободы, изложенные как в самой Конституции, так и в иных законах и даже подзаконных актах, были нарушены по российскому процессуальному праву важнейшим средством правовой защиты выступает иск, а государственным органом, который, прежде всего, должен предоставить такую защиту, является суд. Иск есть то правовое средство, с помощью которого возбуждается деятельность суда по защите нарушенного или оспариваемого права и охраняемого законом интереса. Иск, как ходатайство заинтересованного лица (истца) об оказании правовой защиты, определяет содержание процессуальных действий и суда, и лица, обратившегося с иском, и того лица, против которого он был заявлен (ответчика) по конкретному гражданскому делу Процессуальный порядок, в рамках которого протекает эта деятельность, носит название искового судопроизводства
В порядке искового судопроизводства рассматриваются дела частноправового (гражданско-правового) характера: дела, возникающие из семейных, трудовых, гражданских и иных правоотношений, если хотя бы одной из сторон является гражданин.
Суд приступает к рассмотрению
гражданского дела не иначе, как по
заявлению заинтересованного
Предъявление иска производится
путём подачи искового заявления, представляющего
собой ходатайство
Судья не вправе отказать в принятии от заинтересованного лица искового заявления по мотиву необоснованности его требования. Вне зависимости от того, обоснован ли предъявленный истцом иск или нет, он является предпосылкой для вынесения судом соответствующего решения по делу. Через решение суда истец получает соответствующую правовую защиту в суде при удовлетворении иска либо отказ в правовой защите, путём отказа в иске
Другим средством правовой защиты прав и свобод граждан в области гражданского процесса выступает жалоба либо заявление, путём предъявления, которых возбуждается производство по делам, возникающим из административно-правовых (публично-правовых) отношений: здесь идёт речь о защите субъективных публичных прав. В порядке данного судопроизводства рассматриваются: дела о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ; дела по жалобам на действия государственных органов и должностных лиц в связи с наложением административных взысканий; дела по жалобам на действия государственных органов, общественных организаций и должностных лиц, нарушающих права и свободы граждан; дела об оспаривании нормативных правовых актов. Следует иметь в виду, что суд может рассматривать и другие дела, связанные с оценкой судом правомерности действий и актов исполнительной власти и местного самоуправления (ст.231ГПК).Существование этого вида судопроизводства и его интенсивное развитие в последнее время обусловлено идеей расширения судебного контроля в сфере государственного управления
Действующий ГПК РСФСР предусматривает для граждан ещё одно правовое средство защиты - заявление либо жалоба по делам, в которых отсутствует сор о праве. В данных случаях суд защищает охраняемые законом интересы граждан и организаций, устанавливая судебным решением определённые юридические факты, правовое состояние лица, а также наличие или отсутствие бесспорных прав, для подтверждения которых требуется судебное решение. Эти дела в силу своей специфики выделены в особое производство (ст.245ГПК)
Наряду с видами судопроизводства,
в которых разбирательство дела
происходит по существу, в гражданском
процессе появилось приказное
Возможность выбора заинтересованным
лицом наиболее удобной судебной
процедуры (в пределах предоставленных
процессуальным законом) - один из путей
обеспечения доступности
Конституционный суд РФ –
это судебный орган конституционного
контроля, самостоятельно и независимо
осуществляющий судебную власть посредством
конституционного судопроизводства Полномочия,
порядок образования и
Права человека – главный критерий деятельности Конституционного Суда, который во многом имеет универсальное значение и оказывает влияние практически на каждое решение о проверке конституционности тех или иных актов.
Законодатель наделил
Конституционный Суд рядом
1 .Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г. // Российская Газета – 25 декабря – 1993г.
2. Всеобщая декларация прав человека (принята на третьей сессии Генеральной Ассамблеи ООН резолюцией 217 А (III) от 10 декабря 1948 г.) //Российская газета - 10 декабря 1998 г.