Судопроизводство по законам XII таблиц

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2014 в 22:04, контрольная работа

Описание работы

Задание 1
Дайте характеристику структуры гражданского правоотношения.

Гражданское правоотношение — следствие действия права как социального и государственного института, общественное отношение, урегулированное нормами права, участники которого, выступая как юридически равные субъекты, свободно приобретают соответствующие права и вынуждены исполнять вытекающие из них обязанности.
По своей структуре гражданское правоотношение включает в себя следующие элементы: субъекты, объекты и содержание. Рассмотрим каждый из элементов.

Файлы: 1 файл

Гражданское право.doc

— 114.50 Кб (Скачать файл)

 


 


Содержание

 

 

 

 

Задание 1

Дайте характеристику структуры гражданского правоотношения.

 

Гражданское правоотношение — следствие действия права как социального и государственного института, общественное отношение, урегулированное нормами права, участники которого, выступая как юридически равные субъекты, свободно приобретают соответствующие права и вынуждены исполнять вытекающие из них обязанности. 

По своей структуре гражданское правоотношение включает в себя следующие элементы: субъекты, объекты и содержание. Рассмотрим каждый из элементов.

Субъектами гражданских правоотношений могут быть:

  • физические лица (граждане России, иностранные граждане, лица без гражданства);
  • юридические лица (российские, иностранные, международные);
  • государственные и муниципальные (публично-правовые) образования, обладающие гражданской правосубъектностью (Российская Федерация, субъекты РФ и муниципальные образования).

Гражданская правосубъектность – гарантированная государством возможность субъекта быть участником гражданских правоотношений. Составными частями гражданской правосубъектности традиционно считаются правоспособность и дееспособность.

Гражданская правоспособность – способность субъекта иметь гражданские права и обязанности. Гражданская дееспособность - способность субъекта своими действиями приобретать для себя права и создавать для себя обязанности. В понятие дееспособности включается также и деликтоспособность субъекта – способность самостоятельно нести ответственность за совершенные гражданские правонарушения.

В каждом гражданском правоотношении различают две стороны – управомоченную и обязанную. Как на управомоченной, так и на обязанной стороне могут выступать одно или несколько лиц (субъектов). Например, супруги решили купить жилой дом. Договор купли-продажи дома в таких случаях заключается один, и в возникшем на его основе правоотношении по купле-продаже будут две стороны – покупатель и продавец; только одна сторона, покупатель, будет представлена несколькими субъектами.

Состав участников гражданского правоотношения может изменяться в порядке правопреемства, под которым понимают переход прав и обязанностей от одного лица – правопредшественника к другому лицу – правопреемнику, заменяющему его в правоотношении.

Правопреемство бывает двух видов: универсальное (общее) и сингулярное (частное). При универсальном правопреемстве правопреемник в результате одномоментно занимает место правопредшественника во всех правоотношениях (за исключением тех, в которых правопреемство недопустимо). Например, при принятии наследства наследники становятся участниками тех правоотношений, в которых участвовал наследодатель. Сингулярное правопреемство - правопреемство в одном или нескольких правоотношениях. Например, кредитор уступает право требования третьему лицу.

Объекты гражданского правоотношения – то, по поводу чего возникает и осуществляется деятельность субъектов гражданского правоотношения. Деятельность субъектов всегда направлена на существующие материальные и идеальные блага либо на их создание. В соответствии со ст.128 Гражданского кодекса РФ. К объектам гражданских прав относятся вещи, включая деньги и ценные бумаги, иное имущество, в том числе имущественные права; работы и услуги; охраняемые результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации (интеллектуальная собственность); нематериальные блага.

Содержание гражданского правоотношения составляют субъективные гражданские права и юридические обязанности субъектов.

Под субъективным гражданским правом понимается мера дозволенного поведения субъекта гражданского правоотношения. Традиционно в составе субъективного гражданского права выделяют три основных правомочия: правомочие требования, представляющее собой возможность требовать от обязанного субъекта исполнения возложенных на него обязанностей; правомочие на собственные действия - возможность самостоятельного совершения субъектом фактических и юридических действий; правомочие на защиту, выступающее в виде возможности требования государственно-принудительных мер в случаях нарушения субъективного права.

Юридическая обязанность – мера должного поведения субъекта гражданского правоотношения. Сущность обязанностей кроется в необходимости совершения субъектом определенных действий или воздержания от их совершения. Соответственно в гражданских правоотношениях различают два типа обязанностей - пассивный и активный.

Обязанности пассивного типа означают юридическую невозможность совершения определенных действий. Обязанности активного типа, напротив, побуждают субъекта к совершению определенных действий.

По своей структуре содержание гражданского правоотношения может быть простым и сложным. Простой является такая структура содержания правоотношения, в котором праву одного субъекта противостоит обязанность другого субъекта данного правоотношения, например, праву заимодавца требовать возврата долга по истечении срока займа соответствует единственная обязанность заемщика вернуть долг.

Большинству гражданских правоотношений присуща сложная структура содержания. Примером может служить правоотношение, возникающее на основании договора купли-продажи. В таком правоотношении каждая из сторон имеет как права, так и обязанности (покупатель вправе требовать передачи купленных товаров, но обязан произвести оплату товара, а продавец обязан передать товар, но в то же время вправе требовать его оплаты)

 

Задание 2

Соотнесите понятия «гражданско-правовые нормативные акты», гражданское законодательство» и «акты, содержащие нормы гражданского права».

 

Законодательство РФ включает в себя правовые акты органов законодательной и исполнительной власти, основывающиеся на исходных началах российского права, закрепленных в Конституции РФ и отражающих принципы рыночной экономики.

В Конституции РФ содержатся основополагающие для гражданско-правового регулирования нормы. Это нормы, определяющие формы и содержание права собственности, параметры правоспособности, право граждан на занятие предпринимательской деятельностью.

Особое значение в системе гражданского законодательства занимает гражданский Кодекс РФ. Он имеет высшую юридическую силу среди других гражданских законов и содержащиеся в них нормы не должны ему противоречить.

Наряду с кодифицированными нормативными актами – источниками гражданского законодательства (права) являются специальные законы, регулирующие отдельные виды общественных отношений, входящие в предмет гражданского права: например Закон РФ « О страховании», Патентный Закон и др. Эти и другие специальные законы, хотя и не носят такого всеобъемлющего характера как Гражданский Кодекс РФ, однако имеют важное значение, поскольку в них отражены и юридически закреплены происходящие в нашей стране экономические преобразования.

Среди нормативных актов ведущую роль (после законов), источников гражданского законодательства играют правовые акты, издаваемые президентом и Правительством РФ. Правительственные постановления, содержащие нормы гражданского права, должны не только соответствовать Гражданскому Кодексу РФ, другим федеральным законам и президентским указам, но и могут теперь приниматься лишь «на основании и во исполнение» перечисленных актов более высокой силы. Гражданско-правовые нормы могут содержаться также и в нормативных актах министерств и ведомств и иных федеральных органах исполнительной власти. Однако такие нормативные акты могут издаваться только в случаях и пределах, предусмотренных ГК РФ, другими законами и иными правовыми актами.

Нормы гражданского права содержатся также в комплексных нормативных актах. Под комплексными понимаются такие нормативные акты, в которые входят нормы различной отраслевой принадлежности. При этом комплексный характер нормативный акт приобретает только в том случае, когда он содержит сопоставимое по объему количество норм различных отраслей права.

Гражданско-правовые нормативные акты, традиционно охватываемые понятием гражданского законодательства, составляют определенную систему, построенную по иерархическому принципу. Содержание этой системы предопределено нормами Конституции, которая имеет высшую юридическую силу в отношении любых законов и других нормативных актов (и возглавляет всю систему действующего законодательства).1

Прежде всего, необходимо отметить, что в состав этой системы теперь могут входить лишь акты федеральных государственных органов, поскольку в соответствии с п. "о" ст. 71 Конституции РФ гражданское законодательство составляет предмет исключительной федеральной компетенции. Никакие акты, содержащие нормы гражданского права, не вправе принимать ни органы субъектов Федерации, ни иные государственные органы или органы местного самоуправления. Если такие акты были приняты до момента введения в действие части первой нового Гражданского кодекса (1 января 1995 г.), они сохраняют силу лишь в части, не противоречащей ему.

Вместе с тем следует учитывать, что нормы гражданского права могут содержаться и в актах некоторых других отраслей законодательства, отнесенных к совместному ведению Федерации и ее субъектов (п. "к" ч. 1 ст. 72 Конституции РФ). К их числу относится, например, жилищное законодательство, которое состоит из комплексных нормативных актов, содержащих нормы как гражданского, так и административного права (таков, в частности, Жилищный кодекс). Указанные акты могут, следовательно, приниматься и субъектами Федерации, но не могут противоречить нормам федеральных законов (ч. 2 и 5 ст. 76 Конституции РФ).

По своей юридической силе гражданско-правовые акты распределяются на три группы:

1) обладающие высшей юридической  силой федеральные законы - нормативные  акты, принятые Государственной Думой РФ;

2) носящие подзаконный характер  указы Президента РФ и постановления  федерального Правительства;

3) нормативные правовые акты  иных федеральных органов исполнительной  власти (министерств и ведомств).

Составляющие первую группу актов законы возглавляются Гражданским кодексом и охватываются понятием гражданское законодательство (п. 2 ст. 3 ГК). Иначе говоря, действующий закон придает этому термину весьма узкое значение (считая, в частности, что акты исполнительной власти не могут включаться в категорию законодательства, поскольку данная ветвь власти лишена права законодательствовать). Президентские указы и постановления федерального Правительства охватываются понятием иные правовые акты (ч. 1 ст. 15 Конституции РФ и п. 3-6 ст. 3 ГК). Наконец, акты федеральных министерств и ведомств составляют понятие нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти1.

Данная терминология, последовательно проведенная в нормах ГК, несколько отличается от традиционно используемой в теории. Она, однако, избрана не случайно. С ее помощью не только подчеркивается различие в юридической силе гражданско-правовых актов, но и устанавливаются ограничения подзаконного нормотворчества в сфере гражданского права. Если при формулировке конкретного правила в ГК допускается возможность его конкретизации или установления иного решения "законодательством" (либо "законом"), это означает, что такая конкретизация или иное решение не могут устанавливаться никакими актами исполнительной власти. Если же Кодекс предусматривает возможность установления отличных от его правил предписаний "иными правовыми актами" (см., например, ст. 136 ГК), то по этим вопросам возможно принятие президентского указа или правительственного постановления, но не ведомственного нормативного акта.

При отсутствии же таких указаний нормы Кодекса или иного федерального гражданско-правового закона вообще не подлежат конкретизации и тем более изменениям, ибо законодатель счел соответствующую регламентацию исчерпывающей. Ведь согласно п. 4 ст. 3 ГК даже постановления федерального Правительства, содержащие нормы гражданского права, могут приниматься им лишь на основании и во исполнение федеральных законов или президентских указов, т.е. основываться на актах более высокого уровня. Только указы Президента РФ, касающиеся гражданско-правовых отношений, могут приниматься по вопросам, прямо не урегулированным федеральными законами, но лишь при отсутствии специальных указаний законодательства на то, что данный вопрос может быть урегулирован исключительно законом и в соответствии с ним (п. 3 ст. 3 ГК)1.

Строгое соблюдение изложенных правил призвано сделать гражданское законодательство четкой и непротиворечивой системой, избавив его от многочисленных неувязок, пробелов и противоречий, которыми изобилует действующий правопорядок. С этой целью предусмотрен, в частности, запрет применения судом противоречащего закону акта государственного органа (ст. 12 ГК), т.е. акта исполнительной власти.

Гражданское законодательство — совокупность правовых актов (а не норм права, как правовая отрасль), которые определяют правовое положение участников гражданского оборота, основания возникновения и порядок осуществления права собственности и других вещных прав; регулируют договорные и иные обязательства, а также другие имущественные и связанные с ними личные неимущественные отношения, основанные на равенстве, свободе воли и имущественной самостоятельности их участников.

Гражданское законодательство следует отличать от гражданского права.

Гражданское законодательство в Российской Федерации отнесено к исключительному ведению Российской Федерации (ст. 71 Конституции Российской Федерации, ст. 3 Гражданского кодекса РФ), а не её субъектов.

Одним из основных актов гражданского законодательства в Российской Федерации выступает Гражданский кодекс, который, в свою очередь, содержит понятие гражданского законодательства и иных актов, содержащих нормы гражданского права: 1

  • Гражданское законодательство состоит из Гражданского кодекса Российской Федерации и принятых в соответствии с ним иных федеральных законов, регулирующих гражданско-правовые отношения.
  • Гражданско-правовые отношения могут регулироваться также указами Президента Российской Федерации, которые не должны противоречить Гражданскому кодексу и иным законам.
  • На основании и во исполнение Гражданского кодекса и иных законов, указов Президента Российской Федерации Правительство Российской Федерации вправе принимать постановления, содержащие нормы гражданского права.
  • Министерства и иные федеральные органы исполнительной власти могут издавать акты, содержащие нормы гражданского права, в случаях и в пределах, предусмотренных Гражданским кодексом, другими законами и иными правовыми актами.

Информация о работе Судопроизводство по законам XII таблиц