Сущность авторского права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2014 в 04:47, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы работы является:
- раскрыть сущность авторского права;
В соответствии с указанной целью, основными задачами исследования являются:
- дать понятие авторскому праву;
- выявить объект и субъект авторского права;
- раскрыть основные методы защиты авторского права;

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………………….3
1. НОРМАТИВНО – ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ АВТОРСКОГО ПРАВА………5
1.1. ИСТОЧНИКИ АВТОРСКОГО ПРАВА……………………….………………………...5
1.2. ПОНЯТИЕ И ФУНКЦИИ АВТОРСКОГО ПРАВА……………………………………7
1.3. СОДЕРЖАНИЕ АВТОРСКОГО ПРАВА………………………………………………..9
2. СУЩНОСТЬ ОБЪЕКТОВ И СУБЪЕКТОВ АВТОРСКОГО ПРАВА.…………...….11
2.1.ПОНЯТИЕ И ПРИЗНАКИ ОБЪЕКТА АВТОРСКОГО ПРАВА….…………………11
2.2. СУБЪЕКТЫ АВТОРСКОГО ПРАВА………………………………………………….15
2.3. УСЛОВИЯ ОХРАНОСПОСОБНОСТИ ОБЪЕКТОВ АВТОРСКОГО ПРАВА…..18
3. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЯ АВТОРСКОГО ПРАВА…………….…..23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………………………...25
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………

Файлы: 1 файл

сущность авторского права.docx

— 44.21 Кб (Скачать файл)

Согласно статье 30 ГК РФ граждане, ограниченные судом в дееспособности, могут осуществлять свои авторские права только с согласия попечителей.

В соответствии со статьями 29, 32 ГК РФ за граждан, признанных судом недееспособными, авторские права осуществляют их опекуны.

Статья 1257 ГК РФ закрепляет презумпцию авторства: при отсутствии доказательств иного, автором произведения считается лицо, указанное в качестве автора на оригинале или экземпляре (копии) произведения. Эта презумпция действует и в отношении автора, указанного под псевдонимом.

В соответствии с пунктом 4 статьи 1259 ГК РФ для возникновения авторских прав необходим юридический факт - создание произведения. В отличие от патентного права для возникновения, осуществления и защиты авторских прав не требуется регистрации произведения или соблюдения каких-либо иных формальностей.

Особой спецификой обладают отдельные субъекты авторского права, к которым, прежде всего, следует отнести соавторов. Согласно статье 1258 ГК РФ, граждане, создавшие произведение совместным творческим трудом, признаются соавторами независимо от того, образует ли такое произведение неразрывное целое или состоит из частей, каждая из которых имеет самостоятельное значение.

Право на использование любого совместного произведения принадлежит всем соавторам. Они могут регламентировать свои отношения взаимным соглашением, которое может быть заключено на любой стадии создания коллективного произведения или даже после его завершения.

Распоряжение исключительным правом на произведение, созданное в соавторстве, осуществляется правообладателями совместно, если ГК РФ не предусмотрено иное.

Каждый из соавторов вправе самостоятельно принимать меры по защите своих прав, в том числе тогда, когда созданное соавторами произведение образует неразрывное целое.

Помимо соавторов, субъектами авторского права являются авторы производных произведений. Им принадлежат авторские права на осуществленную переработку другого (оригинального) произведения. Авторами производных произведений являются переводчики литературных текстов, аранжировщики музыкальных произведений, драматурги, создающие киносценарии из чьих-либо романов, повестей, и другие переработчики.

К субъектам авторского права, согласно статье 1260 ГК РФ, относятся составители сборников и авторы иных составных произведений (антологии, энциклопедии, базы данных, атласа или другого подобного произведения). Им принадлежат авторские права на осуществленные ими подбор или расположение материалов (составительство).

Переводчик, составитель либо иной автор производного или составного произведения осуществляет свои авторские права при условии соблюдения прав авторов произведений, использованных для создания производного или составного произведения.

Авторские права переводчика, составителя и иного автора производного или составного произведения охраняются как права на самостоятельные объекты авторских прав независимо от охраны прав авторов произведений, на которых основано производное или составное произведение.

Автор произведения, помещенного в сборнике или ином составном произведении, вправе использовать свое произведение независимо от составного произведения, если иное не предусмотрено договором с создателем составного произведения.

Авторские права на перевод, сборник, иное производное или составное произведение не препятствуют другим лицам переводить либо перерабатывать то же оригинальное произведение, а также создавать свои составные произведения путем иного подбора или расположения тех же материалов.

Издателю энциклопедий, энциклопедических словарей, периодических и продолжающихся сборников научных трудов, газет, журналов и других периодических изданий принадлежит право использования таких изданий. Издатель вправе при любом использовании такого издания указывать свое наименование или требовать его указания.

Следующим субъектом авторского права являются авторы служебных произведений. Согласно статье 1295 ГК РФ служебным является произведение науки, литературы или искусства, созданное в пределах, установленных для работника (автора) трудовых обязанностей.

Исключительное право на служебное произведение принадлежит работодателю, если иное не предусмотрено трудовым или иным договором между работодателем и автором .

Исключительное право на служебное произведение принадлежит автору, если работодатель в течение трех лет со дня, когда служебное произведение было предоставлено в его распоряжение, не начнет использование этого произведения, не передаст исключительное право на него другому лицу или не сообщит автору о сохранении произведения в тайне.

В случае, когда в соответствии с пунктом 2 статьи 1295 ГК РФ исключительное право на служебное произведение принадлежит автору, работодатель вправе использовать такое произведение способами, обусловленными целью служебного задания, и в вытекающих из задания пределах, а также обнародовать такое произведение, если договором между ним и работником не предусмотрено иное.

При этом не ограничивается право автора использовать служебное произведение способом, не обусловленным целью служебного задания, а также хотя бы и способом, обусловленным целью задания, но за пределами, вытекающими из задания работодателя.

При использовании служебного произведения работодатель может указывать свое имя или наименование либо требовать такого указания.

Субъектами авторского права являются наследники и иные правопреемники, так как исключительное право на произведение переходит по наследству .

Согласно статье 1267 ГК РФ автор вправе указать лицо, на которое он возлагает охрану авторства, имени автора и неприкосновенности произведения после своей смерти в порядке, предусмотренном для назначения исполнителя завещания (ст. 1134). Это лицо осуществляет свои полномочия пожизненно.

При отсутствии таких указаний или в случае отказа назначенного автором лица от исполнения соответствующих полномочий, а также после смерти этого лица охрана авторства, имени автора и неприкосновенности произведения осуществляется наследниками автора, их правопреемниками и другими заинтересованными лицами.

К субъектам авторского права следует отнести и организации, осуществляющие коллективное управление авторскими и смежными правами.

Согласно статье 1242 ГК РФ обладатели авторских и смежных прав могут создавать основанные на членстве некоммерческие организации, на которые возлагается управление соответствующими правами на коллективной основе.

 

2.3. Условия охраноспособности  объектов авторского права

 

В соответствии со сложившейся в российской юридической практике традицией принято различать охрану прав (установление общего правового режима) и защиту прав (меры, которые принимаются в случаях, когда права нарушены или оспорены).

Под охраной прав понимается установление общего правового режима по использованию объектов авторского права и правомочий, с ними связанных. Согласно тексту Всемирной Женевской конвенции (применимого к Российской Федерации) объектом охраны авторского права являются права авторов и всех других обладателей авторских прав на литературные, научные и художественные произведения (ст. 1 «Каждое Договаривающееся Государство обязуется принять все меры, необходимые для обеспечению достаточной и эффективной охраны прав авторов и всех других обладателей авторских прав на литературные, научные и художественные произведения, как-то: произведения письменные, музыкальные, драматические и кинематографические, произведения живописи, графики и скульптуры».).

Но прежде всего, следует определить, что такое принцип охраны авторского права. Это территориальный и национальный критерий авторского права. Территориальный принцип предоставления охраны заключается в том, что охрана произведению предоставляется, если произведение впервые опубликовано (может быть обнародовано) или если не опубликовано, но находится на территории государства, где испрашивается охрана. Изначально Бернская конвенция применяла только этот принцип, но с 1964 г. стал применяться принцип гражданства (национальный).

Он заключается в том, что произведения гражданина определенной страны охраняются в стране, гражданином которой он является, независимо от места обнародования произведения. Применение двух принципов является верным, т.к. территориальный принцип отвечает прежде всего интересам издателей и книготорговцев, а национальный - интересам авторов.

Наше законодательство (как, впрочем, и международное) закрепляет два легальных критерия охраноспособности объектов авторского права. Авторское право должно распространяться на произведения науки, литературы и искусства, являющиеся, во-первых, результатом творческой деятельности и, во-вторых, существующие в какой-либо объективной форме.

В российском законодательстве признак творчества не раскрывается, в связи, с чем в литературе дается немало его определений. Чаще всего творчеством считается умственная, духовная деятельность человека, завершающаяся созданием объективно новых и творчески самостоятельных результатов науки и искусства. Важным, по мнению большинства ученых, показателем творческого характера произведения является его новизна. Новизна в данном случае рассматривается как синоним оригинальности произведения. Она может выражаться в новом содержании, в новой форме произведения .

Объекты авторского права охраняются независимо от их назначения, способа выражения и достоинств .

Следующим критерием охраноспособности является объективная форма произведения. Для того чтобы творческий результат приобрел общественную значимость и характер объекта авторского права, он должен быть воплощен в какой-либо объективной форме. В пункте 3 статьи 1259 ГК РФ перечисляются возможные виды объективных форм:

- письменный (рукопись);

- устный (публичное произнесение речи);

- звуко- или видеозапись (магнитной, механической, цифровой и т.д.);

- изображения (рисунок, эскиз, картина и т.д.);

- объемно-пространственной (скульптура, модель, макет, сооружение и т.д.).

Для признания произведения, выраженного в объективной форме, не имеет значения способ его выражения. Для авторского права такой способ выражения творческих произведений не играет никакой роли, он все равно будет охраняться авторским правом. В статье 2 (1) Бернской конвенции говорится: "Литературные, художественные произведения или какие-либо определенные категории не подлежат охране, если они не закреплены в той или иной материальной форме" .

Согласно пункту 3статьи 1259 ГК РФ авторское право распространяется как на обнародованные, так и на необнародованные произведения, если они существуют в какой-либо объективной форме. Обнародование - это осуществление с согласия автора действия, которое впервые делает произведение доступным для всеобщего сведения, т.е. опубликование, публичный показ и другие способы.

Таким образом, в России, как и в иных странах, установлено, что авторское право охраняет только форму произведения, а не его содержание. Содержание охраняется только в той форме, в которой оно выражено в произведении. Поэтому в пункте 5 статьи 1259 ГК РФ гласит, что авторское право не распространяется на идеи, методы, процессы, системы, способы, принципы, открытия и факты, языки программирования.

В нашем законодательстве предусмотрена охрана не только самого произведения, но и его частей (включая название), удовлетворяющих требованиям указанного Закона, т.е. если оно является результатом творческой деятельности (оригинальным) и может использоваться самостоятельно. Под частью произведения понимаются любые отдельные части, выделенные из произведения, как механические (отрывок кинофильма, фрагмент картины), так и части, созданные с помощью творчества другого лица (глава книги). На основе указанной нормы охраняется и название произведения (разумеется, если оно является результатом творчества, оригинально и может использоваться самостоятельно).

Вместе с тем неоригинальные названия произведений авторским правом не охраняются.

В целом вопросы о том, что является произведением с точки зрения авторского права и каковы критерии, на основе которых судьидолжны строить свои решения, крайне сложны.

Произведения, являющиеся объектами авторского права, перечислены в статье 1259 ГК РФ, перечень их не является ограниченным (об этом говорит Кодекс). А вот перечень произведений, не являющихся объектами авторского права, строго ограничен .

Не являются объектами авторского права:

- официальные документы (законы, судебные решения и иные тексты законодательного, судебного характера), а также их официальные переводы;

- государственные символы и знаки (флаги, гербы, ордена и иные государственные символы и знаки);

- произведения народного творчества;

- сообщения о событиях и фактах, имеющие информационный характер.

В силу прямого указания  не охраняются авторские права на произведения народного творчества (фольклор): частушки, поговорки, анекдоты. Они не охраняются в силу того, что их авторы не известны. Однако Бернская конвенция предусматривает охрану в отношении автора, который не известен, но его можно индивидуализировать. Наконец, не пользуются правовой охраной произведения, срок охраны которых истек.

В соответствии с пунктом 4 статьи 1259 ГК РФ авторское право на произведения науки, литературы и искусства возникает в силу факта их создания. Для возникновения и осуществления авторского права не требуется регистраций произведения и иного специального оформления произведения или соблюдения каких-либо формальностей. Обладатель исключительных авторских прав для оповещения о своих правах вправе (но не обязан) использовать знак охраны авторского права, который помещается на каждом экземпляре произведения и состоит из трех элементов:

1) латинской буквы "С" в окружности;

2) имени (наименовании) обладателя  исключительных авторских прав;

3) года первого опубликования  произведения .

Буква "С" первоначально означала слова "copyright" - авторское право. Данный знак охраны авторского права был впервые введен Всемирной конвенцией в 1952 г. Размещение знака охраны согласно Всемирной конвенции об авторском праве (ст. III Конвенции) заменяет собой соблюдение формальностей, если таковые требуются по национальному законодательству определенной страны. Правовой охраной при применении данного знака в равной степени будут пользоваться как произведения, на которых проставлен знак охраны, так и произведения без такого знака. Основной целью снабжения произведения данным знаком является оповещение третьих лиц о том, что они имеют дело с охраняемым произведением.

Информация о работе Сущность авторского права