Суверенитет государства в современных условиях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2013 в 17:33, курсовая работа

Описание работы

Понятие «государственный суверенитет» сложилось в конце средних веков. Оно понадобилось для того, чтобы в государстве - именно в государстве, в сфере государственной жизни! - отделить государственную власть от власти церкви и придать ей в этой сфере исключительное, монопольное значение. Суверенитет - один из показателей совершенства государства, того, что оно становится развитым. На нынешней стадии цивилизации суверенитет есть неотделимое качество государства.
Государственный суверенитет - «автономность государственной власти от любой другой власти внутри страны и вне ее, выраженная в ее исключительном, монопольном праве независимо и вольно решать все свои дела».

Содержание работы

Введение………………………………………………....…………….....3
1.Суверенитет государства и народа.......................................................5
1.1 Понятие суверенитета, его юридические свойства …………….... 5
1.2 Суверенитет народа …………………………………………….......9
1.3 Государственный суверенитет России ….………………….…..…11
2. Проблемы суверенитета Российской Федерации …........................14
2.1 Проблема суверенитета в федеративном государстве …………...14
2.2 Россия – субъект государственного суверенитета ……….……....17
2.3 Основные направления, способы осуществления государственного суверенитета Российской Федерации. Формы защиты государственного суверенитета ………………………………………………………..……21
Заключение …………………………………………………...……..…...28
Глоссарий ……………………………………………………………..….30
Список использованных источников ……………………………….…..32
Приложение А .……………………………………………………….…..33

Файлы: 1 файл

суверенитет гос-ва в совр.услов..doc

— 263.00 Кб (Скачать файл)

2.2.Россия-субъект  государственного суверенитета

На основе Декларации “О государственном суверенитете РСФСР”, принятой 12 июня 1990 года первым съездом  народных депутатов РСФСР, субъектом государственного суверенитета сознается Россия. По Конституции РФ 1993 года, “Суверенитет Российской Федерации распространяется на всю ее территорию. Конституция Российской Федерации и федеральные законы имеют главенство на каждой территории Российской Федерации. Российской Федерация обеспечивает целостность и неприкосновенность ее территории” (ст.4 Конституции РФ). Государственный суверенитет России формируется по свободе цельного многонационального народа, а также по свободе субъектов Русской Федерации, самоопределившихся в Российской Федерацию народов (ст.5, ч.3 Конституции РФ).  
Конституционная характеристика суверенитета, закрепляя региональное главенство Российской Федерации, обязывает федеральные органы государственной власти пресечь всякую попытку посягательства на солидарность и главенство государства, охранять его целостность. Данная формула подтверждается решением Конституционного Суда Российской Федерации от 31июля 1995 года. “По проверке конституционности указов президента №2137 “О восстановлении конституционной законности и правопорядка на территории Чеченской Республики” и №2166 “О мерах пресечения действий незаконных вооруженных формирований в Чеченской республике и в зоне осетино-ингушского конфликта” и постановления правительства РФ №1360 от 9 декабря 1994 года. Именно в охрану государственного суверенитета России, национального самосохранения чеченского народа, прав и воль граждан России и Чечни осуществляются антитеррористические мероприятия на Северном Кавказе, и ни одно государство не вправе указывать суверенному государству, как оно должно реализовывать внутренний суверенитет.  
Государственный суверенитет Российской Федерации - категория трудная и не сводится лишь к компетенции могущественных конструкций государства, т.е. сумма суверенных прав не является полным выражением сущности суверенитета. Но комплекс полномочий могущественных органов имеет весомое значение в теории суверенитета: он представляет собой основу реализации государственного суверенитета. Ниже перечислены суверенные права как неприкосновенная сфера ведения суверенной политической единицы, тот минимум без которого не представляется допустимым осуществление государственного суверенитета:  
- право независимого осуществления учредительной власти;  
- право образования и конституционного закрепления системы высших и местных органов государственной власти;  
- право независимого осуществления всех форм государственной деятельности (законодательной, исполнительно-распорядительной, судебной, контрольно-надзорной и др.);  
- право регионального верховенства;  
- право установления гражданства и определения правового ранга граждан;  
- право осуществления централизованного начальства хозяйственной, и общественно-культурной деятельностью;  
- право на политическое объединение с другими государствами и свободного выхода из объединений.  
Довольно изъять одно из перечисленных суверенных прав и политическая единица утратит суверенный ранг, перестанет быть суверенной.  
Следственно, в Российской  Федерации носителем суверенитета является Россия в совокупности, предметами исключительного ведения которой являются все вопросы общегосударственного значения (ст.71 Конституции РФ); все другие больше либо менее главные вопросы создают сферу совместного ведения Российской  Федерации и субъектов Российской  Федерации (ч.1, ст.72 Конституции РФ), т.е. не решаются без федерального центра.  
Таким образом, субъекты Российской Федерации являются носителями суверенных прав, но не представляют собой суверенные политические организмы.  
Дозволено выделить десять важнейших элементов конституционно-правового ранга Российской Федерации как суверенного федеративного государства: 1) учредительный нрав федеральной государственной власти; 2) региональное главенство; 3) федеральная конституционно-правовая система; 4) легитимные федеральные могущественные конструкции; 5) федеральная государственная собственность; 6)федеральное гражданство; 7) цельные вооруженные силы Российской Федерации; 8) универсальная интернациональная правосубъектность; 9) государственный язык Российской   Федерации; 10) государственная символика. Спорным является мнение о наделении субъектов Федерации “внутренним публично-могущественным государственным суверенитетом”. В соответствии со ст.73 Конституции РФ, “вне пределов ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской федерации и субъектов Российской Федерации субъекты Российской Федерации владеют каждой полнотой государственной власти” Но конституционный объем компетенции субъектов Российской Федерации не может быть описан как “суверенитет”. Речь может идти лишь о компетенционной отчужденности, а не о разграничении суверенитета между федерацией и ее субъектами.  
В условиях распространения государственного суверенитета России на каждой территории страны субъекты Российской Федерации независимы и “верховны” в пределах только своих исключительных полномочий (ст.76 Конституции РФ), но и этих полномочий не довольно для того, дабы говорить о суверенности в совокупности субъектов Федерации. Сложно не согласиться с Р.А. Мюллерсоном, тот, что предполагает, что “субъекты федерации, даже владеющие широкими полномочиями, не являются суверенными образованиями”.  
Если содержание суверенитета свести к компетенции (что и делается со стороны республик; припомним, скажем, знаменитое заявление Президента РФ Б.Н. Ельцина “Субъекты федерации могут брать себе столько суверенитета, сколько смогут”), то и субъекты федерации будут считаться суверенными. Как теснее не раз подмечали, если не исказим суть суверенитета (не доведем до автономии), под суверенитетом субъектов Российской Федерации обязаны подразумеваться их вероятность считаться с федеральным центром по своему усмотрению, их право решать всякие вопросы без какого-нибудь политического ограничения по собственному усмотрению, включая право метаморфозы политического ранга, оформления в самостоятельное государство.  
Именно право на сецессию придает субъекту Федерации суверенный государственно-правовой ранг.  
Но, сложно даже гипотетически представить, что всякий из 89 “равноправных” субъектов Российской Федерации может провозгласить главенство своих актов над федеральными, право сецессии и другие прерогативы государственного суверенитета. Согласно Конституции Российской Федерации, ни один субъект Федерации не владеет этим правом: территория Российской Федерации неприкосновенна (ч.3, ст.4 Конституции РФ); “федеративное устройство Российской Федерации основано на ее государственной целостности, … равноправии и самоопределении народов в Российской Федерации” (ч.3, ст.5 Конституции РФ) (а не за ее пределами). В этой связи абсолютно недопустимо расположение Конституции Республики Тыва 1992 года допускающее ее право на сецессию.  
Таким образом, в России с официально-юридической точки зрения не может быть никаких суверенных политико-региональных единиц, даже если они именуются республиками (государствами) (ч.1, ст.5 Конституции РФ). Помимо того, на конституционном совещании в октябре 1995 года подчеркивалось, что Конституция Российской Федерации не зафиксировала “суверенитет республик” (о суверенитете других субъектов Российской Федерации речь не шла) и это обозначает окончательное отрицание идеи о присутствие внутри федеративного государства других суверенных государств (т.е. государств).  
Следственно, суверенной является только Россия, а состовляющие ее региональные субъекты имеют лишь комплекс исключительных полномочий, в пределах которых они независимы.  
Следует подметить, что высказанное выше представление о сути суверенитета Российской Федерации в основном опирается на конституционные нормы. Но, как об этом свидетельствует практика, у данного вопроса есть и иная - фактическая сторона; как теснее отмечалось выше в виде “парада суверенитетов” отдельных субъектов Российской  Федерации. Первой республикой, провозгласившей о своем суверенитете теснее через неделю позже принятия Декларации “О государственном суверенитете РСФСР” в 1990 году была Северо-Осетинская АССР. Позже президентского заявления о том, что “субъекты федерации могут брать себе столько суверенитета сколько могут”, “джин суверенизации теснее был выпущен из бутылки”, и соответственно субъекты начали “более напористо достигать своей доли льгот у Центра”. Фактически все республики в составе РФ (за исключением некоторых) приняли декларации о государственном суверенитете и устанавливающие суверенный ранг конституционные нормы, юридическая сила которых закреплялась на Федеральном ярусе Федеративным договором. Конституция РФ 1993 года, правда ничего не говорит о суверенитете республик, но в ч.2 ст.5 определяет их “государствами”. Объективной поводом данного конституционного “противоречия” стало в основном общественно-экономическое и исключительно политическое расположение конца 90-х годов, в соответствии с чем в жертву достижению “неотложных” политических целей - спасению государственного солидарности - были принесены четкость и определенность конституционных расположений.  
Одностороннее принятие отдельными субъектами Российской Федерации деклараций о своем государственном суверенитете не приводит к появлению каких-нибудь конституционно-правовых и интернационально-правовых итогов. Данное само собой не рождает факт наличия суверенитета: реально, ни Татарстан, ни Чечня не являются суверенными государствами (и вообще государствами) - никто не признавал их государственного суверенитета.  

2.3. Основные  направления, способы осуществления государственного суверенитета. Формы защиты  суверенитета

 

. Согласно нормам всеобщего  конституционного права, основными направлениями осуществления государственного суверенитета являются:  
- обеспечение верховенства государственного закона на каждой территории государства;  
- охрана экономической системы;  
- обеспечение региональной целостности;  
- обеспечение типичного функционирования системы налогов и финансов;  
- обеспечение типичного функционирования агрегата управления.  
Осуществление государственного суверенитета происходит посредством деятельности исполнительно-распорядительных и судебных органов на каждой территории государства.  
В Российской Федерации государственную власть на основе распределения властей (законодательную, исполнительную, судебную) осуществляют Президент России, Федеральное собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство России, суды Российской Федерации. Государственную власть в субъектах Российской Федерации осуществляют образуемые ими органы государственной власти (ст. ст. 10, 11 Конституции РФ).  
Как уже отмечалось в предыдущей главе Основной Закон России, Федеративный и иные договоры в целях сохранения солидарности и верховенства государственной власти, охраны суверенитета России предусматривают распределение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, относя при этом особенно значимые вопросы общегосударственного значения к ведению Российской Федерации в лице ее высших органов государственной власти, такие как принятие и изменение Конституции РФ, федеральных законов, контроля за их соблюдением, федеративное устройство и территория РФ, установление основ федеральной политики и федеральные программы в области государственного, экономического, экологического, общественного, культурного и национального становления России, вопросы обороны и безопасности страны, определения статуса и охраны государственной границы, а также другие вопросы, определяемые основными направлениями осуществления государственного суверенитета.  
Таким образом, по тезису распределения предметов ведения к ведению Российской Федерации отнесено лишь то, что нужно и совместно с тем довольно для охраны суверенитета и верховенства России, обеспечения целостности и неприкосновенности ее территории.  
Президент России, будучи главой государства, наделяется Основным Законом страны полномочиями “по охране суверенитета Русской Федерации, ее автономности и государственной целостности” (ст. 80 Конституции РФ). Вступая в должность, в своей торжественной присяге Президент РФ клянется “защищать суверенитет и автономность, безопасность и целостность государства” (ч.1 ст. 82 Конституции РФ). Именно Президент РФ, согласно Конституции РФ определяет основные направления внутренней и внешней политики России, делая это в соответствии с Конституцией РФ и федеральными законами (ч.3 ст.80). Именно Президент РФ осуществляет начальство внешней политикой России (п. “а” ст. 86). В сфере оборонной политики государства Президент России является высоким главнокомандующим Вооруженными силами Российской Федерации (ч. 1 ст. 87), формирует и возглавляет Совет Безопасности Российской Федерации (п. “з” ст. 83). В случае агрессии супротив России, либо непосредственной опасности агрессии Президент РФ вводит на территорию страны либо в отдельных ее местностях военное расположение, немедленно уведомляя об этом палатам Федерального собрания (ч. 2 ст. 87). ится в прямом возражении со ст.4 Конституции РФ. Что касается кадровых вопросов, в целях обеспечения контроля за деятельностью государственного аппарата, как одного из направлений реализации государственного суверенитета, Президент России согласно Конституции РФ по предложению Председателя Правительства России назначает на должность и освобождает от должности федеральных министров (п. “д” ст. 83). Как верховный главнокомандующий Вооруженными силами РФ Президент РФ независимо назначает и освобождает от должности высшее командование Вооруженных Сил РФ (п. 1 ст. 83).  
Правовая основа государственного суверенитета обеспечивается (представительными) органами государственной власти посредством создания принятия законов, раскрывающих сущность и направление государственного суверенитета.  
Согласно Конституции РФ таким органом в России является Федеративное  
Собрание Российской Федерации, состоящее из 2-х палат - Совета Федерации и Государственной Думы.  
В законодательной области в целях обеспечения верховенства государственного закона на каждой территории России, Федеральное Собрание Российской Федерации Конституцией РФ наделено правом законодательной инициативы (ч. 1 ст. 104), правом принятия законов. Согласно ст. 105 Конституции РФ Федеральные законы принимаются Государственной Думой и передаются на рассмотрения Совета Федерации.  
В сфере охраны цельной экономической системы России, как суверенного государства Федеральное Собрание наделено правом принятия государственного бюджета страны. Так, в соответствии со ст. 106 Конституции РФ принятые Государственной Думой федеральные законы по вопросам федерального бюджета, финансового, валютного, кредитного, таможенного регулирования, денежной эмиссии и подлежат непременному рассмотрению в Совете Федерации. “Для осуществления контроля за исполнением федерального бюджета Совет Федерации и Государственная Дума образуют Счетную палату, состав и порядок деятельности которой определяются федеральным законом (п. 5 ст. 101 Конституции РФ).  
В целях обеспечения региональной целостности и неприкосновенности, как одного из направления осуществления государственного суверенитета Федеральное Собрание наделено полномочиями в сфере обороны и безопасности страны. Так, к ведению Совета Федерации относятся утверждение Указа Президента РФ о вступлении чрезвычайного расположения (п. “б” ст. 102 Конституции РФ), непременному рассмотрению в Совете Федерации подлежат принятые Государственной Думой федеральные законы по вопросам статуса и охраны государственной границы, войны и мира (ст. 106 Конституции РФ).  
Помимо того, в целях охраны государственного суверенитета России Федеральное Собрание РФ осуществляет действие по обеспечению типичного функционирования системы налогов и финансов, типичного функционирования аппарата управления. В этой связи, Конституцией РФ к компетенции Федерального Собрания отнесено принятие федеральных законов по вопросам федеральных налогов и сборов. Федеральное Собрание наделено правом принятия на должность и освобождения от должности лиц высших органов государственной власти (судей Конституционного суда РФ, Верховного Суда РФ, Высшего арбитражного Суда РФ, Генерального прокурора РФ и др. лиц согласно Конституции РФ). К ведению Государственной Думы относится дача согласия Президенту РФ на назначение Председателя Правительства РФ (п.п. “а” п. 1 ст. 103 Конституции РФ).  
Если Президент России как глава государства в целях охраны государственного суверенитета осуществляет начальство внутренней и внешней политикой, Правительство Российской Федерации в пределах своих полномочий через систему органов управления на местах организует реализацию внутренней и внешней политики государства, организует исполнение федеральных законов на каждой территории России. Обеспечивая охрану цельной экономической системы страны Правительство РФ осуществляет управление федеральной собственностью (п. “г” ст. 114 Конституции РФ). Защита Российской Федерации и ее государственного суверенитета осуществляется в разных формах: военной, дипломатической, государственными органами власти и управления, в итоге осуществления своих полномочий, предоставленных им Основным Законом России и федеральными законами, правоохранительными органами.  
Военная форма охраны государственного суверенитета России осуществляется Вооруженными Силами Российской Федерации.  
Остановимся подробнее на данной форме охраны суверенитета России. Военная форма охраны, на мой взор, в текущее время является особенно востребованной для Российской Федерации и носит злободневный нрав. Согласно п.3 ст.4 Конституции РФ  Российская Федерация, как суверенное государство, гарантирует обеспечение целостности и неприкосновенности своей территории.  
Региональная целостность и неприкосновенность территории России обеспечивается Вооруженными Силами Российской Федерации, задачей которых является оборона страны от допустимой внешней агрессии, охрана суверенитета государства.  
В данном случае следует подметить тот факт, что позже распада СССР, случились существенные метаморфозы в системе вооруженных сил. Создание суверенных государств, составлявших ранее цельное союзное государство привело фактически к ломанию Вооруженных Сил Российской Федерации, в итоге чего гораздо ослабла военная охрана государственного суверенитета России.  
Сложилась парадоксальная обстановка: государства, входившие в состав великой Федерации, безусловно верно охранявшей их государственную автономность, в итоге борьбы за создание своего собственного суверенитета вне этой Федерации оказались абсолютно безоружными, неспособными защитить свой государственный суверенитет в случае агрессии супротив всякого из них.  
Каждая система военных округов, создававшихся не по числу союзных республик, а по тактическим направлениям с учетом регионального начала, обеспечивающего мобилизационные вероятности, была всецело разломана. А  именно военные округа являлись верной основой обороны каждой страны. Семь военных округов, в том числе три на Украине, по одному в Белоруссии, Прибалтике, Закавказье и Средней Азии, с распадом СССР единовременно прекратили свое существование.  
Значимым шагом вперед в деле охраны государственного суверенитета России является решение вопроса о Байконуре, В итоге которого, Россия арендует у Казахстана космодром и город Ленинск на 20 лет, с пролонгацией данного соглашения еще на 10 лет. Предусмотрено нахождение на космодроме российских граждан, а также его обслуживание военнослужащими Военно-космических сил (ВКС) России.  
Решение вопроса о Байконуре - это, вероятно на данном этапе один из самых положительных моментов военной формы охраны государственного суверенитета Российской Федерации.  
Дипломатическая форма охраны государственного суверенитета Российской Федерации осуществляется Президентом и Правительством России, которые Конституцией РФ и федеральными законами наделяются широкими полномочиями в сфере интернациональных отношений. Именно Президент РФ представляет Россию как суверенное государство в интернациональных отношениях (ч. 4 ст.80 Конституции РФ).  
В целях охраны и сохранения государственного суверенитета России для обеспечения реализации функций Президента по управлению государством, образованию внутренней, внешней и военной политики в области безопасности. Указом Президента РФ №547 от 3 июня 1992 г. был образован Совет безопасности РФ. угрозы, реализации внешней политики РФ (п. “д” ст. 114 Конституции РФ). Главная роль в охране государственного суверенитета России отводится правоохранительным органам. Именно на правоохранительные органы государством возложены полномочия по использованию особых средств воздействия в случае неисполнения актов государственной власти и управления: “Судебная власть - вероятность и способность, занимающего специальное расположение в государственном агрегате органа (суда) влиять на поведение людей и общественные процессы”.  
Специальная роль в обеспечении верховенства государственной власти, на каждой территории, как одного из основных юридических свойств государственного суверенитета, а соответственно и охране суверенитета России отведена Конституционному Суду РФ, тот, что разрешает дела о соответствии Конституции РФ федеральных законов и других нормативных актов органов государственной власти и управления РФ; конституций, уставов субъектов РФ, их законов и других нормативных актов, изданных по вопросам ведения органов государственной власти РФ и совместного ведения органов государственной власти РФ и органов государственной власти субъектов РФ, не вступивших в силу интернациональных договоров РФ.  

Заключение

Государственный суверенитет  владеет  свойствами исключительного  и  неотделимого права (привилегии), а также источника. Как право  суверенитет - это функция,  которую государство может применять  только целиком. В данном качестве  он неделим: либо суверенитет  есть, либо его нет. Несуверенное  государство - это нонсенс,  следственно либо государство суверенно,  либо государства нет. Как источник  суверенитет представляет собой  комплект прерогатив, которыми государство  может манипулировать по отдельности.  Технически государственный  суверенитет есть воля государства манипулировать своим суверенитетом. Государственный суверенитет не допускает стороннего вмешательства. В тезисе, государственный суверенитет неизменно является полным и исключительным. Таким образом он будет включать такие основополагающие тезисы, как солидарность и неделимость территории, неприкосновенность региональных единиц и невмешательство во внутренние дела. Если какое бы то ни было иностранное государство либо внешняя сила нарушает границы данного государства либо принуждает его принять то либо иное решение, не отвечающее национальным интересам его народа, говорят о нарушении его суверенитета. Выступая знаком государства, суверенитет характеризует его как специального субъекта политических отношений, как основного компонента политической системы социума. Больше того, именно он и есть тот критерий, тот, что разрешает отличить страну от других публично-правовых союзов. Концепция народного суверенитета была разработана в XVIII в. фразцузским мыслителем Руссо, называвшим суверена ни чем другим, как коллективным существом, образуемым из частных лиц, в целом получивших имя народа.  Суть народного суверенитета заключается в верховенстве народа в государстве. При этом народ рассматривается как исключительный закономерный и закономерный носитель высокой власти либо как источник государственного суверенитета.  Всенародный суверенитет является антагонистом суверенитета монарха, при котором монарх рассматривается не как член народа, а как индивидуальная фигура - носитель суверенной (абсолютистской, самодержавной) государственной власти. Представления народного суверенитета и государственного суверенитета также разны, но не противопоставлены друг другу, от того что в первом случае раскрывается вопрос о высшей власти в государстве, а во втором - вопрос о верховности власти самого государства. В текущее время концепция народного суверенитета признана мировым сообществом, что обнаружило, в частности, своё отражение в ст. 21 Общей декларации прав человека, согласно которой свобода народа должна быть основой власти правительства и находить своё выражение в периодических и нефальсифицированных выборах при общем и равном избирательном праве и свободном голосовании. Также концепция народного суверенитета обнаружила своё выражение в праве народов на неотделимый суверенитет над их натуральными богатствами и в других формах. Обнаружение и обзор закономерных связей, определяющих ход становления государства, разрешают  увидеть реальное,  заглянуть в грядущее.

Государству присущи  личные обоснованности становления. Одно из основных обоснованностей эволюции государства заключается в том, что по мере улучшения цивилизации и становление демократии оно превращается из примитивного, «варварского» образования принудительно-репрессивного нрава в политическую организацию социума, где энергично работает каждый комплекс университетов государства в соответствии с тезисом распределения властей.

Демократически прогрессирующее  социум нуждается в том, дабы его  разносторонние непредвзятые спросы были в центре внимания государства, оно  стимулирует развертывание общественных функций государства. Вероятно, тут исток новой обоснованности становления современного государства, это возрастание его роли в жизни социума Под воздействием научно-технической революции и начавшегося процесса мировой интеграции, создания мирового рынка в становление государства возникло новая обоснованность - сближение разных государств, их взаимообогащение в итоге взаимодействия.   Становление определенного государства зачастую бывает крайне двойственным. Зигзаги, повороты назад, непредвиденные шараханья из крайности в крайность, другой раз делают это становление крайне двойственным.

Глоссарий

№ п/п

Понятие

Определение

1

Государственная территория  

Часть земного шара, находящаяся  под суверенитетом определенного  государства. Составными частями Т.г. являются сухопутные, водные, подземные и воздушные пространства, а также приравненные к ней объекты.

2

Интеграция 

(От лат. integer - целый). Объединение  экономических субъектов, углубление  их взаимодействия, развитие связей  между ними. Экономическая И. происходит и на уровне национальных хозяйств стран, и между предприятиями, фирмами, компаниями, корпорациями.

3

Компетенция

(От лат. Competens - соответствующий) - совокупность полномочий, которыми  обладает или должны обладать  определенные органы и лица согласно законам, нормативным документам, уставам, положениям.

4

Конвенции  

(От лат. Conventio - соглашение) - международные договоры на уровне  правительств стран, предусматривающие  соблюдение общих, согласованных  правил торговли, денежного обращения, трудовых отношений, взимания налогов и пошлин, ценообразования на экспортируемую и импортируемую продукцию (товары и услуги).

5

Конфликт 

Несогласие между двумя  или более сторонами (лицами или  группами), когда каждая сторона  старается сделать так, чтобы были приняты именно ее взгляды или цели, и помешать др. стороне сделать то же самое.

6

Монополия

(От греч. monas - один  и poleo - продаю). 1) Исключительное  право одного или группы лиц,  государства на что-либо (например, на землю), на производство или приобретение чего-либо, торговлю определенными товарами.

7

Научно-технический прогресс

Использование передовых  достижений науки и техники, технологии в хозяйстве, в производстве с  целью повышения эффективности  и качества производственных процессов, лучшего удовлетворения потребности людей. Термин широко использовался в советской экономической науке наряду с близким к нему по значению "научно-техническая революция". В современной экономической теории научные достижения, используемые в экономике и технике, чаще называют инновациями.

8

Национальное богатство 

Совокупность созданных  трудом материальных благ, накопленных  обществом за весь период предшествующего  развития, а также природных ресурсов, вовлеченных в хозяйственный  оборот.

9

Политика 

Деятельность органов  государственной власти и государственного управления, отражающая общественный строй и экономическую структуру  страны, а также деятельность общественных классов, партий и других классовых  организаций, общественных группировок, определяемая их интересами и целями .

10

Ратификация  

Утверждение верховным  органом государственной власти международного договора, подписанного уполномоченным представителем государства.


 

 

 

 

Список использованных источников

1

Российская Федерация. Конституция (1993). Конституция Российской Федерации [Текст]: офиц. текст. – М.: Маркетинг. 2001. – 39с. – ISBN 5-94462-025-0  
Научная и обзорная литература

2

Алексеев С.С. Государство  и право: Учебное пособие (ГРИФ) –  М.: Проспект, ТК Велби. 2008. 152с. – ISBN 978-5-482-01898-9

3

Арбузкин А.М. Конституционное  право зарубежных стран Учебное  пособие. (Серия «Institutiones») (ГРИФ) –  М.: Юристь. 2005. 666с. – ISBN 5-7975-0671-8

4

Бабаев В.К. Теория государства  и права Учебник. 2-е изд., перераб. и доп. (Серия: «Institutiones») (ГРИФ). – М.: Юристь. 2006. 637с. – ISBN 5-7975-0781-1

5

Исаев И.А. История государства  и права России: Учебное пособие (ГРИФ) – М.: Проспект, ТК Велби. 2008. 336с. – ISBN 978-5-482-01909-2

6

Катков Д.Б. Конституционное  право России: Учебное пособие / Катков Д.Б. Корчиго Е.В. Отв. ред. академик РАЕН Ю.А. Веденеев. – М.: Юриспруденция, 2004. 288 с. – ISBN 5-8401-0007-2

7

Крашенинникова Н.А. История  государства и права зарубежных стран Современная эпоха: Учебник  для вузов – 3-е изд., перераб. и доп. (ГРИФ) – М.: НОРМА. 2008. 816с. – ISBN 978-5-89123-943-2

8

Клепицкая Т.А. Теория государства  и права: Учеб. Пособие – 2-е изд. – («Карманное учебное пособие»). –  М.: РИОР. 2008. 126с. – ISBN 978-5-369-00298-8

9

Кулапов В.Л. Теория государства и права: Учебник (ГРИФ) / Кулапов В.Л. Малько А.В. – М.: НОРМА. 2008. 384с. – ISBN 978-5-468-00155-4 10.

10

Кикоть В.Я. Теория государства  и права: Учебник – 3-е изд., перераб. и доп. – («Высшее образования») (ГРИФ) / Кикоть В.Я., Лазарев В.В. – М.:

11

Малько А.В. Теория государства  и права в схемах, определениях и комментариях: Учебное пособие. – М.: Проспект ТК, Велби. 2008. 144с. – ISBN 978-5-482-01959-7


 

Приложения

А


 




Информация о работе Суверенитет государства в современных условиях