Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Января 2014 в 15:05, контрольная работа
Конституция Республики Беларусь составляет ядро правовой системы, является базой для развития всего законодательства. Не случайно второе сопутствующее название Конституции Республики Беларусь - Основной Закон. Чаще всего в конституциях регулируется механизм осуществления власти, определяются права человека и гражданина, оговаривается решение национальных вопросов и так далее. И если в том или ином нормативном акте или их совокупности содержаться эти положения, то этот юридический документ можно считать конституцией. Определение сущности конституции имеет важное значение для понимания этого документа, выявления тех целей, к достижению которых должно стремиться общество и государство.
Введение…………………………………………………………….4
Понятие, сущность и функциональное назначение Конституции……………………………………………………...5
Понятие и сущность конституционного контроля. Система органов конституционного контроля…………………………10
Порядок принятия, изменений и дополнений Конституции Республики Беларусь…………………………………………...13
Практические задания……..………………………………………14
Заключение……………………………………………………...…16
Список использованной литературы…..…………………………17
Современные конституции, к
которым относится и
Вместе с тем Конституция Республики Беларусь, как и конституции стран зрелой демократии, содержит политические и правовые концепции, принципы функционирования государственно-правового механизма, взаимоотношения государства, общества и человека.
Прежде всего остановимся кратко на соотношении понятий контроля и надзора вообще, ибо в зависимости от этого мы можем говорить о конституционном контроле и конституционном надзоре. В юридической литературе по этому вопросу существуют различные взгляды, и не в последнюю очередь это различие обусловлено неодинаковым словоупотреблением в законодательстве разных стран и даже одной и той же страны.
Чаще всего под контролем понимают такую систему отношений между органами публичной власти, при которой контролирующий орган может отменять акты подконтрольного органа. Надзор же при этом понимании – это такая система отношений, при которой надзорный орган может лишь обратить внимание поднадзорного органа на его ошибку и, самое большее, может приостановить действие его акта, но отменять или исправлять акт должен сам поднадзорный орган.
Есть, однако, и другое понимание соотношения между этими двумя терминами. При этом понимании контроль есть проверка деятельности подконтрольного органа, проводимая контролирующим органом либо выборочно по собственной инициативе, либо по какому-то сигналу, а надзор – постоянное наблюдение за деятельностью поднадзорного органа.
Во избежание
Поскольку конституция (имеется в виду, конечно, писаная формальная конституция) обладает высшей юридической силой, то в государстве все правовые акты должны ей соответствовать или во всяком случае не противоречить.
Кроме того, о существовании различия между названными понятиями говорят следующие рассуждения: если проверяется соответствие конституции какого-либо акта, предмет регулирования которого закреплен в основном законе, то в данном случае речь должна идти о соответствии; если же проверяется акт, о предмете которого нет в конституции упоминания (а таких большинство, поскольку конституция содержит самые общие нормы), то правомернее говорить о не противоречии.
Зарубежная практика конституционного контроля знает различные термины для определения соотношения акта с конституцией. Чаще всего употребляется термин «не противоречие»; известны случаи, когда прямо подчеркивается соответствие основному закону. Последнее употребляется, когда в конституции закреплены нормы, прямо регулирующие какой-либо институт, в отношении которого издано развивающее, нижестоящее законодательство. Известны случаи (особенно этим правом пользуется Федеральный конституционный суд Германии) признания конституционности с оговорками типа «при условии», «принимая во внимание», «с учетом данных обстоятельств».
Считается, что сама идея конституционного контроля появилась в начале XVII века в Великобритании и была связана с деятельностью Тайного совета, который признавал законы легислатур (законодательных собраний) колоний недействительными, если они противоречили законам английского Парламента, изданным для этих колоний, или общему праву. Однако конституционный контроль в современном понимании, изложенном выше, впервые появился в США: в деле У. Мэрбери против Дж. Мэдисона в 1803 году Верховный суд под председательством Дж. Маршалла объявил, что федеральная Конституция – высший закон страны и любой закон Конгресса, противоречащий Конституции, может быть признан судом неконституционным.
Сегодня функции контроля за соблюдением конституционной законности в зарубежных странах возлагаются на разные органы:
- 3 назначаются президентом;
- 3 назначаются верховной палатой парламента;
- 3 назначаются нижней палатой.
Кроме того, в состав Конституционного Совета входят все бывшие президенты Франции.
Подобно французскому органу конституционного контроля Конституционный Совет существует в Казахстане. Характерно, что экс-президенты этой страны являются пожизненными членами этого совета в Эстонии (Конституционная палата).
Конституционные Суды сегодня существуют в Польше, Венгрии, Болгарии, Румынии, Литве и других странах.
Существует и международная
организация органов
В рамках СССР решение о создании подобного органа было принято ещё в 1988 г. Реально он был сформирован в апреле 1990 г. и прекратил свою деятельность в декабре 1991 г.
В Беларуси этот орган, как первоначально предполагалось, должен был носить название «Конституционный Совет».
Полномочия, порядок образования и деятельности Конституционного Суда Республики Беларусь на сегодняшний день определяются Конституцией, Законом о внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь «О Конституционном Суде Республики Беларусь» (1994 – 1997 гг.).
Согласно статье 116 Конституции и разделу II Закона, 6 судей из 12 назначаются Президентом Республики Беларусь. Причём Председатель Конституционного Суда назначается Президентом с согласия Совета Республики. С уведомлением Совета Республики Президент Республики Беларусь в любое время может освободить от должности Председателя Конституционного Суда Республики Беларусь [5, с.133 – 134].
Любая, даже самая совершенная конституция со временем нуждается в изменениях и дополнениях.
Вопрос об изменении и дополнении конституции может возбуждаться разными субъектами:
- президентом: Республика
Беларусь, Россия, Украина, Молдова,
Казахстан, Армения,
- парламентом: Республика Беларусь – по Конституции 1994 г. без изменений и дополнений, внесённых в 1996 г., Россия, Украина, Молдова 1/3 членов, Казахстан, Армения, Узбекистан – 2/3, Азербайджан – 63 депутата из 125 и другие;
- правительство: Россия, Молдова и другие;
- законодательными органами субъектов федераций: Россия и другие;
- органами конституционного
надзора – Конституция
В связи с существованием особенностей при внесении изменений и дополнений в конституцию, все их можно разделить на несколько видов: 1) гибкие, 2) жёсткие, 3) смешанные.
Исходя из вышеуказанной классификации, Конституцию Республики Беларусь можно отнести к «жёстким», поскольку для принятия изменений предусматривается применение довольно сложной процедуры. В частности, вопрос о её изменении и дополнение вначале обсуждается в обеих палатах Парламента (это обсуждение инициируется либо Президентом Республики Беларусь, либо не менее 150 тысячами граждан Республики Беларусь, обладающих избирательным правом (статья 138)). В Парламенте этот вопрос должен обсуждаться не менее двух раз, с промежутком в обсуждении не менее трёх месяцев. Парламент может принять решение о внесении в конституцию изменений и дополнений, но за это решение должно проголосовать не менее 75% депутатов полного состава каждой из палат.
О том, что Конституция Республики Беларусь является «жёсткой», говорит и тот факт, что некоторые разделы Конституции ( I, II, IV, VIII) могут быть изменены только путём референдума [5, с.7 – 8].
Практические задания
Ответ:
А) Закон о беженцах не распространяется на иностранцев, покинувших государство своей гражданской принадлежности (своего прежнего обычного местожительства) по экономическим причинам либо вследствие голода, эпидемии или чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, в следствие этого иностранному гражданину будет отказано в ходатайстве о признании его беженцем. Гражданину может быть предоставлена дополнительная защита. Касательно процедуры предоставления дополнительной защиты общепризнанный подход заключается во введении единой процедуры для рассмотрения заявления лица о предоставлении защиты. В то же время дополнительная защита не должна подменять собой статус беженца, если заявитель соответствует критериям такого статуса. Во время Всемирных консультаций по международной защите (Женева, 2001—2002 гг.) в рамках общей процедуры рекомендовалось сначала проанализировать дело заявителя на соответствие определению беженца, а в случае невозможности предоставления статуса беженца рассмотреть возможность предоставления дополнительной защиты [3, с. 159]. Лиц, получивших статус дополнительной защиты, целесообразно наделять их такими же правами и обязанностями, как и беженцев (п. 16) [2, с. 36].
Б) Решение о предоставлении либо об отказе в предоставлении статуса беженца и (или) дополнительной защиты принимается Департаментом на основании материалов дела с учетом заключения подразделения по гражданству и миграции и информации органов государственной безопасности Республики Беларусь о наличии у иностранца, ходатайствующего о защите, оснований, предусмотренных статьей 3 настоящего Закона.
Иностранцу, ходатайствующему о защите, может быть отказано в предоставлении статуса беженца и (или) дополнительной защиты, так как иностранец имеет гражданство третьего государства, защитой которого может воспользоваться (раздел III, глава 8, статья 43).
В) В Республике Беларусь статус беженца, дополнительная и временная защита не могут быть предоставлены иностранцам в отношении которого имеются объективные основания предполагать, что он совершил тяжкое преступление неполитического характера за пределами Республики Беларусь до прибытия на территорию Республики Беларусь (раздел I, глава 1, статья 3).
Иностранцу, ходатайствующему о защите, может быть отказано в предоставлении статуса беженца и (или) дополнительной защиты, так как в период рассмотрения ходатайства о защите иностранец осужден за совершение преступления, отнесенного Уголовным кодексом Республики Беларусь к категории тяжких или особо тяжких (раздел III,глава 8, статья 43) [6].
Заключение
Таким образом, в Конституции формулируются фундаментальные ценности, являющиеся лучшими достижениями человеческой мысли. К ним можно отнести: правовое, демократическое, социальное государство; многообразие форм собственности; признание человека, его прав и свобод как высшей ценности общества и государства; демократию, свободу, достоинство, семью, особую заботу о ветеранах войны и труда, лицах, утративших здоровье при защите государственных и общественных интересов, и другое.
Полномочия, порядок образования и деятельности Конституционного суда Республики Беларусь на сегодняшний день определяются Конституцией, Законом о внесении изменений и дополнений в Законе Республики Беларусь «О Конституционном Суде Республики Беларусь» (1994 – 1997 года).
Несмотря на небольшой
опыт в защите беженцев, Республика
Беларусь прошла значительный путь в
развитии национального законодательства
в этой области. Система защиты беженцев
в Беларуси в основном соответствует
международным стандартам и является
одной из лучших в СНГ. Вместе с
тем проблемы беженцев и миграции
являются актуальными и острыми.
Цель международного сообщества —
найти их комплексное решение. Это
можно сделать только сообща, на
основе единых международных стандартов.
Предлагаемые изменения законодательства
о беженцах позволят Республике Беларусь
сохранить свое ведущее положение
в данной области.