Трудовые споры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2013 в 15:48, контрольная работа

Описание работы

Целью данной работы является подробное рассмотрение темы о трудовых спорах как индивидуальных, так и коллективных. Для достижения поставленной цели необходимо рассмотреть следующие вопросы:
1. Понятие "трудовых споров", их общая характеристика
2. Виды трудовых споров
3. Органы, рассматривающие трудовые споры

Содержание работы

Введение
1.Понятие трудовых споров
2.Виды трудовых споров
3.Органы, регулирующие трудовые разногласия работников
4.Разрешение коллективных трудовых споров
Заключение

Файлы: 1 файл

Правоведение.doc

— 96.00 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

 

 

 

Контрольная работа

По дисциплине «Правоведение»

Тема: «Трудовые споры»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                  Выполнил: студент

                                                                           ____________________________

                                         

                                                                           Проверил: ___________________

 

 

 

 

 

Кемерово 2010

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

  1. Понятие трудовых споров
  2. Виды трудовых споров
  3. Органы, регулирующие трудовые разногласия работников
  4. Разрешение коллективных трудовых споров

Заключение

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  

Введение

Актуальность темы именно в том, что сейчас, мы не можем сказать, что будет завтра, нас от этого не кто не застраховал, а вдруг придется остаться  без работы? И сейчас хочется поговорить об этой проблеме, о ее решении, об избежании конфликтных всяческих ситуаций.  А в случае не избежания её знать свои права, но и знать, как их применять на производстве и зачем это необходимо. Интересы работодателя и нанимаемого им работника не всегда совпадают, поэтому возможно столкновение этих интересов на любой стадии существования трудовых отношений. Это, в свою очередь, приводит к возникновению конфликтов.

Возникновению трудовых споров, как правило, предшествуют трудовые правонарушения, т. е. невыполнение или ненадлежащее выполнение субъектом (работником или работодателем) своей трудовой обязанности. Следовательно, происходит нарушение права другого субъекта данного правоотношения. Если действия обязанного субъекта были законными, а другой субъект считает их неправомерными, может возникнуть трудовой спор, хотя правонарушения и не было. Наличие или отсутствие трудового правонарушения устанавливает юрисдикционный орган, рассматривающий трудовой спор.

Целью данной работы является подробное рассмотрение темы о трудовых спорах как индивидуальных, так и  коллективных. Для достижения поставленной цели необходимо рассмотреть следующие вопросы:

1. Понятие "трудовых  споров", их общая характеристика

2. Виды трудовых споров

3. Органы, рассматривающие трудовые споры

4. Порядок рассмотрения трудовых споров и т.п.

 

 

 

 

  1. Трудовые споры

Своими словами, трудовые споры - это споры, которые возникают между субъектами трудовых отношений.

Трудовой спор - это поступившее на разрешение юрисдикционного органа разногласие субъектов трудового права по вопросам применения трудового законодательства или об установлении между ними новых условий труда.

Юрисдикционным называется орган, который рассматривает трудовой спор.

Трудовые споры могут  возникнуть именно тогда, когда спорящие стороны переносят разрешение своих  разногласий в юрисдикционный орган.

Разногласия возникают  в случаях, когда совершается  виновной стороной трудовое правонарушение в отношении другой стороны, или же когда трудовое правонарушение и не совершено, но одна из сторон считает, что по отношению к ней были совершены неправомерные действия.

Трудовым правонарушением  называется виновное невыполнение или  ненадлежащее выполнение обязанным  субъектом своей трудовой обязанности в сфере труда и распределения, а, следовательно, нарушение права другого субъекта данного правоотношения.

Трудовые правонарушения сами по себе еще не являются трудовыми  спорами. Одно и тоже действие может  быть оценено каждой стороной по-своему. Расхождение в оценках есть разногласие. Такого рода разногласие субъектов трудового права может перерасти в трудовой спор в том случае, когда оно не урегулировано самими сторонами, а внесено на рассмотрение юридического органа, иными словами одна сторона оспаривает действие (бездействие) обязанной стороны, нарушившей ее трудовое право.

Условия возникновения  споров - это обстоятельства, которые  непосредственно или опосредованно  влияют на трудовые отношения, вызывая  неурегулированные разногласия между работниками и администрацией. Причиной возникновения трудовых споров служат юридические факты, непосредственно вызвавшие разногласия между работником (работниками) и администрацией. Даже общие для трудовых споров причины носят конкретный характер в конкретном правоотношении по разрешению трудового спора. Это - нарушения тех или иных прав работника или несоблюдение им обязанностей перед предприятием (например, при его материальной ответственности за причиненный ущерб).

Для устранения причин трудовых споров должны использоваться средства и способы, воздействующие на каждую из них комплексно. Однако даже если все необходимые меры будут приняты, полностью устранить причины трудовых споров нереально. Трудовые споры не исчезнут. Может уменьшиться их общее число, но в обозримом будущем трудовые споры будут существовать.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Виды трудовых споров

Трудовые споры могут  классифицироваться:

- по спорящему субъекту;

- по характеру спора;

- по виду спорного  правоотношения.

Выяснение вида трудового  спора поможет быстрейшему его разрешению.

Рассмотрим подробнее  о видах трудовых споров.

Во-первых - по спорящему  субъекту все трудовые споры делятся  на индивидуальные и коллективные.

К индивидуальным можно  относить споры о переводе, повышении  или понижении квалификационного разряда, приема на работу или увольнения с работы и т.п. Коллективными будут споры между профкомом или трудовым коллективом с нанимателем, возникающие при заключении коллективного договора, при утверждении Премиальных положений, планов социального развития и т.п.

В индивидуальных спорах возникают разногласия, связанные  с правами и законными интересами конкретного работника.

В коллективных спорах оспариваются и защищаются права, полномочия и  интересы всего трудового коллектива или его части, права профкома как представителя работников данного производства по вопросам труда, быта, культуры.

Коллективные споры  возникают: из правоотношений трудового  коллектива с нанимателем (работодателем, его администрацией, в том числе  и с вышестоящим органом управления, к примеру, концерном, министерством; правоотношений профкома и администрации; и др.).

Во-вторых, - по характеру  трудовые споры делятся:

- на споры о применении  норм трудового законодательства, где защищается и восстанавливается  нарушенное право работника или профкома;

- на споры об установлении новых или изменении существующих социально-экономических условий труда и быта, не урегулированных законодательством. Они могут возникать из трудового правоотношения - об установлении работнику в локальном порядке новых условий труда, к примеру, нового срока отпуска по графику отпусков, нового тарифного разряда, а также вытекающие из коллективного организационно-управленческого характера правоотношений.

Кодекс законов о  труде регулирует порядок разрешения трудовых споров работников с нанимателем по вопросам применения трудового законодательства, коллективного договора, а также других соглашений о труде и об установлении работнику новых или изменении существующих условий труда.

В-третьих, - по виду спорного правоотношения трудовые споры можно разделять на:

- споры из трудовых  правоотношений;

- споры из правоотношений  по трудоустройству, к примеру,  спор в связи с отказом в  приеме на работу по брони  инвалида или другого лица, с  которым наниматель обязан заключить  трудовой договор;

- споры из правоотношений  по надзору и контролю за  соблюдением трудового законодательства  и правил охраны труда, к  примеру, оспариваются действия  санитарного, технического или  правового инспектора, наложившего  штраф на должностное лицо;

- споры из правоотношений по подготовке кадров и повышению квалификации на производстве, к примеру, направления на повышение квалификации в другую местность;

- споры из правоотношений  по возмещению материального  ущерба работником предприятия,  к примеру, спаривание размера произведенного нанимателем удержания из заработной платы за нанесенный ущерб;

- споры из правоотношений  по возмещению предприятием ущерба  работнику в связи с повреждением  его здоровья на работе;

 - споры из правоотношений профкома с нанимателем по вопросам труда,   быта, культуры, к примеру, трудовые споры о сроках пересмотра норм выработки;

- споры из правоотношений  трудового коллектива с нанимателем,  к примеру, при выборах и  утверждении хозяйственных руководителей  и др.;

- споры из социально-партнерских правоотношений. При возникновении трудового спора, важно правильно его классифицировать, что поможет определить его подведомственность, и в первую очередь выясняют, индивидуальный или коллективный спор, о применении трудового законодательства или же об установлении новых условии труда, изменении существующих, а также из какого правоотношения возник трудовой спор.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Органы, регулирующие трудовые разногласия работников

 

Разрешение индивидуальных трудовых споров

Трудовые споры, возникающие между работником и администрацией предприятия, учреждения, организации, по вопросам применения законодательных и иных нормативных актов о труде, коллективного договора и других соглашений о труде, а также условий трудового договора (контракта) рассматриваются:

-комиссиями по трудовым  спорам;

-районными (городскими) народными судами.

Статья 201 Кодекса законов о труде в ее новой редакции внесла принципиальные изменения в состав органов, рассматривающих индивидуальные споры.

Во-первых, из состава  этих органов были исключены профсоюзные комитеты предприятий, которые, представляя интересы членов профсоюза, не могли быть в силу этого объективными арбитрами.

Во-вторых, в полном соответствии со ст. 32 Декларации прав и свобод человека и гражданина и ст. 46 Конституции Российской Федерации было окончательно ликвидировано рассмотрение трудовых споров некоторых категорий работников по отдельным вопросам вышестоящими в порядке подчиненности органам.

Порядок рассмотрения трудовых споров регулируется Кодексом о труде и др. Законодательными актами, а порядок рассмотрения дел по трудовым спорам в районных (городских) народных судах определяется Гражданским процессуальным Кодексом РСФСР.

Комиссия по трудовым спорам - первая инстанция по рассмотрению трудовых споров.

Статья 203 КЗОТ: «Комиссия по трудовым спорам избирается общим собранием (конференцией) трудового коллектива предприятия, учреждения, организации с числом работающих не менее 15 человек.

Избранными в состав комиссии считаются кандидатуры, получившие большинство голосов и за которых проголосовало более половины присутствующих на общем собрании (конференции).

Порядок избрания, численность  и состав комиссии, срок ее полномочий определяются общим собранием (конференцией) трудового коллектива предприятия, учреждения, организации.

Комиссия по трудовым спорам избирает из своего состава  председателя, заместителей председателя и секретаря комиссии.

По решению общего собрания (конференции) трудового коллектива предприятия, учреждения, организации  могут быть созданы комиссии по трудовым спорам в подразделениях. Эти комиссии избираются коллективами подразделений и действуют на тех же основаниях, что и комиссии по трудовым спорам предприятий, учреждений, организаций.

В комиссиях по трудовым спорам подразделений могут рассматриваться трудовые споры в пределах полномочий этих подразделений».

Ранее КТС организовывалась из равного числа представителей профсоюзного комитета и администрации.

Порядок организации  КТС, предусмотренный ст. 203 КЗОТ, обязателен лишь для государственных и муниципальных предприятий. На предприятиях иных форм собственности порядок организации досудебного рассмотрения трудовых споров определяется уставами этих предприятий.

Работник может обратиться в КТС в трехмесячный срок со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права.

В случае пропуска установленного срока по уважительным причинам КТС может восстановить срок и разрешить спор по существу.

Заявление работника, поступившее  в комиссию по трудовым спорам подлежит обязательной регистрации.

Информация о работе Трудовые споры