Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2013 в 17:45, контрольная работа
Изучению жизни, творчества и учения Платона о государстве и праве посвящено большое количество литературы; начало было положено в IV в. до н.э. учениками Платона. Значение его в истории столь велико, что исследованию и изучению Платона посвящаются научные работы и по сей день. Цель настоящей работы — раскрыть основные положения учения Платона о государстве и праве и показать актуальность идей Платона в современный период.
Введение 3
Платон.Жизнь и творчество 4
Концепция идеального политического устройства в диалоге Платона «Государство» 7
2.1.Характеристика сословий 7
2.2.Учение о совершенных и несовершенных формах государства 8
3. Вопросы государства и права в диалоге Платона «Законы» 12
Заключение 15
Литература 17
Можно полностью согласиться с В.Н. Сафоновым, делающим следующие выводы из диалога Платона «Государство»:
1. Государство у Платона стоит над гражданином и именно так он понимает справедливость, то есть то, что хорошо для государства, то хорошо и для гражданина.
2. Чрезмерная свобода в государстве так же опасна, как и чрезмерное подчинение граждан одному правителю. Первое ведет к анархии, а второе — к тирании, причем анархия чревата тиранией, так как всякая крайность оборачивается своей противоположностью.
3. Очень важно, чтобы в государстве было единство, которое Платон понимал трояко: а) закону подчиняются все без исключения граждане; б) не должно быть контраста между самыми бедными и самыми богатыми; в) нельзя допускать разногласий между теми, кто осуществляет управление государством.
4. Сословная (кастовая) структура общества лучше всего соответствует интересам государства и граждан, так как всем гарантирует порядок, достаток, безопасность и процветание.
5. Двум высшим сословиям — правителям и воинам — запрещается иметь любую частную собственность, чтобы они все свои силы и время отдавали служению государству, которое обеспечивает их всем необходимым.
6. Платон был за полное равноправие женщин и за общественное воспитание детей.
7. Платоновская демократия — это не иное, как анархия; недостатки олигархии, замеченные Платоном, актуальны до сих пор, лучшие формы правления — это монархия и аристократия, а самая худшая — это тирания.
8. Исходными формами правления, из которых произошли все другие, являются монархия и демократия, элементы которых должны присутствовать в каждом государстве.
Субъектом свободы и высшего совершенства оказывается у Платона не отдельная личность и даже не класс, а все общество, все государство в целом. Платон приносит в жертву своему государству человека, его счастье, его свободу и моральное совершенство. И прав был Гегель, указав, что в «Государстве» Платона «все стороны, в которых утверждает себя единичность как таковая, растворяются во всеобщем, — все признаются лишь как всеобщие люди».
3. ВОПРОСЫ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА В ДИАЛОГЕ ПЛАТОНА «ЗАКОНЫ»
Платон на склоне своих лет, где-то на протяжении 360-350 гг. до н.э., в «Законах» изложил второй проект наилучшего государственного устройства, уже гораздо более связанного с действительностью.
«Законы» — это огромное произведение в двенадцати книгах, по объему превышающее любой диалог Платона.
«Законы» — детище престарелого, умудренного жизнью и во многих отношениях разочарованного в ней Платона, — представляют собою неторопливую беседу трех стариков, текущую медленно, с повторами, возвратами к прежним мыслям, с углублением и оттачиванием тонкостей законодательства того общества, которому было дано теоретическое обоснование в «Государстве».
"Законы" обширны
и охватывают самые
Платон в «Законах» выступает за потребительское равенство всех сословий и подчеркивает, что «часть, предназначенная для господ, ничем не должна быть больше остальных двух частей, предназначенных для рабов, а равным образом и для чужеземцев. Надо произвести разделение так, чтобы все части были вполне равны и в отношении качества».
Женщины должны принимать участие в воспитании мужчин, и даже в военных упражнениях.
Быт государства в «Законах» пронизан стремлением повсюду насаждать единомыслие и коллективистские начала. Хотя индивидуальная семья и признается, однако все дело воспитания регламентировано законами и находится в руках многочисленных должностных лиц. Женщины равноправны с мужчинами, но на высшие должности в государстве они не допускаются. «Им отводится особые отрасли управления - воспитание, обучение, наблюдение за браками и т.д.».
Браки должны быть строго регулированы, так как цель их произвести благородное и здоровое потомство. Определен возраст, в котором граждане должны вступать в брак; уклонение от брачных уз наказывается штрафом и другими средствами. При заключении брачных уз необходимо обращать преимущественное внимание на то, чтобы характеры супругов служили дополнением друг другу.
В «Законах» Платон выступает за смешанный вид государственного строя, в котором сочетаются элементы двух основных форм государства - монархии и демократии.
Платон считал, что закон и порядок понятия тождественные. Закон - основная опора, на которой держится государство. Право менять закон Платон представляет властителям. Платон различает правильные и неправильные законы. «Правильны лишь те законы, которые установлены ради общего блага всего государства в целом, а не какой-то узкой властвующей группы. В последнем случае, согласно Платону, и вовсе государственная организация жизни».
В «Законах» Платон формулирует актуальный и по сей день принцип неотвратимости наказания за совершенное преступление. Цель уголовного наказания. По учению Платона о законах, заключается в предупреждении повторения преступлений. Наказание налагается не ради совершившегося преступления, а ради предупреждения их повторения в будущем. Наказание приводит к достижению этой цели трояким способом: 1) исправлением самого преступника, для которого оно является как бы лекарством, исцеляющим его нравственный недуг; 2) устранением влияния дурного примера на сограждан; 3) избавлением государства от опасного, вредного члена.
В «Законах» Платона большинство преступлений карается смертной казнью. «А за оскорбление богов, родителей и государства Платон помимо смерти предлагает еще и вечные муки».
В диалоге «Законы», последнем своем произведении, Платон изображает «второй по достоинству» государственный строй, приближая последний к реальной действительности греческих полисов.
Этот строй, сохраняя некоторые черты, роднящие его в «Государстве» (равноправие женщин и мужчин, общественное воспитание детей и т. п.), именно и свои отличительные особенности:
-допускается частная собственность (кроме земельной) и индивидуальная семья;
-деление граждан на сословия заменяется градацией по имущественному цензу;
-производственные потребности земледелия предполагается полностью обеспечить за счет рабов;
-предусматривается «смешанная» форма правления, сочетающая в себе элементы демократии, (выборы большинством голосов) и монархии (замещение должностей по заслугам и достоинству).
Основную ставку Платон делает на детальные и суровые законы, которые скрупулезно и жестко регламентируют публичную и частную жизнь людей, определяя распорядок дня и ночи.
В «Государстве» Платон
наделял правителей абсолютной властью
и ставил их выше всяких законов, потому
что предполагал в них
Хотя «Законы» и являются проектом, наиболее приближенным к действительности, Платон и здесь остается чистым идеалистом. «Хотя он имел в виду представить устройство, приспособленное к человеческой природе, однако и здесь свобода вполне приносится в жертву общественной цели».
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Платон - создатель философского идеализма. До Платона идеализм выступает еще в зачаточной, частичной форме.
Платона можно считать одним из первых древнегреческих философов, который в систематической форме представил свое понимание государства.
В диалоге Платона «Государство» причина возникновения государства — наличие социальных потребностей индивидов друг в друге.
Государство стоит над гражданином и то, что хорошо для государства, то хорошо и для гражданина. Свобода личности подавляется государством.
Сословия делятся на две категории- высшие и низшие.Общество делится на три сословия: правителей-философов, стражей-воинов (высшие) и земледельцев, ремесленников (низшие).
Жизнь и быт стражей построены на коммунистических началах: лишение частной собственности, общность жен и детей и т.д.
Женщины и мужчины уравнены в их правах и возможностях. Не пол, а способности, как и у мужчин определяет социально-политическое место женщины в структуре общественной жизни. Это положение было очень «смелым» в эпоху Платона и актуально до сих пор.
Членам третьего сословия разрешается иметь частную собственность и семью, но лишь с целью обеспечения первых двух сословий всем им необходимым.
Устройство совершенного государства в «Государстве» Платона возможно в виде монархии или аристократии. К отрицательному типу общественного устройства Платон относит тимократию, олигархию, демократию и тиранию.
Платон в своем диалоге «Законы» изображает «второй по достоинству» государственный строй, который имеет схожие черты с описанным в «Государстве» (равноправие женщин и мужчин, общественное воспитание детей и т.п.), вместе с тем, имеются и свои отличительные особенности.
Организация государственной власти является сложной: самый высший орган — стражи законов; кроме него еще существует Совет, избираемых по классам граждан: Ночное собрание, состоящее из законодателей и других лиц; народное собрание, которое посещают все желающие, и большое количество должностных лиц.
Предусматривается «смешанная» форма правления, сочетающая в себе элементы демократии (выборы большинством голосов) и монархии (замещение должностей по заслугам и достоинству).
Большое внимание Платон уделяет вопросам о законах. Закон должен быть выше правителей. Основную ставку Платон делает на детальные и суровые законы, которые регламентируют публичную и частную жизнь людей.
В «Законах» Платон формулирует причины неотвратимости наказания за совершенное преступление: «Вообще никто никогда не должен оставаться безнаказанным за какой бы то ни было поступок».
Платон был первооткрывателем в сфере философского освещения обширного комплекса политико-правовых вопросов. «Платон всегда актуален в том высоком смысле, в каком актуален духовный опыт прошлого.
Платон — великое явление, как деятель — философ, ученый, писатель он принадлежит всему человечеству. Платон — один из учителей человечества.
ЛИТЕРАТУРА
1. Асмус В.Ф. История античной философии. — М.: Высшая школа, 1965. — 320 с.
2. Асмус В.Ф. Платон. — М.: Мысль, 1975. — 220 с.
3. Большой энциклопедический словарь / Под ред. А.М. Прохорова. — М.: Научн. издат. Большая российская энциклопедия, 1998. — 918 с.
4. Гиляров А.Н. Источники о софистах. Платон как исторический свидетель. — Киев, 1891. — 358 с.
5. Жизнь замечательных людей. Биографич. библ. Павленкова Ф. Сократ. Платон. Аристотель. Сенека. — М.: республика, 1995. — 300 с.
6. История политических и правовых учений / Под ред. В.С. Нерсесянц. — М.: Наука, 1985. — 320 с.
7. Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия, 1989. — 750 с.
8. Чичерин Б.Н. Политический мыслители Древнего и Нового мира. — М., 1897. — 220 с.