Уполномоченный по правам человека

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2013 в 23:20, курсовая работа

Описание работы

Учреждение института Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации как государственного органа - одно из важнейших достижений демократических преобразований в России. Для нашей страны создание такого института было явлением новым, хотя в мировой истории он уже известен давно.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
1. ОБЩЕПРАВОВАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ИНСТИТУТА УПОЛНОМОЧЕННОГО ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ……………………………………………………………………...5
1.1 Становление института Уполномоченного по правам человека в России; основные направления деятельности………………………………………........5
1.2 Правовая основа деятельности Уполномоченного по правам человека в России……………………………………………………………………………...8
2. ПРАВОВОЙ СТАТУС УПОЛНОМОЧЕННОГО ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА В РФ………………………………………………………………………………11
2.1. Функции Уполномоченного по правам человека…………………………11
2.2. Порядок назначения и освобождения от должности Уполномоченного по правам человека………………………………………………………………….14
2.3. Полномочия, порядок и правовые последствия деятельности Уполномоченного по правам человека………………………………………...16
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….25
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………………………..26

Файлы: 1 файл

Уполномоченый по правам человека.doc

— 128.00 Кб (Скачать файл)

Рассмотрим  функции уполномоченного, порядок назначения его на должность,  те полномочия, которыми он обладает, правовые механизмы и средства воздействия, которые он может использовать для воздействия на подконтрольных субъектов, в том числе на государственных служащих (включая должностных лиц), нарушивших права граждан.

 

2. ПРАВОВОЙ СТАТУС УПОЛНОМРЧЕННОГО ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА В РФ

2.1. Функции  Уполномоченного по правам человека

 

В соответствии с действующим законодательством  и практикой, деятельность Уполномоченного  дополняет существующие средства защиты прав и свобод граждан, не отменяет и не влечет пересмотра компетенции государственных органов, обеспечивающих защиту и восстановление нарушенных прав и свобод. Она лишь способствует совершенствованию их работы в данной области, указывает на имеющиеся недостатки и проблемы, в том числе связанные с действием или бездействием тех или иных органов и должностных лиц. [3, 130]

Основными функциями  Уполномоченного по правам человека в РФ являются:

- рассмотрение жалоб  и обращений о нарушениях прав  и свобод граждан Российской Федерации и находящихся на территории Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства, принятие мер по их восстановлению;

-анализ законодательства  РФ в области прав человека  и гражданина, подготовка рекомендаций  по его совершенствованию и  приведению в соответствие с общепризнанными принципами и нормами международного права;

-развитие международного  сотрудничества в области прав  человека;

    -правовое просвещение  по вопросам прав и свобод  человека, форм и методов их  защиты;

-подготовка ежегодного  доклада о деятельности и направление его Президенту РФ, в Совет Федерации и Государственную Думу, Правительство РФ, Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ, Высший Арбитражный Суд РФ и Генеральному прокурору РФ;

-выступления с докладами  на заседаниях Государственной Думы в случаях грубого или массового нарушения прав и свобод граждан;

-направление в Государственную  Думу специальных докладов по  отдельным вопросам соблюдения  прав и свобод граждан в  РФ;

-обращение в Государственную  Думу с предложениями о создании парламентских комиссий по расследованию фактов нарушения прав и свобод граждан и о проведении парламентских слушаний, участие в работе указанных комиссий и проводимых слушаниях;

-обращение в суды  общей юрисдикции и в Конституционный  Суд РФ для защиты прав и свобод граждан;

-направление государственным  органам, органам местного самоуправления  и должностным лицам замечаний  и предложений общего характера,  относящихся к обеспечению прав  и свобод человека и гражданина, совершенствованию административных  процедур. [16, 9]

Уполномоченный не рассматривает  жалобы на решения палат Федерального Собрания Российской Федерации и  законодательных (представительных) органов  государственной власти субъектов  Российской Федерации.

Жалоба должна быть подана Уполномоченному не позднее истечения года со дня нарушения прав и свобод заявителя или с того дня, когда заявителю стало известно об их нарушении.

Жалобы, адресованные Уполномоченному  лицами, находящимися в местах принудительного  содержания, просмотру администрацией мест принудительного содержания не подлежат и в течение 24 часов направляются Уполномоченному.

Помимо прямо  предусмотренных Федеральным конституционным  законом основных направлений деятельности Уполномоченного, возникают и другие задачи, тесно связанные с осуществлением его полномочий в рамках установленной законом компетенции.

Уполномоченный информирует  государственные органы и общественность о своей деятельности, о положении  дел в сфере соблюдения прав и  свобод человека и гражданина в стране, взаимодействует с федеральными и региональными органами государственной власти, с уполномоченными и комиссиями по правам человека в субъектах РФ, неправительственными правозащитными организациями, средствами массовой информации. Взаимодействие Уполномоченного с органами государственной власти осуществляется на основе специальных соглашений о сотрудничестве, участия в совместных комиссиях, объединенных рабочих групп и так далее.

Важное место в деятельности Уполномоченного занимает работа по правовому просвещению в сфере  прав человека, форм и методов их защиты. Гражданам разъясняются те формы защиты, которые они могут использовать, в частности, в какие административные, судебные и другие органы они вправе обратиться, оказываются юридические консультации. [14, 17]

Подготовка ежегодных докладов о деятельности, а также специальных докладов доведение их до сведения должностных лиц и широкой общественности дает возможность Уполномоченному изложить свое видение ситуации с обеспечением прав человека как в целом по стране, так и в отдельных сферах жизни общества, является мощным рычагом воздействия на общественное мнение. Как показывает практика, а также опыт работы омбудсманов других стран, ежегодные и специальные доклады Уполномоченного представляют собой важное средство реализации его полномочий, позволяют заострить внимание властей на проблемах, которые требуют незамедлительного решения.

 

2.2. Порядок назначения  и освобождения от должности  Уполномоченного по правам человека

 

Порядок назначения на должность  и освобождения от должности Уполномоченного определяется главой 2 ФКЗ "Об Уполномоченном по правам человека в РФ". Уполномоченный назначается на 5 лет и не может быть назначен более чем на 2 срока подряд.

На должность Уполномоченного  назначается гражданин РФ не моложе 35 лет, имеющий познания в области прав и свобод человека и гражданина, опыт их защиты. Предложения о кандидатурах могут вноситься в Думу Президентом, Советом Федерации, депутатами Государственной Думы и депутатскими объединениями в течение месяца до окончания полномочий предыдущего Уполномоченного. Каждая кандидатура включается в список для тайного голосования двумя третями голосов. Уполномоченный назначается не позднее 30 дней со дня истечения полномочий его предшественника. Уполномоченный вступает в должность с момента принесения присяги следующего содержания: "Клянусь защищать права и свободы человека и гражданина, добросовестно исполнять свои обязанности, руководствуясь Конституцией РФ, законодательством РФ, справедливостью и голосом совести". Она приносится на заседании Государственной Думы после назначения уполномоченного на должность. Уполномоченный прекращает полномочия с момента принесения присяги новым уполномоченным. [3, 131]

Уполномоченный  не может являться депутатом Думы или регионального законодательного органа, членом Совета Федерации, находиться на государственной службе, заниматься другой оплачиваемой или неоплачиваемой деятельностью, за исключением преподавательской, научной либо иной творческой деятельности. Он не вправе заниматься политической деятельностью, быть членом партии или иного объединения, преследующего политические цели. Если он не прекращает такую деятельность в течение 14 дней со дня вступления в должность, его полномочия прекращаются и Дума назначает нового Уполномоченного.

Уполномоченный обладает неприкосновенностью в течение всего срока его полномочий. Он не может быть без согласия Государственной Думы привлечен к уголовной или административной ответственности, налагаемой в судебном порядке, задержан, арестован, подвергнут обыску, за исключением случаев задержания на месте преступления, а также подвергнут личному досмотру, за исключением случаев, когда это предусмотрено федеральным законом для обеспечения безопасности других лиц. Неприкосновенность Уполномоченного распространяется на его жилое и служебное помещения, багаж, личное и служебное транспортные средства, переписку, используемые им средства связи, а также на принадлежащие ему документы.

В случае задержания Уполномоченного на месте преступления должностное лицо, произведшее задержание, немедленно уведомляет об этом Государственную  Думу, которая должна принять решение  о даче согласия на дальнейшее применение этой процессуальной меры. При неполучении в течение 24 часов согласия Государственной Думы на задержание Уполномоченный должен быть немедленно освобожден.

Уполномоченный  досрочно освобождается от должности  Государственной Думой:

- в случае  нарушения им статьи закона  о деятельности несовместимой с его статусом;

- в случае  вступления в законную силу  обвинительного приговора суда  в его отношении; 

- ввиду его  длительной (не менее четырех  месяцев подряд) неспособности исполнять  обязанности по состоянию здоровья  или иным причинам;

- в случае подачи им заявления о сложении полномочий.

При этом новый  уполномоченный должен быть назначен в течение двух месяцев со дня  досрочного освобождения от должности  его предшественника. [3, 137]

 

2.3. Полномочия, порядок и правовые последствия  деятельности Уполномоченного по правам человека

 

Как уже упоминалось, основное направление работы Уполномоченного  по правам человека – это рассмотрение жалоб. Такие жалобы могут подаваться гражданами РФ и находящимися на территории РФ иностранными гражданами и лицами без гражданства.

Уполномоченный рассматривает  жалобы на решения или действия (бездействие) государственных органов, органов  местного самоуправления, должностных  лиц, государственных служащих, если ранее заявитель обжаловал эти  решения или действия (бездействие) в судебном либо административном порядке, но не согласен с решениями, принятыми по его жалобе. При этом законом установлено, что Уполномоченного не рассматривает жалобы на решения палат Федерального Собрания РФ и законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов РФ, - эти решения исключены из пределов его компетенции. (п. 1,2 ст. 16 Закона).

В законе также прописана  процедура подачи и рассмотрения жалобы, которая не является слишком  сложной.

Согласно ст. 20 ФКЗ, получив  жалобу, Уполномоченный имеет право:

1. Принять жалобу к рассмотрению;

2. Разъяснить заявителю средства, которые тот вправе использовать для защиты своих прав и свобод;

3. Передать жалобу государственному органу, органу МСУ или должностному лицу, к компетенции которых относится разрешение жалобы по существу (а такое направление жалобы через Уполномоченного зачастую оказывается гораздо более действенным, чем в случае направления ее гражданином непосредственно);

4. Отказать в принятии жалобы к рассмотрению.

Последнее обжалованию не подлежит, но должно быть мотивировано. Если жалоба принимается к рассмотрению Уполномоченным, он должен информировать об этом соответствующего субъекта, решения или действия (бездействие) которого обжалуются.

При этом жалоба – не единственный способ инициирования рассмотрения дела. Так, статья 21 устанавливает, что при наличии информации о массовых или грубых нарушениях прав и свобод граждан либо в случаях, имеющих особое общественное значение или связанных с необходимостью защиты интересов лиц, не способных самостоятельно использовать правовые средства защиты, Уполномоченный вправе принять по собственной инициативе соответствующие меры в пределах своей компетенции.

Приступив к рассмотрению жалобы, Уполномоченный вправе обратиться к компетентным государственным органам или должностным лицам за содействием в проведении проверки обстоятельств, подлежащих выяснению. При этом немаловажно уточнение, что такая проверка не может быть поручена тому органу или должностному лицу, решения или действия (бездействие) которых обжалуются.

О принятом решении Уполномоченный в десятидневный срок уведомляет заявителя. В случае начала рассмотрения жалобы Уполномоченный информирует  также государственный орган, орган  местного самоуправления или должностное  лицо, решения или действия (бездействие) которых обжалуются.

Важные положения содержит статья 23 Закона. Она устанавливает  права и полномочия, которыми обладает российский омбудсман при рассмотрении жалобы. Им корреспондируют соответствующие  обязанности органов, должностных лиц и государственных служащих в их взаимодействии с Уполномоченным. Так, при проведении проверки по жалобе Уполномоченный вправе:

- беспрепятственно посещать все органы государственной власти, органы местного самоуправления, присутствовать на заседаниях их коллегиальных органов, а также беспрепятственно посещать предприятия, учреждения и организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, воинские части, общественные объединения;

- запрашивать и получать от государственных органов, органов местного самоуправления и у должностных лиц и государственных служащих сведения, документы и материалы, необходимые для рассмотрения жалобы;

- получать объяснения должностных лиц и государственных служащих, исключая судей, по вопросам, подлежащим выяснению в ходе рассмотрения жалобы;

- проводить самостоятельно или совместно с компетентными государственными органами, должностными лицами и государственными служащими проверку деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и должностных лиц;

Информация о работе Уполномоченный по правам человека