Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2011 в 15:13, доклад
Система управления образованием в России - одна из подсистем управления обществом, имеющая определенную внутреннюю организацию и функции, связь с другими системами и перспективы дальнейшего развития. Она представляет собой комплекс подсистем более низкого класса, элементов управления и их отношений, закономерно связанных в единое целое, которое имеет свойства, не присущие отдельным его частям. Она характеризуется следующими признаками
Система
управления образованием в России -
одна из подсистем управления обществом,
имеющая определенную внутреннюю организацию
и функции, связь с другими
системами и перспективы
-
представляет собой целостный
комплекс взаимосвязанных
- является подсистемой более сложной системы управления единым народнохозяйственным комплексом, способствуя выполнению функции установления необходимой связи потребителей образовательных услуг с их производителями (образовательными учреждениями);
- находится в единстве с окружающей средой и в то же время относительно самостоятельна по отношению к ней, так что они влияют друг на друга (разграничение системы управления образованием и окружающей ее среды — важный методологический прием, который позволяет определить место и целевую функцию данной системы в более общей и широкой системе);
-
имеет внутренние (между частями
системы) и внешние (между
-
обладает определенными
- способна изменяться сообразно изменившийся действительности, т. е. способна к развитию и самосовершенствованию.
Система управления образованием включает цели, субъект, объект и их связи, принципы, функции, методы, информацию, процесс, технологию, организационную структуру.
Исследуемой системе, как и любой другой самоуправляемой и динамической, присуще наличие двух взаимосвязанных элементов: управляющего (субъекта) и управляемого (объекта). В качестве субъектов выступают органы государственного и муниципального управления образованием, руководство общественных образовательных объединений. Объекты системы управления образованием - организационно оформленные коллективы людей: ОУ и организации, предприятия, входящие в отраслевую систему образования.
Управление образованием, как и всей социально-культурной сферой в России носит целенаправленный характер. Определение целей — первооснова, которой подчинено функционирование систем управления, начиная с разработки задач и формирования их структур и кончая оценкой результатов деятельности (соответствие достигнутого поставленным целям).
Разделение целей в системе управления - сложная проблема. В теории управления процесс ранжирования целей осуществляется с помощью метода, который называется «дерево целей». На практике выбор цели действий имеет исключительно важное значение в деятельности руководителя или организации управления, так как правильно выбранная цель определяет успешное решение задач.
Управление, ориентированное на достижение конкретных целей, называется программно-целевым. Этот вид управления все шире применяется в сфере образования.
Будучи сложной по своей структуре, система управления образованием имеет не одну, а много связанных между собой целей. Эти цели взаимно дополняют друг друга и имеют в то же время различную направленность. Однако по своей социальной природе они не противоречивы, так как отражают различные стороны главной цели управления образованием в России, сформулированной в Законе РФ от 10 июля 1992 года «Об образовании» (новая редакция — 13 января 1996 года) как «удовлетворять потребности граждан России в образовании, гармоничном развитии личности и творческих способностей человека, повышение интеллектуального и культурного потенциала страны с соблюдением принципов равных стартовых условий при минимальных государственных гарантиях».
Главная цель управления распадается на подцели, которые ставятся перед субъектом управления.
Анализ содержания правовых актов органов государственного управления, уставов, положений, принятых общественными организациями, литературы по вопросам образования позволяет определить наиболее важные подцели управления образованием, которые по своей направленности могут быть классифицированы следующим образом: 1) педагогические; 2) познавательные; 3) производственно-трудовые; 4) нравственные; 5) эстетические; 6) патриотические; 7) развлекательные. По значимости цели управления подразделяются на стратегические тактические и оперативные.
Для достижения указанных целей перед системой управления образованием стоит необходимость решить следующие задачи:
1)
обеспечить общедоступное, в
2)
создать экономическую базу
3) содействовать развитию сети ОУ различных организационно-правовых форм, типов и видов, в том числе, негосударственных;
4)
создать государственно-
5)
ввести в действие
6)
обеспечить единое
7)
развить программно-целевой
8)
повысить самостоятельность
Указанные цели и задачи в системе управления образованием достигаются на основе реализации плана, который устанавливает последовательность частных задач и увязывает их между собой.
Плановость управления дает возможность, исходя из выявленных закономерностей развития образования, наиболее полно удовлетворять потребности населения в образовательных услугах, проводить обучение и воспитание во всех видах и типах образовательных учреждений.
Министерство
образования и
науки РФ
ГОУ
ВПО «Сибирский государственный аэрокосмический
университет имени академика М. Ф. Решетнёва»
ДОКЛАД
По дисциплине: «Правоведение»
Управление
образованием.
Выполнил: студент гр. МТ-01
А. В. Гришин
Проверил: преподаватель
А.А.
Шакирова
Красноярск 2010