Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2014 в 18:16, курсовая работа
Цель исследования – на основе имеющихся научных подходов и результатов исследования эмпирической базы проанализировать и определить особенности усыновления как правовой формы устройства детей в семью и юридической природы правоотношений, возникших в этой связи.
Цель исследования достигается посредством решения следующих задач:
анализ и обобщение деятельности Правительства в сфере иностранного усыновления.
рассмотрение понятия и условий усыновления;
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. Актуальность международного усыновления. 5
Глава 2. Понятие, условия и порядок усыновления (удочерения) детей 8
Глава 3. Усыновление (удочерение) детей иностранными гражданами. 14
3.1. Особенности усыновления иностранцами детей - российских граждан 14
3.2. Правовые последствия усыновления и проблемы законодательства о международном усыновлении 16
3.3. Основания к отмене усыновления 20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 22
Список использованных источников и литературы 24
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
федеральное Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Новгородский государственный университет
имени Ярослава Мудрого
Гуманитарный институт
Юридический факультет
Кафедра ГРАЖДАНСКОГО ПРАВА И ПРОЦЕССА
КУРСОВАЯ работа
УСЫНОВЛЕНИЕ РОССИЙСКИХ ДЕТЕЙ ИНОСТРАННЫМИ ГРАЖДАНАМИ
Студент 4 курса группы 9282
Заярная А.В.
«____» ______________ 20___г.
Проверил:
Заведующий
секцией,
доцент кафедры ГПП Дорошенко Т.Н.
«____» _____________ 20___г.
Великий Новгород
2012
Содержание
Введение
Защита детей и семьи являются приоритетными задачами государства не только в соответствии с российским законодательством, но и в соответствии с нормами международного права. Каждый человек наделается правоспособностью с момента рождения и одним из прав является право на жизнь и воспитание в семье, которое закрепляется Семейный кодексом Российской Федерации.
В соответствии с тем, что наше государство входит в международное сообщество необходимо помнить о том, что на него распространяются нормы международного права и в результате принятия Конвенции о правах ребёнка. 13 июня 1990 г. Российская Федерация, как правопреемник должна соблюдать положения данного документа. На его основании наша страна признала приоритетность форм устройства детей-сирот над устройством детей в специализированные государственные учреждения.
В связи с последними трагическими случаями, связанными с гибелью, насилием детей, можно говорить о том, что институт международного усыновления создает угрозу нормальному формированию ребенка как личности и наносит угрозу его жизни и здоровью. Несмотря на внимание со стороны правительства на усыновление иностранными гражданами, проблемы государственного контроля за соблюдением прав и законных интересов детей, оставшихся без попечения родителей является острой.
Последнее время наблюдается тенденция к росту числа детей, оставшихся без печения, бесплодных браков, увеличение количества разводов в семьях, где есть несовершеннолетние дети, все эти факторы неизбежно влияют на статистические данные, касающиеся усыновления. В средствах массовой информации довольно часто встречаются сюжеты о том, что дети по вине своих родителей становятся бездомными, зачастую родители спиваются и соответственно не могут выполнять свои обязанности по воспитанию ребенка, в связи с чем, их лишают родительских прав.
Все вышесказанное подтверждает актуальность выбранной темы и наличие проблем в данной области.
Теоретическую основу исследования составили научные работы теоретиков и практиков: Е.К. Крапивенской, О.Ю. Ильинной, Ю.Ф. Беспалова, Е. К. Татаринцевой и М.В. Антокольской.
При написании настоящей работы также применялись позиции Верховного Суда Российской Федерации по делам об усыновлении и судебная практика судов РФ.
Предметом исследования являются правовые нормы, регламентирующие реализацию конституционного права граждан Российской Федерации, гарантии и меры защиты детей.
Цель исследования
– на основе имеющихся научных
подходов и результатов
Цель исследования
достигается посредством
Структура и содержание курсовой работы отражает последовательность исследования. Курсовая работа состоит из введения, трех глав (первая глава, вторая глава, третья глава – три параграфа), заключения, списка использованной литературы.
Для реализации положений Основного закона нашей страны, связанных с защитой семьи, материнства, отцовства и детства, а также Семейного кодекса, государство создает нормативно-правовую базу в сфере защиты детей, оставшихся без попечения родителей. Можно отметить, что за последние годы правительство стало больше уделять внимание развитию данной правовой категории: в связи с чем, создавались различные Федеральные программы, заключались соглашения между государствами, вносились изменения в действующие Федеральные законы и многое другое.
Можно заметить, что сирот в наше время много, в связи с этим правительство делает все возможное, чтобы обеспечить им условия для нормального существования. Поддержка данной категории населения проводится при помощи Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ « О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». Основываясь на данном нормативно-правовом акте, детей сирот могут отдать на попечение родственникам или устроить в приемную семью, что способствует нормальному развитию, воспитанию и образованию ребенка, при этом, уполномоченные на то государственные органы (органы опеки и попечительства), следят за соблюдением прав и обязанностей приемных родителей или попечителей. До того как ребенок не достигнет возраста совершеннолетия, денежное пособие получают его приемные родители или попечители, оно выделяется для обеспечения ребенка всем необходимым. По достижению ребенка восемнадцатилетнего возраста, он вправе сам получать и распоряжаться данным пособием. Так же государство берет на себя обязанность обеспечить детей данной категории бесплатным жилищем. 1
Как уже говорилось выше в России большое количество детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, если обратиться к статистике, можно наблюдать несомненное снижение количества детей, данной категории в 2010 году всего учтено 665 тысяч, а в 2011 выявлено около 82,2 тысяч.2 Но все же правительство продолжает бороться с сиротством и с 2013 года правительство Российской Федерации планирует реализовывать новую Федеральную программу «Россия без сирот», которая должна будет реализовываться в течение 5 лет.3 Принятие данного положения означает, что дети данной категории будут устроены в приемные семьи, а детские дома и другие учреждения будут сокращены, оставшиеся же учреждения будут специализированными. На наш взгляд, не смотря на то, что федеральные программы распространяются только на страну, которая ее принимает, она косвенно повлияет и на усыновление детей иностранными гражданами.
В последнее время все чаще возбуждаются уголовные дела в отношении иностранных граждан, которые усыновили российских детей. Самые резонансные случаи получили огласку в средствах массовой информации. На экранах телевизоров можно было наблюдать, как иностранный гражданин сажает своего приемного ребенка на самолет с запиской об отказе, этот случай с Артемом Савельевым в 2010 году потряс не только Россию но и все мировое сообщество.4 Ранее также наблюдались случаи жестокого обращения с детьми: в августе 2009 года в американском госпитале города Йорк от черепно-мозговой травмы скончался 7-летний Ваня Скоробогатов из Челябинской области, усыновленный супругами Кравер.5 Летом этого года также получено тревожное сообщение, о том, что восьми летний мальчик сбежал от американских приемных родителей. Полиция, прибывшая по звонку соседей, к которым ребенок обратился за помощью, вызвали полицию, они обнаружили на теле ребенка ушибы и синяки.6 Все перечисленные выше дела, являются резонансными, но далеко не все получили общественную огласку, а это означает, что проблемы в данной области существуют. Скандальные события 2010 года и предыдущих лет заставило правительство задуматься об ужесточении порядка международного усыновления. В результате чего между США и Россией, а также Россией и Францией начались переговоры по разработке, в первом случае- соглашения, а во втором случае- международного усыновления. Соглашение между Российской Федерацией и Соединенными Штатами Америки о сотрудничестве в области усыновления (удочерения) детей подписано в Вашингтоне 13 июля 2011 г. Соглашение призвано улучшить постусыновительный контроль и предполагает активное участие российской стороны в этом процессе.7 С 1 ноября 2012 года данный документ вступил в силу, к сожалению доступа к содержанию в настоящее время нет. На сегодняшний день Переговоры о заключении аналогичных соглашений ведутся с Испанией, Великобританией, Ирландией и Израилем.8 Также между Францией и Россией подписан 18 ноября 2011 года договор об усыновлении.
Заканчивая вопрос об актуальности данной темы необходимо сказать, что обзор законодательства, что перечисленные в работе нормативно-правовые акты, не являются исчерпывающим перечнем в данной сфере. А сообщения средств массовой информации освещают далеко не все проблемы международного усыновления, но на примере приведенных источников и работы правительства, можно сделать вывод, что благоприятная политика, проводится в сфере охраны детей и реализации права ребенка, оставшегося без попечения родителей, и будет продолжаться и совершенствоваться. Вопрос будущего детей, данной категории напрямую зависит от работы государства и уполномоченных органов.
В настоящее время в России существует большое количество форм устройства детей оставшихся без попечения родителей, к ним относятся: усыновление, опека, приемная семья, патронат и другие. Самой приоритетной формой является усыновление. Несмотря на наличие данного вида устройства детей, ни в одном нормативном акте нет определения. Проанализировав законодательство, мне удалось выработать свое определение усыновлению - переход прав и обязанностей от родителей, которые родили ребенка к усыновителям, при этом ребенок наделяется такими же правами и обязанностями, как и родные дети усыновителей. В результате усыновления, как и биологические родители, так и ребенок утрачивают какие-либо права и обязанности по отношению друг к другу. Исключением, в соответствии со статьей 138 Семейного кодекса, может являться лишь получение пенсий или пособий, в связи со смертью родителей еще до усыновления.
В Российской Федерации в связи с принятие Семейного кодекса административный порядок усыновления, то есть решение об усыновлении принимает либо глава местной администрации, либо орган исполнительной власти субъекта заменился судебным. Решение об установлении усыновления является существенным, как для ребенка, так и для усыновителей, в соответствии с этим при данной процедуре должны соблюдаться все процессуальные гарантии, обеспечение которых может осуществить судебный процесс. Основанием возникновения усыновления будут являться как волеизъявление усыновителя, так и решение, принятое в ходе заседания, правовые последствия будут возникать только с момента вступления этого решения в законную силу.
Для реализации права на усыновления ребенка в Российской Федерации необходимо соблюдать также некоторые условия, которые содержатся в Семейном кодексе.
Первым и самым главным
Еще одним условием является согласие родителей ребенка.9Это обусловлено тем, что акт усыновления прекращает всю правовую связь, возникшую в результате кровного родства. Необходимо помнить о том, что согласие требуется от обоих родителей не зависимо от фактической связи. Это согласие будет являться односторонним волеизъявлением, составленным в письменной форме и нотариально заверенным. Так же может быть «заверено у руководителя учреждения, в котором находится ребенок, оставшийся без попечения родителей; заявление вправе заверить органы опеки и попечительства по месту установления усыновления или по месту жительства родителей. Заявление о согласии на усыновление может быть выражено непосредственно в суде, оно должно найти отражение в решении суда».10
Из п. 9 постановления Пленума Верховного суда РФ от 20 апреля 2006 года № 8 «О применении судами законодательства при рассмотрении дел об усыновлении (удочерении) детей» вытекает, что если мать отказалась от ребенка после его рождения и выразила согласие на его усыновление, о чем имеется ее письменное заявление, нотариально удостоверенное или заверенное руководителем учреждения, в котором находился ребенок, либо органом опеки и попечительства по месту жительства матери, повторного выявления ее согласия на усыновление ребенка в связи с рассмотрением вопроса об усыновлении этого ребенка в судебном порядке не требуется. Однако в указанном случае суду необходимо проверить, не отозвано ли согласие матери на усыновление ребенка на момент рассмотрения дела в суде.11 Исходя из судебной практики, в большинстве случаев данной проверки не проводилось. Соответственно мать может не обоснованно лишиться своего чада.
Суд при установлении усыновления не требует согласия родителей (одного из них), если они не известны (найденный ребенок) или признаны судом безвестно отсутствующими.12 Но необходимо помнить, что последнее условие может быть в дальнейшем отменено.
Согласно ч.3 ст. 62 Конституции Российской Федерации «иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации».13
Закон «О правовом положении
иностранных граждан в РФ»
При этом иностранным гражданам
и лицам без гражданства
Информация о работе Усыновление Российских детей иностранными гражданами