Существуют проблемы и в сфере
разрешения споров. Например, арбитражный
суд оставляет иск без рассмотрения в случае
наличия во внешнеэкономическом контракте
арбитражной оговорки о том, что споры по контракту
разрешаются в международном коммерческом
арбитраже «ad hoc».
Вызывают определенные вопросы
механизмы разрешения споров по соглашениям
о разделе продукции, заключенным в сфере
недропользования. В целом соглашения
о разделе продукции наряду с другими сделками
считаются средствами привлечения инвестиций
в экономику страны как иностранных, так
и российских, особенно в сферу хозяйственной
деятельности субъектов топливно-энергетического
комплекса. Если в международной практике
соглашения о разделе продукции применяются
достаточно давно и эффективно, то в России
пока не сложилась широкая практика заключения
таких соглашений. На сегодняшний день
заключено лишь несколько соглашений
с иностранными инвесторами, в частности,
это соглашения «Сахалин-1» и «Сахалин-2».
По своим условиям эти соглашения в достаточной
мере обеспечивают интересы инвестора.
В частности, об этом свидетельствуют установленные
в соглашениях механизмы арбитража.
В соглашении о разделе продукции
«Сахалин-2» определено, что соглашение
регламентируется и толкуется в соответствии
с законодательством штата Нью-Йорк, США,
без учета соответствующих норм коллизионного
права. Любые споры, возникающие в связи
с соглашением, разрешаются путем взаимных
консультаций сторон. В случае невозможности
разрешения спора путем взаимных консультаций
в течение 60 (шестидесяти) дней после направления
одной стороной другой стороне уведомления
о существовании спорного вопроса и при отсутствии
договоренности об ином, спор передается
на разрешение в арбитраж в Стокгольме,
Швеция, в соответствии с арбитражным регламентом
Юнистрал.
По соглашению «Сахалин-1» арбитражная
процедура проводится в Стокгольме, Швеция,
и арбитры решают любой представленный
им спор, противоречие или иск согласно
условиям соглашения и праву Англии. Арбитражные
процедуры проводятся в соответствии с правилами
Юнистрал.
Следует отметить также проблемы
обеспечения безопасности в сфере привлечения
инвестиций.
Как известно, 7 мая 2008 года вступил
в силу Федеральный закон № 58-ФЗ «О внесении
изменений в отдельные законодательные
акты Российской Федерации и признании
утратившими силу отдельных положений
законодательных актов Российской Федерации
в связи с принятием Федерального закона
«О порядке осуществления иностранных
инвестиций в хозяйственные общества,
имеющие стратегическое значение для обеспечения
обороны страны и безопасности государства».
Указанные изменения направлены
на осуществление контроля за участием
иностранных инвесторов в стратегических
видах деятельности, о чем свидетельствует
название «О внесении изменений в некоторые
законодательные акты Российской Федерации
в связи с принятием Федерального закона
«О порядке осуществления иностранных
инвестиций в коммерческие организации,
имеющие стратегическое значение для национальной
безопасности Российской Федерации».
Именно тот факт, что к стратегическим
видам деятельности были отнесены геологическое
изучение, разведка и добыча природных
ресурсов на участках недр федерального
значения, послужил основанием для внесения
изменений в Закон о недрах.
Законом вводится механизм
определения федеральных участков недр.
Участки получают статус федеральных
по сути «по факту рождения». Ни Роснедра,
ни Правительство РФ не принимают решения
об отнесении участков недр к федеральным.
Говоря об опубликовании перечня (ч. 2 ст. 2.1), законодатель
практически сообщает о констатации факта.
Если участок по своим характеристикам
удовлетворяет критериям, определенным
законом, то он становится участком федерального
значения. Опубликование в официальном
издании не несет правоустанавливающего
характера в этом случае.
В целом законодательство об инвестиционной
деятельности можно охарактеризовать
как не сложившееся в единую систему, требующее
существенного улучшения. На наш взгляд,
существующие проблемы правового регулирования
инвестиционной деятельности следует
решать во взаимосвязи с положениями экономической
науки, в частности, по вопросам определения
целей, предмета регулирования; формулирования
основных понятий, терминов инвестиционной
деятельности; а также по вопросам таможенного,
налогового регулирования.
С учетом выявленных проблем
можно обозначить отдельные направления
развития инвестиционного законодательства.
Одним из наиболее перспективных
направлений является, на наш взгляд, формирование
законодательства о развитии частно-государственного
партнерства. В научной литературе частно-государственное
партнерство (ЧГП) определяется как институциональный
и организационный альянс между государством
и бизнесом в целях реализации общественно
значимых проектов и программ в различных
отраслях экономики. В исследованиях экономистов
по проблемам партнерства государства
и частного сектора отмечается. что из всего
многообразия экономических функций государства
одно из главных его предназначений состоит
в формировании институциональной среды
для хозяйственной деятельности, составной
частью которой и являются институты партнерства10.
Механизмы частно-государственного
партнерства обозначены в Программе социально-экономического
развития Российской Федерации на среднесрочную
перспективу (2006–2008 годы), утвержденной
распоряжением Правительства РФ от 19 января
2006 г. № 38-р.
В частности, выделены такие
средства взаимодействия государства
и бизнеса, как:
создание и функционирование
особых экономических зон;
формирование и использование
Инвестиционного фонда Российской Федерации;
реализация принципов и механизмов,
предусмотренных Федеральным законом
«О концессионных соглашениях»;
повышение эффективности деятельности
государственных институтов развития,
в том числе банков развития;
развитие инновационной инфраструктуры,
в том числе создание технико-внедренческих
парков, производственных кластеров;
государственная поддержка
деятельности венчурных инновационных
фондов, финансирующих высокотехнологичные
и наукоемкие проекты;
повышение результативности
механизмов поддержки лизинга.
Особая роль в решении стоящих
перед Правительством Российской Федерации
задач по привлечению инвестиций, диверсификации
и выводу российской экономики на инновационный
путь развития отводится созданию особых
экономических зон, способствующих развитию
обрабатывающих секторов, отраслей высоких
технологий и производства новых видов
продукции, социально-экономическому
развитию регионов, созданию новых высококвалифицированных
рабочих мест.
Важным инструментом стимулирования
предпринимательской деятельности должна
стать государственная поддержка технико-внедренческих
парков, предусматривающая создание инфраструктуры,
предоставление необходимой методической
поддержки и распространение лучшей практики.
В юридической литературе отмечаются
также такие оправдавшие себя формы сотрудничества
властных структур и хозяйствующих субъектов,
как участие в комплексном развитии, отрасли;
использование схем управления
регионами;
совместное составление и реализация
целевых программ развития экономики
и социальной сферы;
разработка и подписание соглашений
о социальном партнерстве (с участием профсоюзов);
организация кооперации госпредприятий, малого
и среднего бизнеса;
оказание помощи малому бизнесу;
совместные проекты в сфере
экологии, занятости и создания рабочих
мест и др.7
На практике применяются три
основных модели государственного частного
партнерства:
На инвестора возложены все
основные элементы реализации проекта;
организация финансирования, строительство
и эксплуатация. Нередко к этому добавляется
также и проектирование.
Модели второй группы не предполагают
участия инвестора в эксплуатации объекта.
В частности, одной из простейших форм ГЧП
служит строительный подряд для государственных
нужд. Примерами таких моделей в английской
терминологии являются DnB (design and building)
или DMB (design, build, maintain) – в последнем случае
дополнением является обязанность инвестора
по обслуживанию объекта.
Можно выделить ГЧП, в которых
функции инвестора ограничены эксплуатацией
уже существующих объектов. Они нередко
обозначаются как OnM (operation and maintenance) или SnM
(service and management)8.
Следует также назвать и такие
направления, как:
сближение с международными
нормами в сфере регулирования процедур
защиты прав инвесторов;
регламентацию новых видов
инвестирования на финансовых рынках;
совершенствование инвестиционного
законодательства в целом с учетом опыта
других государств.
Надо также отметить целесообразность
развития и совершенствования регионального
законодательства об инвестиционной деятельности.
В некоторых регионах формируется практика
локального регулирования отношений частно-государственного
партнерства. Например, в программе развития
Пермской области в п. 3.2.5.1. «Формирование
и регламентация государственной региональной
политики в сфере частно-государственного
партнерства, мероприятия по реализации»
и в других разделах определены цели, задачи
партнерства, мероприятия по их реализации 9.
_____________________________________
1 www.gks.ru
2 Проблемы и перспективы развития
государственно-частного партнерства
в России//Закон. – 2007. – № 2. – С. 5
3 Нарышкин С. Е. Сущность и критерии
оценки инвестиционного климата страны
и ее регионов// Законодательство и экономика. –
2007. – № 4. – С. 5–12
4 Определение Верховного суда
РФ от 26.07.2006 № 5–106–70. / Информационная
правовая база Консультант плюс.
5 Определение Верховного суда
РФ от 10 апреля 2001 г. № 9-г01-07 / Информационная
правовая база Консультант Плюс.
6 Грицай С. В. Использование частно-государственного
партнерства для повышения эффективности
деятельности промышленного предприятия. / Автореф.
дис. на соискание ученой степени канд.
экономических наук. М. – 2006. – 27с.
7 Тихомиров Ю. Публичная власть
и бизнес// Право и экономика. – 2003. – № 8. –
С. 6.
8 Иванов И. Государственно-частные
партнерства в России: практика и проблемы
регулирования// Корпоративный юрист.
-2005. -№ 3. –С. 6–7.
9 www.perm.ru
10 Варнавский В. Г. Партнерство
государства и частного сектора: формы,
проекты, риски / В. Г. Варнавски