Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Мая 2012 в 11:30, курсовая работа
Целью данной работы является раскрытие природы вещных прав на землю, а также особенности их правового регулирования.
Указанная цель конкретизируется в ряде задач:
• дать определения основным вещным правам на землю;
• проанализировать, сравнить и разграничить такие понятия как государственная и муниципальная, частная и совместная собственность на землю.
• определить круг ограниченных вещных прав на землю;
• определить правовое положение и способы перехода прав на пожизненное наследуемое владение и постоянного (бессрочного) пользования в собственность или на основаниях договора аренды;
• проанализировать, сравнить и разграничить такие понятия как сервитут и аренда земельных участков;
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ОСНОВНЫЕ ВЕЩНЫЕ ПРАВА 7
1.1 ГОСУДАРСТВЕННАЯ СОБСТВЕННОСТЬ НА ЗЕМЛЮ 7
1.2 МУНИЦИПАЛЬНАЯ СОБСТВЕННОСТЬ НА ЗЕМЛЮ 12
1.3 ЧАСТНАЯ СОБСТВЕННОСТЬ НА ЗЕМЕЛЬНЫЕ УЧАСТКИ 14
1.4 ОБЩАЯ СОБСТВЕННОСТЬ НА ЗЕМЕЛЬНЫЕ УЧАСТКИ 22
2. ОГРАНИЧЕННЫЕ ВЕЩНЫЕ ПРАВА 24
2.1 ПРАВО ПОЖИЗНЕННОГО НАСЛЕДУЕМОГО ВЛАДЕНИЯ 24
2.2 ПРАВО ПОСТОЯННОГО (БЕССРОЧНОГО) ПОЛЬЗОВАНИЯ 27
2.3 СЕРВИТУТ 29
2.4 АРЕНДА ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ 34
2.5 БЕЗВОЗМЕЗДНОЕ СРОЧНОЕ ПОЛЬЗОВАНИЕ ЗЕМЕЛЬНЫМИ УЧАСТКАМИ 41
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 44
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК: 46
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
1. ОСНОВНЫЕ ВЕЩНЫЕ ПРАВА
1.1 ГОСУДАРСТВЕННАЯ СОБСТВЕННОСТЬ НА ЗЕМЛЮ
1.2 МУНИЦИПАЛЬНАЯ СОБСТВЕННОСТЬ НА ЗЕМЛЮ
1.3 ЧАСТНАЯ СОБСТВЕННОСТЬ НА ЗЕМЕЛЬНЫЕ УЧАСТКИ
1.4 ОБЩАЯ СОБСТВЕННОСТЬ НА ЗЕМЕЛЬНЫЕ УЧАСТКИ
2. ОГРАНИЧЕННЫЕ ВЕЩНЫЕ ПРАВА
2.1 ПРАВО ПОЖИЗНЕННОГО НАСЛЕДУЕМОГО ВЛАДЕНИЯ
2.2 ПРАВО ПОСТОЯННОГО (БЕССРОЧНОГО) ПОЛЬЗОВАНИЯ
2.3 СЕРВИТУТ
2.4 АРЕНДА ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ
2.5 БЕЗВОЗМЕЗДНОЕ СРОЧНОЕ ПОЛЬЗОВАНИЕ ЗЕМЕЛЬНЫМИ УЧАСТКАМИ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК:
Земля... Она по праву является важнейшим для человечества объектом материального мира. Не будь земли - не было бы и человечества со всеми его проблемами. Человек изобретет невиданные ранее средства, которые постепенно устаревают, но на их смену придут еще более гениально придуманные средства, которые тоже будут морально устаревать и заменяться новыми изобретениями. Однако землю нельзя придумать или изобрести – она статична и ее морально не состарит никакой промежуток времени.
Адекватным ценности земли, как объекту правовых отношений, должно быть и регулирование земельных отношений, поскольку землю нельзя приравнять ни к одному имущественному или природному объекту.
Земля в условиях исключительной государственной собственности была полностью изъята из гражданского оборота и любые сделки с ней карались по закону. Принятые в 1990 г. в РСФСР законы, направленные на реформирование земельных отношений, ввели одновременно и право собственности на землю, и право пожизненного наследуемого владения. Сохранился и ранее существовавший титул – право землепользования (право постоянного (бессрочного) и временного пользования землей). Таким образом, Россия оказалась едва ли на первом месте в мире по числу оснований прав на землю.
Длившийся в течении 7 лет процесс обсуждения и принятия Земельного кодекса РФ не привел к надлежащему урегулированию земельных отношений. Проблема участия земли в гражданском обороте приобрела чрезмерную остроту вследствие того, что она напрямую связана с утверждением частной собственности на землю, с пределами распоряжения ею. С одной стороны, представляется очевидным, что переход к полноценному рынку невозможен без вовлечения в гражданский оборот земли как важнейшего объекта недвижимости, а с другой, неадекватная современной обстановке идеологизация и политизация земельных отношений и прежде всего их ядра – частной собственности и земельного оборота, взрывая столь бурные общественные эмоции, препятствуя эффективному урегулированию соответствующих проблем.
Теоретической основой данной работы послужили основные положения основ гражданского и земельного законодательства, научные работы о гражданском, земельном законодательстве и праве, современные труды ученых-правоведов России. В частности в процессе данной работы были использованы монографии Е.С. Болтановой, О.В. Низамкиной, Н.А. Сыроедова, Ю.А. Тихомирова, Ю.К. Тольстого, А.П. Сергеева и др., а также были проанализированы Гражданский и Земельный кодексы Российской Федерации, иные нормативно-правовые акты, регулирующие отношения в сфере вещных прав на землю.
Целью данной работы является раскрытие природы вещных прав на землю, а также особенности их правового регулирования.
Указанная цель конкретизируется в ряде задач:
дать определения основным вещным правам на землю;
проанализировать, сравнить и разграничить такие понятия как государственная и муниципальная, частная и совместная собственность на землю.
определить круг ограниченных вещных прав на землю;
определить правовое положение и способы перехода прав на пожизненное наследуемое владение и постоянного (бессрочного) пользования в собственность или на основаниях договора аренды;
проанализировать, сравнить и разграничить такие понятия как сервитут и аренда земельных участков;
Исходя из всего вышеупомянутого, данная работа построена следующим образом.
В первой части работы будет даны определения и проанализированы основные вещные права на землю.
Во второй части работы будут рассмотрены ограниченные вещные права на землю, а также будет определен их правовой статус и особенности практического применения в условиях развития земельного рынка России.
Практическая значимость данной работы состоит в том, что она содержит положения, регулирующие отношения в сфере землевладения и землепользования и позволяет более широко раскрыть такие понятия как частная и совместная собственность, аренда, пользование и т. д., а также определить пробелы в земельном и гражданском законодательстве.
1. ОСНОВНЫЕ ВЕЩНЫЕ ПРАВА
1.1 ГОСУДАРСТВЕННАЯ СОБСТВЕННОСТЬ НА ЗЕМЛЮ
Достаточно длительное время земля, недра, воды, леса и иные природные ресурсы рассматривались как объекты исключительной государственной собственности. Такое положение определяло и неотчуждаемость природных ресурсов: их безусловное изъятие из гражданского оборота.
Коренные преобразования в политической, социальной, экономической сферах трансформировали и правоотношения собственности на землю. С 1990 г. наметился отход законодателя от монополии государства на землю.
Действующее законодательство устанавливает, что государственной собственностью являются земли, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц или муниципальных образований (п. 2 ст. 214 ГК РФ, п. 1 ст. 16 ЗК РФ). Таким образом, установлена своего рода презумпция принадлежности земельных участков государству, если они не закреплены за указанными субъектами.
Государственная собственность делится на два вида: собственность Российской Федерации в целом (федеральная) и собственность ее субъектов (региональная). Традиционно в земельно-правовой литературе обращалось внимание на такую особенность субъекта государственной собственности: Российская Федерация (ее субъекты) является не только субъектом права собственности на землю, но и носителем права территориального верховенства как элемента принадлежащего ей суверенитета. В отличие от права собственности право территориального верховенства как пространственный предел политической власти распространяется на соответствующие территории в границах Российской Федерации (ее субъектов) независимо от того, в чьей собственности находится конкретный земельный участок на этой территории. Например, Российская Федерация реализует право территориального верховенства при установлении основ федеральной политики в области регулирования земельных отношений; ограничений прав собственников земельных участков, землевладельцев, землепользователей, арендаторов земельных участков, а также ограничения оборотоспособности земельных участков; при изъятии для нужд Российской Федерации земельных участков. Одновременно как собственник федеральных земель Российская Федерация наделена такими же правомочиями, что и другие собственники.
Управление и распоряжение земельными участками, находящимися в федеральной собственности или собственности субъектов Федерации, осуществляются соответственно Российской Федерацией и ее субъектами. От имени этих субъектов правомочия собственника осуществляют государственные органы в соответствии с их компетенцией.
В федеральной собственности и собственности субъектов Федерации находятся соответственно земельные участки:
• которые признаны федеральной собственностью или собственностью субъектов Федерации федеральными законами;
• которые приобретены Российской Федерацией и ее субъектами по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством;
• право собственности Российской Федерации и ее субъектов на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю.
Кроме того, в собственности субъектов федерации могут находиться не предоставленные в частную собственность земельные участки:
• занятые недвижимым имуществом, находящимся в их собственности;
• предоставленные региональным органам государственной власти, государственным унитарным предприятиям и учреждениям, созданным органами государственной власти субъектов Российской Федерации;
• отнесенные к землям особо охраняемых природных территорий регионального значения, землям лесного фонда, находящимся в собственности субъектов Российской Федерации в соответствии с федеральными законами, землям водного фонда, занятым водными объектами, находящимися и собственности этих субъектов, землям фонда перераспределения земель;
• занятые приватизированным имуществом, находившимся до его приватизации в собственности субъектов Российской Федерации. На сегодняшний день действует ряд федеральных законов, нормы которых определяют принадлежность земель Российской Федерации и ее субъектам (или устанавливают принципы разграничения государственной собственности). Так,
Законом РФ от 15 апреля 1993 г. № 4802-1 «О статусе столицы Российской Федерации»[1] объектом федеральной собственности являются земельные участки, на которых расположены здания, строения, сооружения, находящиеся на территории г. Москвы, в которых размещены высшие органы законодательной, исполнительной и судебной власти РФ, Генеральная прокуратура РФ, Центральный банк РФ, Пенсионный фонд РФ.
Порядок и основания разграничения государственной собственности на землю определены в ФЗ от 17.07.2001 г. №101-ФЗ «О разграничении государственной собственности на землю»[2]. При этом названный закон применяется в городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге с учетом особенностей, установленных другими федеральными законами.
Законодательством установлен общий порядок разграничения федеральных земель, земель субъектов Федерации и муниципальных земель, который включает несколько стадий. Во-первых, Министерство имущественных отношений РФ совместно с другими федеральными органами исполнительной власти подготавливает перечни земельных участков, на которые соответственно у Российской Федерации, ее субъектов и муниципальных образований возникает право собственности. В эти перечни включаются земельные участки в соответствии с основаниями, указанными в ФЗ «О разграничении государственной собственности на землю». Подготовка и согласование с региональными органами государственной власти, органами местного самоуправления проводятся в порядке, установленном Правительством РФ.
Во-вторых, подготовленные и согласованные перечни земельных участков, на которые соответственно возникает право собственности у Российской Федерации, ее субъектов и муниципальных образований, утверждаются Правительством РФ.
В-третьих, сведения о земельных участках, включенных в перечни земельных участков, на которые соответственно у Российской Федерации, ее субъектов и муниципальных образований возникает право собственности, вносятся в документы государственного земельного кадастра в соответствии с законодательством РФ.
В-четвертых, право собственности Российской Федерации, ее субъектов и муниципальных образований регистрируется в соответствии с федеральным законодательством.
Согласно ст. 3 ФЗ «О разграничении государственной собственности на землю» основанием для внесения в перечень земельных участков, на которые у Российской Федерации возникает право Собственности, является включение этих участков в состав:
• земель лесного фонда, земель особо охраняемых природных территорий федерального значения, земель водного фонда, занятых водными объектами, находящимися в федеральной собственности, земель обороны и безопасности;
• земель сельскохозяйственного назначения; земель поселений;
земель специального назначения; земель особо охраняемых территорий и объектов; земель водного фонда, если на этих земельных участках располагается недвижимое имущество, находящееся в федеральной собственности; эти земельные участки предоставлены органу государственной власти Российской Федерации, его территориальному органу, а также государственному унитарному предприятию, государственному учреждению, другой некоммерческой организации, которые созданы органами государственной власти Российской Федерации; на этих находящихся в государственной собственности земельных участках располагается приватизированное недвижимое имущество, находившееся до его приватизации в собственности Российской Федерации; под поверхностью этих земельных участков находятся участки недр федерального значения;
• земель запаса, если на них располагается недвижимое имущество, находящееся в федеральной собственности, или приватизированное недвижимое имущество, находившееся до его приватизации в собственности Российской Федерации.
Основанием внесения в перечень земельных участков, право собственности на которые возникает у субъектов Российской Федерации, является включение этих участков в состав:
• земель особо охраняемых природных территорий регионального значения, земель водного фонда, занятых водными объектами, находящимися в собственности субъектов Российской Федерации;