Вещные права в системе имущественных прав, ограниченные вещные права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2013 в 17:10, курсовая работа

Описание работы

Главной целью данной курсовой работы является исследование гражданско-правового регулирования права собственности юридических лиц.
В рамках курсовой работы будут решены следующие задачи:
Изучено понятие и содержание права собственности;
Рассмотрены субъекты и формы права собственности
Рассмотрено ограниченное вещное право

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Общие положения о праве собственности 6
1.1 Собственность и право собственности 6
1.2 Субъекты права собственности и формы собственности 13
Глава 2. Вещные права в системе имущественных прав, ограниченные вещные права 18
2.1 Понятие и признаки вещных прав 18
2.2 Право хозяйственного ведения и оперативного управления имуществом 22
2.3 Право пожизненного наследуемого владения земельным участком 27
2.4 Право полного (бессрочного) пользования земельным участком 30
2.5 Сервитут 31
Заключение 39
Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

Курсовая Право собственности (5).docx

— 62.65 Кб (Скачать файл)

Оба эти признака (и право следования и абсолютный характер защиты) свидетельствуют  о шаткости позиции, занятой законодателем  при вычленении вещных прав, поскольку оба они могут быть присущи и правам, которые лишь с большой натяжкой относятся к вещным, а то и вовсе не относятся к ним. Но как бы там ни было, с позицией законодателя в этом вопросе приходится считаться.

Выявляя присущие вещным правам признаки, обращу внимание на субъектный состав правоотношений, одним из элементов которых выступает соответствующее право. Для всех вещных прав, разумеется, кроме права собственности, характерно то, что за каждым из них как бы стоит фигура самого собственника.

Завершая характеристику признаков, присущих вещным правам, обращу внимание на одно положение, не очень четко сформулированное в п. 2 ст. 216 ГК. Вместе с тем оно важно для понимания того, как соотносится право собственности с другими вещными правами.

 

2.2. Право хозяйственного ведения и оперативного управления имуществом

 

Право хозяйственного ведения и  право оперативного управления составляют особую разновидность вещных прав, не известную развитым правопорядкам. Это - вещные права юридических лиц по хозяйственному и иному использованию имущества собственника, чаще всего публичного. Они призваны оформить имущественную базу для самостоятельного участия в гражданских правоотношениях юридических лиц - несобственников, что невозможно в обычном, классическом имущественном обороте.

Появление этих вещных прав в отечественном  правопорядке связано с существованием планово-регулируемой, государствленной экономики. С 60-х гг. это право стало именоваться у нас правом оперативного управления, а впоследствии (в законах о собственности) было разделено на более широкое по содержанию "право полного хозяйственного ведения", предназначенное для производственных "предприятий", и более узкое "право оперативного управления", предназначенное для госбюджетных и аналогичных им "учреждений".

Право хозяйственного ведения и  право оперативного управления являются производными, зависимыми от прав собственника и не могут существовать в отрыве от этого основного права. Данным обстоятельством определяется их юридическая специфика. Субъектами прав хозяйственного ведения и оперативного управления могут быть только юридические лица, и притом не любые, а лишь существующие в специальных организационно-правовых формах - предприятия и учреждения.

Объектами этих прав являются имущественные  комплексы, закрепленные на балансе соответствующих юридических лиц (и остающиеся объектами права собственности их учредителей). Закон специально оговаривает, что результаты хозяйственного использования имущества, находящегося в хозяйственном ведении или в оперативном управлении, в виде плодов, продукции и доходов, включая имущество, приобретенное унитарным предприятием или учреждением по договорам или иным основаниям, поступают соответственно в хозяйственное ведение или в оперативное управление предприятия или учреждения (п. 2 ст. 299 ГК). Из этого прямо вытекает, что данное имущество становится объектом права собственности учредителей предприятий и учреждений, а не самих этих юридических лиц.

Право хозяйственного ведения или  оперативного управления на имущество собственника возникает у предприятия или учреждения с момента фактической передачи им этого имущества, если иное не установлено законом, иным правовым актом или решением самого собственника (п. 1 ст. 299 ГК). Таким моментом можно считать дату утверждения баланса предприятия или поступления имущества по смете.

Прекращение названных вещных прав происходит не только по общим основаниям прекращения соответствующих правоотношений, но и в случаях правомерного изъятия  имущества собственником (по основаниям, допускаемым законом). Важно, что в соответствии с п. 3 ст. 299 ГК в качестве таких общих оснований названы основания прекращения права собственности. Это означает, что изъятие данного имущества помимо воли самих предприятий и учреждений допустимо лишь в том же порядке и при тех же условиях, что и изъятие имущества у собственников (ст. 235 ГК).

В соответствии со ст. 294 ГК право хозяйственного ведения - это право государственного или муниципального унитарного предприятия  владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом публичного собственника в пределах, установленных законом или иными правовыми актами.

Субъектами этого права могут  быть только государственные или  муниципальные унитарные предприятия. Объектом данного права является имущественный комплекс (ст. 132 ГК), находящийся на балансе предприятия как самостоятельного юридического лица.

В соответствии с п. 1 ст. 296 ГК право  оперативного управления - это право  учреждения или казенного предприятия  владеть, пользоваться и распоряжаться закрепленным за ним имуществом собственника в пределах, установленных законом, в соответствии с целями его деятельности, заданиями собственника и назначением имущества.

Субъектами данного права теперь могут быть как унитарные (казенные) предприятия, строго говоря, относящиеся  к категории коммерческих организаций, так и финансируемые собственниками учреждения, относящиеся к некоммерческим организациям. Собственник-учредитель создает субъекты права оперативного управления, определяя объем их правоспособности, утверждая их учредительные документы и назначая их руководителей. Собственник может также реорганизовать или ликвидировать созданные им учреждения (или казенные предприятия) без их согласия.

В зависимости от субъектного состава  право оперативного управления имеет  и свои особенности (разновидности). Они обусловлены различиями в  содержании правомочия распоряжения имуществом собственника, а также в условиях (порядке) наступления его субсидиарной ответственности по долгам субъекта этого права. С этой точки зрения следует различать право оперативного управления, признаваемое за казенным предприятием и за финансируемым собственником учреждением.

Казенное предприятие вправе распоряжаться  закрепленным за ним имуществом по общему правилу лишь с предварительного согласия собственника (Российской Федерации), что свидетельствует о его весьма ограниченных возможностях самостоятельного участия в гражданском обороте. Оно не вправе отчуждать или иным образом распоряжаться ни движимым, ни недвижимым имуществом собственника без его специального согласия, если только речь не идет о производимой им (готовой) продукции (п. 1 ст. 297 ГК).

Казенные предприятия отвечают по своим обязательствам всем своим  имуществом, а не только денежными средствами (п. 5 ст. 113 ГК).

Изложенное приводит к выводу, что  рассматриваемое право в действительности является правом хозяйственного ведения. Поэтому к праву учреждения на полученное им указанным образом имущество должны применяться правила ст. 295 ГК. Это означает, что данным имуществом учреждение самостоятельно отвечает по долгам, возникшим в связи с его участием в приносящей доходы деятельности. В таких отношениях не должны применяться ограничения, касающиеся возможности обращения взыскания по долгам учреждения только на его денежные средства, но отсутствует и субсидиарная ответственность учредителя-собственника. Объектом взыскания кредиторов учреждения здесь, следовательно, может быть любое имущество, полученное учреждением от участия в указанной деятельности и обособленное прежде всего для этих целей на отдельном балансе. Следовательно, правовой режим имущества учреждения дифференцирован в рамках двух прямо предусмотренных законом для таких ситуаций ограниченных вещных прав.

 

2.3. Право пожизненного наследуемого владения земельным участком

 

Статья 49 Основ гражданского законодательства Союза ССР и республик 1991 г. предусмотрела возможность предоставления земельных участков гражданам в пожизненное наследуемое владение или в пользование, а юридическим лицам -- во владение или пользование. Статьи 7 и 12 Земельного кодекса РСФСР 1991 г. закрепили право пожизненного наследуемого владения граждан земельными участками, а также право бессрочного (постоянного) пользования юридических лиц земельными участками.

В развитие данных положений были разработаны соответствующие нормы ГК РФ. Статья 216 ГК РФ закрепляет возможность принадлежности земельных участков на основании таких ограниченных вещных прав, как право пожизненного наследуемого владения и право постоянного (бессрочного) пользования. Содержание этих прав раскрыто в гл. 17 ГК РФ.

Введенный в действие с 30 октября 2001 г. Земельный кодекс РФ также содержит нормы, посвященные упомянутым ограниченным вещным правам. Они внесли определенные изменения в регулирование указанных  отношений, которые порой кардинально  расходятся с соответствующими нормами  ГК РФ. В связи с изложенным представляется целесообразным провести сравнительный анализ норм ГК РФ и ЗК РФ, определив, в каких случаях нормы одного из них имеют приоритет перед нормами другого. Одновременно п. 3 ст. 3 ЗК РФ предусматривает, что имущественные отношения по владению, пользованию и распоряжению земельными участками, а также по совершению сделок с ними регулируются гражданским законодательством, если иное не предусмотрено земельным и иными отраслями законодательства в области природных ресурсов, а также специальными федеральными законами. То есть, согласно п.3 ст. 3 ЗК РФ, нормы земельного законодательства как специальные имеют приоритет перед нормами гражданского законодательства. Поскольку ЗК РФ -- федеральный закон, то он может содержать нормы, по-иному регулирующие вещные права на земельные участки, чем это имеет место в ГК РФ.

На основании вышеизложенного  попробуем рассмотреть соотношение  норм ГК РФ и ЗК РФ, регламентирующих право пожизненного наследуемого владения и право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками.

Согласно ст. 265 ГК РФ субъектами права  пожизненного наследуемого владения земельным  участком являются исключительно граждане, объектом -- земельные участки, находящиеся  в государственной и муниципальной  собственности. Иные собственники земельных участков не вправе предоставлять их каким-либо лицам на этом вещном праве. Статья 21 ЗК РФ установила, что право пожизненного наследуемого владения, приобретенное гражданином до введения в действие ЗК РФ, сохраняется, однако после введения в действие ЗК РФ предоставление земельных участков на таком праве не допускается. Граждане, имеющие земельные участки на праве пожизненного наследуемого владения, имеют право приобрести их в собственность, причем в соответствии с п. 3 ст. 3 Федерального закона «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» предоставление таких участков в собственность граждан сроком не ограничивается.

В соответствии с п. 2 ст. 266 ГК РФ гражданин, имеющий земельный участок на праве пожизненного наследуемого владения, обладает широкими полномочиями по владению и пользованию таким участком, вплоть до возведения на нем построек, на которые он приобретает право собственности. В данной части ЗК РФ каких-либо новелл не содержит (ст. 40,41 ЗК).

 

 

 

2.4. Право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком

 

Право постоянного (бессрочного) пользования  земельным участком отличается от рассмотренного выше ограниченного вещного права своим субъектным составом -- обладать земельным участком на таком праве могут как граждане, так и юридические лица (причем в отношении юридического лица при его реорганизации п. 3 ст. 268 ГК РФ допускает преемство в праве).

Объектом такого права могут  быть земельные участки, находящиеся  как в государственной (муниципальной), так и в частной собственности (п. 1 ст. 264 ГК РФ).

Право постоянного (бессрочного) пользования  земельным участком, находящимся в государственной или муниципальной собственности, возникает у лиц, перечисленных в п. 1 ст. 20 ЗК РФ, на основании решения государственного или муниципального органа, уполномоченного предоставлять земельные участки в такое пользование. В отношении иных земельных участков право постоянного (бессрочного) пользования чаще всего возникает на основании договора, но может возникнуть и в силу закона (например, п. 1 ст. 271 ГК РФ предусматривает, что право постоянного пользования частью земельного участка возникает у собственника здания, сооружения, находящегося на земельном участке, принадлежащем другому лицу, если законом или договором не установлено иное).

Прекращается право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком в случае смерти гражданина, которому был предоставлен земельный участок (поскольку это право не наследуется), или ликвидации юридического лица-пользователя; их отказа от права или приобретения земельного участка в собственность; в случае выкупа участка для государственных или муниципальных нужд; либо его изъятия при ненадлежащем использовании.

Подводя итог, хотелось бы отметить, что  между нормами гражданского и земельного законодательства, регулирующими ограниченные вещные права на землю, имеются определенные расхождения.

 

2.4 Сервитут

 

Под сервитутом (от латинского servitus -- рабство, служение вещи) понимается ограниченное вещное право на недвижимое имущество, не соединенное с владением им, заключающееся в праве одного лица пользоваться какой-либо одной или несколькими полезными сторонами такого имущества, принадлежащего другому лицу, или устранять от известного пользования им других лиц, включая и собственника.

Еще в римском праве существовали различные основания для отнесения  определенных сервитутов к той или  иной группе, которые сохраняются  до настоящего момента. Наиболее распространенная из таких классификаций -- деление сервитутов на реальные (вещные, земельные) и личные. В основании такого деления лежит способ обозначения обладателя сервитута. Обладателем реальных сервитутов, возникших раньше личных, являлось не определенное лицо, а каждый собственник земельного участка, в пользу которого установлен сервитут. Таким образом, реальный сервитут связывался с определенным участком, как бы становился его частью. Недвижимость, получавшая выгоду от сервитута, носила название «господствующего участка», недвижимость, обремененная сервитутом, называлась «служащим участком» Новицкий И.Б. Римское право. - М., 1994г., с.105..

Личный сервитут устанавливался в  интересах определенного лица, поэтому носил срочный характер, прекращался со смертью управомоченного лица, им нельзя было распорядиться, нельзя передать по наследству.

По способу осуществления сервитуты  возможно подразделить на допускающие непрерывное осуществление -- непрерывные и сервитуты, осуществляемые с перерывами.

В Гражданском кодексе РФ сервитутам посвящены ст. 274--277. Поскольку указанные статьи входят в гл. 17 ГК «Право собственности и другие вещные права на землю» и возможность установления сервитута связана с наличием определенного вещного права на земельный участок, то указанные сервитуты относятся к категории реальных (земельных).

Информация о работе Вещные права в системе имущественных прав, ограниченные вещные права