Также в гражданском
законодательстве имеется и значительное
количество общеобязательных, императивных
норм. Данные нормы не допускают
никаких отступлений от своего
содержания, более того, в случае
сомнения в юридической природе
конкретной гражданско-правовой
нормы следует исходить из
ее императивного характера, так
как диспозитивность должна быть
прямо, недвусмысленно выражена
в ней, будучи все-таки особенностью,
а не общим правилом правового
(в том числе гражданско-правового)
регулирования7. Нормативные акты, входящие
в гражданское законодательство составляют
весьма значительную по объему законодательную
массу. Их объем вызван широтой и сложностью
самого предмета гражданско-правового
регулирования. Вместе с тем это обстоятельство
затрудняет ознакомление с действующим
гражданским правом и значительно усложняет
установление необходимых взаимосвязей
между составляющими его различными актами.
Исходя из этого, именно для гражданского
законодательства первостепенное значение
имеет решение проблемы его систематизации
и упорядочения. К основным способам систематизации
законодательства, применяемым и в гражданско-правовой
сфере, относятся инкорпорация, консолидация
и кодификация. Инкорпорация нормативных
актов представляет собой сведение ранее
изданных актов в единый сборник (источник)
без изменения их содержания. Инкорпорация
(официальная) обычно оформляется в виде
единого свода, собрания или иного сборника
законов или других нормативных актов.
К примерам такой инкорпорации можно отнести
Свод законов Российской империи, и Собрание
действующего законодательства Союза
ССР (которое не было завершено в связи
с распадом СССР в 90-91 г.) 8. Инкорпорации
носящие неофициальный характер представлены
различными сборниками нормативных актов,
обычнотематического характера. Консолидация
нормативных актов представляет собой
объединение ряда актов, посвященных общему
кругу вопросов, в единый нормативный
акт, иногда даже более высокой юридической
силы (например, в 1992 г. Центральным банком
РФ было принято Положение о безналичных
расчетах в Российской Федерациии, заменившее
собой ряд ранее действовавших банковских
инструкций, которое, однако, утратило
силу с введением в действие второй части
ГК РФ). К достоинствам консолидации можно
отнести возможность некоторой «расчистки»
законодательства при его объединении
путем отмены или замены явно устаревших
или повторяющихся норм, однако стоит
отметить, что все изменения, происходящие
при «расчистке» происходят без внесения
изменений в их содержание.
В случае больших
изменений, внесенных в закон
или иной нормативный акт, используется
также возможность его повторной
официальной публикации в полном
объеме, при которой старая редакция
акта теряет силу. Данный прием,
к сожалению редко используемый
отечественным законодателем, значительно
облегчает применение официального
текста нормативного акта. Кодификация
является высшей формой систематизации
законодательства. При кодификации
принимается единый новый закон,
отменяющий действие ряда старых
нормативных актов. Особенностью
кодекса является построение
его по
7Зыкин И. С. Обычай
в советской правовой доктрине.
// Сов. государство и право. 1981, N 3.
8Основы ГЗ Союза ССР
и республик от 31 мая 1991 г. / Ведомости
СССР, 1991, № 26, ст. 733
определенной системе
с непременным выделением общих
положений и охват им всех основных
правил соответствующей сферы, что
предопределяет его центральное, стержневое
место в общей системе нормативных
актов, поэтому кодекс становится главным
источником права соответствующей отрасли.
В гражданском праве
кодификация может носить общий
или еще можно сказать отраслевой
характер либо частный. В том
случае, когда кодификация носит
общий характер, она выражается
в принятии Гражданского кодекса,
охватывающего все основные нормы
и институты данной отрасли
права. Во втором случае (частный
характер) — в принятии закона,
в том числе в форме кодекса,
регулирующего определенную узкую
группу общественных отношений,
для которых возможна разработка
и некоторых реальных, а не
надуманных общих положений.
Нормы гражданского
права расположенные с учетом
единства и дифференциации находят
свое выражение в статьях различных
правовых нормативных актов, которые
принято называть источниками
гражданского права. В своей
совокупности указанные нормативные
акты образуют гражданское законодательство,
но вместе с тем следует
иметь ввиду, что в гражданском кодексе
понятие «гражданское законодательство»
используется в узком смысле. Статья 3
ГК включает в понятие «гражданское законодательство»
только ГК и принятые в соответствии с
ним иные федеральные законы. Другие акты,
содержащие нормы гражданского права
выведены за пределы понятия «гражданского
законодательства». Обусловлено это, по-видимому,
тем, что принятие законов является прерогативой
законодательной власти. Органы же исполнительной
власти не должны законодательствовать.
Исходя из этого указы Президента РФ и
постановления Правительства РФ названы
«иные правовые акты», а содержащие нормы
гражданского права акты федеральных
министерств, комитетов и иных ведомств
именуются «нормативные правовые акты
федеральных органов исполнительной власти».
Нормы гражданского
права, таким образом, могут
быть закреплены как в законах,
так и в подзаконных нормативных
актах. В зависимости от юридической
силы все эти нормативные акты,
расположены по определенной
строгой иерархической системе,
в которой значение нормативного
акта определяется его юридической
силой. Чем больше юридическая
сила нормативного акта, тем выше
его положение в системе гражданского
законодательства. Данное построение
нормативных актов гражданского законодательства
имеет не только теоретическое, но и важное
практическое значения. В виду многочисленности
нормативных актов гражданского законодательства
и не совершенства законодательной техники
встречаются ситуации, когда различные
нормативные акты по – разному решают
один и тот же вопрос. В таком случае применяются
нормативные акты, имеющие большую юридическую
силу.
1.3 Система нормативных
актов гражданского права
Гражданско-правовые
нормативные акты, составляют определенную
систему, построенную по иерархическому
принципу. Содержание данной системы
предопределено нормами Конституции,
которая имеет высшую юридическую
силу в отношении любых законов
и других нормативных актов.
Необходимо отметить, что в состав
этой системы теперь могут
входить лишь акты федеральных
государственных органов, так
как в соответствии с п. «о»
ст. 71 Конституции РФ гражданское
законодательство составляет предмет
исключительной федеральной компетенции.
Никакие акты, содержащие нормы
гражданского права, не вправе
принимать ни органы субъектов
Федерации, ни иные государственные
органы или органы местного
самоуправления. Если такие акты
были приняты до момента введения
в действие части первой нового
Гражданского кодекса, они сохраняют
силу лишь в части, не противоречащей
ему. Также следует учитывать,
что нормы гражданского права
могут содержаться и в актах
некоторых других отраслей законодательства,
отнесенных к совместному ведению
Федерации и ее субъектов (п. «к» ч. 1 ст.
72 Конституции РФ). Например, к их числу
относится, жилищное законодательство,
состоящее из комплексных нормативных
актов, содержащих нормы как гражданского,
так и административного права. Указанные
акты могут, следовательно, приниматься
и субъектами Федерации, но не могут противоречить
нормам федеральных законов (таковыми
являются ч. 2 и 5 ст. 76 Конституции Российской
Федерации).
Гражданско-правовые акты по
своей юридической силе распределяются
на три группы:
- обладающие высшей юридической
силой федеральные законы -нормативные
акты, принятые Государственной Думой
РФ;
- носящие подзаконный
характер указы Президента РФ
и постановления федерального
Правительства;
- нормативные правовые
акты иных федеральных органов
исполнительной власти (министерств
и ведомств).
Входящие в первую
группу актов законы возглавляются
Гражданским кодексом и охватываются
понятием гражданское законодательство
(п. 2 ст. 3 ГК). Точнее говоря, действующий
закон придает этому термину
весьма узкое значение. Президентские
указы и постановления федерального
Правительства охватываются понятием
иные правовые акты (ч. 1 ст. 15 Конституции
РФ и п. 3-6 ст. 3 ГК). Понятие нормативные
правовые акты федеральных органов
исполнительной власти
составляют акты федеральных
министерств и ведомств. Такая
терминология, последовательно проведенная
в нормах Гражданского кодекса, несколько
отличается от традиционно используемой
в теории, однако, избрана не случайно.
С помощью ее не только подчеркивается
различие в юридической силе гражданско-правовых
актов, но и устанавливаются ограничения
подзаконного нормотворчества в сфере
гражданского права. Если при формулировке
конкретного правила в Гражданском кодексе
допускается возможность его конкретизации
или установления иного решения «законодательством»,
это означает, что такая конкретизация
или иное решение не могут устанавливаться
никакими актами исполнительной власти.
Если же Кодекс предусматривает возможность
установления отличных от его правил предписаний
«иными правовыми актами», то по этим вопросам
возможно принятие президентского указа
или правительственного постановления,
но не ведомственного нормативного акта.
В случае отсутствия таких
указаний нормы Кодекса или иного
федерального гражданско-правового
закона вообще не подлежат конкретизации
и тем более изменениям, так
как законодатель счел соответствующую
регламентацию исчерпывающей. Потому,
что согласно п. 4 ст. 3 Гражданского
кодекса даже постановления федерального
Правительства, содержащие нормы гражданского
права, могут приниматься им лишь на основании
и во исполнение федеральных законов или
президентских указов, т. е. основываться
на актах более высокого уровня. Прямое
и строгое соблюдение вышеизложенных
правил призвано сделать гражданское
законодательство четкой и непротиворечивой
системой, избавив его от многочисленных
неувязок, пробелов и противоречий.
2 Виды источников гражданского
права Российской Федерации
2.1 Законодательные акты
Все нормативные акты
в зависимости от их юридической
силы делятся на законодательные
акты и подзаконные нормативные
акты. Как нормативные акты высших
органов государственной власти
законодательные акты (законы) обладают
большей юридической силой по
отношению к подзаконным нормативным
актам. Конституция РФ в ст.
76 разграничивает федеральные конституционные
законы и федеральные законы.
Большей юридической силой, по
сравнению с федеральными законами
обладают федеральные конституционные
законы.
Рассматривая федеральные
конституционные законы можно
выделить Конституцию РФ, которая
обладает наиболее высшей юридической
силой среди других федеральных
конституционных законов. Являясь
основным законом нашей страны,
Конституция РФ содержит нормы
различных отраслей права, среди
которых есть нормы и гражданского
права (ст.20-25,35,36).
Отраслевые кодифицированные
нормативные акты в виде Основ
гражданского законодательства
и Гражданского Кодекса занимают
важное место в системе гражданского
законодательства. Они призваны
урегулировать все общественные
отношения, входящие в предмет
гражданского права, и являются
базой для развития всего текущего
гражданского законодательства на территории
РФ. (Ст.12 ГК), т. е. акта исполнительной
власти.
Гражданский кодекс
является основополагающим источником
гражданского права.
Стержневым (или центральным)
актом гражданского законодательства
России является Гражданский
кодекс. Данным положением он
обязан не только общему характеру
содержащихся в нем правил, но
также и требованию о том,
чтобы все иные гражданские
законы и законы, содержащие нормы
гражданского права, хотя бы
и принятые после введения
в действие Гражданского кодекса,
соответствовали его предписаниям
(п. 2 ст. 3).
2.2 Подзаконные нормативные
акты
После законодательных
актов (законов) ведущую роль
источников гражданского законодательства
играют правовые акты, издаваемые
президентом и Правительством
РФ. Входящие в эту группу нормативные
акты имеют подзаконный характер.
Тем не менее, при наличии
прямого указания в Гражданском
кодексе или в ином федеральном
законе соответствующее отношение
может быть урегулировано ими
иначе, чем это предусмотрено
в правилах Кодекса или другого
закона.
Президентские указы обладают
наибольшей юридической силой среди
подзаконных нормативных актов.
Если, к примеру, брать сферу прямо
не урегулированную нормами закона
то, по сути, правила указов у нас
имеют такое же значение, что и
закон, конечно только в том случае
если они не содержат прямых противоречий
ему.
В соответствии с постановлением
Съезда народных депутатов РСФСР
от 1 ноября 1991 г. «О правовом обеспечении
экономической реформы» проекты
президентских указов, издаваемые «в
целях оперативного регулирования
хода экономической реформы и
находящиеся в противоречии с
действующими законами», представлялись
на утверждение в парламент и в случае
их неотклонения в семидневный срок вступали
в силу, т. е. тем самым приобретали силу
большую, чем закон. Такой порядок действовал
в 1991— 1992 гг. и в настоящее время уже не
используется. В случае противоречия президентского
указа закону теперь применяется закон
как акт высшей юридической силы (п. 5 ст.
3 ГК). Многие указы Президента РФ по вопросам
экономического развития содержат гражданско-правовые
нормы. Те из них, которые были изданы до
принятия ГК или предусмотренных им законов
и содержат противоречащие им правила,
теперь могут применяться лишь в части,
соответствующей предписаниям Кодекса.
Президентские указы, изданные по вопросам,
которые согласно ГК могут теперь регулироваться
только законами, сохраняют действие до
принятия соответствующих законов.