Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2013 в 12:46, курсовая работа
Целью данной работы является выяснение понятия юридического лица, изучение предусмотренных законодательством организационно-правовых форм юридических лиц, способов участия различных видов юридических лиц в имущественном обороте и их ответственность.
При написании работы были применены формально-юридический, сравнительно-правовой методы исследования.
В ходе исследования предполагалось решить следующие задачи:
1) Изучить литературу по проблеме исследования.
2) Выяснить критерии, на основании которых классифицируются юридические лица в существующем российском законодательстве.
3) Охарактеризовать основные, предусмотренные законодательством, виды юридических лиц, основываясь на присущие им свойства.
Введение…………………………………………………………………….3
Глава 1. Понятие и признаки юридического лица………………….........5
Глава 2. Коммерческие юридические лица………………………….......11
2.1. Хозяйственные товарищества……………………………………….11
2.1.1. Полное товарищество……………………………………………...11
2.1.2. Товарищество на вере……………………………………………...14
2.2. Хозяйственные общества…………………………………………….16
2.2.1. Общество с ограниченной ответственностью…………………....16
2.2.2. Акционерное общество…………………………………………….19
2.2.3. Дочерние и зависимые общества………………………………….22
2.3. Производственный кооператив……………………………………...24
2.4. Унитарные предприятия…..…………………………………………28
Глава 3. Некоммерческие юридические лица…………………………...31
3.1. Потребительский кооператив………………………………………..31
3.2. Общественная и религиозная организация (объединения)………..33
3.3. Фонд…………………………………………………………………...35
3.4. Учреждения…………………………………………………………...37
3.5. Объединения юридических лиц (ассоциации и союзы)……….…..39
Заключение………………………………………………………………..42
Список использованной литературы…………………………………….44
Важное положение, касающееся внесения изменений в устав фонда и его ликвидации, закреплено в ГК РФ. Органы фонда могут принять решение об изменении устава только в том случае, если такая возможность прямо предусмотрена в уставе его учредителями, а основания ликвидации фонда определены практически исчерпывающим образом. Если возможность внесения изменений в устав не предусмотрена учредительными документами, то такое право предоставлено суду (ст. 119 ГК РФ).
Благотворительная или иная общественная деятельность фондов нуждается в постоянных материальных затратах, которые невозможно финансировать при отсутствии членских взносов (как в общественных организациях), ибо фонд не имеет фиксированного членства. Поэтому гражданское законодательство разрешает фондам участвовать в предпринимательской деятельности как непосредственно, так и через создаваемые для этих целей хозяйственные общества.
Предпринимательская
деятельность фонда должна соответствовать
общественно полезным целям, т.е. его
основным уставным задачам, носить строго
целевой характер, соответствующий
его специальной правоспособнос
3.4. Учреждение.
Учреждения представляют собой разнообразные виды некоммерческих организаций: органы государственного и муниципального управления, учреждения образования и просвещения, культуры и спорта, социальной защиты, основанных на государственной и муниципальной собственности, а также частные учреждения, созданные и финансируемые юридическими или физическими лицами – собственниками.
Учреждение – единственный вид некоммерческой организации, не являющейся собственником своего имущества, представляет собой остатки прежней экономической системы и не свойственно развитому товарному обороту. Опасность участия в гражданском обороте таких юридических лиц для третьих лиц смягчается правилом о дополнительной ответственности финансирующего их собственника по их долговым обязательствам.
С учетом этого закон не определяет даже наименования учредительных документов этих организаций: это может быть как устав, так и общее положение об организациях данного вида (ст. 52 ГК РФ), либо даже положение о конкретной организации, утвержденное ее собственником. С учетом многообразия видов учреждений ГК РФ допускает регламентацию их правового статуса как специальными законами, так и подзаконными актами, которые могут определять статус государственных и муниципальных учреждений (ст. 120 ГК РФ).
Будучи не собственником, учреждение обладает ограниченным вещным правом целевого характера на закрепленное за ним собственником имущество, которое названо правом оперативного управления (ст. 296, 298 ГК РФ) и участвует в предпринимательских отношениях в случаях, прямо предусмотренных его учредительными документами. При недостатке у учреждения денежных средств для погашения требования кредиторов последние вправе предъявлять эти требования к собственнику, финансирующему учреждение, и поэтому ГК РФ не предусматривает возможности банкротства учреждений.
Основным источником имущества учреждений является финансирование их собственником-учредителем по смете (которая и характеризует их имущественную обособленность в соответствии с п. 1 ст. 48 ГК РФ). Собственник может финансировать свое учреждение и частично, имея в виду возможность получения учреждением дополнительных доходов от разрешенной собственником хозяйственной деятельности, однако эти доходы, как и приобретенное за их счет имущество, хотя и учитываются учреждением на отдельном балансе, не становятся его собственностью (п. 2 ст. 298 ГК РФ).
Учреждение может быть реорганизовано или ликвидировано по воле собственника либо по решению суда в случаях, предусмотренных законом. В отношении государственных и муниципальных учреждений решение принимает уполномоченный собственником орган государственного управления, соответственно – орган местного самоуправления. Преобразование государственного или муниципального учреждения в коммерческую или некоммерческую организацию иной формы собственности допускается лишь в рамках законодательства о приватизации.
3.5 Ассоциации и союзы.
Ассоциации
или союзы – объединения
Ассоциации и союзы как коммерческих, так и некоммерческих организаций создаются для целей координации их деятельности, а также представления и защиты общих интересов, причем исключительно на добровольной основе. Участники такого объединения сохраняют полную самостоятельность (п. 3 ст. 121 ГК РФ), сами определяют характер созданного ими объединения и управляют его деятельностью, поэтому одно и то же юридическое лицо может состоять одновременно в нескольких ассоциациях и союзах.
Ассоциация
или союз, как некоммерческая организация,
не вправе участвовать в
Ассоциация (союз) – собственник имущества, переданного учредителями, включая их взносы, являющиеся основным источником образования такого имущества, которое может использоваться ассоциацией только для достижения своих уставных задач в строгом соответствии с ее целевой правоспособностью. Остаток имущества ассоциации, образовавшийся в случае ее ликвидации после удовлетворения претензий кредиторов, не подлежит распределению между учредителями, поскольку они не имеют права на имущество ассоциации.
Ассоциация
не несет ответственности по долгам
своих участников (т.к. не может участвовать
в предпринимательской
Прием в ассоциацию допускается по единогласному решению всех ее членов, и в этом случае на нового члена ассоциации может быть возложена дополнительная ответственность по долгам объединения, которые возникли до его вступления. Выход данного юридического лица из ассоциации допускается лишь по окончании финансового года, с тем, чтобы член ассоциации продолжал выполнять свои имущественные обязанности.
Ассоциации (союзы) действуют на основании двух учредительных документов – учредительного договора и устава, в которых участники договариваются о создании данной организации, включая компетенцию органов управления, порядок их формирования, условия и порядок реорганизации, а также ликвидации ассоциации и др. ГК РФ не предусматривает издания специальных законов, посвященных статусу и деятельности ассоциаций (союзов). Поэтому необходимые детали их правовой регламентации должны предусматриваться в их учредительных документах, с помощью которых учредители сами могут определить многие вопросы деятельности создаваемых ими объединений.
Ассоциации и союзы призваны служить достижению сугубо некоммерческих целей их участников.
Заключение.
Юридическое лицо в российском гражданском праве – это признанная государством в качестве субъекта права организация, которая обладает обособленным имуществом, самостоятельно отвечает этим имуществом по своим обязательствам и выступает в гражданском обороте от своего имени.
Существующая
в российском законодательстве классификация
юридических лиц обусловлена пе
В Гражданском кодексе указана классификация, где в зависимости от характера деятельности юридические лица подразделяются на коммерческие, имеющие основной целью извлечение прибыли, и некоммерческие организации, которые такой цели не предусматривают, но вправе заниматься предпринимательской деятельностью.
К числу коммерческих
организаций относятся
Все юридические лица в России проходят государственную регистрацию. Правоспособность юридического лица возникает в момент его создания, который приурочен к его государственной регистрации и прекращается в момент исключения его из единого государственного реестра юридических лиц.
Закон закрепляет организационно-структурные, имущественные и функциональные особенности, определяет правовой статус, порядок создания, реорганизации и ликвидации юридических лиц.
Таким образом, решая вопрос о выборе формы деятельности в той или иной сфере (осуществлять её как гражданин – физическое лицо или же создать организацию – юридическое лицо), необходимо предварительно изучить все особенности законодательства, определяющие положение юридических лиц вообще (в качестве субъектов гражданских прав и обязанностей), и нормы, касающиеся отдельных организационно-правовых форм юридических лиц. Такое знание важно и для тех, кто в ходе своей деятельности сталкивается с юридическим лицом, чтобы правильно определить его правовое положение, порядок и условия участия его в коммерческом обороте, ответственность, которую юридическое лицо или участники юридического лица будут нести по его обязательствам.
Список использованной литературы.